Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Антипова Е.А. 1 Ефремов О.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Исследование посвящено профессиональной ориентации студентов. Предметом исследования является отношение обучающихся высшей школы к ключевым понятиям в выбранной профессиональной области. В ходе работы анализировались профессиональные компетенции студентов, выявленные с помощью тестового комплекса и опроса. Полученные данные показывают, что студенты признают профессиональное обучение необходимым, в то же время считают, что для выбранной ими профессиональной деятельности достаточно природных задатков, не связанных с обучением. Так же в результате опроса выявлено, что в отношении к профессионально важным понятиям у обучающихся существует некоторое смешение рациональных и иррациональных представлений, которое в целом может свидетельствовать о недостаточном уровне сформированности профессионального самосознания. Обучение в высшем учебном заведении не влияет на уменьшение роли стереотипов, существующих в обществе по поводу профессионального направления.
профессиональное самосознание
ценностные ориентиры
возможность трудоустройства
трудоустройство по специальности
управлять
организовывать
1. Елдышева О. А. Профессиональное самосознание как психическая составляющая профессионального становления / О. А. Елдышева // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 7. – С. 101-102.
2. Коробейникова О. В. России все меньше выпускников работают по профилю /
3. Коробейникова О.В. // Режим доступа. – URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2010/02/100216_moscow_colleges_employment.shtml дата обращения 10.10.2014
4. Николаев Н. А. Студент в современном вуз: что влияет на успеваемость? / Н. А. Николаев. // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 8. – С. 20-24.
5. Романов В. А. Ценностные ориентации студентов как аспект представления о профессиональной культуре личности / В. А. Романов // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2012. – Выпуск № 1-2. – С. 344-351.
6. Скляренко И. С. Педагогическое обеспечение формирования профессиональных ценностных установок / И. С. Скляренко // Психодиагностика в правоохранительных органах. – 2011. – № 4(47). – С.3-7.

Предмет изучения данной статьи представляет собой отношение обучающихся высшей школы к ключевым понятиям в выбранной профессиональной области. Эта тема тесно связана с проблемами менеджмента качества в образовании, которые в последнее время получают более пристальное внимание исследователей: одни авторы рассматривают проблему подготовки обучающихся, другие – работу педагогов, третьи - систему образования в целом.

Актуальность исследования указанных проблем обусловлена тем, что в условиях происходящих изменений в общественном и индивидуальном сознании происходит трансформация самой системы общих социальных ориентиров, в том числе и связанных с профессиональным самосознанием. Появляется понимание того, что в современном российском образовании прослеживается социальная неопределенность ценностных представлений об «идеальном образе профессии». Происходит смещение ценностных ориентиров личности с профессиональных аспектов на финансовые и бытовые. [4]

Данное исследование проводилось в рамках реализации внутривузовского гранта «Мониторинг системы менеджмента качества образования на примере социально-психологической диагностики студентов факультета управления ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», в ходе которого был проведен опрос обучающихся выпускных курсов по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Управление персоналом». В ходе анкетирования, в случайном порядке, было опрошено 46 % от общего числа, в том числе 27,9% составили юноши и 72,1% – девушки.

Согласно последним исследованиям, только четверть выпускников российских вузов работают по полученной специальности и приблизительно такое же количество работает по смежной специальности. При этом, из года в год уменьшается число выпускников, желающих работать по полученной ими специальности. [2]

Как показало анкетирование, связать свое будущее с выбранной профессией планируют 68 % опрошенных, не определились 29 %, а 15% не связывают свое будущее с выбранной профессией.

Также следует отметить то, что опрошенные свои шансы трудоустройства в рамках выбранной специальности оценивают ниже по сравнению с возможностью трудоустройства вообще. В ходе опроса, анкетируемые должны были оценить возможности трудоустройства по 10-балльной шкале. Обучающиеся 4 курса оценили возможность трудоустройства по выбранной профессии в 5,6 баллов, возможность трудоустройства независимо от выбранной профессии в 6,5 баллов. Приблизительно такие же показатели продемонстрировали обучающиеся 5 курса – 5,0 баллов против 6,9.

Если рассматривать степень уверенности в возможностях будущего трудоустройства, относительно более оптимистично чувствуют себя обучающиеся по специальности «Управление персоналом». Возможность трудоустроиться по специальности они оценили в 5,5 баллов, в то же время возможность трудоустроиться вообще, независимо от полученной специальности – в 7,5 баллов. Обучающиеся по специальности «Государственное и муниципальное управление» оценили возможность трудоустроиться по специальности в 5,5 баллов, возможность трудоустроиться вообще – в 6,7 баллов.

Как показали результаты исследования, молодежь, получающая образование в области управления, на старших курсах теряет оптимизм и уверенность не только в том, что сможет трудоустроиться по выбранной специальности, а также трудоустроиться вообще. Данное явление, с нашей точки зрения, имеет как объективные, так и субъективные причины.

Во – первых, число выпускников высшей школы значительно превышает потребности рынка труда.

Во – вторых, очень часто при выборе будущей профессии абитуриент руководствуется «модой на получение той или иной профессии», а не взвешенной позицией.

