Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Гончарова Н.А. 1 Костылева И.В. 1
1 ФГКОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В статье рассматриваются результаты корреляционного анализа, проведенного в процессе исследования показателей ценностной сферы личности сотрудников полиции. Выделены основные корреляционные группы признаков, позволяющие проследить особенности взаимосвязей показателей групп сотрудников разного возрастного периода. Проведен теоретический анализ проблемы ценностной детерминации личности сотрудников правоохранительных органов, рассмотрены теоретические воззрения отечественной психологии на ценности, как компонент психологической структуры личности. В исследовании эмпирических данных учитывались ценности гуманистической направленности, представленные шкалами развития, креативности, духовного удовлетворения, и ценности прагматической направленности, в состав которых включены ценности высокого материального положения, собственного престижа, достижений. В результате корреляционного анализа, проведенного на эмпирическом материале разновозрастных групп, выявлено наибольшее количество взаимосвязей между значениями показателей ценностей и показателей свойств личности, что позволяет предположить наличие ценностной системы как стабильной структуры личности. Установлены значимые структурно-функциональные связи показателей ценностей и тактик поведения личности в конфликтной ситуации, ценностей и показателей правосознания.
конфликтность ценностей
гуманистические и прагматические ценности
внешние и внутренние ценности
ценностные ориентации
ценности
аксиологическая сфера
1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М. : Смысл, 2007. - 528 с.
2. Боброва И.А., Гончарова Н.А. Психологические особенности самоопределения личности на начальной стадии профессиогенеза // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2014. - № 4 (64). - С. 198-205.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М. : МГУ, 1988. - 320 с.
4. Гончарова Н.А. Ценностные детерминанты личности несовершеннолетних правонарушителей : дис. … канд. психол. наук: 19.00.06. – СПб., 2006. – 226 с.
5. Иваницкий А.Т. Возможности интерактивных технологий в формировании компетентности специалиста в вузе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. - № 3 (55). - С. 179-183.

Современные требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов, сконцентрированы на характеристиках личности, отражающих высокий ценностно-нравственный смысл служения. В соответствии с этим все более актуализируется представление о сотруднике силовых структур, как о личности с высокой репутацией, гуманистическими ценностными установками, сформированным ценностным правосознанием [5]. Данные характеристики во всех нормативных документах обозначены в качестве показателя морально-психологической готовности к выполнению обязанностей на уровне эталонных ценностных критериев, нравственно-этических принципов и психологических норм. Поэтому исследования, направленные на анализ структурно-функциональных характеристик ценностного опыта сотрудников силовых структур, являются столь актуальными и значимыми для теории и практики юридической психологии.

Цель исследования: выявить основные параметры и определить особенности взаимосвязей значений показателей ценностной сферы сотрудников полиции и курсантов вуза МВД.

Ценностно-смысловые установки личности представляют собой специфически организованную структуру, с помощью которой личность обретает устойчивость и направленность. Это своеобразные репрезентативные матрицы, которые являются прижизненным новообразованием человека, отражающим внутреннюю психологическую сущность личности, в отличие от наследуемых, внешне проявляемых, психодинамических характеристик ее свойств [4]. Ценностный опыт человек приобретает на протяжении всей жизни, проходя последовательно определенные этапы, которые, с точки зрения Ю.Б. Гиппенрейтер, можно рассматривать с позиций развития самосознания личности. Внутренняя логика данного явления представлена последовательностью, в которой первоначально происходит усвоение норм, опосредствующих психическое развитие. Затем, в процессе взаимодействия с социумом и деятельности, обеспечивается формирование «социального слоя личности» [3].

В соответствии с этим внутренний психический мир может быть выражен в приверженности ценностям гуманистической или прагматической направленности, ценностям профессиональной или семейной жизни, ценностям, определяющим внешний или внутренний локус контроля личности [2]. Ценностная направленность личности формируется в процессе выделения духовного центра сознания, выступающего в качестве показателя ценностно-нравственного самоопределения. Приобретенный ценностно-смысловой опыт, по мнению А.Г. Асмолова, позволяет человеку «отстаивать свою индивидуальность» и стать личностью [1]. Такой опыт, накапливаясь в ситуациях ценностного взаимодействия, обеспечивает личности возможность дифференциации объектов по их значимости, выстраивания иерархии, тем самым определяя способы взаимодействия с объектами и субъектами деятельности.

