Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Фоменко С.Л. 1 Белова С.А. 2
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 19
Статья посвящена обоснованию педагогических условий, способствующих эффективному становлению педагогического коллектива современной школы. Описана теоретическая модель, направленная на сплочение педагогического коллектива в современной школе, которая может использоваться с целью повышения эффективности становления педагогического коллектива как субъекта деятельности. Подтверждено, что профессиональное становление и развитие педагогического коллектива современной школы представляет собой динамичный и непрерывный процесс качественных изменений характеристик коллективного субъекта педагогической деятельности. Ведущими признаками становления педагогического коллектива как субъекта коллективной педагогической деятельности являются: ценностно-ориентационное единство коллектива в его направленности на развитие и реализацию способностей и возможностей обучающихся, творческий, исследовательский характер профессиональной деятельности, мотивация к профессиональной самоорганизации и саморазвитию, коллективная педагогическая рефлексия и высокая сплоченность.
эффективное становление педагогического коллектива
педагогические условия
модель
деятельность
1. Бурмистрова А.В. Становление и развитие профессиональной педагогической компетентности педагога в условиях введения ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2014. — № 2. — С. 32-36.
2. Даниленко С.Ю. Обеспечение устойчивости инновационных процессов в условиях современного общеобразовательного учреждения // Инновационные программы и проекты в образовании. — 2013. — № 6. — С. 3-12.
3. Загвязинский В.И., Плотников Л.Д., Волосникова Л.М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития // Образование и наука. — 2013. — № 4. — С. 3-17.
4. Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. - М. : Просвещение, 1995. — 290 с.
5. Попов Л.Н. Технология реализации педагогического образа // Образование и наука. — 2010. — № 3. — С. 49-61.
6. Сиденко Е.А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. — 2012. — № 8. — С. 5-17.
7. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М. : Молодая гвардия, 1995. — 238 с.
8. Фоменко С.Л. Процесс освоения педагогическим коллективом концепции, содержания и технологий компетентностного подхода в образовании // Образование и наука. — 2012. — № 6. — С. 65-79.
9. Фоменко С.Л. Условия и детерминанты профессионального становления и развития педагогического коллектива современной школы // Образование и наука. — 2014. — № 4. — С. 43-55.
10. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. - М. : Педагогика, 1990. — 100 с.
Современные представления о педагогическом коллективе как субъекте деятельности и его саморазвитии сложились на основе системного совершенствования идей отечественной педагогической теории о взаимосвязи обучения и воспитания, о взаимодействии педагогов и учащихся, о стремлении педагогов к самосовершенствованию [1; 2; 5; 6]. Отношение педагога к потребностям развития образовательной деятельности школы и к собственной педагогической деятельности проявляется в форме субъективной оценки соответствия этой деятельности тому, какой она должна быть. Здесь возможны разные варианты субъективных оценок - от признания полного соответствия и отсутствия потребности в изменениях до понимания необходимости радикальных изменений [3; 4; 7; 10]. На наш взгляд, именно в этой многовариантности оценок заключается импульс к активному совершенствованию педагогического коллектива как субъекта деятельности. Особенностью педагогического коллектива как субъекта деятельности является высокая степень самоуправляемости. Делегирование полномочий по вертикали самим педагогам создает необходимые предпосылки для формирования положительного общественного мнения в коллективе, развития самостоятельности и инициативы. Еще одной важнейшей особенностью деятельности педагогического коллектива является коллективная ответственность за все результаты собственной деятельности как субъекта образовательного процесса. Индивидуальные усилия отдельных педагогов не могут быть достаточно эффективными, если они не согласованы с действиями других педагогов, если нет единства действий. Это единство проявляется, прежде всего, в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях.

В работе [9] представлена взаимосвязь характеристик педагогического коллектива как субъекта деятельности с реализацией определенных принципов, обусловливающих процесс качественных изменений в ценностно-смысловой сфере членов педагогического коллектива. В число таких принципов входят:

  • принцип интериоризации - усвоение и принятие профессионального развития в качестве своей гуманистической ценности;
  • принцип субъектности, позволяющий определить педагогический коллектив как субъект социально значимой совместной деятельности, общения и межличностных отношений, как транслятор культурного опыта и одновременно как автономный, самоактуализирующийся феномен, как духовное начало, часть современного мира;
  • принцип социокультурной обусловленности, определяющий влияние социокультурной ситуации, сложившейся в обществе, на цели, содержание и результаты профессионального становления и развития педагогического коллектива.

Реализация данных принципов дает возможность выделить комплекс характеристик педколлектива как коллективного субъекта деятельности, которые во многом перекликаются с вышеприведенными:

  • принятие основополагающей ценности коллектива, в частности ориентация на развитие личности ученика;
  • профессиональная активность членов коллектива при реализации своих функций в достижении общей цели;
  • наличие у учителей творческой инновационной позиции по отношению к своим профессиональным функциям;
  • способность членов коллектива к профессиональной самоорганизации и саморазвитию;
  • сформированность коллективной и индивидуальной педагогической рефлексии.

