Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ НОРМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ, ПРОХОДЯЩИХ КУРС ППФП

Воротова М.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»
В данной статье представлены результаты и выводы эксперимента по внедрению Единого физкультурно-спортивного комплекса ГТО среди студентов вузов аграрного профиля, проходящих курс ППФП по дисциплине «Физическая культура». В последние годы в нашей стране ведется активная подготовка по введению современного комплекса ГТО. Проводятся большие экспериментальные исследования по определению содержания и структуры комплекса, наиболее оптимальных его нормативов. В связи с этим в условиях вуза необходимо проводить большую организационно-методическую работу по внедрению комплекса среди молодежи. С другой стороны, в настоящее время в связи с определенной стабилизацией и возникшими особенностями в сельскохозяйственном производстве, возникает необходимость активизировать работу по внедрению профессионально-прикладной физической подготовки студентов. В связи с этим актуальным является вопрос – какое влияние может оказать введение физкультурно-спортивного комплекса ГТО на организацию и методику профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов вузов аграрного профиля. Эксперимент, проведенный нами с целью ответа на поставленный вопрос, показал, что виды испытаний и в значительной степени нормы комплекса ГТО для студентов значительно совпадают с задачами по организации и методике ППФП будущих специалистов. Следует отметить также, что и виды спорта в определенной степени дополняют друг друга. Беговые виды ГТО полеводов, силовые виды – механизаторов, пулевая стрельба, туризм для специалистов лесного хозяйства и др. Таким образом, комплекс ГТО всецело содействует задачам профессионально-прикладной подготовки специалистов аграрного профиля.
выводы
результаты
студенты
испытания
нормативы
Единый Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс
профессионально-прикладная физическая подготовка
1. Воротова, М.С. Актуальные вопросы профессионально-прикладной физической подготовки в вузах аграрного профиля // Пути и проблемы реализации «Стратегия развития ф.к. и с. в РФ на период до 2020 г.». – Ижевск, 2013. – С. 44-46.
2. Качергин, Ю. Чтобы выполнить нормы ГТО, придется записываться в секции.
http://www.trud.ru/article/04-04-2014/1310385 (дата обращения 13 марта 2015 г).
3. Кондратюк, А. Путин подписал указ о возрождении норм ГТО [Москва], INTERFAX.RU. http://www.interfax.ru/russia/366810 (дата обращения 24 марта 2015 г).
4. Наговицын, Р.С. Программа подготовки к сдаче норм Всероссийского комплекса «ГТО» на основе мобильного обучения / Р.С. Наговицын, И.В. Владыкина, С.Ю. Сенатор // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 1. – С. 46-49.
5. Российская Федерация. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): постановление Правительства от 11 июня 2014г. № 540 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 2. п.18,Ст.3309.
6. Спирин, В.К. К проблеме разработки нормативных требований комплекса ГТО в контексте реализации здоровьеформирующего подхода к физкультурной активности населения РФ // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 11. – С. 94-97.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП) - специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. ППФП является важным средством подготовки выпускников вузов к предстоящей трудовой деятельности. Условия повседневной сельской жизни и профессиональные особенности трудовой деятельности специалистов сельскохозяйственного производства вызывают необходимость развития и совершенствования специальных физических качеств и навыков. Незаменимыми средствами в подобном случае являются те виды спорта, которые способствуют приобретению выносливости и закаленности организма, подготавливают специалистов к специфическим особенностям сельскохозяйственного труда [1]. В сельском хозяйстве выделяют 4 основные профессиональные группы, по которым определяют ППФП студентов: полеводов (агрономы и инженеры лесного хозяйства), животноводов (ветеринары и зооинженеры), механизаторов и электрификаторов, управленческого аппарата (экономисты и бухгалтера). Каждая из этих групп зависит от особенностей той или  иной профессии, от условий, характера и режима труда, степени тяжести, от уровня сформированности у специалистов физических, личностных и профессионально-важных качеств.

Задача полеводов состоит в совершенствовании соответствующего производства, управление трудом работников и специалистов - полеводов и инженеров лесного хозяйства. Характер профессии требует от специалистов полеводов таких важных прикладных качеств, как: общая выносливость, закаленность, сила отдельных групп мышц, умение ориентироваться на местности и др. В связи с этим ППФП полеводов должна включать развитие данных прикладных качеств, с помощью таких видов спорта, как бег на средние и длинные дистанции, бег на лыжах, туризм и ориентирование, спортивные игры, пулевая стрельба, силовые упражнения.

В группе животноводов имеются значительные различия в условиях и характере труда. Так, работа одних (зоотехников и ветеринаров) связана с большими переходами и переездами, других (кормление и разведение домашних животных) проходит на скотных дворах, фермах. Значит и ППФП животноводов отличается. Первым необходимо уметь управлять различными транспортными средствами, обладать хорошей закалкой, общей выносливостью и силой. Ветеринарам необходимо обладать большой физической нагрузкой и сложной координацией движений. Вторым необходимо с утра до вечера стоять на ногах, быть закаленными, устойчивыми к заболеваниям, обладать силовой выносливостью. Поэтому ППФП животноводов должна включать такие виды спорта, как тяжелая атлетика, легкая атлетика, гимнастика, лыжный спорт, конный спорт, спортивные игры, гребля и т.д.

