Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ФГОС ВПО – 3 В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА

Воротова М.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»
В данной статье представлены исследования по актуальным вопросам профессионально-прикладной физической культуры студентов аграрного профиля. Одним из таких вопросов является изучение требований государственного образовательного стандарта для студентов-бакалавров высших учебных заведений и выявление значения в ФГОС ВПО-3 общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке выпускников вуза. Мы изучили вопрос профессионально-прикладной физической культуры студентов аграрного профиля, а также требования к выпускникам в ФГОС ВПО-3, прежде всего общекультурных и профессиональных компетенций по различным направлениям подготовки. С этой целью проведен педагогический эксперимент с бакалаврами по направлению «Агрономия» и «Лесное дело», предложена методика занятий профессионально-прикладной физической подготовкой, получены положительные результаты, сделаны выводы.
выводы
результаты
физическая культура бакалавров сельскохозяйственного вуза
общекультурные и профессиональные компетенции
профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
1. Воротова М.С. Влияние занятий профессионально-прикладной физической культуры на формирование готовности специалиста аграрного профиля // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2014. – № 4. — С. 36–42.
2. Воротова М.С. Методика занятий профессионально-прикладной физической подготовки агрономов: сб. ст. Всерос. науч-практ. конф. Ижевск, 2007. – С. 116–119.
3. Раевский Р.Т. ППФП студентов высших учебных заведений: уч-мет. пособие / Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский. – Одесса: Наука и техника, 2010. – С. 33.
4. ФГОС ВПО по направлению 110400 «Агрономия». – Мин.обр. и науки РФ, 22.12.2009 г. – 24 с.
5. ФГОС ВПО по направлению 25100 «Лесное дело». — Мин.обр. и науки РФ, 02.08.2010 г. – 35 с.
В последние годы актуальной проблемой в вузе являются переход на многоуровневую систему образования и адаптация многих дисциплин (в том числе физической культуры) к требованиям ФГОС ВПО-3. После введения нового ФГОС ВПО-3 в программе многих учебных дисциплин произошли значительные изменения. Так, в области физической культуры были сокращены учебные часы до 400 ч, из них на практические занятия предполагается 360 ч, остальные часы - на теоретическое обучение, число которых увеличилось до 40 по сравнению с прежним ФГОС [4, 5]. Также согласно Федеральному государственному образовательному стандарту  высшего профессионального образования (ФГОС ВПО-3) по различным направлениям подготовки в результате освоения образовательной программы к выпускникам предъявляются определенные требования. Так, выпускники вуза должны овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями (ОК и ПК). Компетенции - это требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата.

Детально изучив ФГОС ВПО-3 по основным специальностям вуза аграрного профиля, мы выявили обязательную общекультурную компетенцию, которая требует от будущего специалиста «владения средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [4, 5]. На наш взгляд, данная компетенция заставляет нас (преподавателей физической культуры) задуматься над вопросом - какими средствами и методами физической культуры в вузе воспользоваться, чтобы добиться выполнения требований ФГОС ВПО-3 и подготовить высококлассных выпускников вуза? С этой целью мы провели эксперимент среди студентов-бакалавров 3-го курса обучения по направлениям «Агрономия» и «Лесное дело». Исследования проходили в 2 этапа:  теоретическое изучение требований ФГОС ВПО-3 и эмпирическое исследование с помощью анкетирования и педагогического эксперимента.

На первом этапе исследования нами были теоретически изучены требования ФГОС ВПО-3 основных направлений подготовки в ИжГСХА: «Агрономия», «Лесное дело», «Агроинженерия», «Зоотехния», «Менеджмент», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Электроэнергетика и электротехника». Для данных направлений физическая культура имеет коды формирующих общекультурных компетенций для направлений: «Агроинженерия» - ОК-15, «Зоотехния» - ОК-16, «Менеджмент» - ОК-22, «Технология производства и переработки сельхозяйственной продукции» - ОК-16, «Электроэнергетика и электротехника» - ОК-16. Бакалавр по направлению подготовки 110400 «Агрономия» и 250100 «Лесное дело» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: производственно-технологическая, организационно-управленческая; научно-исследовательская [4] и проектная (только для направления «Лесное дело») [5]. После анализа ФГОС ВПО-3 интересующих нас направлений мы выбрали компетенции бакалавров-агрономов и бакалавров-лесников в области физической культуры и сделали вывод, что с помощью профессионально-прикладной физической подготовки бакалавры этих двух направлений могут выполнить  требования - находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4, ОК-11). Данная общекультурная компетенция может решаться с помощью поиска по спортивной карте контрольных пунктов на занятиях спортивным ориентированием по методике профессионально-прикладной физической подготовки [2].

