Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФЕНОМЕН ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Долинина И.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пермский научный исследовательский политехнический университет»
Рассмотрены методологические основы гражданского образования. Описана трансформация явления с позиции парадигмальности, целеполагания и гражданского участия. Работу в представленном научном направлении мы проводим в течение двадцати лет, пройдя путь от теоретических основ к практике и выработке современной научной теории. Впервые цель гражданского образования осмыслена в контексте способности и готовности к гражданскому участию. Представленная методология гражданского образования содержит интегративные возможности и направленность на оптимизацию управлением педагогическим процессом, удовлетворение актуальных педагогических запросов в исследуемой сфере. В результате педагогического процесса необходимо прийти к подготовленности к гражданскому участию. Принцип гражданского участия подразумевает, что интересы всех слоев общества должны быть представлены в политическом процессе и учитываться при принятии решений. Апробация элементов методологии осуществлена на широкой экспериментальной основе в различных государственных институтах и общественных организациях. Выявлены существующие риски в развитии гражданского образования.
подготовленность к гражданскому участию
гражданская политическая культура
парадигма
методология
гражданское образование
1. Болотина Т.В. О состоянии гражданского образования в России. - М., 2004. - С. 1.
2. Долинина И.Г. Гражданский форум – оптимальная педагогическая среда формирования политической культуры // Высш. образование сегодня. – 2007. – № 11. – С. 53–55.
3. Долинина И.Г. «Гражданином быть обязан…» - формирование политической культуры // Высш. образование сегодня. – 2013. – № 1. - С. 71–74.
4. Долинина И.Г. Индивидуальные, общечеловеческие и гражданские ценности в контексте политической культуры учащихся // Педагогика. – 2009. – № 7. – С. 119 -121.
5. Долинина И.Г. Концепция формирования политической культуры гражданского типа // Акмеология. – 2007. – № 4. - С. 156–161.
6. Долинина И.Г. Молодежный гражданский форум: формирование институционального опыта школьников // Народное образование. – 2009. - № 9. - С. 232-235.
7. Долинина И.Г. Сознание и поведение молодежи в контексте гражданской политической культуры // Социально-гуманитарное знание. – 2011. - № 1. - С. 162-170.
8. Долинина И.Г. Политическая культура студентов: готовность к гражданскому участию // Власть. – 2013. - № 5. - С. 135-139.
9. Долинина И.Г. Формирование политической культуры в контексте современного образования // Философия образования [Издательство Сибирского отделения РАН (Новосибирск)]. – 2006. – № 2. – С. 137-143.
10. Сандакова Л.Г. Информационно-технологическая парадигма образования: гуманистическая сущность и концептуальные основы : дис. … докт. филос. наук. Социальная философия 09.00.11. – Улан-Удэ, 2003. – С. 325.
11. Dolinina I. Civic culture at pedagogical activity in contemporary Russia «Life Science Journal». - 2014; 11(5). – URL: http://www.lifesciencesite.com.
12. Dolinina I.G. The State of Political Culture among Youth in the Formation of Russia/ Advances in educational technologies // International Journal of Educational and Information Technologies. - 2014, 8. - P. 328-336.
13. Dolinina I.G. The Activity of Student Public Organisations in the Formation of Civic Political Culture. Russian Sociology on the Move: Abstracts & Papers of Russian Sociologists for the 17 World Sociological Congress Sociology on the Move in Gothenburg, Sweden, Yuly 11-17, 2010. – Moscow – Gothenburg, 2010. - C. 582-584.
14. Dolinina I. The State of Political Culture among Youth in the Formation of Russia/ Advances in educational technologies // Proceedings of the 2014 international conference on education and modern educational technologies (EMET 2014). Switzerland. – 2014. - February. - P. 57-60.
15. Dolinina I. The Political Culture of Civic Type: Methodology of Formation. Mathematics end Computers in Science and Engineering. Series – 31. - P. 173-178.
Развитие постиндустриального социума в России обуславливает потребность в гражданине, подготовленном к гражданскому участию в реализации политических норм и вступающих в силу законов, дающих право взаимодействовать с государственными и правовыми институтами. Исследования нередко отмечают у значительной части населения отсутствие чувства сопричастности с судьбами страны и региона, желания внести личный вклад в благосостояние общества. Этим обусловлен переход к гражданско-информационной парадигме образования, которая моделирует экспликацию гражданственности и информационности - процесса как целостного феномена его частей, связанных социальной детерминированностью: гражданственности как цели образования и информационности как адекватных условий  и средств  реализации прав и свобод граждан, их ответственности за свои действия.

