Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ МОЛОДЕЖИ КАК ПОЛИАСПЕКТНЫЙ ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оринина Л.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Проведен системный анализ понятия «экономический патриотизм учащейся молодежи» как полиаспектного объекта современного профессионального образования. Подробно описан междисциплинарный характер понятия «экономический патриотизм», описана его феноменологическая сущность с точки зрения различных дисциплин, значимых в сфере профессионального образования молодежи. Также в статье обосновывается актуальность заявленной темы с точки зрения глобальных политических и экономических изменений, происходящих на сегодняшний день в России. Предпринята попытка анализа феномена экономического патриотизма как одного из новых понятий, основана его актуальность и научная новизна. Аргументирована попытка рассмотрения феномена экономического патриотизма с точки зрения системно-феноменологического подхода, предполагающего интегративность самого понятия «экономический патриотизм» и акцент на формировании у студентов технического университета системного мышления и ценностной картины восприятия мира, связанных со стремлением поддерживать отечественных производителей товаров и услуг. Таким образом, в рамках данной статьи нами предпринята попытка анализа феномена экономического патриотизма как полиаспектного объекта современного профессионального образования молодежи.
экономический патриотизм учащейся молодежи
профессиональное образование студентов
полиаспектность
междисциплинарный характер
1. Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. Анализ понятия «экономический патриотизм» в современной России: системно-феноменологический подход // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11 (Ч.10). – С. 2248-2252.
2. Ле-ван Т.Н. Здоровый ребенок и массмедиа: учебно-методическое пособие / Т.Н. Ле-ван. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – С. 116-119.
3. Оринина Л.В. К вопросу о выборе адаптивных копинг-стратегий студентов технического университета в современных экономических условиях России // Современные тенденции в науке и образовании: сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Ч. 4 от 28 февраля 2015 года. – М.: АР-Консалт, 2015. – С. 108-109.
4. Струве П.Б. Дневник политика // Энциклопедия по истории для студентов. – 2-е изд. –М.: Наука, 2004. – С. 132-136.
5. Шаринова Г.А. Влияние экономических санкций на рынок труда Российской Федерации / Г. А. Шаринова, В. А. Барангов // Молодой ученый. – 2014. – № 21. — С. 467-468.

Состояние экономического кризиса, наблюдающееся на сегодняшний день в России, породило огромное количество стереотипов и псевдостереотипов относительно истинного положения дел в нашей стране. Одни международные источники утверждают, что Россия унижена, поругана, утопает в голоде, нищете и падении нравов. Другие пишут, что Россия во главе со своим бессменным лидером продолжает осуществлять политику международной агрессии, итогом чего может неминуемо стать открытый вооруженный конфликт. Третьи остаются в стороне, продолжая выдвигать нелепые гипотетические мнения по поводу грядущего нашей страны.

Как пишет Шаринова Г.А., любые экономические кризисы, которые сопровождаются спадом производства и не зависят от причин возникновения кризиса, приводят к снижению покупательского спроса и нехватки у предприятий денежных средств на реализацию различных проектов. В этом случае производители вынуждены экономить и сокращать свое производство, используя один из самых распространенных способов экономии - сокращение рабочего персонала. Большая часть компаний призналась, что новых сотрудников нанимать не собирается. Они предпочитают развивать профессионализм уже имеющегося персонала, если возникает необходимость [5].

Известны основные последствия низкой занятости населения:

  • снижение прибыльности предприятий;
  • медленная активность работника после длительной безработицы;
  • низкое развитие экономической стороны жизни людей;
  • снижение уровня психического комфорта граждан;
  • недоверие правительству страны;
  • потеря уровня квалификации специалистов;
  • снижение ВВП государства [5].

В статье «Состояние инвестиционной привлекательности Российской Федерации в условиях экономических санкций» автор пишет о причинах и динамике безработицы в различных регионах России, связывая их напрямую с ростом уровня криминальных нарушений. В данной статье также отмечается, что уровень безработицы по регионам в последнее время сильно различается: дифференциация достигает 26 раз, по округам - почти 3,5 раза [5]. Низкий уровень безработицы в сентябре 2014 года был зафиксирован в Центральном федеральном округе - 3,1 %, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (10,8 %). Из регионов Российской Федерации самый высокий уровень безработицы наблюдается в Ингушетии (31,1 %) [1]. Осенью 2014 работодатели практически прекратили поиск новых сотрудников и перестали увеличивать заработную плату. Сложная экономическая ситуация заставляет работников крепче держаться за свои рабочие места. Несмотря на то, что безработица у нас не растет, практически не растет и заработная плата, притом, что цены растут» [1].

