Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Башмакова Н.И. 1 Громова О.Н. 1 Залялютдинова З.А. 2 Рыжова Н.И. 3
1 НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»
2 ГБОУ СОШ №221 в г. Санкт-Петербург
3 ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО
В статье авторами рассматривается актуальность развития и основные подходы к определению содержания правовой компетентности в контексте ее востребованности современным специалистом гуманитарного профиля в рамках его будущей профессиональной сферы и деятельности. Основываясь на существующих научно-методологических подходах и результатах многочисленных исследований, авторы обосновывают необходимость понимания сути правовой составляющей профессиональной деятельности каждым будущим специалистом в условиях глобализации современного социума. При этом авторы показывают необходимость определить место ценностной составляющей в структуре правовой компетентности, обусловленной тем, что кроме знаний правовых норм определяющее значение в формировании их собственной правовой компетентности имеют личностные качества субъекта, его отношение к существующей системе права. Кроме того, в статье приводится идея, что каждый современный специалист должен понимать правовую составляющую своей профессиональной деятельности не только как умение пользоваться рядом нормативно-правовых документов при решении своих профессиональных задач, но и уметь при их решении использовать ценностную и мотивационную составляющие права, уметь пользоваться гражданскими правами и обязанностями как своими, так и других членов современного социума в рамках своей гуманитарной профессиональной сферы.
виктимологическая составляющая
профессиональная подготовка в вузе
правовая подготовка специалиста гуманитарного профиля
ценностная и мотивационная составляющие права
правовая деятельность
правовая компетентность
право
1. Агибалова Е.Н. Правовая компетентность в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции) // Государство и право. 2001. – № 10. – С. 18.
2. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. / С.С. Алексеев. - М.: Статус, – 2009. - 51 с.
3. Аграновская Е.В. Правовая компетентность и обеспечение прав личности /Е.В. Аграновская. - М., 1998. – 37 с.
4. Батайкин В.П. Правовая культура в условиях социальной модернизации России: социально-философский анализ // Автореф. на соиск. степ. к. филос. наук. - М. 2011.
5. Башмакова Н.И., Королева Н.Ю., Рыжова Н.И. Направления развития профессиональной подготовки в гуманитарном ВУЗе в условиях поликультурной социально-образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/117-13459 (дата обращения: 09.01.2015).
6. Башмакова Н.И. Медиация как феномен и актуальная составляющая профессиональной деятельности современного специалиста в условиях глобализации социума // Мир науки, культуры, образования. 2015. №1. С.76-79.
7. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. – СПб., 2002 – С. 120.
8. Гладких В.Г. Стратегия развития креативного потенциала будущего дизайнера в профессиональной подготовке // Образование и общество. http://www.jeducation.ru/6_2010/31.html.
9. Глобализация образования: компетенции и системы кредитов / Под общей редакцией профессора Ю.Б. Рубина. - М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005.
10. Громова О.Н. Актуальные направления развития профессиональной подготовки в ВУЗе будущих специалистов для экономической сферы в условиях глобализации современного социума // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/121-17964 (дата обращения: 23.04.2015).
11. Громова О.Н., Рыжова Н.И., Чайка В.Н. Ценностные ориентиры как основа духовной составляющей профессиональной деятельности специалиста в условиях трансформации современного социума // Преподаватель 21 век, 2014, № 4, C. 17-28.
12. Громова О.Н., Рыжова Н.И. Виктимологическая профилактика и защита как основа профессиональной виктимологической подготовки специалистов для новой экономики // Мир науки, культуры, образования. 2015. №1. С.8-13.
13. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С.34-42.
14. Карева А.В. К вопросу о формировании правовой компетенции специалиста социально-культурного сервиса и туризма // Педагогическое образование в России. 2009. № 4. C.145.
15. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая компетентность: Методические проблемы / Н.М. Кейзеров – М. Юрид.лит., 1982. – 24 с.
16. Концепция-2020: развитие образования [Электронный ресурс] // Учительская газета. URL: http://www.ug.ru/issues07/ (дата обращения: 09.01.2015).
17. Коротун А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2010. - 16 с.
18. Литвиненко М.В., Рыжова Н.И. Направления развития системы подготовки специалиста в условиях информатизации образования // Информатика и образование. 2007. №7. С.119-121.
19. Махрова М.В. Хузина А.Х. К вопросу об определении критериев правовой компетентности. // Вестник Оренбургского государственного университета. Выпуск № 2. 2008. С.9.
20. Рыжова Н.И., Харченкова Л.И. Профессиональная подготовка специалиста гуманитарного профиля в области межкультурной коммуникации: концепция фундаментализации обучения и структура содержания // Мир науки, культуры, образования. 2011. №6-2. С.251-254.
21. Рыжова Н.И., Ставцева О.И. Ценности и смыслы в эпоху глобализации // Вопросы культурологии. 2013. № 12. С.6-12.
22. Рыжова Н.И., Бух В.В., Соколов Д.А., Королева Н.Ю., Медянова П.В., Коновалов Д.В. Формирование информационно-правовой компетентности специалистов гуманитарного профиля в условиях информатизации профессиональной подготовки в ВУЗе. // Педагогическое образование на Алтае, 2012, № 1, С.198-210.
23. Рыжова Н.И., Ускова С.А., Залялютдинова З.А. Характеристика показателей целостности образовательного процесса, обеспечивающих его результативность в условиях вызовов современности // Мир науки, культуры, образования. 2015. №1. С.115-119.
24. Скурту И.Г. Виктимологические аспекты профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних: Автореф. дис. ... к-та юрид. наук. – СПб, 1996. – 216 с.
25. Соколов Н.Я. Основные направления исследований профессионально юридической группы // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории.– М., 2011. – 48 с.
26. Суходольский Г.В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности. – СПб.: Издательство С.-Петербургского гос. университета, 1998. 220 с.
27. Туровский М.Б. Философские основания культурологи / М.Б. Туровский. - М.: РОССПЭН, 1997. – 40 с.
28. Филанковский Д.В. Аспекты формирования правовой компетентности специалиста неюридического профиля в условиях ВУЗа / Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск № 6. 2011. С.173.
29. Шагиева Р.В. Концепция правовой деятельности в современном обществе: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – Москва, 2006. - 36 с.
30. Юрасюк Н.В. Формирование правовой компетентности будущего менеджера на основе ситуационного подхода: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Калининград, 2009. – 23 с.
В новых социально-экономических и нормативно-правовых условиях развития российской государственности, обусловленной глобализацией современного общества, существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню правовой подготовки как для современных специалистов фактически любой профессиональной сферы, так и для всех членов общества. Это связано с тем, что вся система современного высшего профессионального образования сегодня направлена на подготовку мобильного, высококвалифицированного специалиста, обладающего высокой степенью профессионализма, необходимого для решения профессиональных задач в условиях глобализации [5, 9, 10, 16, 18, 20].

