Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ КАДРОВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Ахметова И.А. 1 Шигапова Д.К. 2
1 К(П)ФУ Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт управления, экономики и финансов
2 Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Строительная отрасль России остается одним из ключевых катализаторов ее экономического роста. Поиск вариантов преодоления кадрового дефицита рабочих специальностей требует значительных изменений в системе профессиональной подготовки рабочих-строителей. В данном ракурсе значительный интерес представляет опыт зарубежных стран в области профессионального строительного образования. Большими полномочиями в ведущих зарубежных странах наделены специально образованные институты и структуры, которые имеют право на разработку квалификационных требований, аккредитации учебных заведений, установление горизонтов длительности стажировок, оценку компетенций. Практически значимой для российской практики в повышении профессионального образования рабочих строительных специальностей является возможность совмещения стажировок на строительной площадке с получением профессионального образования и дальнейшим присуждением профессиональных квалификаций. Для решения поставленной проблемы предлагается создание на территории России сети центров нового поколения - образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров в сфере строительства.
строительная отрасль
строительный рынок
профессионализм
профессионально-квалификационное развитие
профессиональное обучение
оценка компетенций
идентификационная карта
1. Архитектурное образование в США - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.akvobr.ru/ arhitekturnoe_o brazovanie_v_ssha.html (дата обращения: 2.02.15).
2. Ахметова И.А., Шигапова Д.К., Валиуллин М.А. Профессиональное обучение кадров: региональный аспект // Взаимодействие государственных и корпоративных учебных заведений как ресурс повышения качества профессионального образования - Материалы Международной научно- практической конференции. Казань, РИЦ, 2013.- С.233-235.
3. Высшее и профессиональное образование в Австралии - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://sydneyvisa.ru/obuchenie-v-avstralii/australian-qualifications/
4. Надреева Л.Л., Мельничнов В.В., Мингалеева А.Г. О синергии репрофессионализации и полипрофессиональной проектной подготовки в организации кадрового обеспечения инновационного комплекса //Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2013. Т. 69. № 2-2. С. 269-273.
5. Национальное объединение строителей. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.nostroy.ru.
6. Профессиональное образование в США - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.studyamerica.ru.
7. Профессиональное образование в России и за рубежом - [Электронный ресурс]. - Режим доступа Details http://www.skipkk.ru /index.php/novosti/11-novosti/75-professionalnoe-obrazovanie-v-rossii-i-za-rubezhom.
8. Профессиональное образование в Канаде - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:// www. moeobrazovanie.ru /professionalnoe _ obrazovanie_kanade.html.
9. Система среднего профессионального образования Англии // Материалы международного семинара - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.ica-amk.ru/enspo.
10. Система образования в Австралии - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://e-migration.ru/australia/sistema-obrazovaniya-v-avstralii.html.
11. Федеральная служба статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.gks.ru/bgd/regl /B12_04/IssWWW.exe/Stg/d07/01-00.htm (дата обращения: 18.10.14).
12. Федеральная служба статистики. Опережающие индикаторы по видам экономической деятельности (строительство) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/leading_indicators (дата обращения: 22.04.15).
Проблемы развития кадров, способных конкурировать в условиях процесса глобализации мировой экономики, вследствие ряда определенных причин, приобретают на современном этапе большую актуальность. В первую очередь, это изменившиеся условия на рынке труда, связанные как с уменьшением количества рабочих мест, так и с повышением требований к уровню профессионализма и компетенций работников. Во вторую очередь, работники с невысоким уровнем профессионализма и компетенций по объективным причинам отсеиваются, в силу усилившейся внутриорганизационной и внутриколлективной конкуренции наемных работников за рабочие места. И последнее, единственной гарантией социального благополучия, условием конкурентоспособности работника в этих изменившихся условиях рынка труда выступает профессиональное образование. 