На основе анализа теоретических положений в области аксиологических исследований мы предположили, что ценностные структуры личности должны представлять собой «матрицы» тесных взаимосвязей, которые нами были исследованы при помощи метода линейной корреляции Пирсона.

В качестве объекта исследования выступили сотрудники полиции, имеющие высшее образование, в возрасте от 25 до 40 лет; сотрудники полиции, получающие высшее образование без отрыва от производства, того же возраста; и курсанты вуза МВД в возрасте 19-20 лет.

Психодиагностический материал исследования был получен на основе психодиагностических методик: «Ценностные ориентации» (Мотков О.И., Огнева Т.А.), методика исследования уровня правосознания (Л.А. Ясюковой); методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); методика оценки терминальных ценностей (И.Г. Сенин); 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла.

Результаты исследования и их обсуждение

Основные результаты корреляционного анализа представлены в виде корреляционных матриц, в которых произведено сравнение количества и качества корреляций, полученных в каждой группе. Для анализа были рассмотрены достоверно значимые корреляции (при р≤0,05), выявленные между значениями показателей ценностной сферы и других сфер личности. В группах действующих сотрудников с высшим образованием и сотрудников без высшего образования выявлено наибольшее количество корреляций между значениями ценностей (таблица 1). Количество значимых связей тут составляет соответственно 184 и 154 корреляции.

Таблица 1

Количество значимых корреляций между показателями ценностной сферы действующих сотрудников

Ценностные сферы и терминальные ценности

Сотрудники с высшим образованием

Сотрудники без высшего образования

Право-сознание

Тест Томаса

Тест Кеттелла

Значимость ценностей

Осуществ-ление ценностей

Конфликт-ность ценностей

Общее кол-во

Право-сознание

Тест Томаса

Тест Кеттелла

Значимость ценностей

Осуществ-ление ценностей

Конфликт-ность ценностей

Общее кол-во

Сфера проф. жизни

1

1

1

5

1

4

13

1

1

1

5

5

5

17

Сфера обуч. и образования

2

2

3

4

1

3

15

-

2

4

2

4

5

17

Сфера семейной жизни

1

2

3

2

1

1

10

2

2

-

3

3

4

14

Сфера общественной жизни

2

2

4

5

2

1

16

2

1

3

4

4

3

17

Сфера увлечений

2

2

3

3

2

3

15

-

1

-

-

2

3

6

Собственный престиж

1

2

3

1

1

3

11

-

2

2

2

3

4

13

Высокое материальное положение

-

1

3

6

1

3

14

-

2

2

1

3

3

11

Креативность

2

1

5

3

1

3

15

-

2

3

2

-

2

9

Активные социальные контакты

1

1

1

7

2

4

16

1

1

-

1

3

-

6

Развитие себя

2

1

4

5

2

5

19

1

1

-

3

5

4

14

Достижения

2

3

4

3

2

2

16

-

-

2

3

2

5

12

Духовное удовлетворение

1

1

3

6

2

4

17

-

2

2

1

3

1

9

Сохранение индивидуальности

2

2

2

-

1

-

7

-

-

2

-

3

4

9

Общее кол-во корреляций

19

21

39

50

19

36

184

7

17

21

27

40

42

154

Качественный состав корреляций в группах примерно одинаков. Взаимосвязей с показателями правосознания в группе без высшего образования почти в два раза меньше (19/7), что позволяет предположить сравнительно более высокую степень активности аксиосферы личности сотрудников с высшим образованием в ситуациях, сопряженных с необходимостью придерживаться правовых норм в профессиональной деятельности. Взаимосвязи показателей ценностной сферы с показателями поведения в конфликтной ситуации в обеих группах примерно одинаковы. Наблюдается преимущественная активность в области ценностных сфер и меньшая в зоне терминальных ценностей. Конфликтные ситуации и способы их разрешения в основном определяются не личностными ценностями, а ценностями, преобладающими в той или иной референтной социальной группе (сфере). Анализ корреляций, выявленных между показателями свойств личности (тест Кеттелла) и ценностной сферой, также показал неравнозначность общего количества взаимосвязей в группах (39/21). В группе сотрудников с высшим образованием личностные свойства более динамично включены в состав факторов, определяющих ценностную направленность, и отражают наличие устойчивых ценностных предпочтений, включенных в личностную сферу.

