Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) С ПОЗИЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Шурыгина В.В. 1 Гильманшина А.И. 1 Чистякова Д.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
В настоящее время, когда в Российской Федерации сформирована законодательная база, определяющая основные направления работы образовательной организации в области формирования и укрепления здоровья школьников и обучающейся молодежи, существенно повышаются требования, предъявляемые к учителям физической культуры как организаторам физкультурно-оздоровительной работы в школе. Среди основных приоритетов социальной и экономической политики — распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) является программной и нормативной основой системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации. Проведение физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении требует нового формата подготовки учителей физической культуры.
формирование и укрепление здоровья школьников
физкультурно-оздоровительный комплекс ГТО
стандарты здорового образа жизни
физическая подготовленность
физкультурно-оздоровительная деятельность
1. Герасевич А.Н., Шитов Л.А., Шитова Е.М., Боковец В.С., Щеновский Ю.И., Гмир Т.А., Пархоц Е.Г. Сравнительная характеристика отдельных показателей морфофункционального состояния организма современных студентов (часть 1) // Физическое воспитание студентов — 2013. — № 5. — С. 25.
2. Горбаткова Е.Ю., Шурыгина В.В., Шайдулина Ж.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни // Руководство к самостоятельной работе студентов. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. – С. 210.
3. Коган О.С. / Некоторые медико-биологические аспекты перехода к сдаче норм ГТО в общеобразовательных школах // Теория и практика физической культуры. – 2015. — № 1. – С. 12.
4. Мутко В. Л. URL: http:// www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/5003 (дата обращения: 11.10.2013).
5. Перова Е.И., Кабачков В.А., Куренцов В.А. Совершенствование комплекса ГТО в современных условиях учебного процесса общеобразовательных учреждениях РФ // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. — 2013. — № 5. — С. 46–47.
6. Шурыгина В.В. Тенденции формирования здоровья и образа жизни мужчин трудоспособного возраста: Автореф. дис. канд. мед. наук. — Уфа, 2000. —. 24 с.
7. Candace Currie et al. Social determinants of health and well-being among young people // Health behaviour in School-Aged Children (HBSC) study: International report from the 2009/2010 survey. P. 252.

В настоящее время в Российской Федерации сформирована законодательная база, определяющая основные направления работы образовательной организации в области формирования и укрепления здоровья школьников и обучающейся молодежи, существенно повышаются требования, предъявляемые к учителям физической культуры как организаторам физкультурно-оздоровительной деятельности школы.

Среди основных приоритетов социальной и экономической политики - распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.

Приоритетность вопросов развития физической культуры и спорта закреплена в таких документах, как «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» и Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта на период до 2020 года». В частности, Программа предусматривает, что доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в Российской Федерации, к 2020 г. должна достигнуть отметки 40%,  20% - среди лиц с ограниченными физическими возможностями, до 80% - среди обучающихся.

Процесс физического воспитания - это прежде всего медико-педагогический процесс, в котором выделяют медицинский, образовательный, спортивный, научный, правовой и социально-экономический компоненты.

На современном этапе развития общества в связи со значительным ухудшением состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей и подростков возникает необходимость в правильной организации и проведении физкультурно-оздоровительной работы в образовательных организациях. Для этого необходимо создание благоприятных условий для полной реализации возможностей в укреплении здоровья школьников, организации их внешкольной деятельности, достижении спортивного мастерства, которое формируется, как правило, в детском возрасте и подразумевает непрерывное совершенствование в избранном виде спорта.

На факультете физической культуры Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы большое внимание уделяется профессиональной подготовке студентов - будущих учителей физической культуры и безопасности жизнедеятельности, готовятся педагогические кадры, ориентированные на укрепление здоровья молодежи и подростков. Не случайно в этом году данный вуз стал Центром тестирования ГТО в Республике Башкортостан.

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс  «Готов к труду и обороне» (ГТО) является программной и нормативной основой системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации, поэтому структура комплекса состоит из 11 ступеней и включает возрастные группы от 6 до 70 лет и старше.

С сентября 2015 г. все студенты и школьники подключатся к сдаче комплекса ГТО.

Особенно хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в нормативной тестирующей части Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса предусматриваются государственные требования к уровню физической подготовленности населения на основании выполнения нормативов и оценки уровня знаний и умений. В то же время при подготовке к проведению испытаний (тестов) и сдачи нормативов велика роль в плане научно-методического обеспечения комплекса, составления рекомендаций к недельному двигательному режиму, предусматривающему минимальный объем различных видов двигательной деятельности, необходимых для самостоятельной подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья.