Труд специалистов управленческого аппарата считается легким физическим, в то же время управленцы испытывают значительную гиподинамию, что требует от ППФП разнообразной общей физической подготовки. Им подходят все виды спорта и упражнения, а также гимнастика для глаз и позвоночника.

Специалисты механизаторы также подразделяются на 2 группы: водители самоходных агрегатов и машин (шоферы, трактористы) и специалисты стационарных установок (мотористы, слесари, электрификаторы). Поэтому работа одних связана с управлением транспорта, с большой психофизической нагрузкой, а других - со сложной координацией движений и работой в непростых условиях (на высоте, в узких помещениях и т.д.). Это требует выносливости, силы отдельных мышц, специальной координации движений. ППФП механизаторов должна включать: тяжелую атлетику, борьбу, гимнастику, спортивные игры, вело и мотоспорт, туризм и т.д.

В последние годы в связи со структурной перестройкой сельскохозяйственного производства (возникновение фермерских хозяйств, СХПП, ООО, а также и наличие колхозов и др.) в сельскохозяйственных коллективах значительно уменьшилось количество специалистов. Порой один специалист выполняет несколько функций (например: зоотехник и ветеринар, электрик и энергетик). Это особенно характерно для фермерских хозяйств. В связи с этим ППФП будущих специалистов должна быть универсальной. Каждый специалист должен обладать профессионально-прикладной физической подготовкой и полевода, и животновода, и механизатора. Поэтому и в вузе эта подготовка должна носить универсальный характер. На наш взгляд, широкий спектр воздействия занятий многоборьем ГТО делает эффективным средством воспитания основных физических качеств и жизненно необходимых прикладных навыков для всех 4-х групп профессий в сельском хозяйстве.

Введенный в 1930 г. комплекс ГТО сыграл важную роль в привлечении молодежи к занятиям физической культурой и спортом, в повышении их физической, спортивной и прикладной подготовки. В течение ряда десятилетий комплекс ГТО  являлся программно-нормативной основой, на которой строилось физическое воспитание в стране. С течением времени работа по ГТО стала терять былое значение и в 80-ые годы была практически прекращена. В связи со значительным снижением уровня здоровья и мотивации к занятиям физической культурой и спортом среди молодежи, Правительством РФ принято достаточно много решений по созданию системы оздоровления и улучшения физической подготовленности населения страны («Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 г.», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» и др.), а также утверждено Положение о возрождении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [5].

Введение нового физкультурно-спортивного комплекса ГТО создало благоприятные условия для дальнейшей работы по ППФП в целом и для специалистов сельхозвузов в особенности. Во-первых, возникло повышенное внимание к пропаганде занятий физической культурой и спортом. Во-вторых, благодаря подготовке к сдаче (и в целом в работе по комплексу) ГТО возможно улучшится ОФП специалистов. В-третьих, большое внимание будет уделяться прикладным видам спорта, которые входят в структуру ГТО: бег на лыжах, плавание, стрельба, силовые виды физических упражнений.

Учитывая сказанное, мы провели эксперимент со студентами, занимающимися по программе ППФП, суть которого состоит в том, какое влияние может оказать работа по комплексу ГТО, в частности, сдача нормативов при оценке уровня ОФП, которые характеризуются, в свою очередь степенью ППФП студентов - будущих специалистов сельскохозяйственного профиля.

Нами были внедрены так называемые современные нормы ГТО (2014 г.). В эксперименте проучаствовали 352 девушки и 157 юношей. Студенты академии сдавали следующие нормативы: бег на 100 м и 2 км, бег на лыжах 3 и 5 км, сгибание разгибание рук в упоре лежа, подтягивание на низкой и высокой перекладине, поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине, рывок гири, прыжок в длину с места. Нормативы включали показатели на определение уровня силы, скорости и выносливости студентов. Нас интересует, прежде всего, VI ступень комплекса (возраст 18-24 года), к которой относится большинство студентов.

У девушек сравнивались результаты выполнения бега на 100 м и 2 км, поднимания туловища из положения лежа на спине, подтягивания на низкой перекладине, сгибания разгибания рук в упоре лежа, бега на лыжах  3 км, прыжков в длину с места. Комплекс ГТО - VI ступень (женщины 18-24) представлен в таблице 1.

Таблица 1

VI ступень (женщины, 18-24 лет)

Виды испытаний

Золотой знак

Серебряный знак

Бронзовый знак

1.

Бег 100 м (сек)

16,5

17,0

17,5

2.

Бег 2000 м (мин., сек)

10.30

11.15

11.35

3.

Прыжок в длину с места (см)

195

180

170

4.

Подтягивание на низкой перекладине (кол-во раз)

20

15

10

5.

