Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ВЫЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СОБСТВЕННОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Семенова Т.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова (МГГУ им. М.А.Шолохова)»
Статья подготовлена в рамках реализации проекта Министерства образования и науки Российской Федерации «Создание и опытная реализация модели организации дополнительного образования, включающей программы обучения родителей детей дошкольного возраста, заинтересованных в развитии своей родительской компетентности, а также программы подготовки специалистов-организаторов самостоятельных учебных программ». Автором обоснована актуальность изучения проблемы формирования родительской компетентности. Определено содержание понятия «родительская компетентность». Описаны результаты научно-исследовательской работы по выявлению отношения современных родителей детей дошкольного возраста к формированию их собственной родительской компетентности. Современные родители детей дошкольного возраста – это образованные молодые люди, желающие реализовать свой родительский потенциал и желающие повысить свою родительскую компетентность. Сталкиваясь с какими-либо проблемами в области воспитания детей, они обращаются за помощью к специалистам в области дошкольного детства, однако не рассматривают образовательную организацию как равноправного партнера в воспитании и образовании дошкольников.
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
дошкольная образовательная организация
дети дошкольного возраста
современные родители
родительская компетентность
1. Перечень поручений по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» (15.10.2015) // http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/47239 (дата обращения 11.05.2015.)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (от 17.10.2013 № 1155) // http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 11.05.2015).
3. Словарь иностранных слов. – Изд. 7-е, перераб. – М.: Русский язык, 1979. – 624 с.
4. Семенова Т.А. Грудное вскармливание как фактор духовного воспитания детей и молодежи // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы II Международной научно-практической конференции (24 апреля 2014 г.) / Под ред. Т.А. Семеновой. – М.: Спутник+, 2014. – С. 151–155.
5. Семенова Т.А. Духовные основы здоровья и физической культуры детей дошкольного возраста. // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы городской научно-практической конференции (11 апреля 2013 г.) / Под ред. Т.А.Семеновой – М.: Спутник+, 2013. — С. 49–52.
6. Семенова Т.А. Духовность как философско-педагогическая проблема // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы городской научно-практической конференции (11 апреля 2013 г.) / Отв. ред. Т.А.Семенова. – М.: Спутник+, 2013. — С. 9–12.
7. Семенова Т.А. Народная игра и игрушка как традиционное средство духовного воспитания детей дошкольного возраста // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы II Международной научно-практической конференции (24 апреля 2014 г.) / Под ред. Т.А. Семеновой – М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2014. – С. 63–66.

Модернизация системы современного образования, повышение его качества, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требуют поиска новых путей активного взаимодействия образовательных организаций с семьями воспитанников для повышения родительской компетентности последних и успешной социализации детей [1, 2]. При этом современные подходы к проблеме взаимодействия детских садов с семьями воспитанников, которые выражаются в возложении дошкольной образовательной организацией на себя проблем воспитания и обучения детей, не обеспечивают улучшения процесса образования, а активное переосмысление родительских практик порождает множество разнообразных моделей, которые далеко не всегда согласуются друг с другом.

Тем не менее семья как главный заказчик и потребитель услуг образовательной организации нуждается в психолого-педагогической помощи, а педагогический коллектив образовательной организации располагает огромным потенциалом воспитания детей дошкольного возраста и оказания помощи родителям в повышении их собственной родительской компетентности. Налицо противоречие между необходимостью повышения компетентности родителей детей дошкольного возраста, с одной стороны, и отсутствием модели и технологий обучения родителей в практике работы детских садов - с другой. Разрешение данного противоречия составило цель исследования.

Цель - создание и опытная реализация модели организации дополнительного образования, включающей программы обучения родителей детей дошкольного возраста, заинтересованных в развитии своей родительской компетентности, а также программы подготовки специалистов-организаторов самостоятельных учебных программ.

Словарь иностранных слов определяет понятие «компетентность» как обладание компетенцией или знаниями, позволяющими судить о чем-либо. «Компетенция (лат. Competentia принадлежность по праву) - 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом» [3, с. 247].

