Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛА-ВУЗ КАК ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ: ПОИСКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Захарова Т.В. 1 Качурина Т.В. 1 Зайцева Н.Ю. 1 Басалаева Н.В. 1 Казакова Т.В. 1 Осяк С.А. 1
1 Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Статья посвящена вопросам подготовки студентов в условиях современной школы. Рассматриваются разные виды организации деятельности студентов при взаимодействии педагогического института с образовательной школой города. Одним из них является ежегодная педагогическая практика студентов физико-математического факультета в школах города, в ходе которой студенты разрабатывают технологические карты уроков, осуществляют дидактический анализ содержания учебной дисциплины, разрабатывают и проводят внеклассные воспитательные мероприятия. Педагогическая практика является активным фактором становления личности будущего учителя, дает возможность проверить, в какой мере удачно был сделан выбор профессии, проверить степень глубины и прочности знаний, полученных в педагогическом институте за годы учебы. Другим направлением взаимодействия является создание на базе МБОУ «ООШ № 5» филиала кафедры высшей математики и информатики ЛПИ – филиала СФУ. В рамках работы филиала кафедры проводятся научно-практические семинары, консультирование учителей и учеников МБОУ «ООШ №5», занимающихся научно-исследовательской деятельностью. Следующим направлением взаимодействия является участие учителей МБОУ «СОШ №5» в учебном процессе ЛПИ – филиала СФУ. Взаимодействие школа-вуз способствует формированию у учащихся навыков научно-исследовательской деятельности, основ математической культуры; создаёт условия для реализации креативных идей студенческой молодёжи в условиях малого города.
предметная подготовка студентов.
повышение качества
взаимодействие
1. Захарова Т.В., Басалаева Н.В. Профессиональная компетентность будущего педагога как проблема современного образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве. Сб. науч. статей. V Международ. филолог. чтения им. проф. Р.Т. Гриб. – Красноярск: Сибир. федерал. ун-т, 2014. – Вып. 5. – С.158-161.
2. Захарова Т.В., Качурина Т.В. Реализация дистанционного обучения в средней школе // Materiály VIII mezinárodni vědecko – praktická conference «Vědecky pokrok na přelomu tysyachalety - 2012». Dil 16. Pedagogika: Praha. Publishing House «Education and Science». – 2012. – С.53-56
3. Методика и технология обучения математике. Лабораторный практимум: учеб. пособие для студентов матем. факультетов пед. университетов / под науч. ред. В.В. Орлова. – М.: Дрофа, 2007. – 320с.
4. Методичка и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – 2-е изд, испр. – М.: Дрофа, 2008. – 415 c.:ил.
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004. – 266 с.

На основе актуализации теоретических знаний и положительного отношения к профессии в системе профессиональной подготовки студентам важно овладеть умениями: планировать учебную работу учителя математики, проводить учёт и контроль знаний учащихся, осуществлять подборку упражнений для различных этапов урока, проводить практические и лабораторные работы, использовать разнообразные формы, методы, средства и приемы для руководства учебно-воспитательной деятельностью учащихся, анализировать и обобщать педагогический опыт. Современные требования к профессиональной подготовке педагогических кадров предполагают формирование у студентов новой культуры отношений и поведения, в которой ценностью является самостоятельность, активность, инициативность, соединенные с целями коллективной и личностной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое развитие общества и гражданского государства [1]. Это диктует необходимость интеграции профессионального образования ЛПИ - филиала СФУ в социокультурное и образовательное пространство МБОУ «ООШ №5» г. Лесосибирска. Интегрирование эффективно проводится  по нескольким направлениям.

Одним из них является ежегодная педагогическая практика студентов на базе МБОУ «ООШ №5», в ходе которой студенты разрабатывают свои собственные уроки и внеклассные воспитательные мероприятия, успешно реализуют программу подготовки учащихся к прохождению ОГЭ по математике, а также апробируют свои методические разработки. При этом учителя МБОУ «ООШ №5» являются методистами, оказывая высококвалифицированную помощь в подготовке и проведении занятий и внеклассных воспитательных мероприятий. Готовые разработки студентов размещены в научно-методической базе школы и успешно используются учителями в профессиональной деятельности. Педагогическая практика по теории и методике обучения математике обладает большими потенциальными возможностями для профессионального самоопределения студентов. Она призвана углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки.

В процессе педагогической практики студенты должны обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) [5]:

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).

в области педагогической деятельности:

- готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

- способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

- способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

- готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8);

в области научно-исследовательской деятельности:

- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

- способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

- способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

Другим направлением взаимодействия является создание на базе МБОУ «ООШ № 5» филиала кафедры высшей математики и информатики ЛПИ - филиала СФУ. В рамках работы филиала кафедры проводятся научно-практические семинары, консультирование учителей и учеников МБОУ «ООШ № 5», занимающихся научно-исследовательской деятельностью. Кроме того, преподаватели кафедры высшей математики и информатики выступают в качестве рецензентов рабочих программ и других разработок учителей и выпускных работ студентов; учителя школы участвуют в обсуждении и анализе открытых занятий преподавателей ЛПИ - филиала СФУ; в научных сборниках публикуются совместные статьи учителей и преподавателей; актуализируется и разрабатывается тематика курсовых и выпускных квалификационных работ студентов с учетом заказа школы; ведется профориентационная работа. При этом студенты активно участвуют в школьной декаде естественно-математических наук, в Дне науки, проводят выставки и лекции для школьников по теме «Прошлое и современное вычислительной техники», занимательные уроки по математике, физике и информатике.