Специалисты выделяют два направления в профессиональном развитии, составляющие фундамент сущности профессионализма:

  • профессионально-квалификационное развитие, самым тесным образом связанное с подготовкой (обучением), переподготовкой, повышением квалификации и самообразованием [2];
  • профессионально-должностное развитие, базирующееся на рациональной и эффективной расстановке рабочей силы, служебно-профессиональном продвижении, репрофессионализации, росте профессиональных компетенций и потенциала рабочих кадров [4]. 

Строительство является одним из ведущих народнохозяйственных комплексов страны, который в значительной мере определяет развитие большинства отраслей народного хозяйства. Значение строительной продукции велико еще и потому, что она должна удовлетворять потребности не только поколения, которое ее создает, но и последующих поколений; одновременно она во многом влияет на формирование среды, окружающей человека. Помимо этого, строительная продукция имеет весьма специфический характер, определяемый рядом свойств, к числу которых относятся: стабильность, материалоемкость, долговечность, длительность создания и высокая стоимость. Наличие перечисленных свойств вполне понятно, и не нуждается в толковании. Единственное, что требует некоторого объяснения, это понятие стабильности.

Стабильность проявляется в неподвижности объектов строительства, которые связаны с земельным участком, где они возведены, и могут быть использованы только на месте их создания. В то же время это влечет за собой потребность в движении предметов, средств труда и рабочей силы, т.е. некоторой мобильности. Мобильность же диктует определенные формы организации производства и труда, структуры подрядных организаций и системы управления ими. Если в промышленности есть стабильные рабочие места, то строителям приходится на каждом из объектов вновь организовывать их, причем не единожды. Да и на этих рабочих местах, в отличие от промышленности, необходимо трудиться в сложных условиях труда - условиях дискомфорта (воздействие атмосферных явлений, работа на высоте и т.д.).

Строительная отрасль России как базовая отрасль, остается одним из ключевых катализаторов экономического роста страны. Ее роль, как ожидается, еще более укрепится в ближайшие годы, так как правительство намерено инвестировать в модернизацию и расширение инфраструктуры страны.  Так, доля валовой добавленной стоимости продукции в сфере строительства, в общем объеме валового внутреннего продукта Российской Федерации в 2013 году составила 6,5% (в 2012г. - 6,7%).  [11]. 

После резкого спада объема строительных работ в 2009г. (на 13,2%) тенденция роста объемов в 2012г. и 2013г. восстановилась. Среднегодовой темп прироста строительных работ в 2012г. и 2013г. составил 5,1%, что заметно ниже среднегодового темпа прироста в 2009 - 2010гг. (15,5%) [11]. 

Среднегодовая численность работающих в строительстве         2011г. - 3,1 млн. человек и 2012 г. - 2,8 млн. человек в 2013г.  - 2,7 млн. человек [12]. Таким образом, темпы изменения численности занятых в строительстве за период (2011 - 2013гг.) в Российской Федерации имеют негативный характер, при незначительном увеличении доли валовой добавленной стоимости продукции строительства в общем объеме валового внутреннего продукта, что фактически формирует тенденцию сокращения объемов строительных работ.

В условиях сложных современных реалий, когда финансово-экономический кризис ударил по такому направлению, как инвестирование строительства, и строительная отрасль находится в переходном состоянии на новый уровень развития - систему саморегулирования, появляется спектр вопросов и проблем, требующих решения, одним из которых является дефицит кадров, прежде всего, квалифицированных рабочих-строителей.

Так, по результатам обследования Федеральной службой статистики, удельный вес респондентов, отметивших недостаток квалифицированных работников фактор ограничивающий деятельность строительной организации в период (2009 - 2010г.) - 17% составил (2012 - 2013г.) - 21%.[12].

 Таким образом, на российском строительном рынке в периоды 2009-2010 гг., 2012-2013гг., несмотря на имеющиеся современные технологии, оборудование и материалы, наблюдается одновременное сокращение среднегодового темпа прироста строительных работ и численности занятых и недостатка квалифицированных кадров.