На протяжении более двадцати лет гражданское образование в России развивалось специфическим путем: внедрялись различные новаторские для нашего  традиционного образования формы и методы, преобразования формировались эмпирико-индуктивным путем посредством наблюдения, систематизации и описания фактов. На основе объяснения фактов и их осмысления выдвигались  гипотезы и теоретические концепции. Однако этот этап не получил должного развития, о чем свидетельствует факт того, что идеи гражданского образования отражены в нормативных документах Минобрнауки, но фрагментарно и недостаточно концептуализированно. Поэтому преждевременно говорить об  осуществлении  активного  преобразования в заранее предусмотренном, прогностически обоснованном направлении развития образования на формирование гражданина  правового государства и гражданского общества.

Теория  гражданского образования как система воззрений делится на официальную, создаваемую на национальном уровне (Указом Президента РФ от 28 апреля 2011 г. Пр-1168 «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (от 17 декабря  2010 г. № 1897), Письмом Минобразования РФ № 13-51-08/13 от 15.01.2003 г. «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»),  наднациональном (Хартией Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека (утверждена в рамках Рекомендации CM/Rec (2010) 7 Комитета министров), Рекомендацией Rec (2002) 12 Комитета министров Совета Европы по воспитанию демократической гражданственности, Рекомендацией Rec (2003) 8 Комитета министров Совета Европы о продвижении и признании внеформального образования/обучения молодежи), и научную, создаваемую в университетах и общественных педагогических объединениях.

Гражданское образование  относительно самостоятельный, многоаспектный элемент  системы образования России, который представляет собой научно обоснованные, авторитетные воззрения и теории по поводу воспитания и обучения гражданственности и образовательной деятельности, имеющие научно-прикладной характер и непосредственно регулятивные возможности.  На сегодняшний день она обладает формальной определенностью, прогностичностью, масштабностью, декларативностью. К сожалению, недостаточна научная обоснованность, авторитетность, научно-прикладной и практический характер, наличие регулятивных возможностей.

Проблема заключается в недостаточности  методологических основ гражданского образования  как комплексного  учения о системе понятий и их отношений, - системе базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности, которые пока детерминированы - организацией деятельности.

Методологию мы рассматриваем  как теоретическую работу - выработку педагогически целесообразных идей, так и практическую, ориентированную на решение проблемы. Теоретическая работа направлена на разработку  системы идеального представления о цели и приближенных к ней результатов - идеи о формировании гражданской политической культуры обучающихся. Краеугольным в методологии считаем представление об  образовательной парадигме как совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев.

Идеи воспитания гражданственности, политической социализации изучены во многих работах (А.Я. Азаров, И.Ф. Ахметова, Л.Н. Боголюбов, Т.В. Болотина, Н.М. Воскресенская, К.С. Гаджиев, В.П. Голованов, А.Н. Йоффе, А.Ф. Никитин, Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, Н.А. Савотина, Я.В. Соколов, А.Н. Тубельский, М.А. Шкробова,  И.Д. Фрумин и др.). Вместе с тем нет единства в определении понятий «гражданское образование».  Размытость дефиниции усложняет задачи педагогов-практиков.

