Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Карасева Л.М. 1 Карасев Е.М. 1 Виноградов П.В. 1
1 Филиал ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» в г. Стерлитамаке
В статье исследуетсяпроблема формирования информационной компетентности в процессе научно-исследовательской работы студента. Информационная компетентность, как многомерный результат профессионального образования, объединяет когнитивный, личностный, технико-технологический, коммуникативный и рефлексивный компоненты. Формирование информационной компетентности осуществляется в соответствии с принципами профессиональной направленности образования, развития творческой активности будущего инженера. В статье приведен и обобщен опыт организации научно-исследовательской работы студентов в филиале ФГБОУ ВПО «УГАТУ» в г. Стерлитамаке. Рассмотрена научно-исследовательская работа студентов, включенная в учебный процесс и дополняющая его. Приведена практико- и профессионально-ориентированная тематика курсовых работ, тем рефератов и докладов для научно-практических конференций. Освещен вопрос влияния научно-исследовательской работы студентов на формирование информационной компетентности.
профессиональная направленность обучения.
научно-исследовательская работа студентов
информационная компетентность
профессиональное образование
1. Абсалямова Г.Х. Разработка программного средства для подведения итогов внутрисеместровой промежуточной аттестации студентов / Г.Х. Абсалямова, Е.М. Карасев, Л.М. Карасева // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 3. -URL: www.eduherald.ru/120-11889.
2. АлешинаИ.Н. Психологические особенности влияния социальных ожиданий на формирование профессиональной направленности студента педагогического института: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1988. – 20 с.
3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука: Изв. Урал. отделения РАО. - 2005. №3(33). С.27.
4. Карасев Е.М. Функциональная модель единой информационной системы вуза / Е.М. Карасев, П.В. Кулаков // Современное общество, образование и наука: сборник науч. трудов по материалам междунар. научно-практ. конф.: в 9 частях. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. –Ч. 7. - С. 87-89.
5. Карасева Л.М. Моделирование учебной деятельности как условие формирования информационной компетентности студентов технического вуза / Л.М. Карасева, А.В. Дорофеев // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8 (часть 3). – С. 717-721.
6. Карасева Л.М. Формирование информационной компетентности студентов технического вуза / Л.М. Карасева, А.В. Дорофеев // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. - URL: www.science-education.ru/109-9334.
7. Кулаков П.А. Критерии оптимизации расписания учебных занятий вуза / П.В. Кулаков,Е.М. Карасев // Наука и образование в жизни современного общества: сборник науч. трудов по материалам междунар. научно-практ. конф. : в 12 частях. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. –Ч. 10. -С. 107-109.
8. Кульга К.С.Автоматизация проектирования модельных комплектов для отливок базовых деталей мехатронного станочного оборудования / К.С. Кульга, П.В. Виноградов // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. – 2014. № 10. – С. 8-16.
9. Кульга К.С., Карюгин А.А., Головицин А.Ю., Мухаметзянов Р.Р., Рахматуллин В.Р., Николаев Д.А., Елепина Е.П., Гаитова А.А. Применение CAD/CAE-систем для проектирования компоновок гибких производственных систем для механообработки корпусных деталей // CAD/CAM/CAE Observer: международный информационно-аналитический журнал. 2014. – №6 (90). – С.51-62.
10. Многомерные модели в проектировании профессионального образования: монография / А.В. Дорофеев, Л.М. Карасева, А.Ф. Латыпова. – Стерлитамак: СФ БашГУ, 2014. – 192 с.
Информатизация современного общества и широкое внедрение в промышленность наукоемких технологий, специфика решаемых инженерных задач, требующих объединения усилий специалистов разного профиля и выходящих за пределы возможностей одной науки, приводит к пересмотру результатов образования. В данных условиях студент должен обладать не только системой специальных знаний, навыков и умений, но и комплексом определенных качеств личности, обеспечивающих его адаптацию и конкурентоспособность на современном рынке труда, умение работать в команде, ориентироваться в часто противоречивых потоках информации. Поэтому главной задачей системы образования является подготовка выпускника, обладающего высокой квалификацией и профессиональной компетентностью.

