Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Петрухина О.А. 1 Феттер И.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
¬¬¬¬Статья посвящена педагогическому осмыслению проблемы профессиональной подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Рассматриваются компоненты подготовки будущих учителей. Выявлена взаимосвязь ценностно-мотивационного, содержательного и деятельностного компонентов профессионально-педагогической подготовки. Ценностно-мотивационный компонент подготовки соотнесен с требованиями стратегических документов в сфере образования. Раскрыты содержательные возможности дисциплины Педагогика. Определены критерии и показатели результативности деятельности педагога по трансляции содержания образования дисциплины Педагогика как компонента подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию. Деятельностный компонент подготовки раскрывается в единстве учебной и воспитательной деятельности в вузе. Пространство профессионального воспитания студентов показано через современные формы организации духовно-нравственного воспитания. Представлен опыт организации конкурса творческих работ студентов «Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее».
формы организации духовно-нравственного воспитания.
профессиональная подготовка
профессиональное воспитание
духовно-нравственное воспитание
нравственное воспитание
духовное воспитание
1. Горбачева Т. М. Психологическая подготовка будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию учащихся: автореф. дис. … канд. психол.наук.– Нижний Новгород, 2008. – 27 с.
2. Илакавичус М. Р. Духовно-нравственное развитие и воспитание старшеклассников в школе при осмыслении идеалов культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2011. – 23 с.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКТЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.– М.: Просвещение, 2014. – 24 с.
5. Михалец И. В. Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей: дис. … канд. психол. наук.– Тамбов, 2004.– 195 с.
6. Нестеров А. К. Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин: дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2009. – 184 с.
7. Пашков С. В. Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Курск, 2010. – 26 с.
8. Петракова Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: автореф. дис… д-рапед. наук. – М., 1999. –39 с.
9. Синицына Г.П., Петрухина О.А., Феттер И.В. Реализация проекта «Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в системе образования Омского региона» //Воспитание в изменяющемся мире: материалы международной научно-практической конференции. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. – С.269-275.
10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. – URL:http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf(дата обращения: 5.06.15).
11. Шитякова Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: дис. д-ра … пед. наук. – Уфа, 2007. – 358с.
12. Янушкявичене О. Л. Историко-педагогический анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений: дис. … докт. пед. наук. – М., 2009. – 429 с.

В современной социально-культурной  ситуации интерес к разработке проблем воспитания в условиях  значимых изменений, которые происходят в российском обществе, приобретает особенно значение. Эти изменения  обусловили появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений и методов современного воспитания детей и молодежи. Реализация  духовно-нравственного воспитания, как ориентир современной системы образования, является достаточно сложной задачей для педагогических коллективов и, несомненно, нуждается в научном обосновании, а также в методическом и технологическом сопровождении. В связи с этим актуализируется необходимостьспециальной подготовки студентовпедагогических вузов к решению задач духовно-нравственного воспитания различных категорий обучающихся.

Анализ современной философской, культурологической и психолого-педагогической литературы показывает, что понятие «духовность» рассматривается в связи с внутренним состоянием личности, мировоззрением и иерархией ценностей человека, идеологическими и нравственными установками, ориентированностью личности на деятельность во благо общества, поиском нравственных абсолютов и смысла жизни, религиозной и светской верой, достижением социально-значимых целей. Безусловно, в феномене «духовности» заключается высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, ориентированной на базовые человеческие ценности.

Современный педагогический словарь определяет духовное воспитание как формирование ценностного отношения человека к жизни, обеспечивающего его устойчивое и гармоническое развитие. «Нравственное воспитание - это формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения»[3, с.23].

Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» духовно-нравственное воспитание понимается как «педагогически организованный процесс усвоенияи принятия обучающимся базовых национальных ценностей,имеющих иерархическую структуру и сложную организацию»[4].

Ориентация на решение проблем духовно-нравственного воспитания  детей и молодежи присутствует во всех стратегических документах системы образования. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» одним из приоритетов государственной политики определяется   «формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России»[10].

ФГОС  общего образования в рамках структуры Основной образовательной программысодержит требования к содержанию Программы духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся. Эти документы являются ориентирами в  подготовке будущих педагогов кобеспечению духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Историко-педагогический анализ и исследование современных подходов в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи осуществлено в работах  Пашкова С.В.[7], Янушкявичене О.Л. [12]и др.Необходимо отметить, что авторы рассматривают проблемы воспитания духовно-нравственной сферы  подрастающих поколений с позиции  не только светской, но и христианской педагогики.

Широкий спектр профессиональных задач учителя по духовно-нравственному воспитанию школьников  в учебной и внеурочной деятельности отражен  в диссертацияхИлакавичус М. Р.[2],Петраковой Т. И.[8]и др.

Поиск решения проблемы духовно-нравственного развития студентов вузов предпринят в диссертационных исследованияхМихалец И.В.[5], Нестерова А.К.[6] и др. Очевидно, что без внимания к  личностному развитию будущих педагогов  невозможна реализация задач духовно-нравственного воспитания школьников.