Можно предположить, что смысловое поле понятия «родительская компетентность» включает содержание знаний, умений и навыков в области воспитания и образования детей дошкольного возраста, позволяющее мужчине или женщине реализовать свой потенциал как родителя. Важно подчеркнуть, что формирование родительской компетентности необходимо начинать у молодых людей - девушек и юношей - еще до появления детей [4].

Изучение отечественного и международного опыта, в том числе Канады, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Швеции, Великобритании, США и России, в сфере образования родителей доказывает необходимость формирования родительской компетентности. При этом важна не только передача информации о способах и приемах воспитания ребенка, но и формирование ценностных ориентиров и осознанного отношения к своему родительству.

В рамках опытно-экспериментальной работы, которая проводилась кафедрой психолого-педагогического образования Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова и дошкольными образовательными организациями Москвы и Подмосковья, в том числе: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Котенок», МАДОУ детский сад комбинированного вида «Ивушка», МБДОУ детский сад комбинированного вида «Ручеек», МАДОУ детский сад «Аленка», ГБОУ лицей № 507 дошкольное отделение «Звездочка», ГБОУ школа № 492 структурное подразделение № 1, № 2, ГБОУ «Гимназия № 1541» семейный детский сад, ГБОУ «Школа № 827» детский сад «Совушка», ГБОУ «Гимназия № 1597» структурное подразделение 2737, ГБОУ «Гимназия № 1554» детский сад, ГБОУ «Школа № 97» дошкольное отделение № 1,2, ГБОУ «Школа № 1195» дошкольное отделение № 4,5, ГБОУ «Школа № 1968» дошкольное отделение № 1, а также Филиал «Выхино» ГБУ г. Москвы Территориального центра социального обслуживания «Жулебино» - было выявлено отношение родителей детей дошкольного возраста к проблеме формирования их собственной родительской компетентности.

Специалистами кафедры была разработана анкета, включающая 13 прямых и косвенных вопросов. Прямые вопросы позволили исследователям получить информацию об участвующих в опросе родителях: количестве детей в семье, распределении обязанностей между супругами по отношению к детям и др. Косвенные вопросы были направлены на выявление отношения родителей к формированию их собственной родительской компетентности. Все вопросы анкеты были открытого типа, что позволило респондентам самостоятельно формулировать ответы, а экспериментаторам - получить интересные и неожиданные факты и обоснование мотивов.

Суммарная выборка респондентов составила 162 человека. В нее вошли мамы и папы детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации Москвы и Подмосковья, потенциальные родители.

Из них 55 % опрошенных имеют двух детей, следовательно, уже имеют первичный опыт воспитания дошкольников. Воспитывают одного ребенка 34,2 % родителей. Родители, имеющие 3 и более детей, составили 9,5 %. Потенциальные родители составили 1,3 %. Таким образом, большинство респондентов имеют опыт в воспитании детей дошкольного возраста.

Результаты анкетирования показали, что больше всего времени проводит с ребенком мама (62,6 %), папа (2,5 %), оба родителя (27,2 %), мама и бабушка (4,4 %), другие родственники и няня (3,3 %). При этом мамы преимущественно обеспечивают гигиенический уход за малышом, а также читают, играют, рисуют, лепят и т.д. Папы гуляют, занимаются конструированием, культурно развивают ребенка, посещая музеи, выставки, досуговые мероприятия. Важно подчеркнуть, несмотря на то, что дети почти всех опрошенных родителей посещают детский сад и проводят там гораздо больше времени, чем дома, никто из родителей не назвал педагогов дошкольной образовательной организации как полноправных партнеров, участвующих в воспитании и развитии их детей.

На вопрос, кто еще участвует в жизни ребенка, ответы распределились следующим образом. В 53,2 % случаев существенную помощь оказывают ближайшие родственники: супруг или супруга, бабушки, дедушки, тети, дяди. 31 % опрошенных мам помогают отцы. И 13,9 % родителей ответили, что самостоятельно выполняют все родительские обязанности, без какой-либо дополнительной помощи. Лишь 1,9 % назвали в качестве помощников в воспитании и образовании детей детский сад.

