Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

Ольхина Е.А. 1 Гаврина Д.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (НГПУ);
В статье анализируются результаты научно-исследовательской работы, целью которой стало изучение представлений умственно отсталых детей об историческом времени и пространстве. Опираясь на методологический аппарат исследования, были определены и подобран диагностический инструментарий, составлена серия заданий и критерии оценки исторических временных и пространственных представлений учеников 7-9 - классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Анализ полученных данных позволил выявить характерные трудности формирования временных и пространственных представлений школьников на уроках истории России. Дана характеристика типичных ошибок при выполнении предложенных заданий. Доказана необходимость дальнейшего изучения проблемы исследования с целью оптимизации работы учителя в данном направлении.
пространственные и временные исторические представления.
умственно отсталые дети
1. Голикова Е.Т. Особенности понимания исторического материала учащимися старших классов вспомогательной школы. В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. / Под. ред. Г.И. Данилкина. Л., 1971. - С. 16–23.
2. Зорина О.Т. Использование сюжетной картины в процессе формирования исторических понятий в старших классах вспомогательной школы / О.Т. Зорина // Дефектология. – 1992. № 1.- С. 38–44.
3. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы. Методические рекомендации для вспомогательной школы / Сост. Б.П. Пузанов. - М., 1986.-152 с.
4. Капустин А.М. Исследование уровня сформированности историче¬ских понятий у учащихся 2—5 классов вспомогательной школы/ А.М. Капустин // Дефек¬тология. - 1989.- № 4.- С. 33—37.
5. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. - М, 2003. -208 с.
6. Смирнова Л.В. Инновационные подходы к обучению истории умственно отсталых школьников: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Смирнова Лариса Валентиновна.- М., 2000 .- 164 с.
Локализация представлений учащихся во времени и пространстве составляет основу исторических знаний, входит в их структуру и определяет логику изучения программного материала. Поэтому формирование адекватных и четких пространственно-временных представлений на уроках истории России в специальной (коррекционной) школе VIII вида, имеет важное обучающие и коррекционно-развивающее значение.

Вопросы восприятия и осмысления временных и пространственных представлений у умственно отсталых учащихся на уроках истории России традиционно вызывают интерес со стороны исследователей и практических работников образования. В научно-методической литературе отмечается, что усвоение этих абстрактных категорий протекает у умственно отсталых учащихся крайне сложно [2,4,5]. Установлено, что школьникам трудно понять отдаленность, длительность исторических событий, а также соотнести, локализовать их с конкретным местом их совершения. По мнению Л.В. Перовой [6], школьники с умственной отсталостью значительно приуменьшают реальные расстояния, затрудняются при ориентировке в географических направлениях и понимании расположения объектов относительно друг друга.

Проведенные исследования внесли существенный вклад в изучение исторических представлений умственно отсталых учащихся, но они нуждаются в дальнейшей детализации и расширении. Учитывая это обстоятельство, было проведено экспериментальное исследование исторических представлений о времени и пространстве учащихся 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Для достижения поставленной цели были использованы: метод изучения ученических работ, опросники и задания. Анализ временных представлений учащихся с умственной отсталостью осуществлялся в процессе выполнения следующих заданий:

ü     определить век и указать начало середину и конец века;

ü     написать значение римских цифр, которые используются для обозначения века;

ü     написать любые даты, которые бы относились к началу, середине и к концу века;

ü     расположить даты по порядку;

ü     отметить на ленте времени событие, век, дату;

ü     соединить дату и событие;

ü     восстановить хронологическую последовательность событий.

Таким образом, в основу диагностики качества сформированности временных представлений умственно отсталых учащихся были положены следующие критерии: умение определять век; умение пользоваться лентой времени; соединить дату и событие; умение восстанавливать хронологический порядок.

Анализ пространственных представлений учащихся на уроках истории России был проведен в ходе выполнения следующих заданий:

1. Показать на современной карте «Российская Федерация в конце XX – начале XXI века» территорию российского государства, столицу нашей Родины, крупные города.

2. Показать на исторических картах «Древнерусское государство Киевская Русь в IX- начале XII в.», «Политическая раздробленность Руси в XII – XIII в.», «Борьба Руси против внешних вторжений XIII в.» территорию российского государства, его столицу, крупные города.

3. Отметить на контурных картах «Русь в IX – начале XII в.», «Политическая раздробленность Руси в XII – первой половине XII в.», «Борьба Руси против внешних вторжений в XIII в.»   границу государства в различные исторические периоды.

4. Отметить географические объекты – города, моря, реки.

