Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ОСОБОЙ РАЗНОВИДНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Фёдорова Т.Н. 1
1 ГОУ ВПО Филиал Тюменского государственного нефтегазового университета в г. Тобольске
Одна из основных проблем методики профессионально-прикладной физической подготовки вытекает из необходимости обеспечить адекватное и систематическое моделирование требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к функциональным возможностям организма, с постепенным превышением уровня этих требований. Моделирование требований профессиональной деятельности при построении профессионально-прикладной физической подготовки оправдано тем, что обеспечивает эффективность используемых средств и должно происходить с определенными вариациями, способствующими не только адаптации к профессиональному труду, но и увеличению его результативности. Реальная профессиональная работоспособность человека (производительность труда) отражает как уровень профессионально-прикладной физической подготовки, так и все другие составляющие его профессиональной дееспособности. Выбор того или иного критерия или их некоторая совокупность во многом обусловлены также спецификой профессиональной деятельности. Эта специальная подготовка проявляется в степени психофизического утомления человека в конце рабочего дня и определяется по его самочувствию и снижению работоспособности, а также в функциональных пробах, зачетных нормативах и требованиях, тесно коррелирующих с показателями профессиональной психофизической работоспособности.
профессиональная деятельность
методика
профессионально-прикладная подготовка
1. Бишаев А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента. М.: КноРус, 2013. – 304 с.
2. Воробьева В.В. Педагогические условия и механизмы формирования ценностных ориентаций студентов колледжа на профессиональную образованность: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Ставрополь, 2012. – 26 с.
3. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь. М.: Феникс, 2014. – 249 с.
4. Кисельман М.В. Педагогические условия профессионально-личностного развития студентов технического колледжа: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2012. – 29 с.
5. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры. М.: Академия, 2013. - 341 с.
Первостепенная цель профессионально-прикладной физической подготовки - это способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность. Итак, цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки обусловлены в первую очередь требованиями, предъявляемыми конкретной профессией. Профессионально-прикладная физическая подготовка позволяет развивать физические способности, формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, воспитать необходимые морально-волевые качества, повысить резистентность организма к неблагоприятному воздействию специфических условий профессиональной деятельности. Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки основаны на последовательном воплощении общепедагогических и основополагающих принципов методики физического воспитания, которые конкретизируются применительно к особенностям ее содержания и построения в реальных условиях профессионального образования и жизнедеятельности.

Производительность многих типов профессиональной работы значительно зависит от специальной готовности, приобретаемой ранее путем систематических занятий, соответствующих в определенном отношении требованиям профессиональной деятельности, и условий, предъявляемым к функциональным возможностям организма. Эта зависимость получает научное объяснение в свете  углубляющихся представлений о закономерности и регулярности взаимодействия различных сторон физического и общего развития человека в процессе жизнедеятельности. Опыт практического применения этих закономерностей также привел к формированию специального вида физического воспитания - профессионально-прикладной физической   подготовки.

Сегодня профессионально-прикладная физическая подготовка в нашей стране осуществляется в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в средних профессиональных и высших учебных заведениях, в системе научной организации труда в период основной, профессиональной деятельности трудящих­ся, когда это необходимо по характеру и условиям труда. Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения такого вида физической подготовки для будущих специалистов и бакалавров в систему образования и сферу профессионального труда определяет  время, затрачиваемое  на освоение современных практических профессий. Достижение профессионального мастерства в них про­должает зависеть от уровня функциональных возможностей орга­низма, имеющих природную основу, от степени развития физиче­ских способностей индивида, разнообразия приобретенных им двигательных умений и навыков. Производительность достаточно многих видов профессиональ­ного труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, пря­мо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дее­способностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов тру­довой деятельности смешанного типа (интеллектуально-двигательного). Нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирова­ние, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодо­творности любого профессионального труда. Сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его усло­вий на физическое состояние трудящихся. Эта проблема реша­ется многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них играют факторы профессиональ­но-прикладной физической подготовки. Прогресс цивилизации в целом не освобождает человека от необходимости по­стоянно совершенствовать свои профессиональные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида [1].