Поиск вариантов преодоления кадрового дефицита требует значительных изменений в системе профессиональной подготовки рабочих-строителей, традиционно ориентированной на предпроизводственное обучение молодежи.

Основой динамичного и позитивного развития системы профессионального обучения является приспособление к расширяющимся потребностям в  обучении и переподготовке взрослых работников и создание  новых структур управления, стимулирующие профессиональное обучение, ориентированное на потребности рынка.   В этом плане значительный интерес представляет опыт зарубежных стран в области профессионального строительного образования, (поскольку усилившаяся конкуренция даст толчок модернизации производства и существенно повысится спрос на квалифицированных специалистов.)  Причем, положительным примером может служить практика, только таких зарубежных стран, современное развитие которых отличается устойчивостью и эффективностью. Так, например, в Великобритании государство осуществляет только надзорную функцию и устанавливает общие критерии функционирования системы подготовки кадров и разработки квалификационных требований.  

В сфере строительства существует основная специализированная профессиональная ассоциация, которая наделена правом как разработки квалификационных требований, так и правом аккредитации учебных заведений для обучения в соответствии с утвержденными требованиями. Квалификационные требования разделены на 8 уровней в зависимости от сложности и степени ответственности работ, которые будут выполняться после присвоения квалификации. Продолжительность обучения и стажировок непосредственно связаны с уровнем будущей присуждаемой квалификации.  Разделение по уровням квалификаций производится соответственно сложности строительных работ. Квалификационные требования по каждой профессии включают в себя набор различных учебных дисциплин. [9].

В США регулирование системы профессионального образования для рабочих строительной отрасли производится на уровне отдельных штатов. Федеральное правительство вводит лишь общие требования безопасности и охраны труда в строительстве [6]. В укрупненном перечне профессий Департамента труда США указываются минимальные требования для начала обучения или начала профессиональной деятельности для рабочих строительных специальностей. В основном таким требованием является успешное окончание школы.  При этом, необходимо обратить внимание, что в США форме обучения, при которой профессиональные навыки приобретают непосредственно на строительной площадке, придается большее значение, чем в Великобритании.

Важным моментом в формировании и закреплении знаний, умений и навыков служит фактор установления горизонтов длительности стажировок. Так, прохождение стажировок, как одного из эффективных форм обучения рабочих строительной отрасли, составляет от 1 года до 6 лет. Кроме того, несмотря на то, что в США отсутствуют единые требования к квалификации строительных рабочих, тем не менее, есть позитивные сдвиги в сфере унификации требований и повышения уровня профессионализма рабочих.  

В частности, правительство США  с  конца XX века оказывает  поддержку тем, кто выбрал карьеру профессионального рабочего, в целях повышения уровня образования и профессионализма, что выразилось в успешном функционировании негосударственной  некоммерческой  организации - Национального  Центра Образования и Исследований в Строительстве.  В соответствии с основной целью данной организации созданы требования к обучению для более 60 строительных профессий, а так же более чем  для 70 созданы универсальные методы оценки профессионального уровня компетенции.

Оценка компетенций может быть проведена  в более чем 4000 аккредитованных центрах на всей территории США. Она проводится в форме как письменного экзамена, так и  выполнения строительных работ. Это делается в целях определения уровня квалификации рабочего [1].  

Рассматривая систему профессионального образования рабочих строительных специальностей в Канаде, нужно отметить, что провинции и территории Канады, аналогично штатам США  имеют большую автономию в вопросах профессионального образования рабочих строительных специальностей. В Канаде, как и в США, при обучении рабочих,  основной упор делается на прохождение рабочими стажировки с одновременным посещением   учебных заведений [8].  Важным является тот факт, что, несмотря на отсутствие принципиальных отличий от системы профессионального обучения в США, взаимодействие на федеральном уровне в данной области налажено в Канаде на более высоком уровне. Это, в частности, связано с тем, что государство проявило большую заинтересованность в вопросе универсализации квалификационных требований к профессии.

