Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандаурова А.В. 1
1 Тарский филиал ГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина»
В статье рассматривается вариант построения методологии исследования актуальной для современной педагогической науки и практики проблемы – изменения социального взаимодействия в педагогической деятельности. Современная педагогическая деятельность более других социальных функций подвержена влиянию социальных изменений, что требует изучения данного феномена, разработки теоретических, методологических положений и инструментальной базы для изучения. Для эффективного социального взаимодействия в педагогической деятельности на современном этапе педагога следует готовить, для чего необходима теоретико-методологическая основа. В статье анализируются ряд методологических подходов с возможными методами и процедурами исследования заявленной проблемы Наряду с применяемыми ранее в социологии подходами к изучению социальных изменений (процессуально-деятельностного, социокультурного, стратификационного, функционального), в статье рассматриваются возможности социально-критического, антропологического, андрагогического, потребностно-информационного, этогенического, ситуационного подходов. Реализация каждого подхода подкрепляется эмпирическими данными, полученными в ходе исследования.
педагогическая деятельность.
социальное взаимодействие
изменения
методы исследования
методологический подход
методология
1. Андреева, Г. М. Психология социального познания: учебное пособие. – М.: Изд-во: Аспект-пресс, 2000. – 290 с.
2. Бордовская, Н. В. Педагогическая системология: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 464 с.
3. Кандаурова, А. В. Проблемные поля социального взаимодействия в педагогической деятельности, обусловленные социальными изменениями // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – Омск, 2015. – № 1(19). – С.96-102.
4. Стерелюхин, А. И. Подготовка студентов университета к формированию методологических знаний учащихся в условиях профессионально-ориентированной среды: дисс… канд. пед. наук. – Тамбов, 2011. – 199 с.
5. Суртаева, Н. Н. Методологические подходы к построению инновационного пространства непрерывного педагогического образования / Н. Н. Суртаева, А. А. Макареня, С. В. Кривых // Человек и образование. – 2014. – № 2. – С. 18-24.
6. Титова, Е. В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 23 с.
7. Тэшфел, А. Эксперименты в вакууме // Современная зарубежная социальная психология. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. – С. 229-243.
8. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. – М., 1997. – 444 с.
9. Ярская, В. Н. Методология науки: время как метод // Поволжский торгово-экономический журнал. – 2011. – № 3. – С. 76-87.

В широком смысле под методологией понимается способ познания, форма организации научного знания, научно-познавательной деятельности. В общем виде методология представляется в двух аспектах, выполняющих две функции: дескриптивную, то есть описательную, формирующую теоретический аппарат (понятийное поле исследуемого явления, объекта) и прескриптивную, создающую нормативные ориентиры для предстоящего исследования. Известный методолог Э.Г.Юдин дает такое определение: «Методология - наука о методе в самом широком смысле, конкретизация собирательного понятия метод раскрывается в концептуальном аппарате, в понятиях научного сообщества, научной картины мира, научных подходов и концепций, научных технологий, методов, исследовательских программ, стандартов, методик, нормативов» [8]. Методология научного исследования - это форма организации научного знания и научной деятельности, содержащая основные принципы, соответствие структуры и содержания задачам исследования, включая методы, проверку истинности результатов, их интерпретацию, - считает Ярская В.Н. [9]. А.И. Стерелюхин пишет: «под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности» [4]. Таким образом, методология как способ познания (изучения объекта, явления) строится на принципах, как ведущих идеях, которые в свою очередь определяют, структурируют основные подходы, как ведущие исследовательские стратегии, методы как способы теоретического и эмпирического исследования. Особая методологическая задача заключается в выборе подходов. Н.Н. Суртаева, А.А. Макареня, С.В. Кривых методологическому подходу дают такое определение: «совокупность взаимосвязанных элементов концепции (идеи, цели, принципы, ценности, способы, методы, формы), органично выстроенной на основе выделенной доминирующей целевой установки, выполняющей системообразующую роль в построении педагогического знания» [5, С.21]. Современная педагогическая методология оперирует значительным разнообразием подходов, в том числе разработанных и обоснованных в русле педагогических исследований, а также заимствованных и адаптированных из других научных дисциплин. Безусловно, такое положение дел в педагогической методологии оправдано интеграцией современного научного знания, расширением категориального пространства науки педагогики, расширением функций педагогической деятельности. Вместе с тем Н.В. Бордовская, отмечая, что в современных педагогических исследованиях встречается большое разнообразие подходов, делит их на три группы: «утвердившиеся, общепринятые на междисциплинарном уровне подходы как методологические ориентиры научной деятельности педагогов; подходы, которые нуждаются в уточнении своего эвристического, методологического, прикладного потенциала при решении научных проблем и практических задач; подходы-"однодневки"» [2, С. 34]. Современное назначение подхода уточняет Е.В. Титова, считая, что подход позволяет построить педагогическую теорию или концепцию; обновить исследовательский аппарат ученых; раскрыть теоретические положения, которыми руководствуются педагоги в своей деятельности [6].