При этом особое внимание в данном направлении уделяется подготовке специалистов гуманитарного профиля, где взаимосвязи на профессиональном уровне «человек-человек» при решении проблем требуют особого внимания как с нормативно-правовой точки зрения, так и ценностной [11, 21]. В данном контексте хочется отметить, что правовая составляющая профессиональной деятельности или правовая компетентность специалиста предполагает социально-личностную активность человека, причем не только в профессиональной деятельности, но и в других видах.

К сожалению, в настоящее время в существующей научно-методической литературе отсутствует единое понимание правовой компетентности, в частности, будущего специалиста гуманитарного профиля. Хотя разные подходы к определению понятия правовой компетентности вовсе не исключают друг друга, а скорее дополняют ее составляющие. Что касается проблемы формирования и развития правовой компетентности, то вопросы ее структуры, модели и критерии сформированности, на наш взгляд, разработаны в недостаточной степени. На сегодняшний момент можно указать лишь небольшое количество методических и научно-исследовательских работ (например, И.Л. Бачило, В.Д. Элькина, С.Г. Чубуковой, С.Ф. Вольской, А.А. Зайцева, А.В. Шумаковой, Р.В. Шагиевой и др.) и диссертационных исследований (среди них работы А.Е. Алешиной (2008), Л.Г. Арсентьевой (1996), С.В. Бредневой (2009), А.С. Аникиной (2011), В.Ю. Маноляка (2007), А.А. Жигулина (2003), В.И. Стымковского (2011), А.В. Коротун (2004), М.В. Непобедного (2010), В.М. Боера (1993), В.В. Кожевникова (1992), Г.А. Фирсова (2006), Р.В. Шагиевой (2006) и др.), в которых рассматриваются проблемы формирования правовой деятельности, правовой компетентности и/или правовой культуры специалиста, но в основном специалиста юридического профиля, что и порождает соответствующий интерес исследователей к данной проблеме.