Исходя из этого каждая профессия диктует свой уровень развития умственных, психических и физических качеств, перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому, если человек готовится к профессии инженера, ему необходима профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему менеджеру и экономисту - другого. Эти различия отражены в целях и задачах профессионально-прикладной физической подготовки  как раздела учебной дисциплины «Физическая культура». Возможность этих занятий представляется в учебное и свободное время. Главная цель профессионально-прикладной физической подготовки - это способствовать укреплению здоровья и увеличению эффективности работы. Эффективность работы может быть увеличена из-за расширения физиологически допустимых пределов ее интенсивности, а также из-за увеличения индивидуальной производительности, на уровень которой  физическая подготовленность  также оказывает определенное влияние. Итак, цель и задачи профессионально-прикладной физической подготовки обусловлены в первую очередь требованиями, предъявляемыми конкретной профессией.

Профессионально-прикладная физическая подготовка позволяет развивать физические способности, формировать и улучшать двигательные навыки, воспитать необходимые морально-волевые качества, увеличивать сопротивление организма к отрицательному воздействию особых условий профессиональной деятельности. Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки основаны на последовательном воплощении общепедагогических и основных принципов методики физического воспитания, которые конкретизируются относительно особенностей ее содержания и построения в реальных условиях  профессионального образования и деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка в высшем учебном заведении  ставит следующие задачи.

1. Пополнить запас студентов прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда.

2. Сформировать двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов.

3. Развить и воспитать физические и психические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности.

4. Ускорить освоение трудовых операций для более успешного обучения профессии.

5. Использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил.

6. Предупредить и свести к минимуму производственный травматизм за счет увеличения силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности [2].

Работа инженера-электрика связана со значительными энергетическими затратами. Работу приходится выполнять не только в щитовых и трансформаторных подстанциях, но и на столбах освещения, часто в разных, преимущественно согнутых положениях. Нужно укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса (что необходимо для формирования правильной осанки), мышц, поддерживающих свод стопы (для людей, работающих стоя). При выполнении тяжелой физической работы, связанной с длительным и сильным сокращением определенных мышц, необходимы упражнения, предупреждающие стойкое укорочение мышц. Часто возникает потребность в нормализации работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Руки, нажимая с большой силой на рукоятку необходимого оборудования, передают возможную вибрацию  всему телу. Наличие значительного мышечного напряжения при работе в неудобных позах способствует быстрому утомлению. Вибрация вызывает сокращение периферических кровеносных сосудов, особенно сосудов рук, что создает препятствие для тока крови. Отрицательное влияние вибрации сказывается на деятельности центральной нервной системы и на вестибулярном аппарате. Появляются симптомы укачивания: бледность, плохое самочувствие, иногда тошнота. Неблагоприятное влияние значительно уменьшается специальными техническими средствами и правильной организацией труда. Одним из этих средств могут быть и физические упражнения, включаемые в режим рабочего дня в форме физкультурных пауз. Монотонное повторение движений у аппаратчиков технических профессий на производстве каждый раз действует на одни и те же нервные клетки. По выражению И.П. Павлова, это создает « ... долбление в одну клетку и ведет к тому, что эта клетка приходит в рефракторное состояние, состояние задерживания, и отсюда это состояние разливается по всем полушариям, являясь сном». Таким образом, во многих видах такой работы заложена противоречивость. С одной стороны, при выполнении производственных операций появляется тенденция к торможению, с другой - то же выполнение производственных операций стимулирует возбуждение рабочей системы корковых нервных центров. Происходит напряженная борьба противоположных процессов, нередко приводящая к невротическому состоянию. Преодолеть отрицательные последствия монотонности в работе можно разными путями, в частности введением перерывов в работе и заполнением их элементарными физическими упражнениями [3].