Вопросам подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников посвящены диссертационные исследования Горбачевой Т.М.[1], Шитяковой Н.П.[11] и др.

Как показывает анализ литературы, подготовка студентов в области духовно-нравственного воспитания школьников возможна при условии создания в вузе ценностного и культуротворческого пространства профессионального воспитания  будущих педагогов, которое необходимо для формированияпрофессиональных и личностных качеств,навыков,способовдеятельности,  профессиональной культурычеловека, как  основыдлярешения актуальных социально-профессиональныхзадач.В этом случае в процессе профессиональной подготовки происходит обогащение личностного опыта, который благодаря совместной деятельности преподавателя и студента  становится инструментом будущей профессиональной деятельности.

Подготовка студентов к реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников может быть представлена через организационно-содержательные ресурсы дисциплины Педагогика. Сквозной  и интегрированный характер разделов дисциплины и  практики в формате профессионального воспитания на протяжении всего периода обучения  позволяют обеспечить готовностьстудентов к обозначенной деятельности.

Анализ педагогических исследований по проблеме подготовки студентов в сфере духовно-нравственного воспитанияобучающихся позволяет представить подготовку студентов к профессиональной деятельности в единстве ценностно-мотивационного, содержательного и  деятельностного компонентов.

Ценностно-мотивационныйкомпонентподготовки  студентов педагогического вуза объединяет систему базовых национальных, профессиональных и личностных ценностей.В соответствии с требованиями ФГОС школы и «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»в основания профессиональной деятельности будущих педагогов должны быть положеныбазовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность,гражданственность, семья,труд и творчество, наука,традиционные российские религии,искусство и литература, природа  и человечество. Цель современного отечественного образования  формулируется как «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»[4].В документах определяющим аспектом духовно-нравственного воспитания школьников является единство задач личностного развития и задач, реализуемых в сфере  общественных и государственных отношений.

Таким образом, обозначенные ценности, цели и  задачи духовно-нравственного воспитания школьников  становятся не только учебным материалом по дисциплине Педагогика, но и ценностными ориентирами профессионального воспитания студентов.При этом ценностно-мотивационный компонент подготовки студентов обеспечиваетсяосвоением профессиональных и базовых ценностей отечественного образования в условиях ценностной среды вуза(факультета).

Исходя из поставленной задачи,  проектирование содержания учебной программы по Педагогике предполагает ориентацию, с одной стороны, на общественно-государственный заказ в сфере воспитания детей, с другой стороны, на требования ФГОС общего образования.

В результате анализа содержанияучебной программы Педагогика были определены ключевые темы разделов дисциплины, предоставляющие возможности  подготовки студентов бакалавриатак реализации задач духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Раздел 1.Введение в педагогическую науку и деятельность. Требования  к  личностипедагога.Профессиональные ценности педагога. Профессиональная компетентность педагога. Общая и профессиональная культура педагога.Типология профессиональных позиций педагога. Характер и стиль  педагогической деятельности. Педагогическое общение. Образование как ценность. Философские основания педагогики. Общечеловеческие ценности.

Раздел 2.История и теория образования.Содержание образования. Личностно ориентированное образование. Сотрудничество в обучении. Сущность воспитания. Гуманистическое воспитание. Детская, подростковая и юношеская субкультура. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения и толерантности. Гражданское воспитание.

Раздел 3.Практика современного  образовательного процесса. Педагогическое взаимодействие в условиях поликультурного, полиэтнического общества. Проектирование социального партнерства в образовательном процессе. Педагогическое целеполагание.  Внеурочная деятельность в современной школе. Личностно-ориентированные технологии. Педагогическое сопровождение и поддержка.

Содержательная подготовка студентов предполагает обязательное изучение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, а также анализ лучших проектов и программ в области духовно-нравственного воспитания региона и страны.

Для достиженияпреемственности ценностно-мотивационного и содержательного компонентовучебной программы педагогу необходимо обратить внимание на ценностное расширение содержания дисциплины  через создание ситуаций: познания самого себя; осознания профессиональной миссии; ценностного диалога; обучения верному жизненному выбору; формирования оптимистического мировосприятия; активного погружения в ценностную среду факультета (вуза); удовлетворения потребностей в признании, успехе, самореализации, общении, понимании.

В качестве критериев и показателей качества  деятельности педагога
по трансляции содержания образования дисциплины Педагогика как компонента подготовки студентов  к духовно-нравственному воспитанию могут быть использованы:

  • критерий субъектности (понимание и трансляция сущности и содержания духовно-нравственного воспитания обучающихся, умение связывать содержание дисциплины с личностными ценностями студентов, использование содержания дисциплины как стимула для творческой деятельности студентов);
  • критерий открытости (представление содержания дисциплины как «открытия», использование учебных материалов для развития критического мышления, проблемностьпредлагаемого содержания);
  • критерий дополнительности (включение «обыденного» в понимание категориально-понятийного аппарата теории духовно-нравственного воспитания, использование различных подходов к трансляции теории и практики духовно-нравственного воспитания школьников, экспертные основания оценки результативности духовно-нравственного воспитания).