Цель исследования

Цель данной статьи - определить составляющие содержания правовой компетентности специалиста гуманитарного профиля. Для этого нами приводится в статье анализ наиболее актуальных подходов и направлений исследований по проблемам развития содержания профессиональной подготовки в области права для современных специалистов гуманитарного профиля.

Как отмечает Н.В. Юрасюк [30], общество сегодня выдвигает принципиально новую совокупность ценностей, в основе которой - общая компетентность специалиста, а в качестве одной из ее составляющих - правовая компетентность. При этом, как отмечает автор со ссылкой на Д.В. Филанковского [28, c.173], правовая компетентность специалиста, как и любого гражданина, «подразумевает собой знание и выполнение им социальных норм и правил поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством согласно его полномочиям, правам и обязанностям». Поэтому правовое образование служит обязательной составной частью как общей профессиональной подготовки специалиста вообще, так и вариативной или специальной подготовки, в частности, например: в области межкультурной коммуникации, или в области медиационно-коммуникационной деятельности, или в рамках виктимологической подготовки и др.

Таким образом, для профессиональной подготовки будущего специалиста гуманитарного профиля в условиях глобализации современного социума и трансформации ценностей актуальным является не только формирование правовой компетентности специалиста как таковой в традиционном понимании, но и развитие ее содержания в контексте ценностных и мотивационных составляющих современного понимания права и обучение этим аспектам в рамках дисциплин профессиональной подготовки, имеющих нормативно-правовое содержания конкретной профессиональной сферы [11, 21].

Материал и методы исследования

Выступая в роли социального субъекта, специалист гуманитарного профиля (психолог, юрист, преподаватель, конфликтолог и др.), реализуя свои права и обязанности в рамках существующей системы правоотношений, должен обладать правовой компетентностью.

Между тем, результаты изучения проблемы правовой подготовки специалиста гуманитарного профиля и самого понятия «правовая компетентность» (см., например, работы В.Ф. Вакурова, И.В. Кархалева, М.В. Махровой, А.Х. Хузиной и др.) позволяют нам утверждать, что по данной проблеме, имеющиеся теоретико-прикладные исследования недостаточны, а проблема поиска подходов к определению содержания правовой компетентности специалиста гуманитарного профиля - малоизучена.

Обобщая вышесказанное, отметим, что недостаточность разработанности указанной проблемы, и ее особая практическая значимость для реализации конституционного положения РФ об обеспечении и защите прав и свобод человека как в жизни, так и в профессиональной сфере выявляет противоречие между потребностью в специалистах (в частности, специалистов гуманитарного профиля) с высоким уровнем правовой подготовки и существующим уровнем их правового образования.

Так, например, исследуя проблемы правовой культуры в условиях социальной модернизации России, В.П. Батайкин [4] отмечает, что процесс качественной профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля невозможен без освоения необходимых правовых знаний, которые служат одним из важных элементов их профессиональной подготовки, т.к. требует решения ряда вопросов, а именно накопления и усвоения:

  1. знаний основ и общих принципов права и государства, правового положения личности в обществе, конституционных прав и обязанностей человека и гражданина;
  2. знаний отдельных отраслей права и законодательства, которые непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью специалистов гуманитарного профиля;
  3. умений и навыков практического применения юридических знаний, в том числе в сфере процессуального законодательства, правотворчества и др.

Если обратиться к действующим ФГОС ВПО, то можно заметить, что с первой задачей достаточно успешно справляется такая дисциплина, как «Правоведение», присутствующая в содержании профессиональной подготовки большинства специалистов и обеспечивающая выполнение требований к профессиональной подготовке. Что же касается связи предлагаемой студентам нормативной базы и будущей профессиональной деятельности, то здесь, действительно, существует проблема, требующая разрешения и препятствующая накоплению знаний и умений практического применения нормативно-правовых знаний.

Но вместе с тем отметим, что познание правовых норм не является самоцелью для специалиста. Эти знания должны «работать», «действовать» на его благо и на благо профессионального коллектива. Соответственно, достаточно важным является уяснение объекта защиты в профессиональном поле специалиста в той или иной профессиональной области. А вот этот аспект как раз и не обеспечен, на наш взгляд, предлагаемыми учебными программами.

