Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

E-LEARNING КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Арзуманян Н.Г. 1 Добровольская Т.В. 1 Кочережко Л.В. 1 Чуватаева М.К. 1
1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет Минздрава России»
В статье приводятся результаты исследования эффективности использования e-learning в обучении. В процессе изучения были затронуты несколько аспектов применения e-learning – социальный, психолого-педагогический, философский. На основе опроса студентов первого года обучения было установлено, что в социальном плане у студентов слабо выражено понимание возможностей электронного обучения для решения задач профессиональной социализации. В психолого-педагогическом отношении эффективность e-learning неоднозначна. С одной стороны, коммуникативная активность студентов в соцсетях способствует развитию образно-эмоционального мышления. С другой стороны, действенность электронного обучения в развитии понятийно-логического и предметно-чувственного мышления выражена незначительно. С формированием предметно-чувственного мышления связана также и философская сторона вопроса. Есть опасение, что чрезмерно активное внедрение e-learning в образовательный процесс способствует постепенному замещению и вытеснению непосредственной предметной деятельности. Это в свою очередь грозит потерей чувства реальности своего собственного существования и существования всего открывающегося человеку мира.
деятельность
образование
педагогика
ИК-технологии
e-learning
1. Балкизов З.З. Обзор технологий e-Learning для медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2011. – № 1. – С. 24–28.
2. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. – М.: 1969. – С. 73–144.
3. Добровольская Т.В. Образование в условиях информационного общества // Омский научный вестник. – 2014. — № 2 (126). – С. 45–48.
4. Калмыков А.В. Профессиональная социализация в e-Learning // Высшее образование в России. – 2011. – № 10. – С. 99–104.
5. Рубин Ю. Б. Е-Learning: от экстремального обучения к упорядоченной системе // Высшее образование в России. – 2007. – № 11. – С. 34–38.
6. Суровикина С.А., Арзуманян Н.Г. Использование информационных технологий на занятиях по физике в процессе формирования обобщенных экспериментальных умений студентов (на примере медицинского вуза) // Интеграция образования. – 2012. – № 1. – С. 19–24.
7. Липич Е.Д. Становление виртуального тела и его значение в образовательном пространстве // Философия образования. – 2013. – № 5 (50). – С.72–79.

Ключевой вопрос, стоящий в центре внимания современной педагогической общественности, - это качество обучения, в том числе с применением е-learning. Считается, что технологии е-learning являются наиболее перспективной формой обучения, способствующей развитию профессиональных качеств будущего специалиста, повышающих его конкурентоспособность на современном рынке труда. В связи с этим современное профессиональное образование уже невозможно представить без одной из важнейших составляющих - информационной компетентности, нацеленной на формирование информационной культуры личности.

Термин «e-learning» имеет в настоящее время различные толкования. Чаще e-learning интерпретируется либо как совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, применяемых в обучении [6], либо как пакеты прикладных программ, с помощью которых можно проводить обучение через Internet. Однако в тени остается понимание e-learning в качестве феномена педагогического процесса. С этих позиций «сумма технологий», являющаяся инструментальной базой e-learning, приобретает уже иной статус. Она в данном случае представляет собой специфические организационные и методические элементы педагогического процесса, осуществляемые благодаря hi tech. В связи с этим ключевыми проблемами, требующими своего разрешения, являются вопросы целесообразности и эффективности применения e-learning для решения педагогических задач. Что привносит укоренение e-learning в педагогический процесс?

Очевидно, что решение обозначенной проблемы требует всестороннего исследования, касающегося множества аспектов: философского, социального, организационного, дидактического, психолого-педагогического. Пренебрежение любым из них не позволит адекватно осуществить оценку, анализ и эффективное применение инструментов и технологий e-learning в современной дидактике.

В рамках поставленной проблемы нами было проведено небольшое исследование среди студентов, затрагивающее сразу несколько аспектов использования e-learning - социальный, психолого-педагогический и философский. Исследование проводилось на базе Омского государственного медицинского университета, в нем приняло участие 78 студентов первого курса. Для того чтобы оценить отношение студентов к электронному обучению, нами была разработана анкета, включающая несколько вопросов. Ответы на первый вопрос позволили выявить приоритеты студентов по отношению к различным видам деятельности, которую можно реализовать с помощью глобальной сети (табл. 1).