Наиболее близкой нашим представлениям считаем позицию Т.В. Болотиной, которая  понимает гражданское образование как «процесс передачи учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта, и развития базовых социальных компетентностей. Это есть комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, реализуемые как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды» [2, с. 1].

В соответствии с подходами, принятыми Советом Европы, считаем, что гражданское образование - воспитание и обучение, распространение информации, организация практической деятельности с целью дать обучающимся знания, умения и понимание о демократическом обществе и правовом государстве, а также сформировать ценности, отношение и поведение их для того, чтобы предоставить  возможность реализовывать права, принимать на себя ответственность за поведение в обществе и реализовать активную гражданскую роль в  жизни. Целью гражданского образования считаем  формирование гражданской политической культуры.

Уровень гражданской политической культуры - важнейший показатель активного гражданина, инициативного поведения и практического участия в жизни общества, отражающий уровень осознания обучающимися общественно-политических задач. Предполагаем выработку у обучающихся способности обеспечения общественных интересов, форм и механизмов выработки и реализации совместных решений, согласованных действии.

Целенаправленный процесс обучения и воспитания, включающий в себя освоение обучащимися политического опыта, выработанного человечеством, развитие соответствующего нормам современного демократического общества политического сознания и подготовку к адекватному политической реальности конвенциональному поведению, а также процесс становления личности обучающегося как субъекта и объекта политических отношений, - и есть процесс формирования гражданской  политической культуры обучающихся.

В результате педагогического процесса необходимо прийти к подготовленности к гражданскому участию.  Принцип гражданского участия подразумевает, что интересы всех слоев общества должны быть представлены в политическом процессе и учитываться при принятии решений. Речь идет о включенности граждан в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, культурных программ и проектов, о влиянии на принятие решений и контроле за их исполнением, о самоуправлении на местном уровне. Не предполагает завоевание и отправление властных функций как таковых или реформирование политической системы. Для последовательного проведения в жизнь гражданских интересов необходимо придание действиям государственно-политического характера и предполагает подготовку к участию не исключительно в гражданском, но политическом процессе. В структуру гражданского участия входит не только гражданская активность, но и гражданская культура, наличие ориентации на систему ценностей, социальных интересов. Подготовка к гражданскому участию выполняет функции социализации и воспитания.

В самом широком смысле «политическое участие» означает возможность и желание гражданина играть определенную роль в принятии политических решений. В узком смысле слова - это право гражданина контролировать правильность и точность выполнения властью принятых решений. Необходимо провести различие между «политическим участием» в данном значении, с одной стороны, и заинтересованностью, взаимодействием - с другой. «Заинтересованность» означает активную позицию, когда гражданин ощущает, что жизнь государства, политические решения и его частная жизнь взаимосвязаны и влияют друг на друга независимо от того, приводит ли это к осуществлению определенного права при принятии политических решений или нет. «Заинтересованность» и «участие» в полной мере реализуются во взаимодействии государственных институтов и граждан.

Данные понятия взаимосвязаны и интегрируются между собой:

  • заинтересованность - субъективная данность, зависит от личности гражданина;
  • участие - регулярная акция, осуществление которой разрешается политической системой;
  • взаимодействие - результат предыдущих двух явлений, определяющийся взаимоотношениями между государством и личностью.

Без осуществления в политической жизни данных явлений не представляется возможным реализовать политико-правовые нормы, заложенные в Конституции Российской Федерации, такие как правовое, демократическое, социальное государство, многопартийность, разделение власти и т.п.

Педагогической целью считаем насущную необходимость в формировании такого уровня гражданской политической культуры обучающихся, который позволил бы им проявлять в будущей жизни заинтересованность, участие и взаимодействие в социально-политической действительности.

Динамично развивая гражданское образование по формированию политической культуры гражданского типа, мы пришли к потребности конкретизировать работу в ряде практических научно-методических направлений, привлекая социальные условия и факторы.

