Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чаплыгина О.В. 1 Рубцова Е.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет Минздрава России»
В научной статье освещается вопрос о развитии творческой индивидуальности студентов в процессе изучения иностранного языка. Главной целью высших учебных заведений является профессиональная подготовка выпускников. В процессе обучения в вузе преобладающим становится индивидуально-творческое начало в сотрудничестве «преподаватель-студент». Обучение в вузе основывается на особенностях интеллекта обучающихся. Поэтому основной конечный результат вузовского обучения состоит в степени подготовленности студентов к продуктивному решению профессиональных задач и развитии способности к самоизменению, профессиональному росту. Будущий специалист способен творчески реализовать себя, продуктивно работать, если ему будет предоставлена возможность компетентного выбора различных вариантов учебно-творческой деятельности через формирование индивидуального стиля поиска и нахождения адекватных путей и способов реализации своей индивидуальности.
профессиональная деятельность.
период функционирования интеллекта
учебная мотивация
творческая активность
творческая индивидуальность
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современногочеловекознания. – М.: Наука, 1977. – 379 с.
2. Бим Л.И. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция программ. – М.: Новая школа, 1995. – 128 с.
3. Журавлев В.И. Педагогические проблемы профессионального самоопределения выпускников средней школы: дис. на соиск. уч. степ. д-рапед.наук. –Л., 1973.
4. Сластенин В.А. Субъектно-деятельностный подход в непрерывном педагогическомобразовании// Непрерывное педагогическое образование. – 1999. - № 1.
5. Чаплыгина О.В. Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (на примере изучения иностранного языка): дис. на соискание ученой степени канд.пед.наук. –Курск, 2003.
6. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб.: Изд-во Полиус, 1998.–639 с.

Современная концепция иноязычного образования развивается в гуманистическом направлении. Она отражает общие тенденциигуманизации образования. И.Л. Бим считает, что коммуникативно-ориентированный подход сегодня является методическим стандартом, а творчество обучающихся - один из самых характерных признаков коммуникативно-ориентированного подхода [2]. Именно творческие задания, а не воспроизведение заранее заученных диалогов является сегодня признаком современности.

В рамках творческого подхода в образовании создаются условия для развития личности, осуществляется ее право на личностную инициативу, свободу саморазвития, индивидуальный творческий вклад.

Творческий элемент коммуникативного подхода позволяет организовывать в учебном процессе применение иностранного языка в продуктивной деятельности, включая общение, сферу обслуживания, бизнес, менеджмент, труд переводчика, занятия искусством, самообразование.

Иностранный язык - это единственный учебный предмет в вузе, в процессе обучения которому преподаватель учит культуре речевого общения взрослого человека, диалогу и способам взаимодействия с другими людьми, что в свою очередь способствует развитию творческой индивидуальности студентов.

Решение вопроса, как обеспечить студентам возможность свободно, правильно, с интересом и удовлетворением общаться в устной и письменной форме на иностранном языке, актуализировать свой творческий потенциал, зависит от многих социальных, педагогических, психологических, психолингвистических, лингвистических, методических факторов обучения, действие которых фокусируется в некоторых узловых проблемах результативности преподавания любого иностранного языка в языковой среде или при ее отсутствии.

Для того чтобы научиться говорить на каком-либо иностранном языке, необходимо в первую очередь овладеть его системой. Поскольку система языка является объектом изучения лингвистики, при построении конкретных методов обучения системе изучаемого языка необходимо использовать данные лингвистики.

В основу отбора и построения учебного материала могут быть положены следующие критерии: проблемности, самостоятельности, динамического моделирования и познавательной игровой деятельности. Продуктивная стратегия должна подготовить скачок от системы репродуктивных знаний, навыков и умений к диалектическому методу анализа явлений, к творчеству. В связи с этим следует увеличить объем того содержания обучения, которое призвано развить творческое мышление студентов, составлять суть их будущей профессиональной деятельности. Сама же учебно-познавательная деятельность на занятии должна состоять не в закреплении знаний, а носить характер конструирования, новых знаний, поиска способов решения нестандартных ситуаций. Это предполагает включение компонентов формирования творческой мотивации, операционной сферы мышления, развития рефлексирующей способности и умения саморегуляции и саморазвития своих интеллектуальных качеств.

Профессиональная подготовка выпускников к различным видам практической и научной деятельностиявляетсяодной из основных целей высших учебных заведений.«Поэтому основной конечный результат вузовского обучения состоит в степени подготовленности студентов к продуктивному решению профессиональных задач и развитии способности к самоизменению, профессиональному росту» [5, с.164]. Исходя из этого преподавателю необходимо, прежде всего, сформировать студента как творческую индивидуальность, что включает становление будущего специалиста, прежде всего, как субъекта учебной деятельности. Даннуютеоретическую посылку мы рассматриваем на трех уровнях -личностном, деятельностно-ролевом и процессуальном. Предложенный уровнево-аспектный аналитический подход позволяет дифференцированно подойти к учебно-воспитательному процессу в вузе, сделать его управляемым в каждом из звеньев учебной деятельности студентов. Вместе с тем, такой подход дает возможность точнее соотнести поставленные перед высшей школой задачи формирования личности студента со специфическими характеристиками этой социально-возрастной группы людей.