Целью данной статьи является рассмотрение методологии изменения социального взаимодействия в педагогической деятельности на современном этапе. Сложность построения методологии в изучении данного феномена заключается в его междисциплинарном характере, поскольку понятия «изменение», «социальное взаимодействие» изначально выступали понятиями социологии и философии и не так давно стали рассматриваться в социологии образования и в философии образования. Следовательно, построение методологии изучения данной проблемы должно опираться на принцип интеграции научного знания. Решая данную задачу, прежде всего стоит определиться в содержании основных понятий исследуемой проблемы. Так, под социальным взаимодействием понимаются взаимонаправленные действия социальных субъектов в рамках определенных социальных статусов, заинтересованных в достижении цели и взаимовыгодного результата своих действий, протекающие в определенном пространственно-временном формате, реализующие определенные социальные роли и функции в социальной ситуации. Широко используемое в педагогическом дискурсе понятие педагогического взаимодействия, безусловно, представляет частный вид социального взаимодействия и характеризуется очевидной нормативностью социальных позиций, социальных ролей и социальных функций субъектов взаимодействия (учитель-ученик, учитель-родитель). «Социальное взаимодействие в педагогической деятельности» - понятие, определяющее более широкие социальные связи и отношения, включающее всех субъектов образовательных отношений (родителей, обучающихся, социальных партнеров, систему дополнительного и профессионального образования, общественность), социальные условия и социальную ситуацию с учетом окружающей социокультурной среды.

Изменения социального взаимодействия в педагогической деятельности можно рассматривать, с одной стороны, как собственно социальные изменения и как следствия социальных изменений - с другой. Под социальными изменениями в социологии понимают необратимые перемены социальной системы, происходящие в течение времени, затрагивающие социальную систему в целом, ее взаимоотношения, структуру, образцы поведения, взаимодействия компонентов, ценности, нормы, функции.

Под изменениями социального взаимодействия в педагогической деятельности мы понимаем сложные процессы изменения системы социального взаимодействия, касающиеся любого из компонентов ее структуры (субъектов, цели, действий, функций, ситуации и условий) или системы в целом, вызывающие дестабилизацию, деструкцию и необходимость адаптации к новым условиям взаимодействия. На изменения социального взаимодействия в педагогической деятельности влияют практически все социальные изменения, происходящие в обществе и в мире: от процессов социально-экономического, нормативного, идеологического реформирования отрасли образования, до мощного развития науки, техники, вплоть до обусловленных глобализацией процессов. Актуальность проблемы заключается в том, что именно педагогическая деятельность оказалась наименее гибкой, наименее адаптивной в период масштабных, динамичных, разнонаправленных социальных изменений современности. Социальное взаимодействие в педагогической деятельности, отражающее все социальные изменения, происходящие «за стеной школы», вызывает напряжение, ситуацию риска, эмоциональный дискомфорт в педагогической деятельности, снижает результаты педагогической деятельности в целом (образовательные, воспитательные). Такие процессы, как социальная стратификация, миграция все чаще рассматриваются в педагогической печати как дестабилизирующие, расшатывающие социальные параметры системы образования.

Принципами изучения данного феномена в рамках разрабатываемой методологии выступают следующие: принцип полисубъектности, поскольку современное социальное взаимодействие в педагогической деятельности является абсолютно полисубъектным на разных уровнях (уровень учителей-учеников, уровень учителей-руководителей, учителей-родителей; учителей-социальных партнеров, и др.); принцип социокультурной обусловленности, отражающий необходимый учет социокультурной обусловленности педагогической деятельности, влияния на нее всех происходящих в мире социальных изменений, меняющих сам формат социального взаимодействия современного человека, в том числе и в педагогической деятельности; принцип субъектности, субъектной активности, подчеркивающий учет активности самого субъекта социального взаимодействия как проводника (а нередко и инициатора) изменений.

