Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ВОДИТЕЛЯМИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Астафьева О.М. 1 Гасилова О.С. 1 Грехов О.Ю. 1 Сидоров Б.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет»
В статье рассматриваются вопросы обеспечения безопасности перевозки грузов и пассажиров в России. Авторами приведены основные факторы дорожно-транспортных происшествий с грузовыми автомобилями. В настоящее время в России целый ряд нормативных правовых актов регулирует осуществление установки, использования, обслуживания и контроля работы контрольных устройств. Согласно требованиям приказов Министерства транспорта Российской Федерации все транспортные средства должны быть оснащены контрольными устройствами. В нормативных документах установлены требования к Программе «Подготовка специалистов, осуществляющих эксплуатацию контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах» и Программе «Подготовка специалистов, осуществляющих организацию работы предприятия по контролю за режимами труда и отдыха водителей с применением контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах». В статье приведены компетенции, которыми должны обладать водители и специалисты предприятий, прошедшие обучение по данным программам подготовки.
компетенции
контрольные устройства
безопасность движения
грузовые перевозки
пассажирские перевозки
режим труда и отдыха водителей
правила дорожного движения
1. Васильев В. Лидер тахографического контроля России // Автомобильный транспорт. – 2014. - № 9. – С. 28-36.
2. Информационно-статистический бюллетень «Транспорт России» (январь-декабрь 2014 года) / Министерство транспорта Российской Федерации. – М.: 2015. – 78 с.
3. Кунгуров А.Е., Гасилова О.С., Безсолицин Н.П. Влияние контрольных устройств (тахографов) на безопасность дорожного движения // Научное творчество молодежи – лесному комплексу России: материалы 11 Всерос. науч.-тех. конф. – Екатеринбург: Урал. гос. лесотех. ун.-т, 2015. – Ч. 1. – С. 294-296.
4. Приказ Минтранса РФ от 17.01.2012 г. № 7 «Об утверждении требований к программам подготовки (инструктажа) персонала, осуществляющего установку, проверку, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, эксплуатацию и контроль использования таких контрольных устройств».
5. Приказ Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами».
В настоящее время в России большое внимание уделяется обеспечению безопасности перевозки грузов и пассажиров. Сложность решения данной проблемы связана с ее комплексным характером. Безопасность в любом аспекте зависит от соблюдения всей системой государственных требований к субъектам рынка, технике, инфраструктуре, персоналу и технологиям.

Социально-экономическое развитие страны сопровождается увеличением спроса на грузовые перевозки автомобильным транспортом. Согласно данным информационно-статистического бюллетеня Минтранса России за январь-декабрь 2014 года в стране на автомобильный транспорт приходится почти 60% объема пассажирских перевозок и 55% объема перевозок груза [2].

На сегодняшний день парк автотранспортных средств в нашей стране насчитывает более 40 млн. единиц, в том числе почти 900 тыс. автобусов, 5,3 млн. грузовых автомобилей. Так, число дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте составляет 199,7 тыс. ед., число погибших и раненных 27 и 251,8 тыс. чел. соответственно [2].

Основными факторами дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием грузовых автомобилей в России являются следующие:

  • антропогенные (ошибки автовладельцев, заболевание, усталость, небрежность, неумение правильно пользоваться органами управления автомобиля, состояние алкогольного опьянения);
  • технические (несвоевременное проведение технического обслуживания, приводящее к внезапным отказам и т.д.);
  • дорожные (неудовлетворительное содержание автомобильных дорог);
  • внешние (неправильное крепление и размещение грузов или несоответствие транспортного средства перевозимому грузу).

Из приведенных выше факторов самое большое влияние на аварийность оказывает антропогенный фактор. Так как именно по этой причине происходит 25% ДТП с грузовыми автомобилями [3].

Одним из эффективных инструментов по снижению аварийности на автомобильном транспорте при осуществлении перевозки грузов и пассажиров является соблюдение водителями режима труда и отдыха. К устройствам,  устанавливаемым на борту автотранспортных средств и предназначенных для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа, относятся тахографы.