Или, наоборот, особенностью профессии менеджера и специалиста экономического профиля является монотонная и однообразная работа сидя. В этой ситуации верхняя часть туловища наклонена вперед, руки, которые вытянуты вперед, выполняют движения с маленькой амплитудой. Растягиваются и ослабляются задняя группа мышц плечевого пояса и разгибатели спины, портится осанка. Непрерывное расслабление мышц   брюшного пресса в сидячем положении способствует их освобождению и препятствует правильному дыханию.  Работа сердца связана с дыханием.  Известно, что в сидячем положении нарушается кровообращение. С физиологической точки зрения такая работа вследствие выраженной монотонности может привести к преждевременному истощению центральной нервной системы. Тогда  с помощью средств профессионально-прикладной физической подготовки решаются следующие  проблемы: увеличение вентиляции легких в целях быстрого устранения кислородного голодания, укрепление сердечно-сосудистой системы в целях улучшения кровообращения, укрепление мышц всего тела, особенно брюшного пресса и спины, способствующее уменьшению сотрясения органов брюшной полости и грудной клетки, улучшение функции вестибулярного аппарата.

Важнейшее значение для рационального построения в целом имеет обеспечение органической взаимосвязи, единства общей и специальной физической подготовки. Необходимо опираться на  предпосылки, созданные общей физической подготовкой, ведь это гармоничное развитие главных  физических качеств, формирование богатого фонда различных двигательных умений и навыков. От того, как проходила общая физическая подготовка будущего специалиста во время основного курса физического воспитания и как это осуществляется далее, зависит и содержание профессионально-прикладной подготовки и многих конкретных деталей ее рационального построения. В частности, структура используемых средств и типов физических упражнений, входящих в данный курс, включает элементы и варианты ранее выработанных форм движений. Довольно часто они подобны по координационной основе двигательным действиям, которые осваиваются в основном курсе физического воспитания в аспекте общей физической подготовки.

Объединение общей и профессионально-прикладной физической подготовки предполагает профилирование общей физической подготовки применительно к особенностям профессии как в период овладения ею, так и в годы последующей профессионально-трудовой деятельности. Целесообразно общую физическую подготовку вводить на первом курсе обучения, а профессионально-прикладную - на втором-третьем курсе освоения дисциплины в учебном заведении. В зависимости от  ее специфических особенностей необходимо усилить те компоненты общей физической подготовки, которые больше других способствуют развитию профессионально важных физических и связанных с ними способностей, соответственно перераспределяя время и усилия, потраченные в ее различных разделах. Во время обучения профессиональным двигательным навыкам не следует выполнять в процессе общей физической подготовки упражнения, которые могут негативно повлиять на их формирование. Необходимо включать в общую физическую подготовку в достаточном объеме тренирующие нагрузки, противостоящие неблагоприятному влиянию на здоровье и дееспособность профессиональной гиподинамии (особенно когда профессиональная деятельность отличается крайне низким уровнем двигательной активности). Следует выборочно использовать направленные комплексы физических упражнений для предотвращения и исправления отдельных отклонений в физическом состоянии и развитии организма, вероятных при хроническом влиянии неблагоприятных факторов и условий профессиональной деятельности. Такое профилирование общей физической подготовки сближает ее с профессионально-прикладной. Несмотря на то что они тесно взаимосвязаны, они не взаимозаменяемы, с их помощью решаются различные задачи. Общая физическая подготовка представлена относительно к особенностям профессиональной работы и должна быть нацелена на обеспечение всестороннего физического  совершенствования человека, независимо от того, какую деятельность он избрал в качестве профессии.

