Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Груздева И.В. 1 Коломийченко Л.В. 2
1 МАОУ «Гимназия №10» г. Пермь
2 ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В статье рассматриваются вопросы преемственности в социальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Представлены программы Л.В. Коломийченко «Дорогою добра» и Л.В. Коломийченко, И.В.Груздевой «Основы социокультурного проектирования». В педагогических исследованиях преемственность образования и социального воспитания рассматривается как дидактический принцип, способ организации педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, как фактор, обеспечивающий процесс непрерывного развития личности, единство педагогических установок и согласованность каждого компонента системы дошкольного и начального школьного образования в области социального воспитания. Работа по исследованию проблемы преемственности социального воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста проводилась по четырем направлениям взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (детьми, педагогами, родителями), а так же социальными партнерами, подтвердила достаточность и эффективность условий, способствующих реализации принципа преемственности. Констатируется эффективность выделенных педагогических условий, устойчивый педагогический эффект проведенной работы по преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
мотивационная
рефлексивная
операционально-деятельностная
коммуникативная
компетенций информационная
социокультурная компетентность
структурной - функциональной модель
программы социального воспитания и обучения
социокультурное развитие
преемственность в социальном воспитании
1. Груздева И.В. Преемственность социального воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-19314 (дата обращения: 26.05.2015).
2. Груздева И.В. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования социокультурной компетентности у учащихся младшего школьного возраста //Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки.- 2013. - № 2. - С. 51-53.
3. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - М., ТЦ СФЕРА, 2015. - 160 с.
4. Коломийченко Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: моногр. / Л. В. Коломийченко. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2007. – 154 с.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] режим доступа URL: https://portal.ivedu.ru/dep/mouosavino/savinskiyrn_voskresenskaya4/ schoollife. (дата обращения: 15.04.2015).
Анализ педагогических исследований в области социального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (С.А.Козлова, А.А.Майер, Л.В.Трубайчук, Р.М.Чумичева, Л.В.Коломийченко, Н.Ф.Голованова, В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн) позволил сделать ряд выводов, имеющих существенное значение для нашего исследования: данное направление личностного развития представлено в качестве доминирующего, что официально закреплено в требованиях государственных стандартов дошкольного и начального школьного образования, представлено в вариативных программах. Содержание социального воспитания рассматривается в контексте ценностей разных видов социальной культуры (нравственно этической, гендерной, национальной, этнической, правовой); технологические аспекты социального воспитания связываются с ведущими видами деятельности, позволяющими не только осваивать социокультурные ценности, но и активно применять их в процессе межличностного взаимодействия; результаты социального воспитания детей дошкольного возраста представлены уровнем их социального развития, детей младшего школьного возраста - уровнем их социокультурной компетентности.

Социальное воспитание на смежных уровнях дошкольного и начального образования мы рассматриваем как целенаправленный, содержательно наполненный, логически выстроенный и результативно диагностируемый процесс освоения социальной культуры, результаты которого проявляются в определенном уровне социального развития детей старшего дошкольного и социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста.

Изучению показателей социального развития детей дошкольного возраста посвящены многочисленные исследования в области детской психологии и дошкольной педагогики (А. М. Щетинина, Н. А. Абрамова, Т. А. Репина, Л. В. Кирс, М. А. Никифорова, Л. В. Коломийченко и др.). Имеющийся диагностический инструментарий связан с изучением когнитивной эмоционально чувственной и поведенческой сфер.

Применительно к детям младшего школьного возраста в качестве результата социального воспитания нами рассматривается социокультурная компетентность, изучаемая в работах Т. Н. Астафуровой, М. А. Богатытревой, М. М. Меркулова, М. П. Пушковой, Е. Ю. Почтаревой Н. Г. Муравьевой др. Основанием такого понимания служат ФГОС НОО, в соответствии с которыми «к окончанию начальной ступени образования результаты ... должны быть представлены через: ... проявление ключевых компетентностей (на этапе начального общего образования они проявляются: в компетентности решения проблем (задач), а также в информационно-коммуникативной, эстетико - технологической, учебной (образовательной) компетентности и компетентности взаимодействия); педагогическую характеристику социального опыта, который обучающийся приобретает, участвуя в общественно полезной практической деятельности» [5, с. 27].