Экономический кризис во все времена нарушает баланс общественных отношений, что не может не отражаться на рынке труда. В первую очередь экономический спад, если мы говорим о глобальном спаде производства, вызывает такие ухудшения в трудовых правоотношениях, как приостановка работ, сокращения заработной платы, массовые увольнения, «принудительно-добровольное» предоставление отпусков без сохранения заработной платы, переводы на другую работу, смена режимов работы без согласия работников и т.д.

Главная тенденция, которая наблюдается в такие периоды, - панические настроения как самих работников, так и работодателей, что выражается в росте нарушений [4]. Понятие «экономический патриотизм» является относительно новым предметом научного исследования политологов и экономистов, оно связано в основном с процессами глобализации и протекционизма на современном рынке. «Экономический патриотизм» справедливо получил определение как «ложный ответ глобализации» и проявляется в попытках возрождения более или менее скрытого протекционизма [4].

Неоспоримым на нынешний момент является статистически проверенный факт о том, что социальная дезадаптация представителей современной молодежи обусловлена несколькими факторами (по данным Всемирной ассоциации по делам молодежи):

  • низким уровнем развития адаптивных к современным стрессовым факторам копинг-стратегий;
  • низкой гибкостью в установлении межличностных контактов;
  • низким уровнем развития системного мышления и целостной картины восприятия мира;
  • низким уровнем профессиональной культуры и профессиональной адаптации;
  • высоким уровнем зависимости от продуктов (бытовая техника, электроника и т.д.) и услуг иностранных производителей [1].

Таким образом, введение так необходимого сегодня и транслируемого, в том числе в программах выступления Президента РФ, положения об импортозамещении и переход на потребление товаров и услуг отечественных производителей может существенно способствовать формированию активной жизненной позиции молодежи, профессиональной адаптации и её успешной социализации за счет, во-первых, изменения сознания и восприятия представителями молодежи современной экономической ситуации в родной стране, во-вторых, за счет перестройки системы ценностей в сторону ориентации на отечественного производителя; в-третьих, за счет изменения поведенческих стратегий в сторону увеличения потребления отечественной продукции и создания бизнес-проектов по поддержке организаций малого бизнеса и отечественных предпринимателей [1]. За последние десятилетия в нашей стране произошли очень серьезные социально-экономические изменения. Они привели к тому, что теперь профессиональное самоопределение происходит в других экономических и социально-политических условиях. Исчезла система распределения выпускников в вузах, появилась безработица. В связи с этим молодые люди вынуждены уделять больше внимания выбору профессии и своему профессиональному пути в целом. Появилась возможность свободного планирования карьеры как индивидуальной последовательности поведения, связанной с опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни. Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу наиболее актуальных и социально-значимых вопросов современной педагогической науки, что объясняется несколькими факторами. В этом отношении, на наш взгляд, уместно говорить об экономическом патриотизме как полиаспектном объекте современного профессионального образования. Рассмотрим феномен экономического патриотизма у современной молодежи с точки зрения его изучения через призму психологического, философского знаний, педагогики, социологии, менеджмента и международных отношений, а также здоровьесберегающих технологий и социального партнерства.

С точки зрения психологии, под экономическим патриотизмом молодежи понимается система когнитивного, эмоционально-волевого, рефлексивно-оценочного и поведенческого компонентов, направленная на выработку у учащихся адаптивных копинг-стратегий (стратегий совладающего поведения), помогающих им адаптироваться в современном экономическом пространстве в условиях экономических санкций России.

С точки зрения философского знания, под экономическим патриотизмом мы понимаем систему взаимосвязанных, четко структурированных элементов, направленных на овладение представителями современной молодежи аксиологических механизмов и таких ценностных ресурсов, которые являются вспомогательными и смыслообразующими составляющими, помогающими постичь ценность бытия, жизни и смерти и способствующие более интегративному осознанию своей «я-концепции» [3].

С точки зрения педагогики, экономический патриотизм представляет собой систему общекультурных и общеобразовательных компетенций студента (будущего профессионала), освоение которыми является залогом его успешной адаптации в образовательном пространстве и эффективной профессиональной реализации в будущей профессиональной деятельности.

Социология как наука рассматривает феномен экономического патриотизма учащейся молодежи с точки зрения успешной социализации личности, способной выжить в сложных экономических условиях, сформировав устойчивый «иммунитет» к меняющимся экономическим условиям (санкциям, импортозамещению и т. д.).

С точки зрения международных отношений экономический патриотизм молодежи рассматривается как мощный, эффективный рычаг, способный регулировать динамику международных отношений, нивелируя сложившиеся в обществе лжеполитические и лжемеждународные стереотипы, которые зачастую выполняют функцию искусственных «провокаторов» межэтнических конфликтов.