Большинство родителей, участвующих в опросе, заинтересованы в воспитании и всестороннем развитии своих детей. Дети 61,4 % опрошенных родителей дополнительно посещают кружки и спортивные секции. При этом 72,2 % из них посещают занятия, направленные на гармоничное физическое развитие дошкольников (ритмика, хореография, спортивные секции). А 27,8 % отдают предпочтение эстетическому (музыка, рисование и др.) и интеллектуальному развитию детей (подготовка к школе и др.). Логично предположить, что родители не выделяют взаимосвязи между физическим и интеллектуальным развитием детей дошкольного возраста [5]. Физическое развитие они связывают исключительно с хорошей осанкой и укреплением здоровья детей.

Не посещают дополнительные занятия 35,4 % детей респондентов в связи с занятостью родителей на работе, небольшим возрастом детей и т.п. Ни в одной анкете не была указана причина материального положения семьи. Планируют начать посещение дополнительных кружков с начала следующего учебного года 3,2 % родителей. Из этого следует, что современные родители в большинстве своем интересуются успехами своего малыша, стараются обеспечить ему благоприятные условия для всестороннего гармоничного развития, но при этом рассматривают достижения своего ребенка как средство самореализации, не вникая в сущность и содержание дополнительных занятий, недооценивая возможности дошкольной образовательной организации [6, 7].

Большие затруднения у участвующих в опросе родителей вызвал вопрос, требовавший выделить наиболее сложные, на их взгляд, моменты в воспитании ребенка. Так, не испытывают затруднений в воспитании детей 6,3% родителей, не смогли справиться с заданием 8,2 % взрослых. Ответы 85,5 % родителей распределились в порядке убывания их значимости следующим образом:

  • воспитание послушания у ребенка (26 %);
  • терпение и контроль собственных эмоций (13,7 %);
  • умение объясниться с ребенком на доступном ему языке (13,7 %);
  • знание возрастных особенностей детей (9,2 %);
  • сохранение доверительных отношений между родителями и детьми (8,4 %);
  • воспитание самостоятельности у детей (7,6 %);
  • система работы по воспитанию ребенка (4,6 %);
  • сохранение родительского авторитета (4,6 %);
  • сохранение баланса между строгостью и мягкостью, требовательностью и справедливостью (3,8 %);
  • капризы ребенка (3,8 %);
  • объективность суждений (2,3 %);
  • гиперактивность, недоразвитие речи и другие отклонения в состоянии здоровья (0,9 %);
  • осуществление индивидуального подхода (0,7 %);
  • особенности воспитания мальчиков и девочек (0,7 %).

Ранжирование ответов позволяет сделать вывод, что все вышеназванные проблемы имеют единые основы и могут быть сведены к недостаточности знаний в области психолого-педагогических особенностей воспитания и образования детей дошкольного возраста. Можно предположить, что недостаток терпеливости со стороны родителей и недостаточное послушание со стороны детей вызваны дефицитом внимания родителей к своим детям. Причины этого явления видятся в чрезмерной занятости родителей, нежелании или неумении заниматься с ними. В свою очередь дошкольники, желая завоевать внимание значимых близких, начинают проявлять непослушание, капризничать, так как именно такое поведение вызывает ответную реакцию родителей. Следовательно, зачатки выделенных «сложностей» берут начало в семейном воспитании. Думается, что самим родителям, воспитанным в трудные для России 1990-е гг., были транслированы искаженные - ложные - семейные ценности [4, 6].

Анализ ответов на вопросы анкеты позволяет заключить, что современные родители видят обязанности родителя и проявление любви к своему ребенку в обеспечении надлежащего ухода, количестве игрушек (материальные блага), посещении дополнительных занятий (дополнительное интеллектуальное и физическое развитие), но никак не связывают функцию родительства с трудом воспитания. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о необходимости формирования ценностных ориентаций у самих родителей.