Концептуальными теоретическими обоснованиями изучения изменений социального взаимодействия в педагогической деятельности являются следующие:

- ведущим и наиболее трудным фактором в постижении феномена социального изменения является человеческий фактор. Человек, оказываясь под влиянием изменений, испытывает чувства неопределенности, риска, напряжения ввиду разрушения имеющихся у него стереотипов социального поведения и взаимодействия и необходимости освоения новых стратегий социального взаимодействия. (П. Штомпка, П.А. Сорокин);

- повышение адаптивных возможностей человека, стабилизация его социального взаимодействия возможны через обучение, переквалификацию, ресоциализацию, в процессе которых человек осознает перманентность, объективность изменений и принимает их (А. Щюц, П.А. Сорокин, П. Штомпка Г.М. Андреева);

- процесс обучения педагогических кадров в ситуации и к ситуации изменений должен быть непрерывным, в формате формального, неформального и информального образования, представлять собой систему организованных образовательных условий для самообразования и саморазвития педагогов как субъектов социального взаимодействия;

- в основе системы подготовки педагогических кадров к эффективной педагогической деятельности в условиях перманентных социальных изменений лежит концептуальное положение о необходимости осознания и интериоризации понимания перманентности, объективности, необратимости социальных изменений, что должно инициировать субъектно активную деятельность по самоизменению субъекта.

Выбор и обоснование методологических подходов к изучению изменений социального взаимодействия в педагогической деятельности соответствуют логике исследования. К изучению собственно социального взаимодействия, как основе социальной структуры и функционирования общества в определенных социально-культурных условиях, традиционно применяется социокультурный подход. Социальные изменения во всех существующих социологических теориях непременно изучались с применением функционального, процессуального подходов, поскольку, по словам А. Тойнби: «Исследование человеческих отношений в движении, будучи более реалистичным, несомненно, плодотворнее любой попытки изучать их в воображаемом состоянии покоя». В исследовании изменений социального взаимодействия в педагогической деятельности данные подходы также имеют место.

Специфика изменений социального взаимодействия в педагогической деятельности на современном этапе (стратификационные, миграционные процессы) требует применение стратификационного подхода (М. Вебер, К. Девис, У. Мур, Т. Парсонс, В.В. Радаев, П. Сорокин, О.И. Шкаратан); выявление зависимости возникающих проблем в современной педагогической деятельности от социальных изменений предполагает применение социально-критического подхода (В.П. Борисенков, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров, В.А. Никитин, А.Г. Пашков, С.Д. Поляков, А.В. Репринцев, И.Д. Фрумин). Применение антропологического, андрагогического подходов также оправдано, поскольку важнейшей задачей решения проблемы является обучение педагогических кадров к работе в новых условиях.

Дальнейшая разработка методологии научного исследования предполагает выбор методов в соответствии с обоснованными подходами и инструментальными задачами исследования. Метод исследования связан с подходом к обоснованию и интерпретации нового научного знания, каковым в исследовании выступает феномен изменения социального взаимодействия в педагогической деятельности. Представим возможности предложенных подходов к выбору методов исследования, а также некоторые примеры эмпирического исследования.

Социокультурный подход к изучению изменений в обществе, общественных трансформаций (А.С. Ахиезер, Н.И. Лапин) позволяет анализировать изменения культурные, политические, хозяйственные и пр. По мнению ученых при социокультурном подходе в центре внимания всегда оказывается человек активный (социальный) и его система ценностей, как основание любой культуры. Методом исследования изменений в рамках данного подхода является анализ ценностей и характера социального взаимодействия в педагогической деятельности. Ценность социального взаимодействия в педагогической деятельности выступает однозначной профессиональной позицией, определяющей выбор стратегии социального взаимодействия педагога в условиях изменений. Так, педагог в ситуациях социального взаимодействия независимо от этнических, религиозных, стратификационных особенностей обучающихся не допускает дифференциации по любому из параметров, если в основе его педагогической деятельности лежит принцип гуманности, толерантности, детоцентризма.

Процессуально-деятельностный подход предполагает оценку изменений процесса социального взаимодействия в педагогической деятельности, которая может осуществляться в ходе анкетирования педагогов, самоанализа, самооценки, а также экспертной оценки. В ходе исследования были определены основные проблемы, с которыми сталкиваются современные педагоги на фоне социальных изменений. Так, более тысячи педагогов, принявших участие в опросе, в 100 % отмечают деструктивное влияние социальных изменений на свою профессиональную деятельность. Среди проблем, оказывающих наибольшее влияние, педагоги называют социальную стратификацию (86 % опрошенных), динамичное развитие науки и техники (76 %), миграционные процессы (64 %).