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз)

60

50

40

6.

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

14

12

10

7.

Бег на лыжах 3 км (мин., сек)

18.00

19.30

20.20

У юношей сравнивались данные результатов выполнения норм ГТО в беге на 100 м и 2 км, подтягивание на высокой перекладине, рывок гири, прыжок в длину с места и бег на лыжах 5 км. Комплекс ГТО - VI ступень (мужчины 18-24) представлен в таблице 2.

Таблица 2

VI ступень (мужчины, 18-24 лет)

Виды испытаний

Золотой знак

Серебряный знак

Бронзовый знак

1.

Бег 100 м (сек)

13,5

14,8

15,1

2.

Бег 3000 м (мин., сек)

12.30

13.30

14.00

3.

Прыжок в длину с места (см)

240

230

215

4.

Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз)

13

10

7

5.

Рывок гири (кол-во раз)

40

30

20

6.

Бег на лыжах 5 км (мин., сек)

23.30

25.30

26.30

Следует отметить, что данные нормативы комплекса ГТО являются несколько заниженными, по сравнению со стандартными нормами для студентов вузов как у девушек, так и у юношей, а значит, становятся более доступными для них.

Итак, студенты приняли участие в эксперименте, и мы получили определенные результаты. Проведя математико-статистическую обработку данных, мы представляем результаты норм комплекса ГТО девушек в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительные данные результатов выполнения норм комплекса ГТО девушками (в %).

Виды испытаний

Золотой знак

Серебряный знак

Бронзовый знак

Выполнили нормы

1.

Бег 100 м

21,9

14

24,2

60,1

2.

Бег 2000 м

5,6

11,2

18,2

35

3.

Прыжок в длину с места

24,7

29,3

15,4

69,4

4.

Подтягивание на низкой перекладине

23,9

6,5

1,4

31,8

5.

Поднимание туловища из положения лежа на спине

22,7

23,6

12,2

58,5

6.

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа

2,3

0,8

6,2

9,3

7.

Бег на лыжах 3 км

1,9

4,8

3,7

10,4

Из таблицы 3 видно, что девушки 2-го курса выполнили нормы ГТО, и лучший результат среди видов испытаний показан в прыжках в длину (выполнили 69,4 %). Особенно низкие результаты показаны в сгибании-разгибании рук в упоре лежа (выполнили 9,3 %) и в беге на лыжах - выполнили 10,4 %. Значительно хуже показатели в беге на выносливость 2000 м - 35 % выполнивших, и подтягивании на низкой перекладине, которое выполнили лишь 31,8 % испытуемых.

Дадим анализ выполнения нормативов комплекса ГТО юношами в таблице 4.

Таблица 4

Сравнительные данные результатов выполнения норм комплекса ГТО юношами (в %)

Виды испытаний

Золотой знак

Серебряный знак

Бронзовый знак

Выполнили нормы

1.

Бег 100 м

7,5

44,8

44,8

97,1

2.

Бег 3000 м

6,3

20,2

21,5

48

3.

Прыжок в длину с места

21

29,3

38,8

89,1

4.

Подтягивание на высокой перекладине

14

26,1

45,8

85,9

5.

Рывок гири

18,5

15,9

47,1

81,5

6.

Бег на лыжах 5 км

10,8

14,6

17,2

42,6

Как видно из таблицы 4, у юношей результаты выполнения норм ГТО значительно лучше, особенно в беге на скорость и скоростно-силовую подготовленность. Но проблемными остаются результаты на выносливость (в беге на лыжах 5 км) - 42,6 % выполнивших, а также в беге на 3000 м - 48 % испытуемых справились с нормами.

Подводя итог, мы пришли к следующим выводам, что девушки имеют слабые результаты в упражнениях на силу рук и в беге на  лыжах, как и юноши. Хуже справились с выполнением нормативов девушки, по сравнению с юношами. Что говорит о недостаточном развитии важнейших прикладных качеств выносливости и силы у специалистов аграрного профиля. Это обстоятельство требует повышения уровня физической подготовки и необходимости уделять особенное внимание на занятиях по физической культуре разносторонней подготовке студентов, делая упор на силу и выносливость.

Таким образом, мы ответили на вопрос - какое влияние может оказать введение физкультурно-спортивного комплекса ГТО на организацию и методику профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов вузов аграрного профиля. Проведенный нами эксперимент показал, что виды испытаний и нормы комплекса ГТО для студентов значительно совпадают с задачами по организации и методике ППФП будущих специалистов. Можно сделать вывод, что комплекс ГТО всецело содействует задачам профессионально-прикладной подготовки специалистов аграрного профиля.

Рецензенты:

Гибадуллин И.Г., д.п.н., профессор, директор института ФК и С им. Тихонова ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова», г. Ижевск;

Новокрещенов В.В., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова»,  г. Ижевск.


Библиографическая ссылка

Воротова М.С. ВЛИЯНИЕ НОРМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ, ПРОХОДЯЩИХ КУРС ППФП // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18978 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674