На наш взгляд, данные вопросы требуют отдельных разносторонних научно-методических решений таких проблем, как:

  • развитие и уточнение понятия «правовая компетенция» и его теоретический анализ применительно к процессу формирования компетенций у будущих специалистов гуманитарного профиля;
  • выделение основных подходов к содержанию понятия правовой компетентности;
  • выявление оптимального состава содержания дисциплин, направленных на освоение будущими специалистами нормативно-правовой документальной базы для гуманитарных профессиональных сфер; и др.

Учитывая вышесказанное, в данной статье мы считаем необходимым придерживаться следующего плана изложения: во-первых, коротко проследить развитие данного понятия в исторической ретроспективе; во-вторых,  выделить основные подходы к содержанию понятия «правовая компетентность»; в-третьих, обосновать выбор определения правовой компетентности применительно к дальнейшему ее исследованию как составляющей профессионально-педагогической, или социально-психологической, или медиационно-коммуникативной, или виктимологической деятельности современного специалиста гуманитарного профиля.

Рассматривая развитие понятия «правовая компетентность» в исторической ретроспективе, отметим, что системные исследования данного вопроса начали предприниматься еще в 60-70-е годы XX века в работах правоведов Е.В. Аграновской [3, с. 37], С.С. Алексеева [2, с. 51], Н.М. Кейзерова [15, с. 24], которые трактовали правовую компетентность как особое качественное состояние правовой жизни.

Однако основополагающие подходы к содержанию современного понимания «правовой компетентности» были сформулированы только в 80-е годы ХХ века. Заметим, что разработка данного понятия происходила без учета социально-философского аспекта проблемы.

До конца ХХ века комплексное определение понятия «правовая компетентность», которое соответствовало бы его сущностному содержанию, отсутствовало; не рассматривалось данное понятие и в соотношении с такими категориями, как духовность, ее философской, социальной и правовой интерпретацией.

В ХХI веке правовая компетентность понимается как развивающаяся система правовых ценностей (правосознание, правовая культура, законодательство, правопорядок, правовая деятельность), созданных и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры человечества; правовой деятельности, осуществляемой на основе принятых ценностей.

В настоящее время сложились различные подходы к пониманию сущности «правовой компетентности», на которой мы и остановимся в дальнейшем изложении.

Аксиологический подход к определению содержания понятия «правовая компетентность», представленный исследователями Е.Н. Агибаловой [1, с. 18.], А.В. Коротун [17, с. 53], основывается на философском изучении именно ценностного аспекта культуры и дает возможность определить нравственные основы правовой компетентности, объективные свойства ее нормативности. В данном случае «прослеживается связь правовой компетентности и нравственности членов общества, без которой правовая компетентность невозможна». Так, например, придерживаясь позиции Е.Н. Агибаловой [1], мы отмечаем, что право и мораль исторически взаимосвязаны как социальные регуляторы поведения человека, а в профессиональной сфере реализуются через правовые компетентности, формируемые в профессиональной подготовке специалистов гуманитарного профиля. Мы соглашаемся и с точкой зрения А.В. Коротун [17], считаем, что правовая компетентность - это «интегральное свойство личности, основанное на признании правовых ценностей, отражающее ее готовность и способность применить систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на эффективное выполнение данной деятельности».

Функциональный подход к определению понятия правовой компетентности, представленный в исследованиях М.В. Махровой и А.Х. Хузиной [19, с. 9], опирается на функциональное исследование правовой компетентности в юридической науке. Основное предназначение функционального подхода состоит в уяснении роли правовой компетентности под углом зрения деятельности субъектов права, критерием которой служит соответствие ее высшим ценностным критериям права. В данном случае под правовой компетентностью понимается «совокупность всех элементов юридической надстройки, рассматриваемых в динамике». Используя функциональное определение правовой компетентности, можно говорить и о связи ее содержательной стороны со степенью развитости социальных качеств субъектов права, активной преобразующей роли человеческого мышления в сфере правовой компетентности.

Деятельностный подход к определению содержания понятия правовой компетентности (представленный в исследованиях Е.В. Аграновской, С.С. Алексеева, В.Г. Гладких, И.М. Кейзерова, Н.Я. Соколова и др.) акцентирует внимание на различных сторонах или характеристиках человеческой деятельности. В этом аспекте компетентность понимается как синоним деятельности или, точнее, как специфический способ человеческой деятельности. Так, Е.В. Аграновская [3, c. 37] подчеркивает, что правовая компетентность возникает, развивается и преобразуется с помощью деятельности.