Вместе с тем важным аспектом гармонично развитой личности является социальное здоровье - «адекватность поведения человека в обществе, коллективе, семье в реальных жизненных обстоятельствах; удовлетворенность жизнью; адекватность восприятия и исполнения человеком социальных и гендерных (соответствующих полу) ролей» [4].

Профессиональная культура молодежи представляет собой систему общекультурных и профессиональных компетенций учащейся молодежи, связанных с их деятельностью в профессиональной сфере и проявляющихся в высоком уровне владения профессиональным мастерством, как на теоретическом, так и на практическом уровнях [4]. Под экономическим патриотизмом студентов вуза мы понимаем осознанное, основанное на личных убеждениях отношение обучающегося в системе высшего профессионального образования к окружающей реальности, в основе которого лежит стремление к защите и продвижению экономических интересов своего социума, а также поведение личности, соответствующее этому отношению [1].

В контексте междисциплинарности системно-феноменологического подхода к развитию у учащейся молодежи экономического патриотизма одной из ключевых идей является необходимость формирования у студентов активной предпринимательской позиции, связанной с ориентацией на товары и услуги отечественного производителя. Данный аспект важен, т.к. обратной стороной введенных экономических санкций и ответных мер РФ в сторону стран ЕС является подъем на новый торгово-экономический уровень отечественного сельского хозяйства, а также федеральная поддержка набирающих «авторитет» немногочисленных фермерских хозяйств.

Обратимся подробнее к рассмотрению феноменологической сущности экономического патриотизма. В целях определения уровня сформированности экономического патриотизма у представителей современной молодежи на базе ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет» было проведено анкетирование, в котором приняло участие 65 человек - студентов ВПО технических и гуманитарных специальностей, из которых: 35 - девушек, 30 - юношей в возрасте от18 до 21 года (студенты 1-2 курсов).

Ориентируясь на результаты мониторинга относительно уровня сформированности адаптивных копинг-стратегий в ответ на различные экономические провокации современного общества, можно отметить следующее:

  1. Студенты ВПО осведомлены о феномене экономического патриотизма, интерпретируют его корректно, при этом смешения с другими понятиями не происходит;
  2. Все без исключения респонденты оценивают явление экономического кризиса как негативное или крайне негативное и отмечают, что в 90 % случаев оно затронуло их собственную семью;
  3. Большая часть студентов считает, что данный феномен произошел в большей степени вследствие напряженного международного конфликта, нежели вследствие близорукости властей или политической «безграмотности» административных органов и населения;
  4. Студенты ВПО проявляют в достаточной степени критичность в определении своего собственного уровня сформированности экономического патриотизма (средний с тенденцией к низкому);
  5. Студенты способны трезво оценивать сложившуюся экономическую ситуацию в современной России, особо ярких случаев того, как их знакомые или родственники смогли не только «выжить», но и «подняться» в условиях экономического кризиса - не приводят, но при этом отмечают, что справиться с кризисом можно и нужно, для этого необходимо, во-первых, время для стабилизации уровня жизни населения, который резко понизился, во-вторых, активное проведение мер по изменению международной динамики со стороны руководства государства [1].

Рыночная трансформация российской экономики привела к изменению положения личности молодого человека в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия. В настоящее время в сфере профессиональной занятости молодежи наблюдаются следующие явления:

  • диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда;
  • причины незанятости безработной молодежи;
  • конкурентоспособность основной массы учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов) при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки, ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города;
  • факторы успешной карьеры;
  • проблема координации деятельности социальных институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи [3].

Существует точка зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но все же мы разделяем противоположную точку зрения: безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным. Вместе с тем положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных организаций города Магнитогорска, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что в настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательной организации (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки). Необходимость модернизации национальной экономики - тренд современной эпохи. Инновационная парадигма в последние десятилетия стала основой устойчивого экономического роста развитых стран. Нацеленность на непрерывное научно-техническое обновление производства, создание условий для рыночной востребованности инноваций и, как следствие, придание российской экономике инновационного характера является важным условием ее вывода на современный уровень и обеспечения высоких темпов ее развития.

Рецензенты:

Гневэк О.В., д.п.н., профессор, директор института педагогики, психологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск;

Вербицкая Н.О., д.п.н., профессор кафедры автомобильного транспорта ФГБОУ ВПО «УГЛТУ», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Оринина Л.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПАТРИОТИЗМ МОЛОДЕЖИ КАК ПОЛИАСПЕКТНЫЙ ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19815 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674