В ФГОС ВПО-3 включает также такие профессиональные компетенции направления «Агрономия», как:

1) способность организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда в разных экономических и хозяйственных условиях (ПК-19, ПК-26);

2) готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знать принципы и методы организации и управления малыми коллективами; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных производственных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ПК-22, ПК-28).

Компетенции ПК-19, ПК-26, ПК-22, ПК-28 могут реализовываться на занятиях физической культурой с помощью специальной методики [2]: распределения ролей в спортивных и подвижных играх (нападающий - защитник, догоняет - убегает и т.д.); организации и проведения инструкторской практики; распределения ролей в поиске контрольных пунктов по спортивной карте на местности.

В профессии инженера лесного хозяйства необходимо выполнять определенные действия в полевых условиях, что требует от выпускника умения ориентироваться на местности с помощью зрительного анализатора, карты, компаса и иных приборов. Эти требования прописаны также в ФГОС ВПО -3. Для направления подготовки «Лесное дело» выделяются такие профессиональные компетенции, как:

1) умение в полевых условиях выполнять с использованием геодезических приборов измерения, описание границ и привязку на местности объектов лесного и лесопаркового хозяйства на местности (ПК-11);

3) умение в полевых условиях использовать методы наблюдения, описание, идентификации, классификации объектов лесных и урбоэкосистем различного иерархического уровня (ПК-12);

3) умение в полевых условиях выполнять измерение деревьев и кустарников с использованием лесотаксационных приборов, определять и оценивать количественные и качественные характеристики лесов (ПК-14).

На втором этапе исследования с помощью анкетирования среди ППС и студентов аграрного и лесохозяйственного профиля мы составили требования к профессиональной подготовке и методику занятий физической культурой.

Нами была разработана и введена методика занятий профессионально-прикладной физической подготовкой со студентами экспериментальной группы (ЭГ) агрономического и лесохозяйственного факультета 3-го курса. Студенты контрольной группы (КГ) занимались по специализации «лыжные гонки и общая физическая подготовка». На занятиях со студентами ЭГ мы использовали такие средства физической культуры с профессиональной направленностью, как оздоровительное и спортивное ориентирование, туризм, спортивные и подвижные игры, комплексы упражнений по аэробике, бег и ориентирование на лыжах, легкоатлетические виды (бег, прыжки, метания), инструкторская практика. Инструкторская практика включала проведение студентами подготовительной части занятия, общеразвивающих упражнений на своей группе. Все вышеперечисленные средства физической культуры являются эффективными в вопросе формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

В результате эксперимент показал значительное улучшение физической, психофизической подготовленности и состояния здоровья [1]. С целью определения мотивации к занятиям физической культурой и ППФП после эксперимента нами было проведено анкетирование студентов ЭГ и КГ. Результаты показали, что 90,4% студентов ЭГ испытывали интерес к занятиям физической культурой, тогда как в КГ этот показатель равен 80%. Студенты ЭГ (52%) получили прикладные знания на занятиях физической культурой, а в КГ  - лишь 21,4%. Испытуемые ЭГ (77,2%) получили достаточный уровень психофизической подготовки на занятиях физической культурой, тогда как в КГ - лишь 53,3%. По результатам опроса можно сделать вывод, что мотивация к занятиям физической культурой, уровень прикладных знаний и психофизической подготовки у студентов ЭГ 3-го курса в сравнении с КГ значительно выше.

Эффективность ППФП в подготовке высококвалифицированных выпускников вуза в разные годы объективно подтверждали в своих исследованиях многие авторы, в том числе на примерах подготовки работников сельского хозяйства - В.И. Ильинич (Россия), В.П. Краснов (Украина), В.С. Титов (Украина), Г.В. Руденко (Россия) [3].

Таким образом, наше исследование подтвердило, что  использование методики занятий ППФП на занятиях физической культурой со студентами сельскохозяйственного вуза способствует формированию ОК и ПК и выполнению требований ФГОС ВПО-3. Рекомендуется подбирать средства и методы ППФП, учитывая направление подготовки и требования ФГОС ВПО-3, в частности общекультурных и профессиональных компетенций. Кроме того, ценностным показателем нашего исследования можно считать повышение мотивации к занятиям физической культурой и профессионально-прикладной физической подготовкой, которое мы выявили с помощью анкетирования, и осознание студентами-бакалаврами значения физической подготовки для будущей трудовой деятельности.

Рецензенты:

Гибадуллин И.Г., д.п.н., профессор, директор института ФК и С им. Тихонова ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова», г. Ижевск;

Любимова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры плодоводства и овощеводства ФГБОУ ВПО «Ижевская ГСХА», г. Ижевск.


Библиографическая ссылка

Воротова М.С. РОЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ФГОС ВПО – 3 В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20018 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674