Таблица 1

Относительная частота приоритетов в использовании Интернет-ресурсов в повседневной деятельности

 

Приоритеты в использовании Интернет-ресурсов в повседневной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Чтение

0,12

0,15

0,22

0,14

0,10

0,10

0,06

0,01

0,01

Учеба и самообразование

0,29

0,35

0,14

0,06

0,04

0,05

0,01

0,01

0,12

Работа

0,03

0,06

0,10

0,12

0,08

0,13

0,06

0,17

0,06

Общение

0,40

0,19

0,17

0,09

0,05

0,00

0,01

0,05

0,04

Платежи

0,00

0,09

0,06

0,08

0,24

0,12

0,15

0,09

0,03

Развлечение

0,09

0,05

0,10

0,24

0,18

0,14

0,08

0,04

0,04

Разное

0,03

0,12

0,14

0,22

0,14

0,10

0,18

0,01

0,01

Создание и/или поддержка интернет-контента

0,04

0,01

0,03

0,03

0,09

0,09

0,05

0,22

0,14

В социальном аспекте привлекает внимание тот факт, что реже всего студенты обращаются к сети Интернет для работы. Конечно, это можно объяснить отдаленной перспективой будущей трудовой деятельности. Но мы считаем, что это является также и показателем слабого понимания со стороны студентов возможностей e-learning для накопления профессионального капитала, позволяющего решать задачи профессиональной социализации [4]. На наш взгляд, e-learning открывает более широкие возможности для адаптации к профессиональной среде. Оно уже на ранних ступенях обучения позволяет студенту глубже осмыслить, на какой социальный заказ ориентирована его будущая деятельность, каков ее рыночный статус; как нормируется эта деятельность средой, в которой она осуществляется; каковы основные ценности профсообщества, к которым он теперь себя относит. Наконец, с помощью средств e-learning можно более трезво оценить свои ожидания относительно самореализации и личностного роста и понять, что для этого нужно сделать.

Природа средств e-learning вполне определенным образом влияет на формирование и развитие психических структур человека, в том числе мышления (психолого-педагогический аспект). Из таблицы 1 видно, что большая часть студентов обращаются к глобальной сети для общения, чаще всего через социальные сети и приложения (vk.com, ok.ru, mail.ru, skype, Instagram, google.com, twitter, viber и др.). Это способствует развитию только образно-эмоционального мышления, в то время как понятийно-логическое и предметно-чувственное, на наш взгляд, задействовано незначительно (о последнем речь пойдет отдельно). В частности, чтение книг у студентов занимает не самую приоритетную позицию. На втором месте (но не первом!) - пользование глобальной сетью («Википедия», официальный сайт университета) для учебы и самообразования.

Психолого-педагогический аспект затрагивает также проблемы познавательной активности по овладению изучаемым материалом: потребностно-мотивационную сферу; знакомство с различными обучающими технологиями, позволяющими повысить уровень компетентности; осуществление активного самоконтроля за качеством усвоения знаний. В этой связи в следующем вопросе анкеты мы перечислили существующие электронные технологии [1] и предложили студентам указать, используют ли они их по собственной инициативе или по требованию преподавателя (табл. 2).

Талица 2

Относительная частота использования технологий электронного обучения

Примеры электронного обучения

Использует по личной инициативе

Использует по требованию преподавателя

Электронные учебники

0,62

0,13

Онлайн-книги

0,44

0,10

Пакеты организованных и взаимосвязанных учебных материалов

0,17

0,10

Презентации

0,56

0,15

Электронные справочники

0,36

0,08

Электронные библиотечные системы

0,27

0,09

Тестовые задания для самооценки

0,50

0,13

Интерактивные задания

0,14

0,12

Повторяющиеся практические упражнения на закрепление знаний и умений

0,36

0,12

Программы для обработки навыков вычислений, распознаванию изображений или использованию стандартных форм

0,19

0,10

Тренажеры

0,24

0,05

Компьютерное моделирование

0,12

0,10

Отработка навыков успешного прохождения через моделированные ситуации

0,18

0,10

Системы обучения на основе моделей мышления «хорошего студента»

0,09

0,04

Электронное портфолио

0,15

0,06

Видно, что потребность в образовательных ресурсах и самостоятельная мотивация у студентов довольно высоки. Чаще всего по личной инициативе студенты используют электронные учебники, справочники, онлайн-книги и презентации. Примечательно активное применение студентами тестовых заданий для самооценки и самоконтроля.

