Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Конева И.А. 1 Карпушкина Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина Министерства образования России (Мининский университет)»
Исследование посвящено изучению психологических особенностей коммуникативного аспекта готовности к обучению в школе дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Под готовностью к школьному обучению в аспекте коммуникативной деятельности понимается: сформированность определённых учебных навыков (навыки чтения, письма и др.); достаточный уровень речевого развития (правильное звукопроизношение, соответствующий возрасту словарный запас, грамматически правильная речь, свободное использование диалогической и монологической речи); возможность практических общений в области различных явлений языка; умение владеть собственной речью, включающее умение правильно и точно выразить свои мысли, полно и последовательно передать содержание прочитанного и воспринятого на слух литературного произведения, отвечать на поставленные вопросы и т.д.; способность общаться с взрослыми и сверстниками на новом уровне. Гипотеза о том, что у детей с общим недоразвитием речи коммуникативные умения в структуре психологической готовности к школе будут ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников, нашли свое подтверждение в исследовании.
коммуникативная готовность
общее недоразвитие речи
коммуникативные умения
1. Дубова Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР / Н.В. Дубова // Логопед в детском саду. – 2006. – № 3. – С. 66-38.
2. Карпушкина Н.В., Варенцова А.Н. Формирование личности ребенка в условиях учреждения закрытого типа // Теоретические и прикладные аспекты современной науки – 2014. – № 5-6. – С. 83-85.
3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М..: Просвещение, 1985. – 207с.
4. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. – СПб.: Речь, 2006. – 348 с.
5. Кисова В.В., Семенов А.В. Сотрудничество как психолого-педагогическое условие дошкольников с задержкой психического развития // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-4. – С. 882-886.
6. Конева И.А.., Белова А.В. Психологические особенности общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования – 2014. – № 3. – С. 660.
7. Конева И.А.., Романова С.В. Особенности высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования – 2014. – № 6. – С. 1531.
8. Конева И.А.., Рыжова Ю.В. Коррекция волевой сферы старших дошкольников с задержкой психического развития продуктивными видами деятельности // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 9-5. – С. 53-55.
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада. – М.: Альфа, 1993. – 103 с.
Как в возрастной, так и в специальной психологии, неизменно актуальной является проблема готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению. От благополучия исходного уровня развития во многом зависит успешность всего школьного обучения детей, их личностного становления [2], [4], [8], [9].

Целью нашего исследования явилось изучение особенностей коммуникативного аспекта готовности к обучению в школе детей с общим недоразвитием речи, которые составили экспериментальную группу, в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием - контрольная группа.

При общем недоразвитии речи страдает вся система речи. Кроме первичных речевых дефектов, для общего недоразвития речи характерно множество вторичных: отставание в формировании восприятия, низкий уровень развития внимания, заметное снижение памяти, продуктивности запоминания, имеется отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, наряду с недостатками мелкой моторики пальцев рук имеет место и недоразвитие общей моторики. Таким образом, дети с общим недоразвитием речи в силу особенностей своего развития не имеют достаточных возможностей быть оптимально готовыми к школьному обучению [1], [3], [5], [6], [7].

Преодоление общего недоразвития речи достигается путем целенаправленной работы психолога и логопеда, а подготовка таких детей к школе обеспечивается комплексным подходом в формировании всех компонентов психологической готовности к школьному обучению.

В своем исследовании мы предположили, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи коммуникативные умения в структуре психологической готовности к школе будут ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Нами были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных исследований; метод эксперимента (методика И. Вандвик, П. Экблад «Два домика» (выявляет особенности взаимоотношений в группе); методика Е.Е. Кравцовой «Лабиринт» (выявляет типы общения и сотрудничества ребёнка со сверстниками); методика Л.В. Чернецкой «Изучение коммуникативных умений» (выявляет уровни сформированности коммуникативных умений в общении с взрослыми и сформированность коммуникативных умений в общении со сверстниками), методы количественного и качественного анализа результатов исследования.