В рамках деятельностного подхода И.М. Кейзеров [15, c. 24] определяет правовую компетентность как деятельность «такого качества, при котором наступает ее соответствие выработанным в правовой сфере ценностям, согласованность поведения с правовыми нормами, включая в себя использование, соблюдение и исполнение предписаний правовых норм, в результате чего происходит постоянное обогащение системы правовых культурных ценностей и дальнейшее гармоническое развитие самого человека».

Согласно точки зрения В.Г. Гладких [8], определяющим критерием достижения цели профессиональной деятельности специалиста является только реальная практика. Н.Я. Соколов [25, c. 48] предполагает, что правовая компетентность может рассматриваться как «совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества».

Подтверждение вышеизложенной идеи о том, что правовая компетентность фиксирует адекватный вид отношений - правовых отношений, мы находим и у С.С. Алексеева [2], который считает, что правовую культуру следует рассматривать как «общее состояние «юридических дел» в обществе, то есть состояние законодательства, работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, установление правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права».

Культурологический подход к определению содержания понятия правовой компетентности, представленный в исследованиях М.Б. Туровского [27], акцентирует внимание на последней, как на сегменте единого феномена культуры конкретного общества. Компетентность в данном случае рассматривается только как социальное явление, а не философское. По существу это означает, что правовая компетентность отражает определенный вид общественных отношений, а именно, отношения между обществом и правом (государством). На таком основании, в частности, выделяют политическую, экономическую, нравственную культуру и так далее.

Если рассматривать правовую компетентность как часть общей культуры с культурологической точки зрения, то становится ясным, как происходит становление человека как субъекта культуры, как субъекта правовой компетентности. Суть такого становления, подчеркивает М.Б. Туровский [там же, с. 40], заключается в разрешении следующей антиномии: «С одной стороны, будучи центром деятельности, он является творческим началом, ибо предвидимый им результат предстает в качестве проблемы. Но, с другой стороны, положить цель можно только в формулах опыта, заданных человеку под видом надиндивидуально-безличной программы». Мы согласны с М.Б. Туровским в том, что именно опыт является основой для разрешения противоречия и последующего становления человека как субъекта культуры.

Таким образом, анализ представленных выше подходов к определению и развитию содержания понятия «правовая компетентность», которые задают общую направленность осмыслению различных точек зрения, показывает, что формирование этого понятия потребовало привлечения различных типов знания (культурологического, этического, педагогического и экономического). Обобщая сказанное, можно заметить, что по существу мы имеем дело с междисциплинарным подходом к анализу определения содержания понятия «правовая компетентность». Кроме того, из имеющихся трактовок «правовой компетентности», наиболее уместным применительно к нашему исследованию представляется определение А.В. Каревой [14], рассматривающее правовую компетентность как компонент профессиональной подготовки специалиста. При этом этот компонент имеет в качестве общей цели формирование правовых знаний и умений как теоретической основы в целом, так и компонента правовой компетентности будущего специалиста в контексте [там же, с. 145]:

  • обеспечения необходимого уровня систематизированных знаний о праве, процессе его применения и правовой действительности;
  • развития правовых интересов, правовой культуры, правового мышления и сознания, правовых чувств, познавательных и практических умений;
  • формирования научного правового мировоззрения и связанных с ним иных качеств - нравственных, эстетических и др.;
  • развитие способностей к правовому самообразованию, потребностей и умений в совершенствовании правовых знаний.

Тем не менее, в данном контексте следует отдельно упомянуть и результаты диссертационного исследования Р.В. Шагиевой [29, с. 28], в котором рассматривается Концепция правовой деятельности в современном обществе и проблемы формирования правовой деятельности у будущих юристов, но которые следует, по нашему мнению, адаптировать и для других специалистов с учетом особенностей их профессиональной деятельности и сферы.

В этом исследовании указано, что категория «правовая деятельность» необходима для фиксации всех деяний, признаваемых нашим обществом и государством правильными, справедливыми, какими бы субъектами они ни осуществлялись. Правовая деятельность как деятельность практическая представляет собой определенный вид социальной активности личности, мотивированно осуществляемой в различных сферах общественной жизни в целях удовлетворения ее разнообразных потребностей способом, который признается обществом и государством правильным, справедливым [29].

