Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Кашина С.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
В статье дано определение профессионально-педагогической культуры, выделены ее профессиональный, педагогический, ценностный компоненты и их содержание. Дано обоснование включения в совокупность педагогических условий реализации адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения рабочих по безопасности труда: во-первых, формирование у обучающих рабочих строительных профессий по безопасности труда профессионально-педагогической культуры, которая в процессе внутрифирменного обучения активизирует адаптационные ресурсы и компетентность обучающих и обеспечивает удовлетворенность профессионально-педагогической деятельностью; во-вторых, образование у рабочих сознательного и ответственного отношения к безопасности труда на рабочих местах, которое обусловлено диалектической взаимосвязью знаний и деятельности, объединенных одним предметом в рамках конкретной профессии, а также активизацией индивидуально-типологических особенностей личности работника как типа адаптационных ресурсов; в-третьих, системная целостность традиционных и инновационных форм и методов внутрифирменного обучения по безопасности труда. Установлены виды и эффективность традиционных и инновационных форм и метод внутрифирменного обучения по безопасности труда.
адаптационные ресурсы внутрифирменного обучения
педагогические условия
профессионально-педагогическая культура
сознательное и ответственное отношение к безопасности труда
индивидуально-типологические особенности личности
компетенция по безопасности труда рабочих
компетентность обучающих
системная целостность форм и методов внутрифирменного обучения
инновационные образовательные программы по безопасности труда
1. Кашина С.Г. Типы и функции адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: www.science-education.ru/120-15332 (дата обращения: 1.06.2015).
2. Кашина С.Г. Принципы реализации адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. № 4. С. 425–432.
3. Кашина С.Г., Шарафутдинов Д.К. Модель реализации адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: www.science-education.ru/120-16322 (дата обращения: 18.12.2014).
4. Кашина С.Г. Сущность и содержание внутрифирменного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: www.science-education.ru/119-14854 (дата обращения: 1.06.2015).
5. Кашина С.Г. Социально-психологические основы повышения эффективности внутрифирменного обучения по охране труда в строительстве // В сборнике: Категория «социального» в современной педагогике и психологии. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием. В 2 ч. Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2015. С. 331–337.
6. Лунев А.Н., Пугачёва Н.Б., Терентьева И.В., Юсупова Э.А. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-11498 (дата обращения: 04.06.2015).
7. Лунев А.Н., Пугачёва Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. 2013. № 4. С. 11–16.
8. Писарь О.В., Пугачёва Н.Б., Ребрик Э.Ю. Формирование личной безопасности студентов технического вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 3. С. 103–108.
9. Пугачёва Н.Б. Закономерности и условия формирования кластеров // Актуальные проблемы экономики и права. – 2007. — № 4. – С. 16–25.
10. Пугачёва Н.Б., Писарь О.В., Ребрик Э.Ю. Формирование мировоззренческих основ безопасности жизнедеятельности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 1. С. 56–63.
11. Сафин Р.С., Корчагин Е.А., Сучков В.Н., Кашина С.Г. Внутрифирменное обучение в условиях взаимодействия вуза с производством как фактор развития профессиональных компетенций студентов (на примере строительной отрасли экономики) // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. № 4. С. 448–457.
В совокупность педагогических условий реализации адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда [1-3] мы включили: формирование у обучающих профессионально-педагогической культуры; образование у рабочих сознательного и ответственного отношения к безопасности труда на рабочих местах; системную целостность традиционных и инновационных форм и методов внутрифирменного обучения по безопасности труда.

Результаты исследования. Включение в совокупность педагогических условий формирования у обучающих профессионально-педагогической культуры обусловлено их профессионально-должностными статусами. В качестве обучающих в процессе внутрифирменного обучения могут выступать: инженеры по безопасности технологических процессов и производств или охране труда; специалисты федеральных, региональных органов исполнительной власти в сфере охраны труда, государственного надзора и контроля; работники учреждений профессионального образования, осуществляющие преподавание дисциплины «Охрана труда»; высококвалифицированные рабочие, мастера. При этом не все обучающие владеют педагогическими знаниями, технологиями и методиками. Поэтому формирование у обучающих профессионально-педагогической культуры и выступает одним из педагогических условий.

