Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В СЛОЖНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Горденко Д.В. 1 Горденко Н.В. 2 Шапошников Е.В. 1 Горбачев А.В. 1 Павлюк Д.Н. 3
1 ФБГОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет
2 ФБГОУ ВПО Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники, филиал
3 НОУ ВПО Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт
На современном этапе развития образования становится актуальным инновационный подход к организации учебной деятельности обучаемых, который предполагает активное использование интерактивных методов обучения. Одной из эффективных интерактивных форм обучения может являться тренинг в комплексе с организацией тематической викторины, целью которого является приобретение компетентности межличностного общения и профессионального поведения в коллективе. В статье предложены методика занятия в сложной форме проведения и порядок оценивания приобретенных умений, знаний, различных компетенций. Методика занятий в сложной форме проведения может быть построена на подготовке обучающихся в роли помощника руководителя занятия (руководителя части занятия) и проведения занятия (части занятия) в форме тренинга. Для проведения занятий в сложной форме обучения предлагается использовать комплексное занятие с использованием следующих методов активного обучения: тренинг и игровой метод в форме тематической викторины.
компетентностный подход
компетенция
тренинг
1. Горденко Н.В. Формирование академических компетенций на современном этапе развития российского образования. Монография. – Ставрополь: ООО «Издательско-информационный центр «Фабула», 2012. – 160 с.
2. Кравченко Т.И., Барсукова А.Д., Горденко Н.В., Скиба В.А. Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. – Ставрополь: Изд-во СФМГУПИ, 2006. – 74 с.
3. Горденко Н.В., Тищенко Ю.В. Логическое познание и групповые формы учебной работы как способ интенсификации обучения // Успехи современного естествознания № 3, 2008. С. 78–79.
4. Горденко Н.В. Современные научные подходы к организации образовательного процесса // Современные наукоемкие технологии № 4, 2007. С. 86–87.
5. Шапошников Е.В., Горденко Д.В., Гальвас А.В. Оценивание образовательных достижений субъекта образовательной сферы (обучаемого) в условиях современного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №3; URL: http://www.science-education.ru/123-19525.
Современное профессиональное образование в рамках компетентностного подхода ориентируется не только на приобретение обучаемыми определенных знаний и умений, но и на способность их применять (развитие его личности).

Компетентностный подход в профессиональном образовании в основном ориентирует преподавателей на практическую направленность изучения дисциплин, профессиональных модулей. Реализация задачи формирования компетенций зависит от соблюдения ряда принципов, требований, правил (принципы активности, самостоятельности, организации обучения в контексте профессиональной деятельности, средства традиционных и инновационных технологий, принцип междисциплинарного подхода).

Успешность формирования компетенций зависит не только от дидактического, учебно-методического, психологического обеспечения образовательного процесса, но и от учебно-воспитательной работы преподавателя.

С целью повышения интереса к глубокому изучению общепрофессиональных, профильных дисциплин, профессиональных модулей, творческого развития личности, привития элементов исследовательской культуры и иного учебно-воспитательная работа преподавателя должна носить профессионально-направленный характер.

Повышением мотивации обучаемых к формированию компетенций является ориентация на моделирование ситуации достижения успеха. Участие обучаемых в научно-информационной деятельности, в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах, учебные достижения, вторичная занятость являются важнейшими средствами достижения успеха, формирования профессионального достоинства личности, усвоения корпоративных норм поведения в профессиональной сфере деятельности. С этой целью преподавателям наряду с традиционными формами обучения необходимо применять активные и интерактивные формы обучения, повышая мотивацию обучаемых к овладению образовательными и другими компетенциями, а также их способность к эффективной профессиональной деятельности.

Использование интерактивных методов обучения позволяет обучаемым становиться полноправными участниками процесса восприятия. Преподаватель не только дает готовые знания, но и побуждает обучаемых к самостоятельному поиску информации. По сравнению с традиционными формами ведения занятий в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, которые начинают выполнять функцию помощника в работе, одного из источников информации, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы.

Одним из видов интерактивного обучения как одного из эффективных и сложных форм проведения занятий, целью которого является развитие компетентности межличностного общения и профессионального поведения в коллективе, является проведение комплексных занятий, которые позволяют в рамках одного занятия формировать несколько видов компетенций, повышая интерес к профессиональной деятельности и помогая формировать всестороннее развитие личности.

Для проведения занятий в сложной форме обучения предлагается использовать комплексное занятие с использованием следующих методов активного обучения: тренинг и игровой метод в форме тематической викторины.

Для качественной организации занятия в сложной форме обучения предлагаем его построить на подготовке обучающих в роли помощника руководителя занятия (руководителя части занятия) и проведения занятия в форме тренинга в комплексе с организацией тематической викторины, что позволит резко менять роль преподавателя, она перестает быть центральной. Педагог лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией.

Назначая из числа обучаемых помощника руководителя занятия (помощник преподавателя) (ПРЗ), мы не только внедряем игровой метод, но и развиваем профессиональные качества и организаторские способности, профессиональную этику общения обучающихся. Используя данную методику, преподаватель развивает у обучаемых, действующих в роли определенного должностного лица (помощника руководителя занятия), умение правильно и быстро реагировать на обстановку, принимать решения, оформлять различные формы документов (план проведения учебного занятия).