Хотя степень интенсивности физических усилий в большинстве современных типов трудовой деятельности довольно низкая, в методике профессионально-прикладной физической подготовки необходимо опираться на принцип постепенного усиления учебной нагрузки, в той мере, в какой это необходимо для подготовки  к конкретным профессионально-трудовым нагрузкам, и для общего повышения уровня функциональности организма, укрепления и сохранения здоровья. Не может быть определенных универсальных количественных норм прироста нагрузки, одинаково подходящей во всех случаях, поскольку границы целесообразного увеличения и их динамика зависят от многих обстоятельств, включая  реальное развитие суммарного объема нагрузки и способа занятий физическими упражнениями при индивидуальном образе жизни. Здесь возможно использовать большинство принятых в системе физического воспитания и самообразовании форм занятий. В то же время это нужно рассматривать в единстве с другими составляющими системы воспитания и найти самое приемлемое соотношение различных форм занятий, дающих шанс достичь личных и социальных задач в индивидуальном подходе [4].

В качестве средств профессионально-прикладной физической подготовки используют довольно разнообразные формы физических упражнений из числа тех, которые сложились в базовой физической культуре и спорте, а также упражнения, преобразованные и специально конструируемые применительно к особенностям конкретной профессиональной деятельности (как специально подготовительные). Адекватными средствами не могут служить только упражнения, аналогичные по форме профессионально-трудовым двигательным действиям. Сводить только к ним средства - это значит существенно искажать саму суть подготовки. Малоэффективным такой подход стал в современных условиях, когда для многих видов трудовой деятельности характерны микродвижения. Локальные и региональные двигательные действия сами по себе ни в коей мере недостаточны для оптимального развития двигательных способностей, причем и режим выполнения их зачастую все больше приобретает черты, обусловливающие производственную гиподинамию со всеми ее опасностями для полноценного состояния организма.

Однако это не значит, что в современной профессионально-прикладной физической подготовке вообще нецелесообразно моделировать определенные особенности трудовой деятельности. Самомоделирование не сводится здесь к формальной имитации трудовых операций, а предполагает преимущественное выполнение упражнений, позволяющих направленно мобилизовать (эффективно проявить в действии) именно те профессионально важные функциональные свойства организма, двигательные и сопряженные с ними способности, от которых существенно зависит результативность конкретной профессиональной деятельности. При этом бывает целесообразно воспроизводить и существенные моменты координации движений, входящих в состав профессиональной деятельности, но при условии, если соответствующие упражнения могут дать образовательный, развивающий или поддерживающий эффект. Значительная часть упражнений представляет собой общеприкладные упражнения [5].

Таким образом, для  воспитания  двигательных и координационных способностей, необходимых в технических видах профессиональной деятельности, в рамках профессионально-прикладной физической подготовки используют широкий диапазон упражнений, различных по форме: это развитие общей выносливости - аэробный бег и другие упражнения циклического характера, для увеличения уровня работоспособности в деятельности, которая выполняется в условиях низкой или высокой внешней температуры - различные  виды упражнений, в ходе которых значительно увеличивается   температура тела и необходимо по времени длительно сопротивляться к функциональным изменениям во внутренней среде организма (многократный   повторный бег большой и максимальной физиологической мощности).

В полном объеме совокупность средств профессионально-прикладной физической подготовки не ограничивается лишь физическими упражнениями. В комплексе с ними для реализации преследуемых в ней задач используют естественные внешние факторы закаливания, а когда это необходимо - и специальные гигиенические и другие средства повышения уровня адаптационных возможностей организма и сопротивляемости неблагоприятным воздействиям специфических условий профессиональной деятельности. В процессе должны находить применение и соответствующие ее особенностям средства интеллектуального образования, нравственного воспитания и специализированной психической подготовки, без которых не мыслится всесторонняя профессиональная подготовка.

Рецензенты:

Егорова Г.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой химии и химической технологии, филиал Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тобольск;

 Яркова Т.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и социального образования, филиал Тюменского государственного университета, г. Тобольск.


Библиографическая ссылка

Фёдорова Т.Н. ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ОСОБОЙ РАЗНОВИДНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19742 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674