Социокультурная компетентность детей младшего школьного возраста рассматривается как интегральная характеристика личности, проявляющаяся в наличии знаний в области разных видов социальной культуры (нравственно-этической, гендерной, национальной, правовой, конфессиональной); интереса к ее изучению; готовности к взаимодействию с людьми в различных жизненных ситуациях социальнозначимых мотивах поведения; адекватной результату оценке межличностного общения.

Анализ исследований по проблемам социального воспитания на смежных уровнях дошкольного и начального образования позволил констатировать, что его результативность предопределяется реализацией ряда общедидактических принципов, одним из которых рассматривается принцип преемственности, не нашедший должного отражения в теории и практике решения задач по данному направлению личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Теоретическое обоснование реализации принципа преемственности в социальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста осуществлялось в соответствии с результатами фундаментальных исследований в области возрастной дошкольной педагогики и педагогики начальной школы, раскрывающими сущностные характеристики социального воспитания (В.С.Библер, В.К.Чалоян, Ф.Ю.Исмаилов, М.П.Завьялова, и другие), основные линии взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и начальной школы по данному направлению личностного развития (А. А. Майер, М. А. Радзивилова).

Преемственность социального воспитания в детском саду и начальной школе рассматривается нами как принцип организации педагогического процесса, его дидактического оснащения и методического обеспечения; как связь, согласованность и взаимодействие всех субъектов педагогического процесса (дети, родители, педагоги, социальные партнеры) и компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации)[1].

Поиск путей совершенствования процесса реализации принципа преемственности социального воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста привел к необходимости разработки структурной - функциональной модели, позволяющей схематически представить теоретико-методологическую стратегию научного поиска, осуществить прогноз построения преемственного процесса, обозначить возможные условия его реализации и предопределить предвосхищаемый результат. Методологическую основу реализации принципа преемственности составил ряд подходов (системный, культурологический, компетентностный и деятельностный), целевые ориентиры которых соответствуют современным нормативным документам и социальному заказу.

С целью изучения уровней социального развития детей старшего дошкольного возраста и социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста была проведена психолого-педагогическая диагностика. В ней было задействовано 127 детей экспериментальных и 54 детей контрольных групп из детского сада и начальной школы. Для проведения эксперимента были сформированы 3 группы, одна из которых (ЭГ-1) полностью осваивала программу социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко и программу «Основы социокультурного проектирования» Л.В. Коломийченко, И.В.Груздевой, вторая группа (ЭГ-2) осваивала только в начальной школе программу «Основы социокультурного проектирования», третья (КГ-3) [2,3,4].

Изучение наличествующего уровня социокультурной компетентности младших школьников осуществлялось посредством использования разных методов психолого-педагогической диагностики, рассматриваемых нами как способы решения задач, направленных на изучение, анализ и интерпретацию результатов проявления компетенций (информационная, коммуникативная, операционально-деятельностная, рефлексивная, мотивационная).

Использование данных методов обусловлено приоритетными задачами диагностики, дающими возможность определить аргументированность и объем знаний программного содержания по модулям, разделам и блоками программы, ситуативность или стабильность проявления интересов, самоанализа своей деятельности и поведения, развитость самоконтроля, самостоятельность, инициативность и адекватность поведенческих реакций. Изучение и отслеживание динамики социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста осуществлялось следующими методами: опрос (беседа, интервью); наблюдение (включенное и невключенное, открытое и скрытое, непосредственное и опосредованное); тестирование; анализ портфолио или продуктов деятельности детей.

Полученные результаты привели к необходимости создания условий, по ряду направлений взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (детьми, педагогами, родителями), а так же с социальными партнерами, способствующих реализации принципа преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, подтверждении их результативности и достаточности в решении задач.

Работа по первому направлению (взаимодействие педагогов с детьми) была построена с учетом всех компонентов педагогического процесса: целевого, содержательного, технологического (операционально-деятельностного) и контрольно-оценочного. Целевой и содержательный компоненты социального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста отражены в программе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко и программе «Основы социокультурного проектирования» Л.В. Коломийченко, И.В.Груздева. Содержание программы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста представлено системой ценностей, отражающих взаимодействия между людьми разного возраста, пола, национальностей, специфику отношений человека с государством, законом и находит отражение в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае».