Обращает на себя внимание тот факт, что ряд электронных технологий (интерактивные задания, компьютерное моделирование, системы обучения на основе моделей мышления «хорошего студента») остались «незамеченными». Можно предположить, что студенты не выбрали эти технологии в связи с тем, что просто не понимают, о чем идет речь. Это свидетельствует о малой информированности и неготовности студентов использовать e-learning в полном объеме. На это же указывают ответы учащихся на заключительный вопрос анкеты, в котором мы попросили их высказать свое отношение к электронным технологиям в образовательном процессе. Около 14% опрошенных оставили вопрос без ответа. Примерно 37% студентов отнеслись к ним положительно. Остальные 49% респондентов высказали негативное отношение, обосновывая его следующими положениями: сложно вычленить достоверную информацию; информация трудна для восприятия; нет преподавателя, который объяснит то, что не понял; вредно для здоровья (в том числе для зрения); занимает много времени; e-learning не позволяет сформировать практические навыки.

Последнее суждение особенно примечательно, поскольку касается не только психолого-педагогического аспекта электронного обучения (развитие предметно-чувственного мышления), но и философского.

Формирование и активное внедрение образовательных ИК-технологий приводит к изменению структуры образовательных отношений в сторону  виртуализации и лавинообразного увеличения информационного поля обучаемого. Как к этому отнестись?

С одной стороны, здесь можно усмотреть определенные положительные моменты. В частности, это привносит прогресс в развитие академических компетенций, в формирование новых академических парадигм и новых средств общения. Использование e-learning как инструмента повышает мобильность и креативность учебных планов и программ, позволяет разрабатывать новые пути развития методик и форм обучения, обогатить традиционные формы учебы, реализовывать смешанные модели обучения. E-learning в этом смысле является своего рода преобразователем контента образования, открывая новые возможности для проектирования и конструирования разнообразных инструментов формирования профессиональных компетенций [5].

С другой стороны, e-learning как вид познавательной деятельности имеет немало внутренних противоречий. И в этом видится негативная сторона данных образовательных технологий. В чем же заключено противоречие?

Считается, что расширение информационного поля учащегося посредством Интернет-ресурсов позволит ему получать более богатую информацию о реальности, а значит, лучше понимать эту реальность. Весьма сомнительное утверждение, содержащее логическую ошибку, именуемую «предвосхищение основания».

Еще адептами деятельностного подхода было установлено, что глубокое понимание реальности возможно только в целеполагающей предметной деятельности, предполагающей чередование моментов опредмечивания, распредмечивания, нового опредмечивания и т.д. Только предметно реализуя себя, осуществляя цели, сообразные с логикой самого предметного мира, человек глубже «погружается» в этот мир, непрестанно им обогащается.

Для предметной деятельности характерно в первую очередь то, что она соотносится не просто с внешним миром, но с пространственным миром, т. е. «строится» на основе пространственных отношений. Даже на ранних ступенях развития, схватывая предмет и формируя образ предмета, человек обязательно исследует этот предмет в его отношениях, в первую очередь - в пространственных и временных. Заметим, что отношение между вещами - это не только то, что определяет предметную деятельность, но и еще специфицирует мышление как таковое (А.Н. Леонтьев).

Немалую роль здесь играет и человеческая телесность, являющаяся не просто оболочкой или организмом, но тем, на основе чего человек выстраивает свое отношение к миру. В свое время и философы, и психологи отмечали важную роль тела (в частности, систем проприоцепции, сигнализирующих о положении тела и органов тела в пространстве) в механизмах восприятия, в процессах сохранения и формирования чувственных образов реальности.

