Целью данной статьи является детальное изучение специальных принципов процесса повышения квалификации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать существующий опыт по данному вопросу, исходя из научногообзора исследований о сущности образования взрослых как основы процесса повышения квалификации, а также структурообразующих компонентов данного процесса, сформулировать специальные принципы процесса повышения квалификации и дать их подробную характеристику.
Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) методы.
Результаты исследования:Процесс повышения квалификации опирается на совокупность общих и специальных принципов. Среди общих принципов процесса повышения квалификации представлены такие принципы как [2]:
- принцип научности содержания и методов учебного процесса,отражающий взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества;
- принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры,приобретении опыта деятельности, придающий системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям учащегося;
- принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя;
- принцип связи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества;
- принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
В совокупность специальных принципов мы включили принципы партисипативности, оптимизации, персонификации, и адаптивности. Рассмотрим специальные принципы подробнее.
Принцип партисипативности предусматривает, какие организации, учреждения и институты вовлечены в процесс повышения квалификации. Данный принцип также рассматривает организацию их работы, как по отдельности, так и при взаимном сотрудничестве в рамках процесса повышения квалификации.
Усилия, призванные улучшить практику процесса повышения квалификации, обуславливаются политикой, правительством, финансовыми условиями, участием сторон и качеством оказываемых услуг. Следовательно, эти области являются наиболее важными для дальнейшего развития процесса повышения квалификации. Региональное и международное сотрудничество также положительно влияет на эти области действий [4].
Чтобы обеспечить хорошее управление необходимо:
- Создать механизмы и управленческие институты и процессы на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях, которые были бы прозрачными, подотчетными, демократическими, эффективными, а также содействовали партнерству всех заинтересованных сторон.
- Прозрачное и подотчетное управление, которое влекло бы за собой информированное и конструктивное вмешательство в стратегию и развитие программы всех заинтересованных сторон.
- Демократическое управление, означающее представительство и участие в нем всех заинтересованных сторон, для того чтобы гарантировать соответствие предоставляемого образования нуждам всех учащихся.
- Партнерство всех заинтересованных сторон, включающее в себя органы государственной власти, общественные организации и частный сектор.
- Обеспечение хорошего управления, в дальнейшем влекущее за собой создание гибких, быстро реагирующих и децентрализованных механизмов и процессов на национальном и местном уровнях.
Также для этого должна быть предоставлена благоприятная среда. Это означает:
- Вовлечение всех заинтересованных в процессе повышения квалификациисторон требует четкого документального перечисления всех участников как со стороны органов государственной власти и общественных организаций, так и частного сектора (особенно министерств, гражданских обществ, ассоциаций учащихся, СМИ, частных фондов, торгово-промышленных палат, международных и региональных организаций, групп волонтеров, местных властей, торговых союзов, исследовательских институтов и академий) [6].
- Поощряется улучшение конструктивного сотрудничества и процесса принятия решений среди участников, а именно обмен информацией о планах, ресурсах и расходах. Поэтому особенно важным является обеспечение улучшенного доступа к информационным и коммуникационным технологиям, особенно широкополосным сетям и услугам.
- Обеспечивая плодотворное сотрудничество, которое позволяет осуществлять равноправное использование ресурсов участниками, должны быть созданы и укреплены механизмы эффективной координации. Успех этих механизмов зависит от четкого распределения ролей и обязанностей. В связи с этим должно поощряться устойчивое и регулярное взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами.
- Сопровождая и облегчая эффективное воплощение стратегий процесса повышения квалификациив конкретные действия, должно приветствоваться создание и использование децентрализованных процессов и региональных рамок стран-участников [10].
- Усилить демократические процессы, особенно в контексте децентрализации, должны быть расширены полномочия всех участников, от межминистерского до местного и национального уровней. Также необходимо осознать важность вклада гражданских общественных организаций и частных лиц.