Анализ результатов проведенных методик позволил cделать соответствующие выводы и разработать систему психологических рекомендаций по оптимизации коммуникативного аспекта психологической готовности к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи.

На основе данных, полученных в ходе проведенной методики «Два домика», можно сделать вывод, что дети с общим недоразвитием речи менее контактны по отношению к своим сверстникам, они малоактивны, в основном играют в одиночестве, часто конфликтны. Нарушение комму­никативной функции выразилось в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации, особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

В контрольной группе преобладает средний уровень развития. Активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети. Нарушение коммуникативной функции не выявлено.

Таким образом, по данным методики И. Вандвик, П. Экблад «Два домика» следует, что для выборки детей с нормальным речевым развитием характерен средний уровень развития коммуникативного аспекта, а для выборки детей с общим недоразвитием речи низкий уровень развития.

По результатам проведения методики Е.Е.Кравцовой «Лабиринт», получилось, что для детей с нормальным речевым развитием характерен средний уровень развития общения, а для детей с общим недоразвитием речи низкий уровень развития.

На основе данных, полученных в ходе проведенной методики «Лабиринт», можно сделать вывод, что дети с общим недоразвитием речи не умеют согласовывать свои действия с партнером, неэффективно общаются между собой, редко обращаются друг к другу, не могут выполнять поставленную задачу на протяжении всей игры. Наблюдается скованность движений, зажатость, неуверенность в себе. Они обращают внимания на подсказки взрослого, но не наблюдается эффективности их использования. В контрольной группе преобладает средний уровень развития. Дети пытаются договориться и согласовать свои действия, довольно активно общаются между собой, принимают и удерживают задачу, внимательно следят за действиями партнера, соотносят с ними свои действия, планируют их последовательность и предвосхищают результаты.

На основе результатов, полученных в ходе проведенной методики Л.В. Чернецкой «Изучение коммуникативных умений», можно сделать вывод, что детям с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития коммуникативных умений, а для детей с нормальным речевым развитием высокий уровень развития. У детей с общим недоразвитием речи не сформирован навык приветствия взрослых и сверстников, дети не называют по имени воспитателей и сверстников, практически не употребляют вежливые слова, не внимательны к людям, перебивают говорящего, неадекватно реагируют на просьбу помочь, провоцируют конфликты.

Дети с нормальным речевым развитием приветливы, умеют вежливо обращаться к взрослым и сверстникам, спокойно выражать свое желание, просьбу; внимательно относятся к людям, стараются помочь, в конфликты вступает редко, имеют ровные и доброжелательные отношения со сверстниками.

Таким образом, учитывая результаты, полученные после проведения трёх диагностических методик, можно отметить следующие особенности развития коммуникативного аспекта готовности к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи по сравнению с нормально развивающимися сверстниками:

  • менее контактны в отношениях со своими сверстниками, малоактивны, в основном играют в одиночестве, часто конфликтны;
  • отмечается снижение потребности в общении, недостаточная сформированность средств коммуникации, специфические особенности поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм);
  • не умеют согласовывать свои действия с партнером, никак не общаются между собой, не обращаются друг к другу, не могут выполнять поставленную задачу на протяжении всей игры;
  • не сформирован навык приветствия взрослых и сверстников, дети не называют по имени воспитателей и сверстников, практически не употребляют вежливые слова, не внимательны к людям, перебивают говорящего, не адекватно реагируют на просьбу помочь, провоцируют конфликты.

В результате проведения трех методик можно сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи преобладает низкий уровень развития коммуникативного аспекта, в отличие от нормально развивающихся сверстников, для которых характерен средний и высокий уровень.