Между группами установлено качественное различие. Так, в группе сотрудников с высшим образованием большее количество взаимосвязей установлено со значениями показателей «осуществление ценностей» (50/27). Показатели значимости внутренних и внешних ценностей в группе сотрудников с высшим образованием коррелируют с терминальными ценностями и жизненными сферами в большей степени, нежели показатели осуществления ценностей. В группе сотрудников без высшего образования, наоборот, большее количество таких корреляций выявлено со значениями показателей «осуществления ценностей» (19/40), а также показателей «конфликтности ценностей» (36/42).

Анализ корреляционных связей между показателями правосознания и ценностей в группе с высшим образованием позволил установить подавляющее количество прямых связей со значениями бытового уровня правосознания и обратных со значениями делового уровня правосознания. Установлено большее количество связей ценностей со свойствами личности в данной группе, а именно со значениями шкал «общительность», «сдержанность», «практичность», «нормативность» - все корреляции прямые и достоверны при p ≤ 0,05, и со значениями шкалы «зависимость» - корреляции обратные. Коэффициенты корреляций показателей ценностей и тактик поведения в конфликте прямые со значениями шкалы «избегание», отрицательные со значениями шкалы «приспособление». Корреляции ценностей с ценностными ориентациями все прямые.

В группе сотрудников без высшего образования прямые корреляции установлены между значениями ценностей и гражданской сферы правосознания, а также ценностей и свойств «общительность», «смелость», «подозрительность», обратные корреляции между показателями ценностей и свойством «радикализм». Корреляции ценностей и тактик поведения в конфликте позволили установить положительные связи с тактикой «соперничество» и отрицательные связи с тактикой «избегание», причем данные связи наиболее обширны и достоверны (при p ≤ 0,01).

В ходе корреляционного анализа, проведенного на материале эмпирических значений группы курсантов, выявлено существенно меньшее количество корреляций (32) показателей ценностной сферы (таблица 2).

Таблица 2

Количество значимых корреляций показателей ценностной сферы группы курсантов  

Ценностные сферы и терминальные ценности

Курсанты

Опросник правосознания

Тест Томаса

Тест Кеттелла

Значимость ценностей

Осуществление ценностей

Конфликтность ценностей

Общее кол-во

Общее кол-во корреляций со значениями ценностей

1

6

12

5

4

10

32

Небольшое количество корреляций ценностной сферы, по сравнению с группами действующих сотрудников, определяется особенностями юношеского возраста и позволяет предположить становление отдельных функциональных систем, обеспечивающих ценностное сознание личности. Юношеский возраст является сенситивным в формировании ценностей личности, поэтому корреляции со свойствами личности и ценностями не столь обширны. Практически не обнаружено корреляций значений ценностей с показателями уровня правосознания в данной группе. Выявлена всего одна корреляция, отрицательная по знаку (r = -0,439, при p ≤ 0,01), значений правосознания в бытовой сфере с показателем ценности сохранения индивидуальности. Сохранение неповторимости своей личности на этапе юношеского возраста представляется более значимой ценностью, чем соблюдение норм доброжелательного отношения к окружающим. Установлены взаимосвязи показателей ценностей с показателями поведения в конфликтной ситуации: обратные со значениями шкал «соперничество» и «приспособление». В группе курсантов наибольшее количество корреляций выявлено между значениями ценностей и свойств личности (12), что позволяет предположить некоторую активность устойчивых показателей и формирующихся ценностей. Прямые корреляции выявлены между значениями ценностей и свойствами общительности, показателями интеллекта и доминантности, обратные связи со значениями эмоциональной устойчивости и самоконтроля.