По нашему мнению, профессионально-педагогическая культура - это интегративное качество личности, представляющее собой единство профессиональных знаний и компетенций, знаний педагогических принципов и подходов к организации педагогической деятельности и умений проектирования и реализации концептуальных моделей решения социально-педагогических проблем, а также ценностного отношения к себе и обучающимся. В структуре профессионально-педагогической культуры обучающих рабочих строительных профессий по безопасности труда в процессе внутрифирменного обучения можно выделить следующие компоненты:

1) профессиональный, включающий предметные знания и умения, знание нормативно-правовых и технологических основ безопасности труда, владение механизмами обеспечения безопасности труда (совершенствование производственно-технологических процессов, модернизация оборудования, комплексная механизация и автоматизация строительного производства, повышение уровня технологичности конструкций, расширение применения сталей повышенной и высокой прочности, устранение и ограничение источников опасностей, оптимизация средств индивидуальной и коллективной защиты и др.) [8-11];

2) педагогический, охватывающий знания принципов и подходов к организации производственного обучения, сущности и содержания внутрифирменного обучения, типов и видов адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения, умения проектирования и реализации инновационных образовательных программ на базе предприятий и концептуальных моделей производственного обучения по безопасности труда с учетом современного состояния строительного производства, владение методиками производственного обучения [4, 6];

3) ценностный, содержащий ценностное отношение к себе как профессионалу и личности, характеризующееся заботой о физическом и профессиональном благополучии, стремлением к признанию, самосовершенствованию и самоутверждению, ответственностью за себя и свои поступки и иное, и ценностное отношение к обучающимся, проявляющееся в ответственности за уровень их обучения по безопасности труда, позитивном отношении к сотрудничеству в процессе освоения средств индивидуальной и коллективной защиты, стремлении передать рабочим свои знания и опыт по безопасности труда и сформировать у них сознательное и ответственное отношение к безопасности труда на рабочих местах.

Установлено, что профессионально-педагогическая культура обучающих в процессе внутрифирменного обучения обеспечивает:

  1. активизацию нормативно-правовых и научно-методических адаптационных ресурсов и компетентность обучающих в процессе производственного обучения, которые заключаются в отборе и структурировании учебного материла (таких как использование современных достижений строительного производства в рамках обучения по безопасности труда; разработку учебно-методического обеспечения с учетом профессиональных знаний и компетенций; применение социально-юридического подхода к рассмотрению несчастных случаев на производстве);
  2. организацию педагогической деятельности (отбор традиционных и инновационных форм и методов внутрифирменного обучения по безопасности труда; выбор методов оценивания текущих и итоговых результатов обучения); проектирование и реализацию концептуальных моделей решения социально-педагогических проблем (это постановка и решение социально-педагогических задач; формирование у рабочих устойчивой мотивационно-активной направленности на обучение по безопасности труда; определение основных показателей оценки результатов обучения);

3) удовлетворенность профессионально-педагогической деятельностью и развитие субъект-субъектных отношений с обучающимися с целью формирования и развития у них осознанного приобретения знаний по безопасности труда и их применения в производственной деятельности на рабочем месте.

Включение в совокупность педагогических условий образование у рабочих сознательного и ответственного отношения к безопасности труда на рабочих местах обусловлено не только реализацией требований Трудового кодекса Российской Федерации, но и диалектической взаимосвязью знаний и деятельности, объединенных одним предметом в рамках конкретной профессии, а также активизацией индивидуально-типологических особенностей личности работника как типа адаптационных ресурсов.

Мы полагаем, что именно в ходе предметной деятельности человек выступает во всей целостности своего существа. Вследствие этого предметную деятельность можно охарактеризовать совокупностью признаков. Прежде всего это творческий, созидательный характер предметной деятельности, в процессе которой человек формирует условия своего бытия и развития, стремится к усвоению предметных знаний. Столь же фундаментальным признаком предметной деятельности можно назвать сознательность, разумность человека, основанную на предметных знаниях и выражающуюся в построении им идеальных моделей, мысленных проектов, ситуаций, которые и предваряют собой практическое действие, а значит, становятся силой, определяющей его бытие [5, 7]. Одним из признаков предметной деятельности мы считаем и ее универсальность, т. е. несводимость к каким-либо односторонним и заранее заданным программам; умение человека осваивать новые способы и виды деятельности, которые несут в себе информацию о различной степени проявления его личностных качеств - от минимальной до максимально возможной. Таким образом, предметная деятельность диалектически взаимосвязана с предметными знаниями и обеспечивает включение человека в систему общественных отношений и развитие его личностных качеств. Известно, что предметность профессиональной деятельности обусловлена особенностями производственного труда. Именно на предмет профессиональной деятельности направлено внимание, познание работника. Если усвоение предметных знаний рассматривать как конкретную предметную деятельность конкретного работника в определенных условиях жизни, то предметные знания можно определить как императив повышения профессионализма работника, а индивидуально-типологические особенности его личности - как тип адаптационных ресурсов.