На основе результатов проведенного исследования нами были выделены психологические рекомендации по оптимизации уровня коммуникативной готовности к обучению в школе у детей с общим недоразвитием речи. Формированию коммуникативного аспекта психологической готовности детей к обучению в школе способствуют:

1. Использование потенциала сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности дошкольника для формирования коммуникативных способностей:

  • развитие умения самостоятельно организовывать игру, выбирать ведущего с помощью (жеребьёвка, считалка);
  • умение договариваться о ходе игры, об изменениях в игре, подводить итоги игры, учить оценивать вклад каждого ребёнка в процессе игры;
  • умение слышать, понимать и подчиняться правилам, умение контролировать движения и работать по инструкции, воспринимать на слух речевые конструкции, понимать их и адекватно вербально реагировать.

2. Использование заданий для развития волевых качеств. Они формируют у дошкольников усидчивость на занятиях, стремление к намеченной цели, умение сдерживать свои чувства, целеустремленность.

3. Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через различные виды совместной и самостоятельной деятельности детей, адекватной дошкольному возрасту.

4. Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу (например, командные игры).

5. Обогащение коммуникативных навыков благодаря упражнениям способа действия, овладения новыми средствами общения (фонетическими, лексическими, грамматическими), применения полученных знаний в учебных условиях общения. Речевые навыки объединяют грамматические, лексические и фонетические навыки, которые обеспечивают порождение синтаксической конструкции, ее лексическое «наполнение» и звуковую форму выражения. Речевое взаимодействие на этом этапе нацелено на создание и закрепление несложных видов диалога.

6. Систематизация приобретенных ранее знаний, умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, заключающее в формировании вторичных умений, то есть умений совершать комплексные действия, основанные уже не на знаниях, а на навыках. К этим коммуникативным умениям можно отнести умения дошкольников самостоятельно решать вербально - коммуникативные задачи в различных ситуациях общения.

7. Использование ситуаций для создания мотивации к коммуникации. Необходимо заинтересовывать ребенка к осуществлению любой деятельности, в том числе и речевой.Для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей дошкольного возраста нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Этому способствует совместная продуктивная деятельность, где у ребенка появляется необходимость вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий.

8. Использование на занятиях невербальных средств общения (мимики, пантомимики).

9. Использование лингвистических (словесных) игр. Направлено на обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, на умение использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности.

10. Использование в процессе коррекционного воздействия игры-драматизации, разыгрывая отдельные эпизоды и сказки полностью. Приёмами, стимулирующими у детей активную речь как средство коммуникации, являются: возможность принять участие в инсценировке, перевоплотиться в другой образ с помощью костюмов, использование сюрпризного появления игрушек, персонажей.

На занятиях постоянно должна вестись работа по формированию навыков общения у детей. Кроме специально организованных занятий развитие данных навыков должно происходить на прогулке, во время режимных моментов, также в семье ребенка. Необходимо постоянно подталкивать детей к осуществлению коммуникации. Работа по подготовке детей с общим недоразвитием речи к школе должна включаться в каждое занятие. Основными формами этой работы являются упражнения, игровые приемы и игры, т.к. ведущим видом деятельности дошкольников является именно игра. Педагог должен также создать доброжелательную обстановку на своих занятиях, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Чтобы усилия педагога были эффективными, необходимо:

  • не допускать, чтобы ребенок скучал во время занятий, интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий;
  • не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса;
  • быть терпеливым, не спешить и не давать ребенку задания, превышающие его возможности;
  • дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму;
  • развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научить ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы;
  • избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость и т.д., никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми, формировать у него уверенность в своих силах;
  • необходимо активно включать родителей в процесс комплексной подготовки к школе, обучать их приемам взаимодействия с ребенком и стимуляции коммуникации.

Таким образом, проведённое исследование позволило выявить особенности коммуникативного аспекта психологической готовности к обучению в школе у дошкольников с общим недоразвитием речи. Исходная гипотеза была полностью подтверждена и конкретизирована, предложены психологические рекомендации по оптимизации коммуникативной готовности к обучению в школе.

Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д,псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», Нижний Новгород;

Суворова О.В., д.псх.н., доцент, доцент кафедры психологии, общеправовых и гуманитарных наук НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий» (филиал в г. Н. Новгород), Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Конева И.А., Карпушкина Н.В. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19741 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674