Программа формирования социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста «Основы социокультурного проектирования» состоит из двух модулей: «Основы социальной культуры» и «Основы проектно-исследовательской деятельности», каждый в свою очередь разделен на разделы и блоки.

Усложнение содержания программы формирования социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста («Основы социокультурного проектирования») обеспечивалось обогащением материала по всем разделам программы социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста «Дорогою добра». По сравнению с программой социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержание работы с детьми младшего школьного возраста было дополнено новыми темами. («Семейная династия», «Семейные путевые заметки»; «Дети войны», «Игры моих родителей», «Лента времени моей семьи»; «Национальная карта моего класса, школы, города», «Тайны старославянских летописей»; «История гимна», «Забота государства о детях», «Семь чудес России» и др.).

Использование воспитательного потенциала проектной деятельности в решении задач социального развития обусловлено ее значением в становлении ведущего механизма социализации детей младшего школьного возраста - социального опыта, теоретическое обоснование которого представлено в исследованиях Н.Ф.Головановой. В процессе работы над проектами дети не только осваивали содержание социальной культуры, обогащая тем самым информационную компетенцию, но и вступали в коллективное обсуждение проблем, выдвижение гипотез, проводили социологические опросы, осуществляли презентацию собственных наработок, что способствовало становлению мотивационной, операционально-деятельностной и рефлексивной компетенций.

По предметно-содержательной области проекты являлись межпредметными («Я путешествую по миру», «Декоративно-прикладное искусство Пермского края», «Семейные истории») или монопроектами («Портрет нашего класса», «Любимые книги моей мамы»). По доминирующему виду деятельности большая часть проектов относилась к исследовательским («Исследование водоёмов Черняевского леса»), к творческим («Достопримечательности моего города», «Кукла - русская народная игрушка») и  информационным («Вредные привычки», «История гимна»). Реже встречались проекты практико-ориентированные («Праздник «Масленица» в нашем классе») и ролево-игровые («Игры моих дедушки и бабушки»).

Второе направление исследования (взаимодействие педагогов ДОО и НОО) было связано с совершенствованием профессиональной подготовки педагогов, организацией взаимодействия между педагогами детского сада и школы, повышением их компетентности в реализации преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С целью организации сотрудничества педагогов дошкольного и начального уровней образования были проведены методические объединения, тематические круглые столы, совместные педагогические советов, мастер-классы, презентации, оформлены информационно - методические стенды

Исходя из того, что в рамках ФЗ «Об Образовании в РФ» современные образовательные организации рассматриваются как открытые социальные системы (что предполагает наличие права устанавливать взаимоотношения с любыми организациями, учреждениями, предприятиями, частными лицами, которые высказывают заинтересованность в совместной работе и могут оказать помощь в образовательном процессе), особое внимание в реализации задач третьего направления нами было уделено социальному партнерству, которое осуществлялось в разных формах (исследовательских, проектировочных, культурно-просветительских, образовательных).

Исследовательские формы были связаны с реализацией инновационных проектов в образовательном процессе. В рамках деятельности университетского округа ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (ПГГПУ) был реализован проект «Социокультурное пространство гимназии - пространство выбора». По результатам этой деятельности ОО присвоен статус центра инновационного опыта (ЦИО) Пермского края. Проектировочные формы позволили ОО совершенствовать  содержание и технологии взаимодействия при разработке совместных программ, пособий. Культурно-просветительские формы способствовали повышению уровней компетентности и общей культуры субъектов педагогического процесса (педагогов, специалистов, родителей, детей). Образовательные формы социального партнерства предусматривают создание и реализацию единой образовательной среды. Активная работа в ассоциации общественно-активных школ, участие в международном проекте «Ассоциированные школы ПАШ ЮНЕСКО, участие в работе Всероссийской ассоциации чтения, проведение методических мероприятий в рамках ЦИО дало возможность создать единую образовательную, творческую среду среди различных ОО г. Перми.

