Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ СПОРТСМЕНА-ПОДВОДНИКА – ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ БАССЕЙНА «АВАНГАРД» КРАСНОЯРСКА)

Арутюнян Т.Г. 1, 2, 3 Попов П.А. 4
1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва
2 Сибирский федеральный университет
3 Главное управление образования администрации города Красноярска, Красноярский информационно-методический центр
4 МАУ ДОД «Спутник»
В условиях внешнеполитической напряженности и в соответствии с новыми вызовами государства необходимо дальнейшее повышение уровня организационно-методического обеспечения оборонно-физкультурного воспитания молодежи, в том числе и спортсменов-подводников. Для поиска решения вышеназванной проблемы было проведено исследование в 2014–2015 учебном году в бассейне «Авангард» от МАУ ДОД «Спутник», направленное на повышение качества оборонно-физкультурного воспитания защитников Отечества с помощью и на основе физического упражнения. Поставленная цель достигнута с соблюдением педагогической этики, осуществлено положительное воздействие на физическое, морально-психологическое и нравственное развитие учащихся посредством освоения содержания дополнительного спецкурса «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества». Внедрение в практику специализированного лекционного курса способствовало более качественному воспитанию защитников Отечества с помощью физического упражнения.
результат
отечество
физическое
воспитание
патриот
упражнение
воля
подводник
спортсмен
1. Арутюнян, Т.Г. Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества: спецкурс, рекомендован КИМЦ ГУО администрации г. Красноярска для практической работы в средних общеобразовательных учреждениях / Т.Г. Арутюнян. – Красноярск: Городской информационно-издательский центр, 2011. – 40 с.
2. Еганов А.В. Направленность тренировочного процесса в дзюдо на воспитание социально значимых ценностей // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 5. – С. 95-97.
3. Закирьянов, К.Х., Орехов, Л.И. Экспериментальные методы в педагогике, психологии и физической культуре /К.Х. Закирьянов, Л.И. Орехов. – Алматы: Казахская академия спорта и туризма, 2002. – 112 с.
4. Кузьмин, Е.Б. Педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15–16 лет: автореферат дисс. … канд. педагогических наук / Е.Б. Кузьмин. – Набережные Челны: Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2009. – 22 с.
5. Лубышева, Л.И. Социально-педагогические аспекты нововведений в организации и содержании физического воспитания учащейся молодежи: Здоровье и физические упражнения, Международная научно-практическая конференция / Л.И. Лубышева. – Тюмень: 19-20 октября 2000 г.
6. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технологии реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 11-17.
7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 544 с.
8. Смирнова, В. В. Динамика личностных характеристик спортсменов в процессе психологического сопровождения (на примере борцов высокой квалификации): автореферат дисс. … канд. психол. наук / В.В. Смирнова. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2012. – 26 с.
9. Усаков, В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада и школы: дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. / В.И. Усаков. – Омск, 2000. – 87 с.
10. Хазова С.А. Компетентностный подход к профессиональному физкультурно-спортивному образованию // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп, 2008. – Вып. 7.

Актуальность исследования. Г.С. Туманян, заслуженный тренер и призёр чемпионатов СССР по самбо, сказал: достичь профессионального мастерства уровня экстра-класса и максимально раскрыть свои возможности может только тот, кто обладает высоким уровнем стрессоустойчивости. Успешный спортсмен обладает одновременно и технико-тактической подготовленностью, и необходимым уровнем психологической подготовленности, которая является ведущим фактором в достижении победы [8].

Главной характеристикой личности, обусловливающей достижения в спорте, является мотивация. Она оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме человека в ходе спортивной деятельности, и оказывает тем самым прямое влияние на ее результативность. В условиях жесткого соревновательного противоборства можно ожидать полной самоотдачи и стремления к победе лишь у мотивированного спортсмена, обладающего максимальной выраженностью мотивации [4].

