Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ Н. С. МАНСУРОВА ОБ ОСЕТИНАХ

Гостиева Л.К. 1
1 ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А»
Целью статьи является рассмотрение этнографических очерков Н.С. Мансурова об осетинах в кавказской периодической печати. Автором определены основные тематические сферы этнографических очерков Н.С. Мансурова: поминальная обрядность, разорительность поминок, кровная месть, примирение кровников, сословные различия, социально-экономическое положение крестьянства, возникновение равнинных селений, обычно-правовые отношения, судопроизводство, разграбление древних могильников. Н.С. Мансуров ввел в научный оборот много новых этнографических материалов по Осетии. Автор критически подошел к анализу этнографических очерков Н.С. Мансурова, отметив его ошибочную позицию по вопросу происхождения осетин. По мнению автора, публикации Н.С. Мансурова являются одним из важных источников по изучению этнографии осетин, поскольку основываются на лично собранном полевом материале.
судопроизводство
обычно-правовые отношения
сословные различия
примирение кровников
кровная месть
землевладельцы
поминки
гостеприимство
осетины
1. Мансуров Н.С. Аборигены Северного Кавказа // Новое обозрение. 1887. № 1197.
2. Мансуров Н.С. Гостеприимство у осетин // Новое обозрение. 1889. № 2049.
3. Мансуров Н.С. Корреспонденция для «Нового обозрения // Новое обозрение. 1891. № 2532.
4. Мансуров Н.С. Корреспонденция Н.С. Мансурова «Владикавказ» // Новое обозрение. 1890. № 2189.
5. Мансуров Н.С. Корреспонденция Н.С. Мансурова из Владикавказа // Новое обозрение. 1892. № 3090.
6. Мансуров Н.С. О древних могильниках на Северном Кавказе // Каспий. 1896. № 251.
7. Мансуров Н.С. Обычный суд у осетин. Историко-юридический очерк // Каспий. 1894. № 38, 48, 58.
8. Мансуров Н.С. Первобытные осетины // Новое обозрение. 1887. № 1177, 1178.
9. Мансуров Н.С. Тугановский поселок // Новое обозрение. 1891. №.2563.
10. Цаллагова З.Б., Гостиева Л.К., Бибилова Р.П., Джиоева Г.Х. Становление осетиноведения как отрасли российского академического кавказоведения // У истоков осетиноведения. Первые исследователи и собиратели осетинского фольклора и традиционной культуры. Владикавказ, 2013. С. 15.
Николай Семенович Мансуров (1858-1897) - хороший знаток истории и культуры осетинского народа, журналист, постоянный владикавказский корреспондент многих газет «Новое обозрение», «Русские ведомости» и «Каспий». 12 февраля 1897 года он покончил жизнь самоубийством. Сообщая о его смерти, газета «Северный Кавказ» писала, что  «корреспонденции его всегда отличались искренностью тона, отзываясь на самые жгучие злобы дня; особенно охотно он посвящал свои статьи подробному описанию тяжкого положения обездоленных переселенцев, попадавших в своих бесконечных скитаниях в Терской области».

В 1887 году Н.С. Мансуров издал в газете «Новое обозрение» статью «Первобытные осетины» [7]. В ней автор пытался рассмотреть разные мнения исследователей по вопросу о происхождении осетин. Он критически отнесся к доказательствам В.Ф. Миллера об иранском происхождении осетин и к этнической общности скифо-сармат и алан.  Н.С. Мансуров ошибочно отождествлял древних албан и алан. Автор пытался подтвердить дополнительными аргументами «теорию» В. Пфафа о семитском происхождении осетин. Н.С. Мансуров ошибочно возводил термин «алдар» к этническому самоназванию алдов.

В 1887 года Н.С. Мансуров опубликовал в газете «Новое обозрение» очерк «Аборигены Северного Кавказа», в котором остановился на вопросах древней истории Осетии [1].

В 1889 года Н.С. Мансуров опубликовал в газете «Новое обозрение» статью «Гостеприимство у осетин» [2]. В статье подробно описаны большие осенние поминки у осетин, на которых присутствовал автор, рассмотрена обрядность поминального застолья. Н.С. Мансуров указал на огромные расходы поминок, которые составляли 60 ведер пива и 40 ведер араки, на которые расходовались 180 мер ячменя и 120 мер кукурузы или проса, а также крупный и мелкий рогатый скот.