Надежными источниками информации о воспитании детей современные родители называют: Интернет - 31 %; специальную психолого-педагогическую литературу - 23,4 %; старшее поколение (бабушки и дедушки) - 13,7 %; врачей и специалистов в области дошкольного образования (преимущественно педагоги-психологи) - 10 %; друзей, коллег по работе - 8,5 %; педагогов дошкольной образовательной организации - 7,3 %; собственный опыт и интуицию - 2,1 %.

Важно отметить, что 8,5 % опрошенных оказывают доверие педагогам дошкольной организации и обращаются к ним за консультацией. Современные родители знают, где найти необходимую информацию, читают литературу, хотя многие из них ориентированы на рекомендации зарубежных психологов. Это обязывает дошкольные образовательные организации знакомить молодых родителей с новинками литературы, обучая критически ее оценивать.

Современные родители оценивают свои навыки и умения как родителя следующим образом: высоко - 5,7 %; выше среднего - 43,7 %; на среднем уровне - 29,1 %; ниже среднего - 2,6 %; затрудняются с ответом - 18,9 %. Интересно, что на «отлично» оценили свой родительский потенциал мамы, имеющие одного ребенка, а также мамы и папы, имеющие четырех детей. Думается, что подобные ответы обусловлены завышенной самооценкой молодых мам и накопленным жизненным опытом в воспитании детей многодетных родителей. Родители двух и трех детей адекватно оценивают свои возможности, вероятно, сравнивая свой первичный опыт и опыт воспитания второго ребенка, учитывая уникальность каждого малыша.

Хороший (идеальный) родитель, по мнению респондентов, должен обладать следующими качествами и компетенциями в порядке убывания их значимости:

  • обладать терпением и стрессоустойчивостью;
  • уметь контролировать собственные эмоции;
  • быть любящим и доброжелательным;
  • быть искренним и добрым;
  • быть веселым и оптимистичным;
  • проявлять строгость и быть последовательным в требованиях, предъявляемых ребенку;
  • тактично и аккуратно общаться с ребенком, проявлять заботу;
  • быть уверенным в себе;
  • не иметь вредных привычек.

Абсолютно все родители хотели бы видеть своего ребенка здоровым, послушным, самостоятельным, успешным, комфортно чувствующим себя в социуме, т. е. подготовленным к дальнейшей жизни.

Вышеназванные качества позволяют смоделировать идеальные отношения между детьми и родителями в современной семье: родители заботятся о своем малыше, любят его и принимают его таким, какой он есть; прислушиваются к его мнению, уважают его личность, работают над собой. Дети в свою очередь отвечают родителям послушанием, доверием, любовью. Налицо классическая модель традиционной семьи, и как следствие, необходимость воспитания ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста и современных родителей. Важно отметить, что 96,8 % опрошенных родителей хотели бы посещать специально организованные занятия для повышения своей родительской компетентности. Причем некоторые их них отмечают, что эти занятия не должны быть в ущерб времени, отведенному для занятий с ребенком.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что современные родители детей дошкольного возраста - это образованные молодые люди, желающие реализовать свой родительский потенциал и желающие повысить свою родительскую компетентность. Тем не менее, сталкиваясь с какими-либо проблемами в области воспитания детей, они обращаются за помощью в решении проблем в области воспитания детей к специалистам в области дошкольного детства, однако не рассматривают образовательную организацию как равноправного партнера в воспитании и образовании дошкольников. Это подтверждает актуальность исследуемой проблемы и позволяет наметить основные направления работы дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников для вовлечения последних непосредственно в образовательную деятельность.

Рецензенты:

Антонова А.В., д. п. н., профессор, профессор кафедры психолого-педагогического образования МГГУ имени М.А. Шолохова, г. Москва;

Зацепина М.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры начального образования и педагогических технологий МГГУ имени М.А. Шолохова, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Семенова Т.А. ВЫЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СОБСТВЕННОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19534 (дата обращения: 17.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074