Знание и информация в современных условиях информатизации общества и производства являются наиболее востребованными ресурсами, что позволяет считать обладание выпускниками информационной компетентностью, как одной из составляющих профессиональной подготовки студентов, необходимым и многомерным результатом обучения в вузе [5].

Информационная компетентность студента нами рассматривается как многомерный результат профессионального образования, включающий когнитивный (Кг), технико-технологический (Тт), личностный (Лч), коммуникативный (Км) и рефлексивный (Рф) компоненты, характеризуется оперированием информацией разной природы как в индивидуальной, так и в профессиональной деятельности [10]. Формирование ИК осуществляется в трех направлениях: при изучении базового курса информатики; в рамках естественно-научных, гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин; в научно-исследовательской работе студента [6].

Рассмотрим более детально формирование информационной компетентности студентов в процессе научно-исследовательской работы студентов при изучении дисциплин информационного цикла.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), встроенная в образовательный процесс и дополняющая его,является неотъемлемым элементом образовательного процесса, способствует профессиональному росту студента, а также его подготовке к послевузовскому образованию. К первому виду НИРС относят написание рефератов, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, творческо-исследовательских заданий, выполняемых в рамках учебного занятия. Основная задача внеучебной НИРС − индивидуализация процесса обучения и выход за рамки учебных программ. Элементами НИРС, которые необходимо внедрять с младших курсов, являются: выполнение индивидуальных курсовых и творческих заданий, подготовка докладов для научно-практических конференций и конкурсов, написание научных статей, участие в олимпиадах [5].

С целью активизации НИРС в рамках студенческой Недели науки в филиале ежегодно проводится научно-практическая студенческая конференция, включающая в себя секции кафедры естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин. В 2012 году в рамках Недели науки работало 2 секции кафедры, на которых свои доклады представили 20 студентов филиала, в 2013 году – 3 секции с 37 докладами, в 2014 году – 5 секций с 36 докладами. Стоит отметить, что в 2014 году 75% докладов носило практико-ориентированный характер.

Студенты филиала принимают активное участие в научно-практических конференциях вузовского, регионального, всероссийского и международного уровня,публикуют статьи с результатами исследований, проведенных как индивидуально, так и совместно с преподавателями, в сборниках трудов конференций и в научных журналах (рисунок 1).

Рис. 1. Участие студентов в НИРС кафедры

При выполнении индивидуальных курсовых и творческих заданий, подготовке докладов на научно-практические конференции и конкурсы необходимо учитывать профессиональную направленность обучения, рассматриваемую в педагогических исследованиях с двух сторон. С одной стороны, под профессиональной направленностью понимается ориентация системы потребностей, мотивов, интересов и склонностей личности на положительное отношение к будущей профессии [2]. С другой, профессиональная направленность обучения реализуется через решение проблемы отбора и построения содержания образования на основе межпредметных связей общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин [3].

Профессиональная направленность и межпредметностьНИРС повышает практическую значимость дисциплин и мотивирует студентов на их изучение.Кроме того, в последнее время неотъемлемой частью ее выполнения является применение компьютерных и информационных технологий. Темы курсовых работ и докладов выступлений на научно-практических конференциях должны иметь практико-ориентированный характер испособствовать формированию обобщенных способов деятельности и развитию творческого потенциала выпускника.

При выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ возможна следующая тематика: структурный синтез гибких производственных систем (техническое предложение) с применением CAD/CAE-систем и метода конечных элементов [9]; выполнение конструкторской документации на сборочную единицу с использованием CAD-систем;проектирование и создание базы данных электрических двигателей или учет потребления электроэнергии машиностроительного предприятия с использованием настольных СУБД; определение значения скорости, при которой сила тяги двигателя летательного аппарата уравновешивается силой сопротивления воздуха; разработка экономических информационных систем.

При подготовке рефератов, докладов на научно-практические конференции предлагаются следующие темы: исследование вопросов использования компьютерных технологий или искусственного интеллекта в авиастроении, машиностроении; проектирование объектов параметрических библиотек CAD-систем; проблемы использования инновационного программного и аппаратного обеспечения в создании виртуальных (3D-геометрических) моделей и физических прототипов деталей авиа- и машиностроения; автоматизация образовательного процесса филиала (автоматизированное составление расписания учебных занятий, база данных для хранения расписания учебных занятий, мобильное и web-приложения для отображения расписания учебных занятий[7], создание приложений для автоматизации подведения итогов внутрисеместровой промежуточной аттестации студентов и результатов сессии[1]).