Подчеркивая разорительность поминок, Н.С. Мансуров пытался выяснить причины их соблюдения. По этому поводу он привел мнение одного из горцев: «Уклониться от устройства поминок невозможно, потому что этого требует древний обычай и неумолимое общественное мнение... В противном случае осетин потеряет право принимать участие на посторонних поминках и его будут презирать, как недостойного члена общества. «Ты наше ел и пил, а нас не хочешь угостить»... говорят в таком случае осетину. У нас существует поверие, что чем изобильнее поминки, тем лучше на том свете умершему, по поводу которого устроены поминки. В противном случае сотоварищи покойного будут смеяться над ним, презирать его. Не желая умершего родственника поставить на том свете в неловкое положение, осетин скорее украдет быка для угощения односельцев или же пойдет в кабалу к деревенскому «банкиру», нежели уклонится от поминок [2].

Н.С. Мансуров описал поминки «бадан ахсав», которые справлялись в первый понедельник после Нового года. На эти ночные поминки осетины надевали одежду умершего на длинный, с крестообразной перекладиной, деревянный шест и, изобразив, таким образом, фигуру человека, сажали ее на самое почетное место, у очага, около гостей. Н.С. Мансуров отметил расходы на эти поминки, которые составляли более З0 ведер пива, до 40 ведер араки,  два быка и несколько баранов и достаточное количество кукурузного, пшеничного и просяного хлеба.

В конце статьи Н.С. Мансуров пришел к выводу о том, что хотя  «гостеприимство само по себе очень похвальное качество, и во многих случаях служит, быть может, мерилом нравственного развития как отдельного человека, так и целого народа... Но когда это гостеприимство, не вытекая из нравственной натуры человека и не представляя собою единичных случаев, принимает настолько широкие размеры, что пагубно отражается на экономическом благосостоянии целого народа и потом удерживается исключительно силою обычая, - тогда необходимы энергичные заботы к постепенному искоренению этого вредного обычая хотя бы в тех его проявлениях, которые выражаются в безрассудных поминках, непроизводительно поглощающих множество времени, труда и материала и нравственно деморализующих народ» [2].

В 1890 году в газете «Новое обозрение» была опубликована «Корреспонденция Н.С. Мансурова "Владикавказ"», в которой автор отметил усилившийся процесс переселения осетин из Дигорского и Куртатинского общества на Кубань, в Кабарду и другие территории Терской области [4].

По мнению Н. С. Мансурова, причиной усилившегося переселения стало сосредоточение большей части пахотных земель, лесных и покосных участков в Дигории в руках немногих землевладельцев, принадлежащих к привилегированным сословиям - баделятам. Н.С. Мансуров привел данные, по которым некоторые баделята владели землями до 13000 десятин, а крестьяне - землями в размерах от 400 до 1700 кв. саженей, да и то, зачастую, расположенными в труднодоступных местах. Н.С. Мансуров писал, что «недостаток земли и высокая цена на ней заставляет осетин-крестьян арендовать за 80 и более верст вдали от дома земли. Но и здесь им конкуренцию составляют русские переселенцы, немецкие колонисты и эстонцы, которых землевладельцы предпочитают им. Эти причины и заставляют осетин искать земли на вечное пользование за пределами округа и даже Терской области» [4].

В 1891 году в газете «Новое обозрение» была опубликована «Корреспонденция Н.С. Мансурова для "Нового обозрения"» [5]. В ней описана попытка кровной мести, происшедшая в селении Дарг-Кох Владикавказского округа. Учитель Даргавсского церковно-приходского училища Саламгирей Саламов находился в кровной вражде с жителями того же селения Тего и др. Дигуровыми. В одну из ночей, когда у С. Саламова находилось более 10 гостей, его дом был взорван злоумышленниками. Два человека были убиты, 9 - ранены. Под подозрение об организации взрыва были заподозрены Дигуровы, двое из которых (в том числе и Тего) были арестованы. Учитель С. Саламов остался жив. но понес от взрыва довольно значительные убытки.

В 1892 году Н.С. Мансуров опубликовал в газете «Новое обозрение» статью «Кавдасарды Тагаурского общества», в которой рассмотрел сословный вопрос в Северной Осетии.