Авторы исследований, посвященных развитию системы высшего профессионального образования, отмечают то, что правильный выбор будущей специальности уже на начальных курсах обучения приводит к повышению качества профессиональной подготовки студентов, как специалистов. И напротив, разочарование в выбранной профессии, может привести к подготовке потенциально слабого специалиста. [3]

В ходе анкетирования, проведенного с учетом специфики получаемого образования, обучающимся был предложен вопрос: «Как вы считаете, умению управлять и организовывать необходим талант, предрасположенность, данные от природы (что-то не связанное с учебой)?». Утвердительно на поставленный вопрос ответили 76 % респондентов. Исходя из чего, можно сделать вывод, что большая часть обучающихся уверенна в том, что для успешной карьеры, в первую очередь, необходимо иметь врожденные данные.

В то же время на вопрос «Умению управлять и организовывать можно научиться?» утвердительно ответили 78 % опрошенных. С нашей точки зрения, некоторый дисбаланс в восприятии обусловлен возрастными особенностями обучающихся. Сегодняшний выпускник завершает обучение в 22-23 года, то есть еще переживает период личностного становления и не всегда уверен в своих суждениях, так как еще в недостаточной степени сформировано его профессиональное самосознание.

Мы не можем не согласиться с мнением исследователей, считающих, что в профессиональном самосознании содержится понимание тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств. Профессиональное самосознание включает в себя характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности, отношение к профессии, к коллегам, клиентам, руководителям, а также к объекту, предмету средствам и условиям труда. [1]

Так как целью данного исследования являлось изучение отношения обучающихся к ключевым понятиям в выбранной профессиональной области, в ходе опроса изучалось отношение к понятиям «управлять» и «организовывать». Были предложены связанные с данными понятиями ассоциации: руководить, быть лидером, контролировать, направлять, налаживать отношения, создавать, исправлять/менять.

Как показало анкетирование, представление об управлении у обучающихся прежде всего ассоциируется с руководством, что отметило 54 % опрошенных. 35% опрошенных отметили, что понятие управлять для них связано с определением направления деятельности, 29% – с контролем. Так же 29% опрошенных считают, что управлять значит быть лидером. Для 7% опрошенных управление - это налаживание отношений, для 3% – создание (рис.1).

Рис.1. Диаграмма ассоциаций на понятие «Управлять - это…»

Представление об умении организовывать у студентов прежде всего ассоциируется с понятием создавать, именно так ответили 52% опрошенных. Для 40% обучающихся организовывать означает направлять, для 32% – контролировать, для 22% – быть лидером. 7% считают, что организовывать значит исправлять/менять и налаживать отношения, 3% – руководить (рис. 2).

Рис.2. Диаграмма ассоциаций на понятие «Организовывать – это…»

Результаты проведенного опроса показали, что большинство участников анкетирования связывают свое будущее с выбранным профессиональным направлением. Однако, возможность трудоустройства по выбранной профессии оценивают невысоко и считают, что выше шансы трудоустроится не по специальности.

В связи с вышеизложенным, для студентов встает вопрос целесообразности обучения. Точнее, выбор профессии или направления обучения перестает иметь определяющее значение, что связанно с возможностями будущего трудоустройства. Очевидно, выбор направления обучения молодежь совершает, не ориентируясь на рынок труда.

В частности, подобный подход наблюдается в результатах опроса на предмет отношения к понятиям «управлять» и «организовывать». Здесь мнение анкетируемых противоречиво. С одной стороны, они признают, что профессиональное обучение необходимо. Но в то же время считают, что для профессиональной деятельности достаточно природных задатков, не связанных с обучением. При этом возникает проблема заинтересованности в профессиональном обучении, то есть в получении необходимых знаний и навыков, а также мотивированности к обучению.

Как показали результаты анкетирования, понимание терминов «управлять» и «организовывать» у обучающаяся молодежи связанно с понятиями «руководить»» и «создавать». Ассоциация «создавать», судя по всему, имеет отношение к пониманию роли природных задатков, некоторой креативностью, предрасположенностью к профессиональной деятельности. По остальным критериям представления испытуемых значительно не отличаются, сливаются в нечто общее. Результаты исследования демонстрируют, что в отношении к профессионально важным понятиям у студентов существует некоторое смешение рациональных и иррациональных представлений, что свидетельствует о недостаточном уровне формирования профессионального самосознания.

Данное заключение дает основание утверждать, что в современной системе высшего профессионального образования, переживающего непростой период реформирования, существует ряд системных проблем, решение которых позволит достигнуть ключевой задачи обучения - формирование профессиональных ценностных установок обучающихся, что является критерием эффективности образовательного процесса в целом. Современная наука выделяет три уровня оценки, в соответствии с характером их проявления, в процессе профессионального обучения и профессиональной деятельности: низкий (пассивный), средний (фрагментарный), высокий (устойчивый). [5]

В дальнейшем в развитие данной темы нас интересует изменение и развитие личностных качеств студентов в рамках получения профессионального образования, прежде всего, готовности к профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Лежнина Л. В., д.псх.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар Ола,

Иванов В. Н., д.п.н., профессор, министр образования и молодежной политики Чувашской Республики, г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Антипова Е.А., Ефремов О.Ю. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20085 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674