Использование в обучении тренинга направлено на достижение следующих целей: образовательных (обобщение и закрепление знаний, полученных в ходе изучения дисциплины, проверка и контроль знаний пройденного материала); воспитательных (выработка способности к психологической совместимости в коллективе, толерантности, творческому контакту с членами коллектива, привитие интереса к выбранной специальности); развивающих (развитие навыков быстрого нахождения правильного решения (ответа), развитие умений и навыков анализировать, объяснять, обобщать, делать самостоятельные выводы, развитие творческой мыслительной деятельности).

Организация учебной работы должна сопровождаться правильной и четкой системой контроля за успеваемостью (оценка уровня сформированности компетенций) обучаемых. Контроль знаний и умений является важной задачей, так как он обеспечивает обратную связь от обучающегося к преподавателю, позволяет по его результатам скорректировать ход ведения образовательного процесса, и в конечном итоге - управлять процессом подготовки специалистов. Контроль знаний, умений и уровня сформированности компетенций должен проводиться не только со стороны преподавателя, а должен быть дополнен самоконтролем и самооценкой обучающихся.

Для развития у обучаемых логики, смекалки и привития навыков сознательного усвоения материала весьма важно проверить их знания, создавая обстановку (ситуацию), по ходу которой обучаемые могли бы самостоятельно принимать решения, выполнять практические действия с подробным обоснованием их в последующем, что как нельзя лучше позволяет осуществить тематическая викторина.

Тематическая викторина является одной из нетрадиционных форм обучения, и ее можно провести в конце занятия, в середине занятия или как внеаудиторное мероприятие. В последнем случае ее можно провести как внутри группы, так и с привлечением обучающихся из нескольких групп.

Особенности занятия-викторины заключаются в том, что эта форма работы является игровой формой контроля знаний и умений, пробуждает и активизирует интерес к изучаемым дисциплинам, развивает творческую мыслительную деятельность, обеспечивает активность, учит сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезы, способствует выработке способности к психологической совместимости в группе (команде), толерантности, творческому контакту с членами команды, способствует работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и др.

Используемые в обучении сложные формы проведения занятий позволяют формировать различные виды компетенций, в том числе включающие в себя организаторские способности (способность самостоятельно проводить занятия), а также позволяют оценить не только знания и умения, но и умения овладевать различными видами компетенций.

Как пример нетрадиционной формы обучения приведем методику проведения занятия в сложной форме, построенного на основе тренинга с тематической викториной по дисциплине: «Теория электрических цепей», лабораторная работа: «Резонанс напряжения и тока в цепях синусоидального тока», время проведения - 4 ч.

1. Подготовка к занятию в качестве помощника руководителя занятия (за 2-3 дня до начала занятия) для проведения занятия, назначенного из числа обучаемых, включает в себя: постановку задачи преподавателем, изучение учебно-методического материала, разработку задачи, отработку вопросов с преподавателем, написание плана-конспекта (преподаватель, за 3 дня).

2. Заслушивание помощника руководителя занятия (за 1 день до начала занятия): знание материала; знание ситуации; порядок проведения.

Контроль подготовки: проверка плана-конспекта; утверждение плана-конспекта; соблюдение указаний.

3. Проведение занятия. В ходе проведения занятия в вводной части для постановки задачи на исследования назначается помощник руководителя занятия из числа обучаемых.

Помощник руководителя занятия ставит задачу группе, разбивает группу на подгруппы (расчеты) исходя из рабочих мест, назначает старших расчетов, лиц, которые будут собирать схему(ы) исследования, контролировать действия по сборке схемы. О готовности расчетов к отработке вопросов докладывает старший расчета. Дается команда «К отработке учебного вопроса "Резонанс напряжений в цепи синусоидального тока" приступить».

Помощник руководителя занятия зачитывает задание на исследования и методику отработки учебного вопроса.

Собрать схему исследования. В работе исследуется цепь, состоящая из источника синусоидального напряжения и активного сопротивления последовательно включенных индуктивности и емкости. При заданном значении амплитуды напряжения изменяют частоту, одновременно измеряя ток в цепи и напряжение: общее, на активном сопротивлении, на индуктивности и на емкости. По полученным данным определяются резонансная частота и ток. Сохраняются и анализируются осциллограммы и векторные диаграммы тока и всех напряжений. Строится амплитудно-частотная характеристика тока цепи.

По окончании отработки вопроса занятия докладывает старший расчета. Помощник руководителя занятия выборочно проводит опрос по сделанным выводам при исследовании «Резонанса напряжений в цепи синусоидального тока». Подводятся итоги по отработке первого учебного вопроса. Руководитель занятия (преподаватель) отвечает на возникшие вопросы, в процессе отработки учебного вопроса вместе с помощником помогает обучающимся.