 В 1891 году Н.С. Мансуров опубликовал в газете «Новое обозрение» заметку «Тугановский поселок» [9], которая  посвящена недавно возникшему поселку. Автор отметил, что в 1885 году 145 семей-переселенцев из Харьковской? Екатериноградской и Таврической губерний поселились в Дигории между Алагиром и станицей Ардонской, образовав поселок Тугановский. В статье говорится о сложных отношениях, сложившихся между переселенцами и соседними горцами. По мнению  Н.С. Мансурова, эти противоречия  носили экономический характер.

В 1892 году в газете «Новое обозрение» была опубликована «Корреспонденция Н.С. Мансурова из Владикавказа» [5], в которой автор высказал свое мнение по поводу способа примирения кровников у осетин. Н.С. Мансуров увидел различия в примирении враждующих кровников посредством вознаграждения в пользу потерпевшей стороны в прошлом и в примирении, которое происходило в его время.

По его мнению, в прошлом примирение происходило лишь исключительно по инициативе враждующих кровников; само же общество в целом поощряло кровную месть между своими соплеменниками и относилось в высшей степени пренебрежительно к тем осетинам, которые из вознаграждения примирялись с кровниками. В его время, если одна из враждующих фамилий не состоятельна к уплате вознаграждения потерпевшей стороне, то все общество старалось немедленно собрать между собой необходимую сумму, для того, чтобы устроить между враждующими кровниками так называемый «фидыд», т. е мир, который сопровождался «туджи фингом» - кровным столом, в силу которого кровники должны откушать друг у друга хлеба и соли [5].

Н.С. Мансуров писал: «Если, с одной стороны, этот способ примирения кровников между собою при посредстве коллективного вмешательства всего племени осетин и развивает в потерпевшей стороне алчность, заставляя ее определять нередко довольно значительную сумму выкупа, то, с другой стороны, тот же самый способ примирения служит прекрасным и убедительным свидетельством того, что осетинское племя, наконец, пришло к сознанию, насколько вредны многие устаревшие обычаи кавказских горцев, под влиянием которых в течение многих веков находились все туземные племена» [5].  

В 1893 году Н.С. Мансуров издал в газете «Каспий» очерк «Таркус-ринчин, соркан и хайраг (Этнографический очерк)», в котором дал описание практиковавшегося осетинами-мусульманами знахарского лечения психических болезней.

В 1894 году Н.С. Мансуров опубликовал в нескольких номерах газеты «Каспий» обширную статью «Обычный суд у осетин. Историко-юридический очерк» [7], в которой рассмотрел судопроизводство у осетин.

В 1896 году Н.С. Мансуров издал в газете «Каспий» статью «О древних могильниках на Северном Кавказе», в которой поднял актуальную проблему о систематическом разграблении местным населением древних могильников Северной Осетии, Чечни и Кабарды и о продаже извлеченных из них археологических редкостей иностранцам, местным ювелирам, любителям древностей [6].

Расхищение могильников происходило, несмотря на царский запрет о воспрещении частным лицам, без особого на то разрешения начальства, производить раскопки древних могильников. Н.С. Мансуров высказывал большое сожаление в том, что царский запрет касался лишь тех могильников, которые были расположены на казенных и на общественных пахотных, покосных и пастбищных участках, тогда как в горной части Северной Осетии существовала почти исключительно частная земельная собственность, которая  не подлежала контролю правительственных учреждений.

В 1896 году Н.С. Мансуров издал в газете «Каспий» очерк «Темные стороны в истории Осетии», в котором остановился на вопросах происхождения осетин.

Таким образом, в рассмотренных в статье этнографических очерках Н.С. Мансурова отражены многие вопросы общественного и семейного быта осетин в конце XIX века: поминальная обрядность, разорительность поминок, кровная месть, примирение кровников, сословные различия, социально-экономическое положение крестьянства, возникновение равнинных селений, обычно-правовые отношения, судопроизводство, разграбление древних могильников. Следует отметить, что автор занял ошибочную позицию по вопросу происхождения осетин [10]. Ценность очерков Н.С. Мансурова состоит в том, что большинство их основано на лично собранном автором полевом этнографическом материале.

Рецензенты:

Канукова З.В., д.и.н., профессор, заведующий отделом истории ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А, г. Владикавказ;

Кобахидзе Е.И., д.и.н., доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУН Северо-Осетинский институт  гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Гостиева Л.К. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ Н. С. МАНСУРОВА ОБ ОСЕТИНАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19697 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674