Установлено, что образование у рабочих сознательного и ответственного отношения к безопасности труда на рабочих местах формирует профессионально-образовательные потребности в повышении качества профессиональной подготовки в сфере безопасности труда, что в свою очередь и обеспечивает эффективность их внутрифирменного обучения по безопасности труда. Выяснено, что в структуре сознательного и ответственного отношения рабочих к безопасности труда на рабочих местах можно выделить следующие составляющие:

1) знаниевую, включающую знание инструкций по безопасности труда, средств индивидуальной и коллективной защиты и требований к ним, обязанностей по безопасности труда на рабочих местах, нормативно-правовых требований по безопасности труда, цели и алгоритма проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, понимание требований безопасности труда;

2) деятельностную, объединяющую умения и навыки идентификации опасностей и оценки рисков, реализации организационно-технических и санитарно-гигиенических и других мероприятий, обеспечивающих безопасность труда, заполнения карты рабочего места по условиям труда, составления протокола по травмобезопасности;

3) ценностную, связывающую ценностное отношение к безопасности труда как общественному благу, признание охраны жизни и здоровья человека глобальной ценностью, осознание ответственности за нарушение требований безопасности труда.

Следующее педагогическое условие реализации адаптационных ресурсов внутрифирменного обучения рабочих строительных профессий по безопасности труда - системная целостность традиционных и инновационных форм и методов внутрифирменного обучения по безопасности труда.

К традиционным формам внутрифирменного обучения по безопасности труда можно отнести лекционно-практические занятия, обучение на существующих рабочих местах, выездные занятия. Лекционно-практические занятия (лекции, лабораторно-практические занятия) предусматривают фронтально-групповое усвоение учебного материала, при котором обучающиеся одновременно его изучают и выполняют однотипные учебно-производственные задания. Например, нами разработаны лекции и комплект учебно-производственных заданий по обеспечению защиты от вибрации машин, оборудования, рабочих мест, сооружений и методикам расчета виброзащиты. В рамках лекционных занятий обучающиеся изучают такие вопросы, как: классификация вибраций, воздействующих на человека; характеристика основных параметров вибрации; воздействие вибрации на организм человека; нормирование вибрации; методы снижения воздействия вибрации; средства индивидуальной защиты от вибрации; инженерные решения по защите от вибрации. Учебно-производственные задания предусматривают создание проектов по защите от вибрации.

Обучение на существующих рабочих местах предусматривает инструктаж: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Выездные занятия предусматривают изучение передового опыта и направлены на развитие знаний обучающихся, распространение передовых безопасных методов и приемов работы, прогрессивной практики организации безопасности труда. Опыт работы показывает, что выездные занятия могут быть на тематические выставки и предприятия. Выездное занятие - это не экскурсия. Качественным отличием этой формы внутрифирменного обучения является непосредственный контакт обучающихся с рабочими, специалистами, руководителями предприятий, консультантами выставки, представителями предприятия-экспонента. Выяснено, что алгоритм организации выездного занятия зависит от его темы, дидактической цели, контингента обучающихся.

К традиционным методам внутрифирменного обучения по безопасности труда можно отнести общедидактические методы учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные методы, методы самостоятельной работы), контроля и стимулирования (устные и письменные опросы, деловые игры), а также отраслевые инструктивно-консультационные методы, включающие инструктажи, консультации, разбор ситуаций.

К инновационным формам внутрифирменного обучения по безопасности труда можно отнести дистанционные занятия, осуществляемые на базе виртуально-образовательных адаптационных ресурсов: сетевых, программных средств, интернет-ресурсов в области безопасности труда.

Выяснено, что для эффективности дистанционных занятий как формы внутрифирменного обучения по безопасности труда на сайте предприятия необходимо и достаточно разместить следующие учебно-методические материалы: аннотированный перечень модулей, содержащих учебные и справочные материалы; модули учебных и справочных материалов; форум, чат-комнату для общения с обучающим; график выполнения заданий; личные веб-страницы обучающихся. Инновационные методы внутрифирменного обучения по безопасности труда включают мультимедийные и тренинго-тестирующие методы, обусловленные отраслевыми особенностями. Например, большой популярностью пользуются мультимедийные методы, позволяющие моделировать производственные операции, способы ведения отдельных видов работ, производственные ситуации, а также прогнозировать возможные риски и опасности вследствие нарушений требований безопасности. Тренинго-тестирующие методы включают устные и письменные опросы, компьютерное тестирование, деловые игры, «мозговой штурм», а также занятия на вариативных тренажерах.

Обобщая изложенное, отметим, что системная целостность традиционных и инновационных форм и методов внутрифирменного обучения по безопасности труда способствует развитию у обучающих профессионально-педагогической культуры и активизации обмена знаниями, опытом по безопасности труда с обучающимися; активизации учебной деятельности рабочих в процессе производственного обучения и образованию у них сознательного и ответственного отношения к безопасности труда на рабочих местах; внедрению CALS-технологий в процессы внутрифирменного обучения по безопасности труда и управления безопасностью труда на предприятии.

Рецензенты:

Пугачёва Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Кашина С.Г. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20041 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674