- Усиление и укрепление систематических междисциплинарных и практических исследований в области процесса повышения квалификации, охватывающих все аспекты и позволяющих соединить различные блоки данных. Для сбора, анализа, передачи данных должна быть создана система управления. Последние сведения из различных сфер деятельностидолжны приниматься во внимание и применяться в образовательной практике.
- Введение систематического мониторинга и оценки деятельности в рамках процесса повышения квалификациина всех уровнях.
Принцип актуализацииопирается на такой структурообразующий компонент повышения квалификации, как мотивированность. Процесс повышения квалификации должен соответствовать нуждам его участников и обеспечивать их необходимыми личностными и профессиональными компетенциями.
Актуальность означает, что обеспечение контекстуальных, ориентированных на учащегося программ должно соответствовать нуждам всех участников, включая рынок труда, для того чтобы достигнуть персональных, социокультурных, экономических и образовательных целей.
Эффективность подразумевается и как способность системы достигать поставленных целей, так и как соотношение финансовых и других вложений для получения положительного результата[9].
Техническое и профессионально-техническое образование, как компонент процесса повышения квалификации, является фундаментальным элементом в процессе обучения, который обеспечивает взрослого навыками, необходимыми ему для его наиболее полного участия и адаптации к быстро меняющимся условиям социальной и рабочей среды.
Процесс повышения квалификации также включает различные образовательные возможности, которые позволяют его участникам быть активно задействованными в социальных проектах, таких как борьба с бедностью, единство и преемственность поколений, социальная мобильность, равенство и неравенство, борьба с насилием, защита окружающей среды и климатические изменения.
В общем, процесс повышения квалификации предоставляет средства обеспечения людей необходимыми способностями реализовывать свои права и контролировать свою судьбу. Он продвигает профессиональное развитие, тем самым поддерживая более активное вовлечение взрослых в их общества и сообщества. Оно должно иметь гибкость, способную обеспечить навыки, необходимые взрослым в их трудовой жизни, как в формальных, так и неформальных ситуациях для молодых и взрослых сообществ. Поэтому он является основным инструментом для снижения уровня бедности, улучшения здравоохранения, построение правового, толерантного устойчивого общества [5].
Целями образования в рамках процесса повышения квалификации являются:
- Развивать автономию и чувство ответственности и единства людей и обществ[1];
- Усиливать способность работать с изменениями, происходящими в экономике, культуре и обществе в целом;
- Способствовать мирному сосуществованию, толерантности и творческому участию граждан в их сообществах и обществах;
- Предоставление учащимся возможности получать и накапливать знания, опыт и повышать квалификацию с помощью периодического участия. Полученные таким образом квалификации должны быть эквивалентны квалификациям, присвоенным в рамках формального образования, для обеспечения продолженного образования;
- Интернационализация развития навыков с целью поддержания мобильности учащихся и работников.
Следующий принцип - принцип персонификации. Он предусматривает, что процесс повышения квалификации должен быть понятным и доступным для его участников.
Объективность данного процесса заключается в общем доступе и устойчивом участии в процессе повышения квалификации без какой-либо дискриминации.
По нашему мнению, образованность, как компонент процесса повышения квалификации, влияет на многообразие способностей и обеспечивает необходимую основу, которая позволяет учащимся адаптироваться в мире, где умение работать с информацией имеет большое значение. Она означает способность определять, понимать, интерпретировать, создавать, сообщать и оценивать информацию, используя все доступные ресурсы.
Принимая во внимание принцип персонификации, при организации процесса повышения квалификации необходимо соблюсти следующие критерии: [7]
- Развитие надлежащего содержания и способов представления информации, включая классы с совместным обучением, использование родного языка при обучении иностранному языку и оценка знаний исходя из нужд учащихся;
- Разработка и применение критериев оценки качества образовательного процесса, учебных материалов и методов преподавания в программах повышения квалификации;
- Обеспечение надлежащей инфраструктуры, включая безопасность учебных пространств;
- Улучшение подготовки, компетентности, условий трудоустройства и профессионализма преподавателей, работающих с учащимися в рамках процесса повышения квалификации. Например, с помощью развития партнерских отношений с высшими учебными заведениями, ассоциациями учителей и гражданскими общественными организациями.