В рамках научно-исследовательской работы научного руководителя студенты проводят следующие исследования: использование свободно распространяемого программного обеспечения в учебном процессе; выявление состава и сформированности информационной компетентности студентов филиала[6], автоматизация организации образовательного процесса филиала (управление кафедрой, студенческий отдел кадров)[4]; автоматизация проектирования модельных комплектов для отливок базовых деталей мехатронного станочного оборудования[8].

Одним из решений формирования информационной и профессиональной компетентности студентов также является вовлечение студентов в соревновательный процесс студенческих олимпиад и конкурсов вузовского, регионального, всероссийского и международного уровней. Это позволит развить не только творческий потенциал студента, но и объективно оценить его компетентность, а также наметить пути ее совершенствования.

Силами нашей кафедры организуются: 1-й отборочный тур Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф. Можайского, победители которого принимают участие в региональном туре, проводимом на базе головного вуза; Региональная олимпиада по физике среди учащихся средних школ и студентов вуза южного региона Республики Башкортостан. Студенты нашего филиала принимают участие в одном из авторитетных и масштабных проектов в области научно-технического творчества молодежи ‑международной студенческой олимпиаде CAD-OLYMP, проводимой под эгидой Всемирной недели предпринимательства и при поддержке Министерства образования РФ, ведущих компаний разработчиков САПР-систем. Основная цель проведения направлена на улучшение взаимодействия науки, образования и промышленного комплекса, создание условий повышения престижа инженерных специальностей конструкторско-технологического профиля.С 2012 г. студенты ФГБОУ ВПО «УГАТУ» и его филиала в г. Стерлитамаке активно участвуют в олимпиаде CAD-OLYMP как в личном, так и в командном зачетах (таблица 1), с 2013 г. кафедра проводит региональный отборочный тур.

Таблица 1

Результаты участия студентов УГАТУ в олимпиадах CAD-OLYMP в номинации «Трехмерное проектирование»

Год проведения олимпиады

Количество участников

Количество участников, представлявших УГАТУ

Максимально достигнутый результат (место)

2012

32

1

4

2013

50

2

15

2014

159

4

5

Следует отметить, чтонаучно-исследовательская работа студентовпредполагает:

‑ формирование способности к углублению, обобщению, систематизации знаний;

‑ развитие организаторских, информационных, исследовательских и коммуникативныхумений, способствующих успешной адаптации современной молодежи в изменяющейся социально-экономической сфере страны;

‑ повышение мотивации к изучению дисциплин информационного цикла, осознание значимости информации в современном обществе и необходимости соблюдать законы информационной безопасности;

‑ развитие инновационного, креативного мышления будущих специалистов;

‑ формирование способности к саморазвитию и самореализации;

‑ готовность будущих специалистов к творческой реализации полученных знаний, умений и навыков, методологии научного поиска и опытаисследовательской работы в дальнейшей профессиональной и индивидуальной деятельности;

‑ осознанное применение информационных и компьютерных технологий, технических средств при решении научных, учебных и профессиональных задач.

Влияние НИРС на формирование компонентов информационной компетентности представлено на рисунке 2.

 

Рис.2. Формирование информационной компетентности в процессе НИРС.

Таким образом,научно-исследовательская работа студентов,проводимая в различных формах коммуникативных ситуаций и содержании профессиональной подготовки, реализующаяся с опорой на совместную работу преподавателя и студента и направленная на осуществление дальнейшей учебной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности, является условием формирования информационной компетентности.

Рецензенты:

Гималтдинов И.К, д.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой прикладной информатики и программирования, СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.

Муравьева Е.А., д.т.н.,доцент, заведующая кафедрой «Автоматизированные технологические и информационные системы», СФ ФГБОУ «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Стерлитамак.


Библиографическая ссылка

Карасева Л.М., Карасев Е.М., Виноградов П.В. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19041 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674