Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Степанова Т.А. 1 Лысенко А.В. 1 Лушпаева О.А. 1 Таютина Т.В. 2, 1 Недоруба Е.А. 2
1 Академия физической культуры и спорта Южного федерального университета
2 ГОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России»
Статья посвящена исследованию ценностных ориентаций студентов Академии физической культуры и спорта. Полученные результаты указывают на сохранение традиционных ценностей «Помощь и милосердие к другим людям», «Любовь», «Признание и уважение людей и влияние на окружающих» и в то же времятенденцию формирования индивидуалистической психологии в приоритете у большинства студентов «Приятное времяпрепровождение, отдых», тогда как категория «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» не находится в приоритете. Полученные результаты позволяют оптимизировать педагогический процесс при условии принятия парадигмы ценностно ориентированного подхода к высшему образованию студента как субъекта личностного и профессионального развития. Результаты исследования позволяют соотнести ценности студентов с мотивацией их профессиональной деятельности, прогнозировать дальнейшее развитие личности и профессиональной деятельности, наметить пути их совершенствования.
совершенствование педагогического процесса.
студенты физкультурной академии
ценностные ориентации студентов
1. Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности. - М., 1995. -49с.
2. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система//Психологический журнал. – 1999. – Т.20. -№5. – С.38−44.
3. Cловарь / под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко;под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
4. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: автореф.… докт. психол. наук. - Новосибирск, 2000. – 41с.
5. Kagitcibasi G. WhateverhappenedtoModernization? // BulletinofCross-CulturalPsychology. - 1998. - V. 32. - №4. - P. 8-11.

Интерес к изучению ценностных ориентаций студентов как представителей молодежи обусловлен тем, что в данный переломный период  происходит смена основных ценностей личности и всего общества в целом. Мониторинг этих изменений позволяет прогнозировать поведение данной социальной общности, индивидуализировать педагогический процесс.

Ценностные ориентации -это разделяемые и внутренне принятые личностью материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости Они служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения, являются  компонентом  направленности личности. Непротиворечивость ценностных ориентаций - показатель устойчивости личности[3]. 

            В основе регуляции социального поведения и профессиональ­ной деятельности человека находится система его ценностных ориентаций, которая представляет собой сложное и динамичес­кое образование [4]. 

Цель исследования - провести исследование ценностных ориентаций  студентов 3 курса Академии физической культуры и спорта ЮФУ для оптимизации педагогического процесса.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования были студенты  3 курса  Академии физкультуры и спорта, юноши 20-21 года (45 человек). 

У них было проведено исследование  ценностных ориентаций по методике С.С. Бубновой [1; 2]. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. В ее основе лежит положение о том, что представления о значимых ценностях формируются в процессе социализации личности в результате интериоризации общекультурных ценностей. Результат процесса интериоризации неоднозначен, что приводит к существенному разбросу ценностных ориентаций.Методика определяет степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентаций личности. 

Результаты исследования и их обсуждение представлены в  таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования ценностных ориентаций студентов  по методике С.С. Бубновой  в % от общего количества респондентов (p<0,05).

Место

Виды ценностей

1 место

2 место

3 место

4 место

5 место

6 место

0 место

1.                  Приятное времяпрепровождение, отдых 

4

37

22

22

15

0

0

2.                  Высокое материальное благосостояние

0

0

22

26

30

15

0

3.                  Поиск и наслаждение прекрасным 

11

11

15

22

0

26

0

4.                  Помощь и милосердие к другим людям 

19

37

22

11

11

0

0

5.                  Любовь 

15

19

30

22

0

0

4

6. Познание нового в мире, природе, человеке 

7

4

7

0

37

19

0

7. Высокий социальный статус и управление людьми 

4

11

0

11

37

15

15

8. Признание и уважение людей и влияние на окружающих 

11

19

30

19

11

4

0

9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе 

4

0

0

22

15

22

26

10. Общение 

0

4

4

52

37

4

0

11. Здоровье 

0

11

14

41

30

4

0

 

В результате проведённого исследования установлено, что ни одна из 11 категорий методики  не занимает первую позицию в ценностных предпочтениях студентов.