Можно также выделить шесть факторов, обусловленных персонификацией, влияющих на участие взрослого в процессе обучения: [8]
- Социальные отношения: дружить и знакомиться с другими людьми.
- Сторонние ожидания: выполнение настоятельных требований стороннего человека, имеющего авторитет в данном вопросе.
- Общественное благополучие: желание служить другим и/или обществу в целом.
- Профессиональное совершенствование: желание профессионального развития или продвижения по службе.
- Желание убежать от действительности/ изменить сложившийся рутинный порядок вещей.
- Познавательный интерес: обучение с целью узнать что-то новое.
Таким образом, мотивация к обучению у взрослых может быть подразделена на следующие группы:
- Экономический фактор - возможность более высокого заработка, профессиональное совершенствование и более устойчивое положение на занимаемой должности;
- Личный фактор - познавательный интерес, сплоченность семьи;
- Социальный фактор - желание приносить большую пользу обществу.
Следовательно, при наличии одного или нескольких из вышеперечисленных факторов, можно говорить о наличии мотивированности у взрослого обучаемого.
Принцип адаптивности подразумевает, что процесс повышения квалификации должен давать его участнику необходимые знания и навыки для конкурентоспособности на рынке труда, а также для надлежащего выполнения служебных обязанностей и дальнейшего карьерного роста [3].
Место процессаповышения квалификациив каждой системе образования должно быть определено с расчетом на достижение:
- устранение главных несоответствий в доступе к подготовке, а также определенных несоответствий, основанных на возрасте, поле, социальном положении и происхождении;
- гарантии научного обеспечения непрерывного образования и обучения, а также большей гибкости в вопросе разделения людьми их жизней между образованием и работой, а именно, обеспечивая чередование периодов учебы и работы на протяжении всей жизни и облегчая интеграцию продолжающегося образования в трудовую деятельность;
- распознание и увеличение использования реальной и потенциальной образовательной ценности различного опыта взрослых;
- легкий переход с одного типа или уровня образования на другой;
- большее взаимодействие между системой повышения квалификации и ее социальными, культурными и экономическими условиями;
- большая эффективность с точки зрения образовательных расходов на социальное, культурное и экономическое развитие.
Образование в рамках процесса повышения квалификации должно быть адаптировано к современным условиям повседневной жизни и работы и принимать во внимание личностные характеристики взрослых учащихся, их возраст, семейное, социальное, жилищное положение, а также то, как все эти аспекты взаимосвязаны.
Оно должно способствовать участию отдельных лиц, групп и сообществ в процессе принятия решений на всех уровнях процесса обучения, включая определение потребностей, развитие учебного плана, выполнение и оценку программы; оно также должно планировать образовательные действия с учетом изменения карьерных и бытовых факторов жизни взрослого человека;
Оно должно иметь гибкую организационную структуру, принимающую во внимание социальные, культурные, экономические и институциональные факторы каждой страны и общества, к которым взрослые учащиеся принадлежат;
Оно должно вносить вклад в экономическое и социальное развитие всего общества;
Оно должно осознавать, что каждый взрослый, имеющий свой жизненный опыт, является проводником культуры, в соответствие с которой он выполняет роль как учащегося, так и учителя в образовательном процессе, в котором он участвует.
Выводы: Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что в основе процесса повышения квалификации лежат четыре специальных принципа, а именно принцип партисипативности, принцип актуализации, принцип персонификации, принцип адаптивности. Соответствие каждому из этих принципов делает процесс повышения квалификации понятным, доступным, целесообразным, качественным и хорошо организованным.
Рецензенты:Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;
Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Казымова Т.С. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19902 (дата обращения: 29.03.2024).