Физическая культура с присущим ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека. Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры характеризуется осознанием ее влияния на духовную сферу человека [5].

Анализ специальной литературы не позволил найти специального отражения содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса по воспитанию социально значимых ценностей занимающихся на примере спортсменов-подводников. Формирование социально значимых ценностей личности средствами физической культуры должно идти, по мнению Л.И. Лубышевой и А.В. Еганова, по направлениям, включающим семь групп воспитательной работы [2;6]. Из семи групп воспитания, обозначенных уважаемыми специалистами, мы уделили внимание государственно-патриотическому, нравственному и социально-патриотическому. Учитывая вышесказанные научно-теоретические положения, а также развитие профессионально важных качеств и психолого-физиологических свойств [10], нами был организован процесс подготовки спортсменов-подводников.

Цель исследования. Разработать элементы концептуальных положений педагогической системы оборонно-физкультурного воспитания спорстсменов-подводников.

Гипотеза. Лекционное сопровождение (посредством спецкурса) тренировочного процесса спортсменов-подводников позволит выйти на более высокий качественный уровень физической, морально-волевой и нравственной подготовки молодёжи.

Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой:

Разработать методы и организацию исследования;

В опытно-экспериментальной работе обосновать эффективность спецкурса «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества» [1], детерминирующего повышение двигательной активности и усиливающего патриотическое воспитание спортсменов-подводников.

Объект исследования. Физическая, морально-волевая и нравственная подготовка спортсменов-подводников.

Предмет исследования. Сопряженная физическая и морально-волевая подготовка спортсменов-подводников.

Информационная база исследования основана на документах и материалах государственных органов, законодательных и нормативных актах Российской Федерации по вопросам дальнейшего развития спорта высших достижений и массового спорта; нормативных документах, приказах и распоряжениях Российской Федераций по видам спорта, Министерства образования и науки Российской федерации, материалах и данных периодической печати, монографий и других научных изданий по теме исследования.

Эмпирическую базу работы составляют аналитические данные, опубликованные в научно-исследовательских изданиях, экспертные разработки российских и зарубежных специалистов в области физической подготовки спортсменов-подводников, собственные результаты исследования авторов.

Методология теоретических положений исследования базируется на интеграции философских, общенаучных, отраслевых и конкретно-исследовательских принципов, подходов и методов [7].

Научная новизна результатов исследования заключается в постановке и решении проблем повышения качества физической подготовки спортсменов-подводников посредством выполнения физического упражнения, в разработке педагогической системы оборонно-физкультурного воспитания спортсменов-подводников, обеспечивающей патриотическое воспитание молодёжи и способствующей улучшению физической подготовки, в ее теоретическом обосновании и экспериментальной апробации. Предметом комплексного научного исследования стали:

Обоснование перспективных направлений повышения результативности использования физического упражнения в подготовке спортсменов-подводников;

Изучение связи между процессом выполнения физических упражнений и воспитанием (в том числе воли и сверхволи) спортсменов-подводников будущих защитников Отечества;

Разработка и теоретическое обоснование эффективности спецкурса как средства мотивации повышенной двигательной активности и патриотического воспитания спортсменов-подводников;

Внедрение в тренировочную практику специализированного лекционного курса, способствующего более качественному воспитанию защитников Отечества с помощью физического упражнения.

Результаты исследования и их обсуждение. В 2014–2015 учебном году на базе бассейна «Авангард» от МАУ ДОД «Спутник» в городе Красноярске Т.Г. Арутюняном был организован педагогический эксперимент, который проводился совместно с заслуженным тренером России П.А. Поповым (экспериментальная и контрольная группы). Для решения поставленной проблемы был организован тренировочно-воспитательный процесс с использованием разработанного спецкурса дополнительного образования «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества» [1].