Второе место  у 37%  занимает  категория «Приятное времяпрепровождение, отдых», и у такого же количества студентов также вторую позицию занимает «Помощь и милосердие к другим людям». Последнее, по-видимому, может быть обусловлено как  гуманистической направленностью сегодняшнего образования, так и влиянием религиозных убеждений современных студентов (традиционные религиозные конфессии нашего государства проповедуют приоритет данной категории ценностей), этническими влияниями народов Кавказа и донского казачества, представители которых присутствуют в исследуемой группе. Это подчеркивает сохранение у молодежи некоторых культурных ценностей многонационального российского государства. 

На третьем месте у 30% студентов  находятся категории «Любовь»,  что может быть обусловлено возрастной характеристикой группы, и«Признание и уважение людей и влияние на окружающих», последнее предпочтение также традиционно для нашей культуры. 

Четвертое место занимает у большинства студентов (52%) категория «Общение». Необходимо отметить, что сегодня преобладают виртуальные формы общения.  Категория «Здоровье» у 41% студентов также находится на 4 месте. При информационной сформированности представлений о здоровом образе жизни, что также служило   предметом нашего параллельного исследования, не сформирован ценностный подход к пониманию значимости здоровья.

Лишь на 5 месте находятся у 37% респондентов категории «Высокий социальный статус и управление людьми», что диктует необходимость проведения тренингов лидерства, так как перед нами будущие педагоги и тренеры, а также  «Познание нового в мире, природе, человеке», последнее свидетельствует о низкой мотивации к получению знаний. Лишь у 30% респондентов 5 место занимает  «Высокое материальное благосостояние».

Категория  «Поиск и наслаждение прекрасным» занимает 6 место  у 26% студентов. При проведении ранее исследования уровня общекультурных компетенций   данной группы  студентов  были получены данные, подтверждающие, что студенты мало читают, плохо ориентируются в русской и зарубежной литературе, архитектуре и живописи, театральном искусстве,  опере и балете, классической музыке.

Так называемое нулевое  место занимает у 26% студентов «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе», эта категория находится на 4 и  6 местах у одинакового количества студентов - у 22%. Все это указывает на развитие общемировой тенденции преобладания психологии индивидуализма над психологией коллективизма. В ближайшее время именно коллективистская культура и психология должны сказать свое веское слово, и человечество, чтобы не погибнуть, должно сменить психологию растраты на психологию сбережения. И в кросс-культурной психологии уже есть доказательства того, что экономическое развитие совместимо с коллективистской психологией [5].

Результаты проведенного исследования показали, что исследование ценностных ориентаций студентов позволяет определить  необходимость  целенаправленной  оптимизации педагогического процесса для коррекции представлений студентов о ценностях жизни  на основе гуманистической концепция развития личности, одним из главных смыслов которой является признание приоритета интересов личности в их социальной обусловленности и единстве без противопоставления одного другому, что позволит достичь позитивных результатов в иерархии, динамике и балансе базовых ценностей.  Формирование ценностных ориентацийстудентов будет успешным  при условии осознания  и принятия к выполнению парадигмы ценностно ориентированного подхода к высшему образованию студента как субъекта личностного и профессионального развития.

Выводы

Результаты исследования показали, что у большинства будущих педагогов физической культуры и тренеров  второе место в ценностных ориентациях занимают  категории «Приятное времяпрепровождение, отдых» и  «Помощь и милосердие к другим людям», третье место - «Любовь». Четвертое место занимает категория «Общение». На 5 месте находятся категории «Высокий социальный статус и управление людьми» и «Познание нового в мире, природе, человеке». Так называемое нулевое  место занимает  у большинства респондентов «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе».

Результаты исследования позволяют соотнести ценности студентов с мотивацией их профессиональной деятельности, прогнозировать дальнейшее развитие личности и профессиональной деятельности, наметить пути их совершенствования. У студентов-педагогов важно развивать ценности, связанные с познанием, развитием, творчеством, лежащие в основе внутренней мотивации профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Почекаева Е.И., д.м.н., профессор, кафедра охраны здоровья человека и безопасности жизнедеятельности Академии физической культуры и спорта ГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону;

Багмет А.Д., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой поликлинической терапии ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Ростов-на-Дону.

 




Библиографическая ссылка

Степанова Т.А., Лысенко А.В., Лушпаева О.А., Таютина Т.В., Недоруба Е.А., Таютина Т.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19948 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674