Развивая творческую индивидуальность студента в процессе учебно-профессиональной деятельности, преподаватель во многом отталкиваетсяот отношенияобучающихся к усвоению знаний. В определение учебной мотивации закладывается отношениестудентов к различным аспектам процесса обучения: содержанию, формам испособам организации с позиции личных, индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать или не совпадать с целями обучения. Так в своей работе «Педагогическая психология» В.А. Якунин поясняет, что сама структура учебной мотивации многозначна по содержанию и различным формам [6]. Качество усвоения знаний, умений и навыков напрямую зависят от желания или не желания: получить профессию (профессио­нальная мотивация); приобрести новые знания и получить удовлетворение от самого процесса познания (познавательные мотивы); иметь более высокий заработок (прагматические мотивы); утвердить себя и занять более высокое положение в обществе в целом и в определенном ближайшем социальном окружении (мотивы социального и личностного престижа); принести пользу обществу (широкие социальные мотивы) и т.п. Каждая из названных разно­видностей учебной мотивации может иметь в ее общей структуре домини­рующее или подчиненное значение и тем самым определять тот или другой уровень индивидуальных достижений в учении, а вместе с ними обусловли­вать и степень приближения к конечным целям обучения.

Подобно профес­сиональной направленности и учебной мотивации отношение студентов к учебным дисциплинам также имеет многомерный характер и складывается из различных оценок. Студенты могут дать оценку учебному предмету с точки зрения важности его для профессиональной подготовки, личного познава­тельного интереса к определенной области знаний, с точки зрения качества преподавания, вызывающего чувство удовлетворенности или неудовлетво­ренности учебной дисциплиной, и, наконец, с точки зрения собственных возможностей и способностей, определяющих меру трудностей усвоения учебного материала.

Профессиональное развитие студентов в высших учебных заведениях в значительной степени определяется предшествующими и более ранними формами проявления избирательного отношения к профессии. Так, в доктор­ской диссертации В.И. Журавлева, посвященной проблемам жизненного са­моопределения выпускников средней школы, было показано, что профессиональные планы (цели) школьников сложны по своему составу и динамике [3]. Между планом и фактическим самоопределением наблюдается расхож­дение у 50% выпускников школ.

Преподавателю необходимо помнить, что принудительные моменты должны утрачивать свой характер. Одно из главных мест в учебно-профессиональной мотивации студентов занимают внутренние творческие мотивы -это непосредственный интерес к познанию, удовольствие, испытываемое от самого процесса учения и его результатов. Именно данная мотивация определяет развитие творческой индивидуальности студента.

В ходе обучения в вузе превалирующим становится индивидуаль­но-творческое начало, ценностным основанием которого является сотвор­чество преподавателя и студента. Противоречие между репродуктивными и творческими компонентами обучения разрешается посредством их согласо­вания, гармонизации при ведущей, селективной роли творческого компонента. Человек являет собой характеристику не только в реальной деятельности, но и в потенциальном проектировании и перспективности.Потенциальное моделиро­вание обеспечивает прогнозирование, предвидение развития личности. В учебной деятельности студента реализуется и накапливается определенный багаж, именуемый творческим потенциалом. Поэтому задача творческих технологий обучения в вузе состоит в том, чтобы попытаться сформировать у студентов сознательное отношение к способам творческой учебной деятельности, поскольку совокупность единства смыслов и целей преподавателя и студента определяет совместную дея­тельность в качестве предпосылки развития творческой индивидуальности.

Однако во многих работах В.А. Сластенина говорится о том, что на практике «профессиональная подготовка специалиста не сопровождается про­гнозом особенностей его работы на основе данных об индивидуальных твор­ческих качествах специалиста и их проявлений в структуреего дальнейшей деятельности» [4,с.4]. Развивая данное суждение, академик акцентирует свое внимание на том, что обучение, в основном ориентированное на профессиональную ситуацию и цели, не учитывает и слабо приводит в движение собственные возможности самого обучаемого. Такое абстрактное обращение к личности порождает довольно типичную ситуацию: студенты, в процессе обучения овладевают определенными знаниями, которые остаются невостребованными.

Важно помнить, что одной из главных способностей, которая влияет на развитие творческой индивидуальности, является способность учиться. Научиться учиться является более приоритетным, чем обладать определенным багажом знаний, которые в наше время быстро устаревают.

Поэтому перед преподавателем стоит ответственная психолого-педагогическая задача: формирование студента как субъекта учебной деятельности. Данный факт предполагает, прежде всего, научить студента  учиться, а также планировать и правильно организовывать свою деятельность. Соответ­ственно, преподаватель руководствуется рядом задач: определение учебных действий студента, составление программы, выполнение и четкая организация упражнений по их формированию. При этом образцом для выполнения этих действий должен выступать сам преподаватель, чьевлияние особенно важно в адаптационный период, на начальном этапе обучения. Глубокие научные знания, педагогическое мастерство, дидактичность, человечность и объективность педагогического общения -это условия, катализирующие формирование студенческого самосознания, которые спо­собствуют успешности учебной деятельности.