Исследование проводились с 1 декабря 2014 года по 1 июня 2015 года. Осуществлялся контроль физической и технической подготовленности испытуемых. В эксперименте приняло участие – 12 человек (4 девушки и 8 юношей) с одинаковой физической подготовленностью и одинаковым уровнем спортивного мастерства (классификации) – первый разряд по подводному спорту. Методом случайной выборки в контрольную группу было включено 6 (2 девушки и 4 юношей) и в экспериментальную 6 (2 девушки и 4 юношей) спортсменов.

Представители экспериментальной группы в течение данного периода получали дополнительное образование по вышеназванному спецкурсу. Основной эксперимент проводился в условиях тренировочного процесса, что позволило полностью контролировать уровень физического состояния спортсменов-подводников, рост их тренированности и восстановительные процессы. Благодаря тщательному анализу результатов проводимого педагогического эксперимента были конкретизированы методические подходы и внесены уточнения в ранее разработанный спецкурс.

Сопоставление велось по четырем дисциплинам: 50 м в/л; 100 м в/л; 200м в/л; 400м в/л. Для того чтобы различные события как можно меньше повлияли на результат, мы определили оптимальный срок эксперимента – шесть месяцев. Мы также воспользовались рекомендациями относительно организации процесса измерений факторов невалидности [2;3;7].

Тренировочные условия на протяжении эксперимента не менялись. Тестирование проводились на одном и том же контингенте, в одних и тех же спортивно-технических условиях. Испытуемые экспериментальной и контрольной групп равномерно посещали занятия. Спортсмены не знали о проводившемся эксперименте, проведение тестирования было объяснено требованиями управления спортивной школы для своей внутренней отчётности.

После проведения эксперимента процент прироста физической подготовленности в экспериментальной группе был выше и у юношей (по большинству показателей) и у девушек (по большинству показателей) (см. рис. 1 и рис. 2).

Рис. 1. Прирост физической подготовленности юношей

Рис. 2. Прирост физической подготовленности девушек

У юношей контрольной группы по двум видам было снижение процента. Процент прироста физической подготовленности рассматривался, в каждой группе, который вычислялся по формуле S.Brody W=

где – исходный показатель, – конечный показатель, получаем процент прироста физической подготовленности за соответствующий период [9]. Кроме этого, два спортсмена (девушка и юноша) экспериментальной группы выполнили норматив Мастера спорта международного класса. Воспитанники экспериментальной группы – одна девушка тяжело болела февраль-март, в июне ей предстоит операция, другая девушка болела в марте три недели, а один юноша перенес операцию на плечо в апреле.

Из результатов тестирования после окончания педагогического эксперимента видно, что экспериментальная группа имеет лучшие показатели.

Выводы

1. Экспериментальная методика, включающая в себя спецкурс «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества», способствовала более качественному оборонно-физкультурному воспитанию защитников Отечества с помощью и на основе физического упражнения;

2. Для повышения результативности использования физического упражнения необходимо осознанное понимание спортсменами-подводниками необходимости его выполнения;

3. Экспериментально обосновано влияние спецкурса как средства воспитания (в том числе воли и сверхволи) будущего защитника Отечества;

4. Теоретически обоснован элемент системы, влияющей на воспитание (в том числе воли и сверхволи) будущего защитника Отечества, основным составляющим которой является физическое упражнение. Сравнение по четырем дисциплинам тестирования показало прирост физических качеств выше в экспериментальной группе;

5. Внедрение в практику специализированного лекционного курса способствовало более качественному воспитанию защитников Отечества с помощью физического упражнения.

Рецензенты:

Хазова С.А., д.п.н., профессор кафедры теоретических основ физического воспитания Адыгейского государственного университета, г. Майкоп;

Сидоров Л.К., д.п.н., профессор, КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Арутюнян Т.Г., Арутюнян Т.Г., Арутюнян Т.Г., Попов П.А. ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВОЛИ СПОРТСМЕНА-ПОДВОДНИКА – ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ БАССЕЙНА «АВАНГАРД» КРАСНОЯРСКА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19779 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674