Целый ряд нормативных правовых актов регулирует осуществление установки, использования, обслуживания и контроля работы контрольных устройств (тахографов). К ним относятся: Постановление Правительства РФ от 23.11.2012 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориям и видам оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы», Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами; правил использования, обслуживания и контроля работы тафографов, устанавливаемых на транспортных средствах», Приказ Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами».

Приказы Минтранса России в данной области утверждены группы следующих нормативных документов:

  • порядок выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах;
  • порядок допуска сервисных центров (мастерских) к деятельности по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах;
  • требования к сервисным центрам (мастерским), осуществляющим деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах;
  • порядок проведения официального утверждения типа контрольного устройства (его компонентов), регистрационных листков, карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах;
  • требования, предъявляемые к программам подготовки (инструктажа) персонала, осуществляющего установку, проверку, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, эксплуатацию и контроль использования таких контрольных устройств;
  • порядок ведения реестра выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, реестра допущенных сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, реестра выданных официальных утверждений типа контрольных устройства (его компонентов), регистрационных листков, карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах [1].

Согласно приказов Минтранса России №36 и № 273 к первому апреля 2015 г. должно завершиться оснащение тахографами всех транспортных средств, а транспортных средств категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенных организациями-изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки и  транспортных средств категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенных мастерскими до вступления в силу Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 7203 - до 1 января 2018 г.

Помимо установки, обслуживания тахографов на владельцев транспортных средств возложены дополнительные обязанности по обучению водителей транспортных средств правилам эксплуатации тахографов и карт.

В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 17.01.2012 г. № 7 «Об утверждении требований к программам подготовки (инструктажа) персонала, осуществляющего установку, проверку, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, эксплуатацию и контроль использования таких контрольных устройств» программы подготовки (инструктажа) разрабатываются для:

  • специалистов, осуществляющих установку, проверку, техническое обслуживание и ремонт контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах;
  • специалистов, осуществляющих эксплуатацию контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах;
  • специалистов, осуществляющих контроль использования контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах [4].

На кафедре «Автомобильный транспорт» УГЛТУ разработаны программы в области тахографии.

Программа «Подготовка (инструктаж) специалистов (водителей), осуществляющих эксплуатацию  контрольных устройств,  устанавливаемых на транспортных средствах» и Программа «Подготовка специалистов, осуществляющих организацию работы предприятия по контролю за режимами труда и отдыха водителей с применением контрольных устройств (тахографов),  устанавливаемых на транспортных средствах» включают в себя теоретические и практические занятия. Практические занятия проводятся с целью закрепления знаний, полученных в процессе теоретических занятий, и предусматривают использование специального оборудования и программного обеспечения, позволяющего имитировать выполнение работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах, эксплуатацию и контроль использования таких контрольных устройств, а также формированию профессиональных компетенций.

В результате освоения Программы «Подготовка (инструктаж) специалистов (водителей), осуществляющих эксплуатацию  контрольных устройств,  устанавливаемых на транспортных средствах» слушатель должен обладать следующими компетенциями:

  • умеет использовать нормативные правовые документы, устанавливающих требования к режимам труда и отдыха водителей, а также обязанности водителей по их соблюдению в своей деятельности;
  • стремится к повышению своей квалификации и мастерства;
  • владеет знаниями о характеристиках и функциях технических устройств, применяемых для контроля за режимами труда и отдыха водителей и имеет навыки работы и управления ими;
  • имеет навыки заполнения необходимых документов;
  • владеет знаниями обязанностей водителей при осуществлении контрольными (надзорными) органами проверок за соблюдением требований к режимам труда и отдыха водителей с использованием контрольных устройств;
  • владеет знаниями процедур выдачи и замены карт водителей, используемых в цифровых устройствах контроля за режимами труда и отдыха водителей;
  • владеет навыками правил применения карт при контроле за режимами труда и отдыха водителей;
  • способен использовать контрольные устройства, устанавливаемые на транспортных средствах, для выработки требований по  обеспечению  режима труда и отдыха водителей и безопасности перевозочного процесса;
  • готов применять нормативно-правовые, нормативно-технические и организационные основы эксплуатации контрольных устройств при осуществлении перевозочного процесса и обеспечения безопасности движения транспортных средств.