Проведя анализ и обобщая данные психолого-педагогических исследований, практического педагогического опыта, можно говорить о том, что процесс становления педагогического коллектива как субъекта профессиональной деятельности включает педагогические способности, профессионально важные личностные качества и опыт профессионально-педагогической деятельности каждого педагога [8]. Данный компонентный состав взят нами за ориентир при построении собственной модели процесса становления педагогического коллектива как субъекта профессиональной деятельности в современной школе.

Целевой компонент модели - это ведущий целевой ориентир, связанный со становлением педагогического коллектива как субъекта образовательного процесса. Суть данного компонента состоит в согласовании целей и ценностей всех членов педагогического коллектива.

Содержательно-технологический компонент представленной модели включает в себя технологию педагогической деятельности как систему последовательных и взаимосвязанных процедур и операций, направленных на достижение основной цели образовательного процесса. Он предусматривает мониторинг и анализ творческой педагогической деятельности каждого члена коллектива и всего педколлектива как целостного образования. Отметим, что целостность обеспечивается определенными закономерностями, отражающими содержание и функционирование основных характеристик педагогической деятельности:

  • чем более развита самостоятельная педагогическая творческая деятельность отдельно взятого учителя, чем более насыщена она разнообразными метапредметными контактами, тем более содержательной и инновационной будет профессиональная деятельность всего педагогического коллектива;
  • чем больше творческая педагогическая деятельность каждого члена педагогического коллектива соответствует коллективным целевым установкам и собственному внутреннему опыту, развитию его способностей, тем выше уровень становления педагогического коллектива как субъекта деятельности в современной школе.

Следует учитывать, что технология педагогической деятельности коллектива школы подразумевает двусторонний характер взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся.

Аналитико-результативный компонент модели включает в себя соответствующие критерии и их показатели, диагностический инструментарий проводимого мониторинга, позволяющего выявить уровень становления педагогического коллектива, а также проводить анализ эффективности реализации избранных образовательных технологий. На основании проведенного теоретического исследования качественных характеристик развития педагогического коллектива в качестве критериев были выделены:

  • доминирующая, внутренняя, реально действующая мотивация членов педагогического коллектива школы в целом;
  • потребность педагогов в самосовершенствовании, внутренняя сила которого служит источником и импульсом становления и развития педагогического коллектива школы;
  • характер межличностных отношений педагогов школы, ориентированный на сплоченность.

На основе выявленных критериев представляется возможным определить уровни становления педагогического коллектива как субъекта профессиональной деятельности на разных этапах, которые выступают ориентирами для контрольной диагностики в рамках проведения экспериментальных мониторинговых исследований.

Высокий (творческий) уровень характеризуется владением глубокими метапредметными знаниями, наличием и пониманием единых современных образовательных целей и задач; адекватным восприятием и глубоким пониманием сущности образовательного процесса, его личностным осмыслением; владением инновационными педагогическими технологиями; творческим подходом к своей собственной профессиональной деятельности; потребностью в рефлексии и самовершенствовании. Педагогический коллектив данного уровня, являющегося в значительной степени эталонным, не только испытывает потребность в саморазвитии, но и стремится к ее удовлетворению в собственной профессиональной деятельности.

Средний (рефлексивный) уровень становления педагогического коллектива характеризуется: частичными инновационными знаниями и методиками, эпизодическим обращением к рефлексии своей деятельности, связанным, прежде всего, с отсутствием должного педагогического опыта, но при этом высокой заинтересованностью в собственной профессиональной деятельности. На этом уровне учебно-профессиональная деятельность членов коллектива достаточно самостоятельна и осознанна, ее целесообразность определяется самостоятельным, грамотным, оперативным решением профессиональных задач. Имеется достаточно устойчивая мотивация членов коллектива к самообразованию. Собственные успехи и достижения обучающихся осознаются педагогами как основание для самосовершенствования и дальнейшего саморазвития.

Уровень ниже среднего (интуитивный) характеризует осознанность профессионально-педагогических действий как на обыденном, так и на творческом уровне, но проявления этой осознанности локальны, наблюдаются в частных ситуациях и не являются рефлексивными. Целевые и ценностные установки ограниченны и стереотипны, зафиксированы на уровне знаний, но не переносятся педагогами на метапредметный уровень. Проявления инициативы и самостоятельности в овладении инновационными технологиями требуют значительного стимулирования со стороны руководства школы. Сущность собственной профессиональной деятельности осознается и воспринимается педагогами интуитивно, опираясь не на сознание, а исключительно на ощущения, личные предпочтения и симпатии.