Следует отметить, что недостаточную двигательную активность современных детей и подростков можно отнести к факторам риска для здоровья, так как это приводит к развитию ряда серьезных заболеваний. Международное исследование, проведенное ВОЗ в 2009-2010 гг. (Health behaviour in School-Aged Children), выявило, что среди российских школьников необходимый уровень двигательной активности имеет только каждый шестой подросток [7]. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2013 г. доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составляла 52,7% численности данной категории населения [4].

Во многих учебных заведениях до сих пор не решена проблема физического воспитания детей и подростков с различными отклонениями в состоянии здоровья. Таких детей, как правило, освобождают от занятий физкультурой, что уменьшает их и без того ограниченную физическую активность. В результате гиподинамии и гипокинезии снижаются функциональные возможности организма, понижается сопротивляемость к действию неблагоприятных факторов внутренней и внешней среды, возрастает заболеваемость. Не все учебные заведения могут предоставить выбор вида занятий физической деятельностью.

Определение состояния здоровья и его индивидуальных особенностей лежит в основе решения вопроса об оптимальности физической нагрузки для здоровья человека [2].

Детям с ослабленным здоровьем требуются специально разработанные нормативы. Специальные методики проведения занятий физической культурой смогут способствовать повышению эффективности физического воспитания детей с низким уровнем двигательной активности, корректировать недостатки их физического развития. Для этого необходимы врачебно-педагогическое наблюдение за состоянием здоровья, возможность оценивать как уровень их физической подготовленности, так и функциональные возможности организма. Следует учитывать предпочтения при выборе вида физической деятельности.

Мы провели экспериментальное изучение уровня физической подготовленности младших школьников I и II ступени (1-2-го и 3-4-го классов обучения) основной группы физической подготовки в школах города Уфы (№ 5, 35, 39, 44). Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 429 человек, из них 115 мальчиков и 110 девочек (I ступень) и 104 мальчиков и 100 девочек (II ступень).

Результативность выполнения нормативов физической подготовленности  I возрастной ступени (1-2-е классы) соответствующего возраста от 6 до 8 лет (по сдачам нормативов ГТО) представлена в таблице 1.

Таблица 1

Результативность выполнения нормативов физической подготовленности обучающимися I ступени 1-2-х классов (6-8 лет)

Нормативы

Мальчики (n=115)

Девочки (n=110)

Кол-во учащихся, выполнивших нормативы

Кол-во учащихся, выполнивших нормативы

Абс.

%

Абс.

%

Челночный бег 3×10 м

37

32,2

34

34,5

Бег 30 м

55

47,8

49

44,5

Бег 1000 м

(без учета времени)

98

81,7

86

78,2

Прыжок в длину с места

82

71,3

84

76,4

Метание мяча в цель с 6 м

47

40,9

51

46,4

Подтягивание на перекладине (1-3 раза)

38

33,0

-

-

Подъем туловища из положения лежа на спине (24-28 раз в минуту мальчики, 19-23 раз в минуту девочки)

71

61,7

72

70,1

Приседания

(36-40 раз в минуту мальчики, 34-38 раз в минуту девочки)

76

66.1

88

80,0

Отжимания

(от 6-10 раз мальчики, от 4-8 раз девочки)

57

39,1

49

44,5

Результативность выполнения нормативов физической подготовленности II возрастной ступени (3-4-е классы) соответствующего возраста от 9 до 10 лет (по сдачам нормативов ГТО) представлена в таблице 2.

Таблица 2

Результативность выполнения нормативов физической подготовленности обучающимися II ступени 3-4-е классы (9-10 лет)

Нормативы

Мальчики (n=104)

Девочки (n=100)

Кол-во учащихся, выполнивших нормативы

Кол-во учащихся, выполнивших нормативы

Абс.

%

Абс.

%

Бег 60 м

35

33,7

33

33,0

Бег 1000 м

(без учета времени)

65

62,5

75

75,0

Прыжок в длину с места

82

71,3

84

76,4

Прыжок в дину с разбега

33

31,7

27

27,0

Метание мяча в цель с 6 м

34

32,6

34

34,0

Подтягивание на перекладине (от 2 до 6 раз)

35

33,65

-

-

Подъем туловища из положения лежа на спине (24-28 раз в минуту мальчики, 19-23 раз в минуту девочки)

69

66,3

66

66,0

Приседания (40-44 раз в минуту мальчики, 38-42 раз в минуту девочки)

54

52

47

47,0

Отжимания

(от 7 до 16 раз мальчики, от 5 до 14 раз девочки)

49

40,1

32

32,0

Как показали результаты проведенного нами исследования, наибольшие затруднения при выполнении нормативов составили следующие задания:

  1. прыжок в дину с разбега (задание выполнили 31,7% мальчиков и 27,0 % девочек по нормативам II ступени физической подготовленности);
  2. метание мяча в цель с 6 м (по нормативам I ступени только 40,9% мальчиков и 46,4% девочек смогли выполнить норматив, по нормативам II ступени результат оказался одинаковым как среди мальчиков, так и среди девочек -37% выполнения).