В данной трактовке, на наш взгляд, правовая деятельность может быть свойственной и для любого другого специалиста, а не только для юриста. Тем более что правовая составляющая хотя бы на уровне применения нормативно-правовой документации присутствует в любой профессиональной сфере. Кроме того, если для специалистов юридического профиля понимание правовой деятельности и компетентности существует (см. ФГОС-3 ВПО по направлению «Юриспруденция»), то в стандартах для специалистов любого другого профиля (в том числе и гуманитарного) в этом стандарте имеются дисциплины или разделы в ряде дисциплин профессиональной подготовки, способствующие развитию правовой деятельности и профессиональной компетентности этих специалистов. Но надо отметить, что предлагаемое содержание этих дисциплин или разделов имеют фрагментарный нормативно-правовой характер.

Так, например, в ФГОС-3 ВПО для развития правовой компетентности у современного специалиста гуманитарного профиля имеются следующие дисциплины:

  • для педагога по различным направлениям - «Нормативно-правовое обеспечение образования»;
  • для конфликтолога - в вариативной части ФГОС ВПО «Правоведение»;
  • для психолога - «Правоведение»;
  • для специалиста в области рекламы и PR - «Правовое обеспечение рекламной деятельности»;
  • для специалиста в области туриндустрии - «Правовое обеспечение деятельности в туристской индустрии», а в вариативной части ФГОС ВПО «Правоведение»; «Правовое обеспечение транспортных услуг» и «Туристские формальности».

ФГОС «Три плюс» ВО предлагает ВУЗам самостоятельно определять дисциплины вариативной части. Как следствие, ВУЗ волен определять правовые программы, способствующие формированию профессиональной компетентности современного специалиста. Становится очевидным не только актуальность формирования у современного специалиста правовой компетентности, но и актуальность определения ее составляющих, которые необходимо развить на профессиональном уровне у современного специалиста гуманитарного профиля (в том числе и у педагога) в контексте его профессиональной подготовки в ВУЗе. Умение осуществлять конкретный вид деятельности специалистом в своей профессиональной сфере на практике, позволяет говорить и о его компетентности в этом конкретном виде деятельности. Поэтому, прежде чем перечислить составляющие правовой компетентности специалиста гуманитарного профиля, нам необходимо перечислить составляющие самой правовой деятельности современного специалиста.

На наш взгляд, их прообразом можно считать умения, определяющие правовую деятельность специалиста в области юриспруденции, выделенные Р.В. Шагиевой [29]:

  1. Толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;
  2. Обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;
  3. Юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
  4. Разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
  5. Принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;
  6. Вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
  7. Систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Таким образом, в основе правовой компетентности для специалиста гуманитарного профиля лежит так же правовая деятельность, а ее составляющие включают в себя деятельностные индивидуальные способности будущего специалиста и качества, определяющие его возможности и умения в области правовых знаний и юридических норм профессиональной сферы, а именно [22]:

  1. Самостоятельно искать и анализировать, формулировать основные нормативные акты, регламентирующие деятельность в своей профессиональной сфере.
  2. Выполнять должностные обязанности с учетом нормативно-правовой базы в той или иной профессиональной сфере.
  3. Осуществлять предупреждение правонарушений и устранять причины и условия, способствующие их совершению в рамках своей профессиональной сферы.
  4. Квалифицированно толковать нормативно-правовые акты в рамках своей профессиональной сферы или выполняемой профессиональной деятельности.
  5. Применять оптимальные решения в своей профессиональной сфере согласно нормативным документам и положениям действующего законодательства.

В данном контексте заметим, что бесспорным и очевидным является состояние нормативности в правовой компетентности, основанной на законе, содержащем правовые нормы. Не вызывают сомнения и утверждения относительно того, что нормативность является основой правовой компетентности в связи с тем, что именно закон является формой выражения права. Однако сведение правовой компетентности к знаниям законов и умению использовать их в своей профессиональной деятельности считаем существенным сужением ее составляющей. Подобное заключение основано на необходимости определения места ценностной составляющей в системе понимания правовой компетентности. Право само по себе является ценностью, так как механизм его действия основан на идеях справедливости. Право представлено обществу как мощный регулятор организованности всех его членов и отдельных социальных институтов.  Право возникло в процессе развития общества в целях удовлетворения потребностей и интересов его граждан. Право ограничивает вседозволенность, определяя пределы свободы личности, позволяя тем самым обеспечить необходимый правопорядок в обществе.