Интеграция содержательной и деятельностной составляющих подготовки студентов осуществляется через  применение в процессе освоения дисциплины гуманитарных икомпетентностно-ориентированных образовательных технологий.

Деятельностный компонент подготовки студентов включает  выполнение практико-ориентированных заданий,учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ, программу инструктивно-методического лагеря «Я- классный руководитель», пространство учебной и производственной практики, систему воспитательной работы в вузе.  Именно воспитательная работа во всем многообразии ее направлений и форм сейчас становится мощнейшим ресурсом подготовки будущих педагогов в области духовно-нравственного воспитания.

Определяющим условием профессионального становления студентов становятся  интерактивные формы профессионального воспитания. Так, за последние годы в Омском государственном педагогическом университете импульс к развитию получили волонтерские отряды,проекты («Профессиональная преемственность», «Технология добра», «Театральный проект», «ОмГПУ - территория инициативной молодежи», «Знаю, где работать»),студенческие клубы («Пресс-центр», «Альянс», «Мой выбор»),исследовательская и поисковая работа студентов в фондах музея ОмГПУ,фестивалинациональных культур, студенческие конкурсы и  др.

Как показывает практика, одной из наиболее результативных форм профессионального воспитания студентов является конкурс творческих работ«Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее». Особая роль конкурса творческих работ студентов в сфере духовно-нравственного воспитания школьников обеспечивается содержательно-организационным единством всех компонентов подготовки студентов к обозначенной деятельности.

Опыт проведенияконкурса«Духовно-нравственное воспитание: взгляд в будущее» в течение 2013-15  годов позволяет констатировать следующие  результаты.

1.Проявление ценностного отношения и устойчивости профессионального  интереса к проблеме духовно-нравственного воспитания, которые  подтверждаются:

-увеличением числа участников (в конкурсах приняло участие 106 студентов);

-расширением возрастных границ (интерес к конкурсу проявляют студенты всех курсов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры);

-активностью студентов в подготовке, презентации работ и обсуждении итогов конкурса;

-разнообразием  предлагаемых направлений деятельности (патриотическое, художественное, экологическое, познавательное, исследовательское, проектное и др.);

-обогащением организационных  формдуховно-нравственного воспитания адекватных особенностям современных детей  (кейс,буктрейлер, игровая акция,программа волонтерского движения, программа киноклуба,социальный и культурно-просветительский проекты, исследовательская работа,  видеоролик, квести др.). Преобладание в конкурсе  этих форм свидетельствует о стремлении конкурсантов учитывать интересы и потребности современных детей. Следует особенно отметить   внимание будущих педагогов  к проблемам внутреннего мира современного ребенкав работах «Дети - наше будущее»,  «Проблема взросления современных детей» и др.

2. Содержаниеконкурсных работ студентов демонстрирует умение  использовать достижения современной педагогической науки и практикидля решения задачдуховно-нравственного воспитания, стремление соотносить личностные и профессиональные ценности с вызовами времени и современнойсоциокультурной ситуацией.Важно, что  студенты в формате конкурса получают возможность не только обозначить социально значимую проблему, но и проявить потенциальную готовность к  ее решению.

3.Продуктивность лучших творческих работ студентов характеризуется установкой на обязательную реализацию разработанныхпроектов и программ в образовательном процессе школы и учреждений дополнительного образования детей,стремлением применить современные технологии воспитания духовно-нравственной культуры детей и молодежи.

4.Безусловным достоинством ряда конкурсных работ является их исследовательский характер.Студенты проводят проблемный анализ практики воспитания,осуществляютпроектирование целей, содержания, этапов и технологий профессиональной деятельности, определяют диагностический инструментарий и оценивают  результативность воспитательного процесса.

5. Лучшие конкурсные работы отличаются  использованием ресурса  предметной и методической подготовки студентов с учетом специфики ценностной среды факультетов, профессиональных интересов и компетенций: «С чего начинается Родина?»,  «Как преодолеть в себе «маленького человека?», «Омск - на пути к 300-летию», «Буктрейлер как форма активизации чтения современных подростков», «Ключ: выпусти на волю зверя» и др.

6.Будущие педагоги в представлении конкурсных работ демонстрируют владение информационными технологиями  и максимальное использование возможностейсовременной компьютерной техники и информационных ресурсов, акцентируя при этом внимание на   нравственно-этическом аспекте взаимоотношений людей в современном информационном пространстве.

Результаты конкурсной деятельности, на наш взгляд, позволяют констатировать, чтовключение  студентов в многообразные формы воспитательной работы создает оптимальные условия для профессиональной подготовки.

Теоретический анализ проблемы и образовательная практика свидетельствуют о сложности и многоаспектности профессиональной подготовки студентов в области духовно-нравственного воспитания. Результативность этой подготовки достигается единством ценностно-мотивационного, содержательного и деятельностного компонентов профессиональной подготовки студентов к решению проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Рецензенты:

Чекалева Н.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г.Омск;

Чуркина Н.И., д.п.н., доцент,профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО«Омский государственный педагогический университет», г.Омск.


Библиографическая ссылка

Петрухина О.А., Феттер И.В. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19983 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674