Методология применения функционального подхода к изменениям функций профессионально-педагогической деятельности в новых социокультурных условиях обоснована в работах Е.В. Пискуновой. Диагностические методы (анкетирование, самоанализ), анализ нормативных документов (в частности «Профессиональный стандарт педагога») дают возможность изучить обусловленность изменений функций социального взаимодействия в педагогической деятельности современным этапом развития и изменения общества. Так, по результатам исследования в современных условиях педагог испытывает проблемы в организации взаимодействия с разными категориями обучающихся (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети-мигранты, дети с девиантным поведением, агрессивные дети), что подтверждает необходимость освоения новых функций, компетентностей.

Социально-критический подход к исследованию изменений социального взаимодействия в педагогической деятельности позволит изучить особенности конфликтных ситуаций в социальном взаимодействии в педагогической деятельности, выраженность и степень психологической напряженности, динамику эмоционального выгорания с помощью эмпирических методов анкетирования, тестирования, экспертных оценок, анализа документов. Результаты эмпирического исследования подтверждают, что подавляющее большинство педагогов (93 %) признают деструктивное влияние социальных изменений на социальное взаимодействие и на педагогическую деятельность в целом; 87 % педагогов испытывают состояние стресса, эмоционального выгорания, хронической усталости как результатов ежедневного напряжения и необходимости принятия решений в ситуации неопределенности и риска.

Потребностно-информационный подход в методологии исследования изменений социального взаимодействия в педагогической деятельности предполагает учет базовых социально значимых потребностей педагогов, обучающихся, родителей в их единстве и противоречивости, выяснения механизмов их рассогласования и поиска условий их удовлетворения (П.В. Симонов, Г.К. Зайцев, Г.М. Брадик, П.М. Ершов и др.). Данный подход позволяет изучить степень удовлетворенности социально ценных ожиданий субъектов образовательных отношений с применением анкетирования, социального опроса, социального рейтинга и общественной экспертизы образовательных организаций.

Одним из новых подходов в педагогике является этогенический подход. Его суть заключается в том, что познание социального окружения, особенно проблемного, возможно через «единственный надежный путь - дискурс: обсуждение, обговаривание с другими наблюдаемых эпизодов. В ходе дискурса повышаются шансы познать и должным образом интерпретировать социальное окружение, которое постоянно изменяется: эпизоды следуют один за другим в разных ситуациях» [1]. А. Тешфел считает, что именно ситуации социальной нестабильности (изменения) становятся проблемой выбора поведения (социального взаимодействия) для человека [7]. Методами данного подхода, позволяющие изучить педагогический дискурс, могут являться анализ документов (контент-анализ материалов форумов, совещаний, конференций, публикаций; планы педагогических советов и совещаний), а также анализ диссертационных исследований [3].

Применение ситуационного подхода как учет и анализ событийно-повседневных сюжетов, фактов, ситуаций, реально происходящих событий (социальные факты, ситуации социального взаимодействия в педагогической деятельности), представляющих обширный пласт эмпирического материала для исследователя. Применение данного подхода целесообразно и на формирующем этапе, при организации обсуждения с педагогами (родителями, детьми различных сюжетов, ситуаций социального взаимодействия, вызванных изменениями), с использованием метода сценирования в процессе обучения педагогов для развития социальной мобильности, социальной гибкости, компетентности социального взаимодействия в изменяющихся условиях.

Заключение

Таким образом, даже краткий обзор возможных методологических подходов и методов к изучению изменений социального взаимодействия в педагогической деятельности подтверждает масштабность, вариативность, полинаучность проблемы изменения социального взаимодействия в педагогической деятельности. Вместе с тем апробация рассмотренных подходов подтвердила возможность их применения в рамках исследования на современном этапе. Перспективы исследования данной проблемы заключаются в разработке механизмов исследования, диагностического инструментария и апробации в системе дополнительного профессионального педагогического образования.

Рецензенты:

Милованова Н.Г., д.п.н., профессор, проректор по научной работе АОУ ДПО (повышение квалификации) специалистов, ТОГИРРО, г. Тюмень.

Кривых С.В., д.п.н., профессор, проректор по учебно-методической работе ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования»,           г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Кандаурова А.В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19040 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674