Для содействия развитию гражданского образования при Министерстве образования Пермского края создан Общественный совет по гражданскому образованию, который объединил Пермское региональное отделение Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», Центр гражданского образования и прав человека, Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36», НКО  «Гражданские ценности в образовании», Фонд поддержки общественных инициатив «Гражданская позиция», Пермский филиал межрегиональной ассоциации «Голос», Уполномоченного по правам человека в Пермском крае. Организации, входящие в Общественный совет, обмениваются информацией о своей деятельности, обсуждают организационные и методические вопросы развития гражданского образования в регионе.

В числе наиболее важных инициатив Совета разработка и реализация Закона «Целевая программа развития политической и правовой культуры населения Пермской области (2002-2006 годы)» и Закона Пермского края «Целевая программа развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края (2007-2011 годы)». Законы решали задачи системного изменения в сфере организации гражданского образования, осуществляемого научной общественностью,  некоммерческими организациями, органами государственной власти и местного самоуправления посредством обеспечения взаимодействия всех уровней власти.

Исследования в данной сфере поддержаны всероссийскими структурами и проводились посредством реализации проекта «Формирование политической культуры студентов» при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда № 06-06-82601 а/У (2006-2007 гг.) и проекта «Правовое просвещение и формирование гражданской компетентности молодежи Пермского края» при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда № 14-16-59004 (2014-2015 гг.). Организовано  проведение междисциплинарных исследований, направленных на создание научных основ гражданского образования.

Представленная методология гражданского образования содержит интегративные возможности и направленность на оптимизацию управлением педагогическим процессом, удовлетворение актуальных педагогических запросов в исследуемой сфере. Это позволяет рекомендовать ее в качестве теоретической основы организации образовательного пространства учебных заведений по формированию политической культуры гражданского типа.

При организации образовательного пространства  выявлены педагогические риски: отсутствия консенсуса в работе педагогических проектных групп в использовании инновационных методов, форм, средств воспитания;  несформированности у педагога гражданской и правовой культуры;  отсутствия у обучающихся инициативы; личной отчужденности; отсутствия навыков рефлексивной деятельности.

Представленная методология гражданского образования содержит интегративные возможности и направленность на оптимизацию управлением педагогическим процессом, удовлетворение актуальных социальных запросов в исследуемой сфере. Это позволяет рекомендовать ее в качестве теоретической основы организации образовательного пространства учебных заведений по формированию политической культуры гражданского типа.

Регулятивный потенциал гражданского образования в современной российской образовательной системе возможно реализовать по основным направлениям: а) путем закрепления имеющихся декларативных и дефинитивных норм  в стандартах  и других законах; б) путем издания государственных и региональных документов политико-правового характера; в) в методической и практической работе  при восполнении пробелов в образовании.

Практика организации гражданского образования  может быть признана полезной и необходимой, поскольку: 1) имеет межпредметный воспитательный и обучающий  охват, стратегический и перспективный характер; 2) формулирует задачи применительно к конкретной ситуации, может  корректироваться при незыблемости гражданских универсальных принципов; 3) имеет научные основания.

 Необходимо обретение гражданского образования  юридической  формы в виде государственного документа, как важного средства  легитимизации в образовательной системе Российского государства.

Дальнейшая перспектива и углубление рассматриваемой проблемы могут быть связаны с исследованием путей и средств интеграции педагогической среды, разработкой федеральных стандартов, обеспечивающих формирование политической культуры граждан, выработкой рационального компонента информационного содержания образования, совершенствованием механизмов управления политологического образования и воспитания обучающихся.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ проект    «РГНФ «Правовое просвещение и формирование гражданской компетентности молодежи Пермского края» № 14-16-59004 (2014-2015 гг.).

Рецензенты:

Калашникова Е.М., д.ф.н., профессор кафедры философии и общественных наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (ПГГПУ), г. Пермь;

Казаренков В.И., д.п.н, профессор ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», кафедра социальной и дифференциальной психологии с курсом «Общая педагогика и психология», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Долинина И.Г. ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФЕНОМЕН ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19290 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674