В соответствии с Конституцией Австралии ее штаты и территории имеют право самостоятельно регулировать вопросы профессионального образования: устанавливать свою собственную систему квалификационных требований, а также требований к стажировкам для рабочих строительных специальностей и издавать собственные акты в целях регулирования данной сферы [3,10].  В целом, несмотря на определенные различия  в подходах к регулированию данной сферы, система квалификационных требований и обучения схожа с аналогичной системой в Великобритании.

В результате анализа системы профессионального образования рабочих строительных специальностей в зарубежных странах можно сформулировать определенные направления и инструменты их реализации, применение которых в отечественном образовательном процессе позволить непрерывно повышать профессиональную компетентность работника. Например, с возможностью активного заимствования связан тот факт, что квалификационные требования разрабатываются профессиональными объединениями Великобритании, США, Канады, Австралии, которые самостоятельно утверждают критерии знаний и навыков специалиста. При этом государство выполняет функцию регистратора  квалификационных требований. Такое решение  данного вопроса вполне логично применить и в нашей стране, опираясь на положительный опыт функционирования института саморегулирования в России и учитывая значимый вклад Национального объединения строителей (НОСТРОЙ)  в этой области [5].  

Согласно мнению экспертов, особую важность в управлении профессиональным обучением и повышением квалификации представляет использование зарубежной системы мониторинга квалификаций рабочих с применением специальной идентификационной карты, преимущество которой заключается в достоверности информации, поскольку на карту наносится только идентификационный номер, а все данные поступают с сервера организации, осуществляющей выдачу карт [7].   Кроме того, на наш взгляд, практически значимой в повышении профессионального образования рабочих строительных специальностей является возможность совмещения стажировок на строительной площадке с получением профессионального образования и дальнейшим присуждением профессиональных квалификаций. Использование такого подхода позволяет минимизировать затраты как на создание, так и на переоснащение учебных центров для рабочих строительных специальностей.

По результатам исследования, установлено, что негосударственным отраслевым профессиональным объединениям, Великобритании, США, Канады, Австралии предоставлено право, устанавливать собственную систему квалификационных требований, а также требований к стажировкам для рабочих строительных специальностей и издавать собственные акты в целях регулирования данной сферы.

В РФ замена системы государственных и отраслевых, технических стандартов и норм на обязательные для всех отраслей технические регламенты до сих пор не завершена, и  место лицензирования заняло саморегулирование, в лице саморегулируемых организаций - СРО, образуемых в форме некоммерческих партнерств (НП СРО), на которые возложены функции и полномочия по выдаче свидетельств (допуска СРО) о допуске к определенным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.

Поэтому в целях позитивного развития   в российской Федерации института саморегулирования Национальному объединению строителей (НОСТРОЙ) необходимо принять ответственность за утверждение и разработку «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности».

С позиций заимствования положительного опыта Национального  Центра Образования и Исследований в Строительстве (США),  в рамках Национального объединения строителей  РФ целесообразно обеспечить разработку Концепции ресурсных центров,  включающую  в себя создание на территории РФ сети центров нового поколения - образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации рабочих кадров в сфере строительства на основе передовых технологий и современной учебно-материальной базы.  

В заключении следует отметить, что обращение к зарубежному опыту позволяет в более наглядном виде использовать в качестве методов исследования, наряду с общенаучными методами научного познания, методы эмпирического теоретического познания. На основе вышеназванных эмпирических методов выдвигались рабочие гипотезы и формировались закономерности, объективность которых устанавливалась с позиции практики и аналогичных результатов из приведенных библиографических источников. Что также дает ясное понимание путей модернизации форм и методов профессионального образования и преодоления колоссального разрыва между потребностями строительной отрасли и возможностями образовательных учреждений.

Рецензенты:

Хоменко В.В., д.э.н., профессор ГНБУ «Академия наук РТ» г. Казань;

Чермошенцев С.Ф., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ», г. Казань. 


Библиографическая ссылка

Ахметова И.А., Шигапова Д.К. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ КАДРОВ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20168 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674