Необходимо отметить также, что одной из задач обучения студентов-первокурсников является развитие навыков самостоятельной работы, приемов самостоятельного овладения знаниями. Студент, вовлеченный в творческий образовательный процесс, должен овладеть индивидуальной культурой переработки ин­формации, в том числе с помощью компьютерных технологий.

Будущий специалист способен творчески реализовать себя, продуктивно работать, если ему предоставлена возможность компетентного выбора различных вариантов учебно-творческой деятельности через формированиеиндивидуального стиля поиска и нахождения адекватных путей и способов реализации своей индивидуальности.

Многие ученые, которые описывают процесс развития человека в этом возрасте, трактуют его как непрерывное нарастание функциональной работоспособности и продуктивности, динамики прогрессивного движения без каких-либо понижений и кризисов, даже без стабилизации функций. «Несомненно, в сту­денческом возрасте имеются наибольшие возможности развития; именно в этом возрастном диапазоне расположены сенситивные периоды, которыми еще недостаточно воспользовались при обучении... В сложной структуре этого периода развития моменты повышения одной функции («пики», или «оптимумы») совмещаются не только с моментами стабилизации, но и пониже­нием других функций» [1,с.346]. В студенческом возрасте наиболее интенсивно происходит процесс регулирования, накопления, сохранения, логического переструктурированияприобретаемых знаний, их проецирование на практическую деятельность.

Результаты исследования ленинградской психологической школы Б.Г. Ананьева показали, что структура интеллекта планомерно меняется не только в процессе всего возрастного развития, но и внутри самого студенческого возраста. В 18-21 год корреляционная цепочка определенных функций (памяти, мышления, восприятия, внимания)выступает в виде последовательных связей, в то время как в 22 - 25 лет образуется сложно ветвящийся комплекс, группирующийся вокруг двух центров - мнемологического (единая структура памяти и мышления) и аттенционного (фактор внимания).

Обучение в вузе, способствующее образованию интеллекта, основывается на особенностях его функционирования. Так, в работе Б.Г. Ананьева «О проблемах современного человекознания» [1] было продемонстрировано возрастание фактора внимания (в 18 - 21 год он занимает четвертое место по числу мощности корреляционных связей, а в 20 - 25 лет -уже второе). А возраст с 18 лет до 21 года характеризуется наименьшим объемом внимания и повышением уровня его концентрации. Усиление устойчивости внимания начинается с 22 лет. Все это говорит о важности и необходимости целенаправленной работы над организацией внимания студентов в учебном процессе. Развитие мышления и памяти находится в тесной и не прямой зависимости. В 19 лет и 24 года мнемические функции опережают логические, а в 20 лет, 23 года, 25 лет мы можем наблюдать обратную картину. В 22 года и 26 лет очевидно снижение показателей обеих функций, в то время как 18 - 19 лет ха­рактеризуются относительной стабилизацией мыслительных функций.

Студенческий возраст -это пора сложнейшего структурирования ин­теллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Следовательно, учебные задания всегда должны иметь два планаодновременно-понимание и за­поминание, осмысление и структурирование усваиваемого материала. Такая постановка вопроса уже находит отражение в целом ряде учебников, учебных пособий, разработок, где отмечается неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти студентов в процессе решения проблемных задач. Активизация познавательной деятельности студентов не должна быть самоцелью, она должна постоянно со­провождаться организацией запоминания.

Как правило, именно  студенческий возраст позволяет достичь максимума в своем развитии не только физических, но и психологических свойств, а также высших психологических функций: восприятия, внимания, память, мышления, речи, эмоций и чувств.

Исходя из всего вышесказанного, можносделать вывод о том, что этот период жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. В данный период у студента активно формируется индивиду­альный стиль деятельности. Преобладающим  в познавательной дея­тельности начинает выступать абстрактное мышление, формируется обоб­щенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между раз­личными областями изучаемой реальности.Однако, если преподаватель не пытается развивать именно эти способности, у студента может закрепиться навык полумеханического запоминания изучаемого мате­риала, что в дальнейшем приведет к росту показной эрудиции и, вероятно,затормозит развитие интеллекта. Только немногим более половины студентов постоянно повышают показатели интеллекту­ального развития от первого курса к пятому, и, как правило, такое повышение можно наблюдать у слабых и средних студентов, а лучшие студенты, как правило, уходят из вуза с тем же уровнем интеллектуальных способностей, с которыми пришли.

Таким образом, именно студенческий возраст является благоприятным с точки зрения обучения, в ходе которого именно самосовершенствование, саморазвитие, самореализация собственного потенциала позволяют развить творческую индивидуальность. А это в свою очередь дает возможность преподавателю создать условия для формирования профессиональных компетенций.

Рецензенты:

Тарасюк Н.А., д.и.н., профессор кафедры методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск;

Ветчинова М.Н.,д.п.н., профессор кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск.

 


Библиографическая ссылка

Чаплыгина О.В., Рубцова Е.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19877 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674