Низкие результаты показали младшие школьники и в таком виде испытаний, как бег на короткую дистанцию. На обозначенных дистанциях 30 м и 60 м (I и II ступени подготовки соответственно)  результаты были примерно одинаковыми, задание смог выполнить только каждый третий ребенок. Прыжки в длину с разбега, метание мяча, подтягивание на перекладине также вызывали определенные трудности у младших школьников.

Наиболее легкими видами заданий стали для младших школьников такие упражнения, где не было ограничения по времени (бег на 1000 м без учета времени), а также подъем туловища из положения лежа на спине, наклон вперед, прыжки в длину с места. Количество детей, не умеющих плавать, в этой возрастной группе в среднем составляет 53%.

Анализ состояния физической подготовленности учащихся 3-4-х классов общеобразовательных учреждений показал ухудшение физической подготовленности детей 9-10 лет, что наблюдается, как в целом на территории Российской Федерации, так и в отдельных регионах страны [5]. Из общего числа обследованных только 32,2% мальчиков и 34,5% девочек I ступени физической подготовленности и 31,7% мальчиков и 27,0% девочек II ступени физической подготовленности в состоянии выполнить нормативы комплекса ГТО.

Мы проанализировали частоту пульса и показатели артериального давления у младших школьников. Показатели функционирования сердечно-сосудистой системы у них коррелируют с параметрами физического развития, исключение составили 9-летние дети.

Нормативные требования сдачи норм комплекса ГТО для детей с ослабленным здоровьем должны строиться с учетом их возраста, пола, уровня физи­ческого развития и подготовки, с учетом ограничений по состоянию здоровья. Необходима разработка специальных методик, с помощью которых школьники с ослабленным здоровьем, находясь под врачебно-педагогическим наблюдением, могли бы подготовиться к выполнению сдачи нормативов комплекса ГТО. При этом следует использовать как урочные, так и внеурочные формы занятий с детьми, различные сочетания средств и методов физического воспитания. Система физических упражнений должна быть направлена на развитие всех пяти основных физических качеств физической подготовленности, но нагрузка должна быть скорректирована по силе, выносливости, быстроте, гибкости и координации движений.

Мы считаем, что создание условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы в школе должно быть одним из приоритетных направлений деятельности администрации образовательного учреждения.

В особом медицинском контроле нуждаются также учащиеся, занятия которых длительное время проходят с использованием вычислительной техники, компьютеров, поскольку работа с ними увеличивает зрительную и статическую нагрузку, ведет к изменению температурно-влажностных характеристик воздуха на их рабочем месте, повышает уровень шума, действие электрических полей. Раннее утомление и переутомление у данной категории молодежи может сделать невозможным применение ими физических  нагрузок, необходимых для сдачи некоторых норм ГТО [3].

В последнее  время  получила  распространение методика мониторинговых исследований состояния здоровья по следующим направлениям деятельности с помощью фактических измерений: физического развития, функциональной подготовленности и физической подготовленности. Такие исследования являются инновационными в сфере применения здоровьесберегающих технологий на  этапе  модернизации  современного  образования. Они  позволяют  преподавателям  (педагогам)  и  студентам приобрести знания, умения и навыки, необходимые для ведения систематического и постоянного контроля, а также оценки полученных  показателей здоровья.

Проведение физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении требует нового формата подготовки учителей физической культуры.

В Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы на базе факультета физической культуры совместно с кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности открыта новая магистерская программа «Организация и управление физкультурно-оздоровительной деятельностью» для подготовки инструкторов-методистов по физической культуре и спорту.

Рецензенты:

Костарев А.Ю., д.п.н., профессор, декан факультета физической культуры ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа;

Коган О.С., д.м.н., профессор кафедры «Истории, психологии и педагогики» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Шурыгина В.В., Гильманшина А.И., Чистякова Д.Г. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) С ПОЗИЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19499 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674