5. Рассказать по схеме о ходе события, о плане города.

Таким образом, в основу диагностики пространственных представлений умственно отсталых школьников были положены следующие критерии: умение работать с картой; умение работать с контурной картой; умение работать со схемой.

Анализ экспериментальных данных показал, что только 8% учащихся справились с заданием вычислить век, написать его римскими цифрами и указать начало, середину и конец века. 62,4% респондентов частично выполнили задание и смогли определить только век и написать его римскими цифрами. Не справились с заданием 29,6% школьников с умственной отсталостью.

С определением века тесно связано задание отметить даты на ленте времени. С этим заданием справились 7% участников эксперимента. 64,2% детей трудно запомнить способы вычисления дат (что если дата состоит из 4-х цифр, то прибавляется единица к первым двум цифрам даты, если из 3-х – то к первой одной, если дата кончается на два нуля, то единица не прибавляется). Трудность в абстрагировании, в неумении представить любое столетие в виде дат приводят к тому, что обучающимся сложно понять, например, что 2000 год – это последний год ХХ века, а не начало XXI века. В связи с этим возникают ошибки в определении века. 28,8% вообще не справились с этим заданием.

Задание расставить даты в хронологической последовательности без ошибок смогли выполнить 7% детей. У 78,5% учащихся трудности в восстановлении хронологии заключалась в том, чтобы расставить даты вместе с числами месяца по порядку. Для 14,5% детей даты несвязанные с жизненной ситуацией и оторванные от действительности не усваивались. Они концентрируют внимание на цифрах, не придавая им конкретного исторического значения.  

Задание соедини дату и событие не вызвало трудностей у 21,4% школьников. 22% детей совершили всего 1 ошибку при выполнении работы. 42,8% получили оценку удовлетворительно, 14,2% не смогли выполнить задание.  Таким образом, временные представления умственно отсталых учащихся сформированы на низком уровне. Они не представляют глубины исторического времени. Ученики мыслят конкретно, понятия «век», «эра», «эпоха» остаются для них абстрактными. Наибольшие трудности дети испытывают при определении века и при работе с лентой времени (рис.1).

Рис.1. Особенности временных исторических представлений умственно отсталых учащихся

Изучение пространственных исторических представлений показало, что только 14,2% учащихся имеют положительные оценки и справились со всеми предложенными заданиями. При работе с исторической картой дети с умственной отсталостью в 5,1% случаев испытывают трудности при определении границы нашей Родины, столицы и крупных городов. 66,2% выполнили задание с ошибками. 28,7% учеников не справились с заданием, так как не определили границ и расположения нашей страны.

В ходе работы с контурной картой всем обучающимся требовалась помощь учителя.  14,2% респондентов помощь приняли и справились с заданием. 64,2% испытывали такие трудности, как: неправильно отмечают границы государства, неточно подписывают географические объекты, затрудняются правильно обозначить торговый путь «Из варяг в греки».  Данное задание было одним из самых сложных для детей и значительно снижало их учебную мотивацию. Нежелание выполнять трудное задание усугублялось трудностями в развитии мелкой моторики, что препятствовало аккуратному выполнению задания и способствовало появлению многочисленных исправлений. Ребенку было тяжело закрашивать, обозначать, подписывать контурную карту и соотнести ее с атласом. 21,6% школьников не смогли выполнить задание даже при наличии обучающей помощи педагога. Недостатки в развитии связной устной речи, неумение обобщить абстрактный рисунок, сложности в овладении историческими терминами и понятиями определяют трудности при рассказе по схеме у 57,1% детей. 14,2% школьников не смогли справиться с заданием (рис.2).

Рис.2. Особенности пространственных исторических представлений умственно отсталых учащихся

               Подводя итоги можно констатировать, что представленные данные экспериментального исследования наглядно свидетельствуют о наличии низкого уровня сформированности пространственно-временных исторических представлений (средний бал 3,3). По итогам эксперимента 14,2% школьников с умственной отсталостью полностью справляются с предложенными заданиями. Они усваивают программный материал и систематически получают оценку отлично.  27% выполняют их с ошибками, но могут использовать помощь педагога и достичь желаемого результата. Значительные трудности на уроках истории России испытывают 39% школьников, которые при наличии систематической педагогической помощи не справляются с поставленными задачами. 19,8% учеников не могут локализовать исторические знания во времени и пространстве. 

Рецензенты:

Мухина Т.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.



Библиографическая ссылка

Ольхина Е.А., Гаврина Д.А. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20119 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674