В результате освоения Программы «Подготовка специалистов, осуществляющих организацию работы предприятия по контролю за режимами труда и отдыха водителей с применением контрольных устройств (тахографов), устанавливаемых на транспортных средствах» слушатель должен обладать следующими компетенциями:

  • владеет знаниями нормативных правовых документов в сфере организации и проведения контроля, за режимами труда и отдыха водителей, с применением контрольных устройств и умеет использовать их в сфере организации и проведения контроля за режимами труда и отдыха водителей;
  • владеет знаниями требований к режимам труда и отдыха водителей, а также обязанностей водителей и предприятия по их соблюдению;
  • владеет знаниями об общих сведениях и особенностях контрольных устройств различных типов и их функциях, а также по установке и эксплуатации контрольных устройств, их применению для контроля за режимами труда и отдыха водителей с использованием специального программного обеспечения;
  • владеет знаниями видов и состава проверок, осуществляемых контрольными (надзорными) органами при контроле за режимом труда и отдыха водителей при осуществлении автомобильных перевозок, а также используемые ими методы контроля;
  • владеет знаниями обязанностей и ответственности персонала предприятия при осуществлении контроля за режимами труда и отдыха водителей;
  • владеет знаниями и умеет процедуры организации процессов эксплуатации контрольных устройств, включая вопросы прохождения периодического обслуживания и проверки контрольных устройств;
  • владеет знаниями особенностей организации предприятием учета (контроля) за режимом труда и отдыха водителей с использованием контрольных устройств;
  • умеет считывать и анализировать данные, полученные с использованием контрольных устройств;
  • умеет работать со специальным программным обеспечением, применяемого для считывания и обработки данных с контрольных устройств;
  • умеет выявлять неисправности контрольных устройств и нарушения правил их применения, влияющих на достоверность данных о режимах труда и отдыха водителей с использованием контрольных устройств;
  • умеет применять правоприменительную практику российских и зарубежных контрольных (надзорных) органов в части выявления нарушений режимов труда и отдыха водителей с использованием контрольных устройств, а также выявления неисправностей контрольных устройств и нарушений правил их применения, влияющих на достоверность данных о режимах труда и отдыха водителей;
  • умеет применять систему ответственности за нарушения в области режимов труда и отдыха водителей;
  • умеет работать с контрольными устройствами, считывателями, иным специальным оборудованием и программным обеспечением;
  • умеет проводить процедур контроля (надзора) за режимами труда и отдыха водителей.

Программы подготовки направлены на практическое применение правил эксплуатации тахографа с помощью карт и регистрации тахографом корректной информации об эксплуатации транспортного средства и соблюдении режимов труда и отдыха водителей.

Выводы

Использование тахографов позволяет получить объективные данные о соблюдении режима труда и отдыха водителей, что облегчает проведение контроля за  работой водителя на линии.

Возможность регистрации скоростного режима движения автомобиля позволяет накапливать статистический материал по соблюдению Правил дорожного движения водителями и проводит на основе этого профилактические мероприятия по повышению безопасности дорожного движения.

Компетентностный подход, заложенный в основу Программ, позволяет формировать у водителей и специалистов предприятий комплекс знаний и навыков, способствующих повышению их профессионального уровня.

Наблюдение за группой прошедших обучение водителей в течение 8 месяцев показало повышение их ответственности при управлении транспортными средствами и уменьшения числа нарушений Правил дорожного движения на 20-25 %.

На предприятиях специалисты, которых прошли обучение по программе, количество неисправностей тахографов из-за неправильной установки и технической эксплуатации уменьшились на 15-20%.

Рецензенты:

Баженов Е.Е., д.т.н., профессор, директор Института автомобильного транспорта и технологических систем ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург;

Черемных Н.Н., д.т.н., профессор ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Астафьева О.М., Гасилова О.С., Грехов О.Ю., Сидоров Б.А. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ВОДИТЕЛЯМИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19464 (дата обращения: 13.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074