Низкий (элементарный) уровень становления педагогического коллектива как субъекта профессиональной деятельности характеризуется: отсутствием стабильных метапредметных и инновационных знаний; инертностью членов коллектива, нежеланием осмысленно относиться к построению образовательного процесса, переадресуя это руководству школы; отсутствием единых целевых и ценностных установок в педагогической деятельности; эмоциональной пассивностью его членов. Навыки рефлексивно-творческой деятельности у педагогов весьма ограниченны.

В качестве диагностического материала для изучения динамики становления педагогического коллектива в работе были использованы методики:

  • 12-факторный опросник мотивации профессиональной деятельности Е.А. Климова;
  • методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (саморазвития) (Э. Шейн, в переводе и адаптации В.А. Чикер, В.Э. Винокурова);
  • определение индекса групповой сплоченности Сишора и др.

Результаты, полученные в результате апробации модели в образовательном учреждении, показали наличие положительных изменений в плане мотивации членов педагогического коллектива (опросник Е.А. Климова). В частности, значительные положительные изменения произошли по факторам: потребности формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения в коллективе; значительная степень близости взаимоотношений, доверительности; потребности в самосовершенствовании, росте и развитии как личности, которые при первоначальной диагностике имели наименьшие значения. Это свидетельствует о возрастании высших потребностей у членов педагогического коллектива школы-новостройки, к которым относятся потребность в профессиональной самореализации, саморазвитии и самосовершенствовании. В перечень наиболее актуальных для педагогов попали такие факторы, как потребность в развитии креативности, улучшении обратной связи, хотя стремление у них к конкуренции и влиятельности не ослабевает. Большое число баллов по этим факторам получено равномерно у всех возрастных и квалификационных групп учителей. Повысилась значимость такого фактора, как потребность в завоевании признания со стороны коллег, что свидетельствует об улучшении психологической атмосферы в коллективе, повышении уровня его сплоченности, осознании не только себя, но и коллектива как единого субъекта педагогической деятельности.

В целом следует отметить определенную сбалансированность внешних и внутренниих мотивов профессиональной деятельности у педагогов различных квалификационных категорий и разного стажа работы.

В результате диагностического обследования педагогов по методике «Якоря карьеры», подтверждено, что в ходе опытно-экспериментальной деятельности произошло перераспределение испытуемых по группам карьерной направленности: снизилось число учителей с неопределенной карьерной направленностью - до 8%, несколько сократилась группа учителей с вертикальной карьерной направленностью - до 13%. Группа с горизонтальной карьерной направленностью расширилась (до 70%), что говорит о более высоком уровне развития данного педагогического коллектива. Большинство педагогов определяют себя и коллектив как субъекты профессиональной деятельности, направленной скорее на достижения своих учеников, чем на собственные достижения и повышение своего статуса. Сравнение уровней сплоченности педагогического коллектива в начале и в конце эксперимента также позволило выявить положительную динамику данного показателя.

В ходе эксперимента педагоги продемонстрировали постепенное освоение элементов коллективной деятельности и усложнение типов взаимодействия, в результате чего наблюдался устойчивый рост умений:

  • согласовывать функции и организовывать взаимодействие педагогов в ходе коллективной деятельности;
  • организовывать учебную деятельность в рамках нескольких дисциплин одновременно (организация коллективной учебно-проектной деятельности педагогов и обучающихся);
  • проводить презентацию обучающимися продуктов своего труда в нестандартных условиях, созданных педагогом, используя механизмы личностной самоорганизации, рефлексии ученика;
  • проводить коллективное обсуждение результатов обучения на основе использования коллективных форм педагогического самоанализа, рефлексии и диалога в пределах определения целей и ценностей коллективной педагогической деятельности.

Таким образом, профессиональное становление и развитие педагогического коллектива современной школы представляет собой динамичный и непрерывный процесс качественных изменений характеристик коллективного субъекта педагогической деятельности. Ведущими признаками становления педагогического коллектива как субъекта коллективной педагогической деятельности являются: ценностно-ориентационное единство коллектива в его направленности на развитие и реализацию способностей и возможностей обучающихся; творческий, исследовательский характер профессиональной деятельности; мотивация к профессиональной самоорганизации и саморазвитию, коллективная педагогическая рефлексия и высокая сплоченность. Важнейшими критериями эффективности профессионального становления педагогического коллектива как субъекта деятельности современной школы являются: уровень и структура мотивации учителей, их потребность и направленность на профессиональное саморазвитие и уровень сплоченности коллектива на основе единых целей и ценностей образовательного процесса.

Рецензенты:

Симонова А.А., д.п.н., профессор, ректор ФГБОУ ВПО «УрГПУ», г. Екатеринбург;

Сыманюк Э.Э., д.псх.н., профессор, ФГБОУ ВПО «УрГПУ», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Фоменко С.Л., Белова С.А. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19548 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674