В процессе исследовательской работы по четвертому направлению (взаимодействие ОО с родителями) были использованы разные формы: информационно-просветительские (создание информационных стендов, тематические родительские собрания, открытые и тематические презентации, лекции) и совместно-деятельностные (круглые столы, педагогические советы, конкурсы, презентации проектов, ярмарки, фестивали, флешмобы.

Изучение уровня социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста как личностного образования в исследовании осуществлялось по диагностическим методикам, которые применялись в констатирующем эксперименте. Анализ полученных нами результатов может свидетельствовать о результативности проведенной работы, а так же о доступности и адекватности возрасту программного содержания форм и методов работы со всеми субъектами педагогического процесса, правомерности определения условий, способствующих реализации задач принципа преемственности в социальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста (табл.1).

Таблица 1

Соотношение результатов начальной и итоговой диагностики социокультурной компетентности (%)

Уровни (в %) /группы

Начальная диагностика

Итоговая диагностика

ЭГ-1

ЭГ-2

КГ-3

ЭГ-1

ЭГ-2

КГ-3

Высокий

62,5

19,2

18,5

83,3

69,2

25,9

Средний

29,2

50,0

51,9

16,7

26,9

51,9

Низкий

8,3

30,8

29,6

0,0

3,8

22,2

Сравнение результатов, полученных в ходе исследования, позволяет судить о существенных различиях между детьми контрольной и экспериментальных групп по уровням социокультурной компетентности. Для доказательства достоверности и объективности результатов исследования данные, полученные в ходе исследования, были обработаны методами математической статистики. Из возможных критериев оценивания достоверности выдвинутой гипотезы был выбран критерий φ - угловое преобразование Фишера. В результате выявлены достоверные (статистически значимые) различия между процентными долями детей, имеющих высокий и низкий уровни сформированности социокультурной компетентности в двух выборках.

Проведение исследования по реализации принципа преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста позволило определить ряд позитивных позиций, предопределяющих правомерность условий заявленных в сруктурно-функциональной модели.

1. Преемственность в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста как целенаправленном, содержательно наполненном, технологически выстроенном и результативно диагностируемом процессе, опосредующем своевременное (соответствующее возрасту) и качественное (соотносимое с общепринятыми нормами культуры) социальное развитие, необходимо осуществлять в рамках единого концептуального, программно-целевого и технологического обоснования.

2. Содержанием преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста являются разные виды социальной культуры, элементы которой включены в программу социального развития детей дошкольного возраста «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко и программу «Основы социокультурного проектирования» Л.В. Коломийченко, И.В.Груздевой в соответствии с возрастными возможностями детей. Перенасыщение программы избыточной, недоступной возрасту информацией чревато неосознанным ее восприятием, проявлением несвоевременного интереса к отдельным сферам взаимоотношений между людьми, нивелированием процессов идентификации, интериоризации социального опыта как основных механизмов социального развития.

3. Реализация принципа преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста возможна при соблюдении следующих условий:

  • согласованности программно-целевых, технологических и контрольно-оценочных аспектов педагогического процесса в организациях смежных уровнях дошкольного и начального образования;
  • включенности содержания социального воспитания в разные виды деятельности и формы ее организации с учетом особенностей возрастного развития детей  и оснований социокультурной индетификации;
  • взаимодействия всех субъектов педагогического процесса и социальных партнеров;
  • высокого уровня профессионализма и социально педагогической компетентности воспитателей и специалистов.

4. Результативность реализации принципа преемственности предопределяется наличием теоретического конструкта (модели) преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, отражающего государственный и социальный заказ методологические основания организации педагогического процесса, взаимосвязь его программно-целевых, операциональных и мониторинговых компонентов.

Данные выводы дают основание констатировать эффективность выделенных педагогических условий, устойчивый педагогический эффект проведенного исследования по преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Перспективы дальнейшей работы мы связываем с изучением условий реализации принципа преемственности в социальном воспитании на последующих уровнях образования, с поиском путей, опосредующих влияние социокультурной компетентности на становлении метапредметных результатов обучения.

Рецензенты:

Санникова А.И., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь;

Рогожникова Р.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Груздева И.В., Коломийченко Л.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19485 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674