Проведение викторины. Группа делится на 3-4 расчета. Каждый расчет задает по 2-3 вопроса каждому расчету по теме лабораторной работы в форме викторины. За правильные ответы начисляются баллы (правильный ответ - 1 балл (неполный ответ - 0,5 балла)). Если нет правильного ответа на вопрос, то отвечает обучаемый из расчета, задававшего вопрос (по выбору расчета, который не ответил на вопрос). Подводятся итоги викторины.

По готовности расчетов к отработке последующих вопросов занятия помощник руководителя дает команду «К отработке вопроса занятия "Резонанс токов в цепи синусоидального тока" приступить».

О готовности расчетов к отработке вопросов докладывает старший расчета. После проверки рабочих мест дается команда «Приступить».

Помощник руководителя занятия зачитывает задание на исследования и методику отработки учебного вопроса «Резонанс токов в цепи синусоидального тока».

Собрать схему исследования. В работе исследуется цепь, состоящая из источника синусоидального напряжения и параллельно включенных активного сопротивления, индуктивности и емкости. При заданном значении амплитуды напряжения изменяют частоту, одновременно измеряя напряжение на элементах цепи и ток: общий и отдельно по ветвям индуктивности и емкости. По полученным данным определяются резонансная частота и напряжение. Сохраняются и анализируются осциллограммы и векторные диаграммы всех токов и напряжений. Строится амплитудно-частотная характеристика цепи.

Помощник руководителя занятия выборочно проводит опрос по сделанным выводам при исследовании «Резонанса токов в цепи синусоидального тока».

Руководитель занятия (преподаватель) отвечает на возникшие вопросы, в процессе отработки учебного вопроса вместе с помощником помогает обучающим.

Помощник руководителя занятия напоминает об отчетности за занятия (отчет по лабораторной работе должен включать графики и расчеты в соответствии с требованиями раздела лабораторной работы).

4. Подведение итогов занятия. Оценивается работа обучающих, ПРЗ с выставлением оценок в журнал учета занятий. Напоминаются тема, цели занятия и степень их достижения, учебные вопросы. Подводятся итоги занятия. Дается задание на самостоятельную работу.

Помощник руководителя занятия оценивается по следующим критериям.

Высокий - план проведения занятий отработан вовремя, в полном объеме в соответствии с предъявляемыми требованиями; подготовка учебных мест позволяет полностью и качественно выполнить целевую установку в соответствии с замыслом занятия; глубокие знания материала занятия, системное и доступное его изложение; всеохватывающее, требовательное и настойчивое руководство практическими действиями обучаемых; умение объективно оценить знания и умения обучаемых.

Средний - план проведения занятий отработан вовремя, в полном объеме с незначительными недостатками; учебные места подготовлены не полностью, но позволяют выполнить целевую установку в соответствии с замыслом занятия; достаточно глубокие знания материала занятия и доступное его изложение; недостаточно устойчивый контакт со всеми обучаемыми, достаточно требовательное руководство практическими действиями обучаемых; незначительные затруднения в объективном оценивании знаний и умений обучаемых.

Ниже среднего - план проведения занятий отработан с незначительными установленными временными ограничениями, в неполном объеме с допустимыми недостатками; учебные места подготовлены не полностью, позволяют частично выполнить целевую установку в соответствии с замыслом занятия; знания материала занятия достаточны для его изложения обучаемым; фрагментальный контакт с обучаемыми, руководство практическими действиями обучаемых позволяют контролировать их действия; испытывает затруднения в объективном оценивании знаний и умений обучаемых.

Низкий - план проведения занятий отработан с нарушением установленных временных ограничений, в неполном объеме с существенными недостатками; учебные места не подготовлены, не позволяют выполнить целевую установку в соответствии с замыслом занятия; знания материала занятия недостаточны для его изложения обучаемым; контакт с обучаемыми отсутствует, руководство практическими действиями обучаемых не позволяет контролировать их действия; не способен объективно оценивать знания и умения обучаемых.

На примере данного занятия показана методика проведения исследований по теме занятия, где при изучении учебных вопросов мы формируем у обучаемых одну профессиональную компетенцию и две общие компетенции (способность работать в коллективе, команде и способность брать ответственность на себя), а также оцениваем результат практического выполнения лабораторной работы в соответствии с методическими рекомендациями.

В ходе проведения викторины мы оцениваем уровень теоретической подготовки обучаемых, проводим психологическую разгрузку, активизируем работу и др.

Таким образом, используя данную методику проведения занятий, мы формируем не только знания и умения в рамках темы занятия, активизируем деятельность обучаемых к освоению знаний, умений, навыков, но и повышаем мотивацию к профессиональной деятельности. Также данная методика дает возможность преподавателю в рамках данного занятия оценить не только профессиональные, профессионально-специализированные, но и общекультурные компетенции (ораторское искусство, управленческие способности, методические навыки и др.).

Рецензенты:

Шуваев А.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры информационных систем ФБГОУ ВПО «СтГАУ», г. Ставрополь;

Байдаков А.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента ФБГОУ ВПО «СтГАУ», г. Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Горденко Д.В., Горденко Н.В., Шапошников Е.В., Горбачев А.В., Павлюк Д.Н. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В СЛОЖНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20054 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674