Следующим направлением интеграции является участие учителей МБОУ «ООШ №5» в учебном процессе ЛПИ - филиала СФУ. Для студентов III курса физико-математического факультета проведены лекционные занятия по теме «Новые педагогические технологии», организованы занятия в рамках факультатива «Организация внеклассного мероприятия по математике», для студентов IV курса физико-математического факультета проведены открытые уроки математики по теме лабораторной работы «Посещение урока и его анализ». Для студентов V курса физико-математического и филологических факультетов ежегодно проводится лекционное занятие по теме «Особенности работы классного руководителя на современном этапе».

В ходе реализации направления интеграции «Математическая школа» использован опыт организации профильного отряда «Летняя математическая школа» в МБОУ «ООШ №5», который нашёл своё продолжение и на базе ЛПИ - филиала СФУ. В 2009-2014 годах в институте была организована зимняя физико-математическая школа (ФМШ) для учащихся 9-11 классов. В рамках работы зимней ФМШ студенты ЛПИ - филиала СФУ смогли попробовать свои силы в проведении занятий для школьников, приобрести опыт в преподавании математики, физики и информатики школьникам, проявляющим интерес к этим наукам. С 6 по 18 июня 2013 года впервые за много лет в ЛПИ - филиале СФУ прошла летняя физико-математическая школа. Летняя математическая школа (ЛМШ) - образовательная структура, предоставляющая дополнительное образование в области математики и информатики, реализующее работу по социализации подростков и являющееся экспериментальным полигоном для отработки новых технологий педагогической, социальной, методической работы. Цель работы школы - создание условий для освоения способов и методов решения математических заданий различной степени трудности с учётом возрастных особенностей учащихся, расширение математического багажа, получаемого учащимися в школе, ориентации в мире профессий, выбора ценности здорового образа жизни [3].

В ходе работы физико-математической школы решались задачи не только отдыха и восстановления детей, но и культурно-познавательные задачи, творчески-активизирующие и развивающие. Преподаватели и студенты пединститута ежедневно проводили для школьников города занимательные уроки по таким темам и разделам математики, которые не изучаются в школьном курсе: задачи на разрезание, фракталы, занимательная геометрия и физика и многое другое. После занятий школьников встречали вожатые-аниматоры. Обучение в такой школе готовит учащихся к будущей студенческой жизни; в частности, на лекциях они учились выбирать нужный материал для конспектирования, а на практических занятиях - правильно и грамотно его использовать. Несколько выпускников ЛПИ - филиала СФУ смогли апробировать свои выпускные исследования в ходе работы летней математической школы.

Направление интеграции «Научно-исследовательская деятельность» позволяет учителям и ученикам МБОУ «ООШ № 5» ежегодно участвовать в научно-практических конференциях, организуемых ЛПИ - филиалом СФУ («Методологические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей в ВУЗе», «Теоретические и прикладные аспекты преподавания в высшей педагогической и общеобразовательной школах», «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты»). Учащиеся школы успешно участвуют в открытых региональных олимпиадах по математике и информатике среди старшеклассников (9-11 классы) школ г. Лесосибирска, г. Енисейска, Енисейского, Казачинского и Пировского районов, которые проводит кафедра высшей математики и информатики ЛПИ - филиала СФУ. Целью проведения олимпиад является  выявление и развитие у учащихся образовательных учреждений, осваивающих образовательные программы основного (полного) общего образования, творческих способностей, логического мышления и интереса к научно-исследовательской деятельности, содействие им в профессиональной ориентации и продолжении образования, формирование у учащихся здорового духа конкуренции, умения находить оптимальные и верные решения в сложных условиях нестандартных задач [4].

Таким образом, взаимодействие школа-вуз способствует формированию у учащихся навыков научно-исследовательской деятельности, основ математической культуры, обеспечению ранней профессиональной ориентации учащихся, необходимой для сознательного выбора будущей специальности; развитию социальной активности у студентов, создаёт условия для реализации креативных идей студенческой молодёжи в условиях малого города.


Рецензенты:

Втюрин А.Н., д.ф.-м.н., профессор кафедры современного естествознания ЛПИ - филиала СФУ, доктор физико-математических наук, профессор, г. Лесосибирск;

Логинов Ю.Ю., д.ф.-м.н., профессор, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева», г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Захарова Т.В., Качурина Т.В., Зайцева Н.Ю., Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Осяк С.А. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛА-ВУЗ КАК ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ: ПОИСКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20149 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674