Определяя правовую компетентность нельзя исключать из ее структуры такую категорию как мораль, под которой следует понимать совокупность ценностей, принципов и норм, ориентирующих человека в своем реальном поведении. Так, например, согласно Е.К. Веселовой [7], моральные нормы - это правила, образцы, которые выступают в качестве блага и примера нормального поведения в обществе.

Таким образом, право и мораль являются взаимообуславливающими категориями. Моральные принципы учитываются при принятии правовых норм. Право всегда подвергается моральной оценке. Реализация права осуществляется также под воздействием субъективно воспринятых моральных норм. Категория морали является основной в определении правового поведения личности, т.е. поведения законопослушного, правомерного или же противоправного. Из чего следует, что, кроме знаний правовых норм и умения их правильно применять, большое значение для формирования правовой компетенции имеют идеи, взгляды, настроения субъекта, воспринимающего правовую действительность, препятствующие негативному отношению к действующей системе права, законности и правопорядку в обществе в целом.

Опираясь на мнение Г.В. Суходольского [24, с. 54], мы видим результаты ценностной составляющей правовой компетентности только в том случае, если субъектом будут осмысленно восприниматься как ценности нормы права и морали, правила поведения в социуме, уважение к закону.

Противоправность поведения некоторых субъектов профессиональных отношений, либо простое социальное отклонение от норм права обуславливает актуальность введения виктимологического блока в процесс формирования правовой компетентности будущих специалистов гуманитарного профиля. Поведение человека не является исключительно реакцией на внешние раздражители, оно всегда включается в систему осознанных, волевых поступков. Соответственно, в поведении человека причина и следствие находятся в состоянии обратной связи. Причинная связь между свойствами личности потенциальной жертвы и ее поведением, так же, как и между направленностью этого поведения и конечным результатом, носит вероятностный характер. Именно вероятностный характер причинных связей поможет нам уяснить и ряд виктимологических позиций. Между личностью потенциального потерпевшего и его поведением находится объективная категория - конкретная жизненная ситуация, которая порождает определенный вариант его поведения в строгом соответствии с личностными качествами человека. Нередко личностные качества, проявляющиеся в конкретной жизненной ситуации, определяют содержание и направленность поведения жертвы [24]. Это объяснение замкнуло круг элементов, составляющих правовую компетентность, являющихся при всей своей самостоятельности, взаимозависимыми и взаимообуславливающими.

В итоге мы пришли к выводу, что в результате профессиональной подготовки в ВУЗе у специалиста фактически любого профиля должно быть сформировано некоторое целостное социально-профессиональное качество, содержащее правовые, нравственные и виктимологические аспекты [12], позволяющие ему успешно выполнять задачи профессиональной сферы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в условиях глобализации современного социума и трансформации ценностей.

Результаты исследования и их обсуждения

Подытоживая сказанное выше, на наш взгляд, целесообразно рассматривать правовую компетентность как составляющую профессиональной компетентности специалиста гуманитарного профиля, отражающую специфику предметной области и профессиональной деятельности, и определять ее как интегральное свойство личности будущего специалиста в той или иной профессиональной сфере, которое: (1) основано на правовых ценностях общества и (2) отражает готовность и способность данной личности применять систему нормативно-правовых знаний и умений использовать эти знания при решении профессиональных задач конкретной профессиональной сферы.

Заключение

Описанные в данной статье материалы представляют собой теоретические и некоторые методологические основы, актуальные для исследования различных аспектов и составляющие профессиональные компетенции современных специалистов конкретных профессиональных сфер, необходимые авторам для реализации своих идей в рамках, проводимых под руководством профессора Н.И. Рыжовой, диссертационных исследований по проблемам профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля в контексте формирования:

a) медиационно-коммуникативной компетентности в условиях развития поликультурной социально-образовательной среды гуманитарного ВУЗа (Н.И.Башмакова [6]);

b) виктимологической компетентности специалистов для экономической сферы в условиях глобализации современного социума (О.Н.Громова [12]);

c) информационно-правовой компетентности учителей и руководителей образовательных учреждений (З.А.Залялютдинова [23]).

Рецензенты:
Харченкова Л.И., д.п.н., профессор кафедры рекламы и связей с общественностью НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов», г. Санкт-Петербург;

Каракозов С.Д., д.п.н., профессор, первый проректор ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Башмакова Н.И., Громова О.Н., Залялютдинова З.А., Рыжова Н.И. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19264 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674