Сказанное находит свое отражение и в сфере образования. Именно на понимании роли телесности и предметной деятельности в формировании познавательной активности и мышления как такового основываются рекомендации педагогов-методистов практиковать активные методы обучения (ролевые игры, постановки, моделирование, лабораторные работы, работу с муляжами, фантомами и др.). Для медицинского образования это особенно актуально, поскольку его специфика заключается в том, что, помимо теоретических знаний, у студентов должны быть сформированы отточенные мануальные навыки. Только полное освоение базового набора мануальных навыков дает возможность специалисту уверенно чувствовать себя в клинике, осваивать новые технологии и материалы.

Однако чрезмерно активное внедрение в образовательный процесс ИК-технологий и его виртуализация приводят к постепенному замещению и вытеснению непосредственной деятельности с предметами. В свое время Г.С. Батищев предупреждал, что любая «непредметная» человеческая активность, мотивы и формы осуществления которой не имеют «предметного генеза», не впитывающая в себя содержание, внутренние тенденции и меры самой предметности, всегда остается внешней, неактуализированной деятельностью [2]. А без актуализации познавательная активность теряет всякий смысл. Схожую мысль мы находим и в древней китайской пословице: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Позволь мне сделать - и это станет моим навсегда».

Более того, отсутствие актуализации - первый шаг к отчуждению человека от действительности, грозящее потерей чувства реальности своего собственного существования и существования всего открывающегося человеку мира.

Чувственные впечатления (чувственная ткань сознания, по А.Н. Леонтьеву), возникающие в процессе предметной деятельности и посредством человеческой телесности, придают реальность формирующейся в сознании человека модели мира. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для человека как существующий не в сознании, а вне его. В таком контексте предметная деятельность становится фундаментальной и смыслообразующей для человека, в том числе и в процессе обучения. Функция чувственной ткани - устанавливать непосредственную связь сознания с реальностью - тотчас обнаруживает себя, как только возникает нарушение или извращение рецепции внешних воздействий. В частности, в условиях депривации происходят глубокие изменения, идущие в сторону потери чувства реальности.

Применение e-learning в некотором смысле схоже с ситуацией депривации, поскольку ИК-технологии, погружая человека в мир виртуальной реальности, продуцируют при этом «бестелесную телесность», лишенную привычной чувственности.

Виртуальное - это символическое пространство, в нем невозможно нахождение объектов, механически переносимых из «реального» мира. Погружаясь в виртуальную реальность, человек начинает буквально жить в мире образов, подобий, копий, симулякров. В связи с этим и тело приобретает образные, ментальные черты, по сути являющиеся перцептивным ничто. В результате виртуальный мир, будучи наполнен иной системой расстояний, продуцирует и новые топонимы, и новый вид телесности, который обретает очертания фантома [7]. При этом меняется не только телесность человека, но и чувство реальности. Для «реальной реальности» характерны субъект-объектные отношения. В виртуальной реальности все, окружающее человека, становится субъектом - им самим. Он, словно в мире зеркал, имеет возможность множить себя и обращаться к любой своей ипостаси. Образуется сложный символический мир субъект-субъектных отношений. В таком мире уже невозможна предметная деятельность в привычном для нас смысле. В результате из области актуального и антропологически насыщенного уходит то, что изначально связывало человека с его телом, - реальный мир, мир объектов. Понятие реального мира и действительности начинает размываться. Тем самым представление, что якобы применение e-learning, позволит учащимся получать более богатую информацию о реальности, а значит, лучше ее понимать, в действительности может обернуться ее утратой и, как следствие, дезориентацией самого обучаемого [3]. В этом и состоит внутренняя противоречивость e-learning.

Итак, e-learning является далеко не однозначным педагогическим феноменом и потому требует более глубокого осмысления «доли веса» между ним и традиционным каналом трансляции социокультурного опыта.

Рецензенты:

Максименко Л.А., д.ф.н., доцент, заведующий кафедрой философии, ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет», г. Омск.

Суровикина  С.А., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой физики и методики обучения физике, ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.

 

 


Библиографическая ссылка

Арзуманян Н.Г., Добровольская Т.В., Кочережко Л.В., Чуватаева М.К. E-LEARNING КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20090 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674