Выявлено относительно большее количество корреляций между ценностями и показателями конфликтности ценностей в группе действующих сотрудников. Наибольшее количество положительных корреляций ценностей и конфликтности установлено в группе сотрудников с высшим образованием. Связи образованы со шкалами прагматических ценностей. Корреляции показателей конфликтности реализации ценностей в группе курсантов немногочисленны и отрицательны по знаку.

Выводы

1. Структурно-функциональные характеристики феномена ценностей заключаются в понимании данного явления в качестве совокупности значимых ориентиров личности, направляющих ее деятельность, в том числе и профессиональную. Ценности личности вырабатываются в процессе онтогенеза, их формирование является результатом аксиогенеза - свободного, добровольного усвоения эталонов на основе взаимодействия в межсубъектных отношениях, в ходе деятельности определенной ценностной направленности.

2. Периодом формирования ценностной направленности личности является юношеский возраст. Практически все гуманитарные науки указывают на юность как на критический период формирования ценностного сознания и рассматривают его развитие в качестве центрального психического образования личности, которое представляет собой репрезентативную «матрицу» для самоконтроля.

3. Проведенное исследование корреляционных связей показателей ценностей, свойств личности и поведенческих характеристик личности сотрудников полиции и курсантов позволило определить, что ценностные структуры личности представляют собой «матрицы» тесных взаимосвязей, имеющие различную содержательную и количественную характеристику в зависимости от возраста и ведущего вида деятельности.

4. Корреляционный анализ показал наибольшее количество достоверно значимых корреляций между показателями в группах действующих сотрудников полиции, по сравнению с группой курсантов. Общее количество значимых корреляций в данных группах превосходит количество корреляций в группе курсантов в шесть раз. Ценностная репрезентативная система сотрудников находится в активном состоянии, о чем свидетельствует большое количество достоверно значимых взаимосвязей показателей внутри ценностной сферы личности, а также количество взаимосвязей с показателями свойств личности, поведения в конфликтной ситуации и уровня правосознания.

5. Установлено тесное расположение прямых и обратных корреляций в группах действующих сотрудников, что позволяет предположить более высокий уровень сформированности ценностного поля определенной направленности личности. Это создает условия для прогноза аксиологической надежности в профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют достоверно значимые прямые корреляции между показателями ценностного содержания и профессионально значимых свойств личности (r = 0,311 - 0,562, при p ≤ 0,05) - «общительность», «нормативность», «сдержанность», «смелость», а также обратные корреляции со значениями шкал «зависимость», «приспособление», «избегание».

6. В группах действующих сотрудников установлено большое количество значимых корреляций между значениями ценностей и конфликтности реализации ценностей. Конфликтность ценностей выражается в виде противоборства, которое психологически отражается в личностной сфере нарастанием силы отрицательных эмоций, ощущением объективных трудностей в преодолении внутренних и внешних препятствий, и невозможности реализации планов.

7. Сравнительно небольшое количество значимых корреляций, выявленных между показателями ценностей в группе курсантов, свидетельствует о переживании данными лицами состояния ценностного самоопределения и становления ценностей. Ценностные репрезентативные матрицы еще не сложились, но определенная активность ценностной сферы наблюдается. Это детерминировано возрастными особенностями юношеского возраста и особенностями ведущей деятельности. Современная система образования предлагает большое количество ценностных ситуаций, однако внутренние психические структуры обучающихся пока не сформированы на уровне ценностных смысловых отношений в виде принятия или отвержения ценностей определенной направленности.

Таким образом, ценностное поведение сотрудников полиции, сообразное существующим ценностным представлениям общества, является показателем его надежности, эффективности и профессионализма. Ценностное сознание представлено показателями прагматических и гуманистических ценностей, объединенными в единую корреляционную структуру со свойствами личности и показателями поведения личности в критической ситуации. Дифференцированный подход к анализу силы и значения взаимосвязей позволяет прогнозировать возможности развития ценностной сферы личности сотрудников полиции, предупреждения состояния внутриличностного конфликта, порождаемого совокупностью доминирования ценностей, отражающих эгоистическую ориентацию личности, и своевременно сформировать активные стратегии преодоления.

Рецензенты:

Горьковая И.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург;

Иваницкий А.Т., д.п.н., профессор, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Гончарова Н.А., Костылева И.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19605 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674