Материалы и методы исследования. Использованы материалы, относительно направления исследования. В процессе исследования использовались методы: анализа и сопоставления, научной абстракции, структурно-логический, контент-анализ.
Введение
Северо-Кавказский федеральный округ, несмотря на наличие ресурсов экономического развития, научно-инновационного потенциала на сегодняшний день не считается инновационно развитой территорией. Высокая стоимость нововведений, экономические и политические риски и длительные сроки окупаемости, недостаток собственных средств и инвестиций для расширения предприятий и отраслей реального сектора экономики и др. являются факторами, которые сдерживают социально-экономическое развитие регионов СКФО. Здесь ключевой задачей государственного регулирования экономики является создание условий и формирование инфраструктуры, направленной на решение основных проблем развития и обеспечение устойчивости экономической системы регионов СКФО.
Результаты и обсуждение
Регионы СКФО относится к числу субъектов, которые развиваются по ресурсно- сырьевой модели на фоне непреодоленных последствий доиндустриализации и неоднородности социально-экономического пространства. Следовательно, обновление всей производственно-хозяйственной структуры и поиск внешних ресурсов для ее осуществления выступает основной задачей стабильного развития и формирования многоукладной экономики субъектов СКФО [5, С. 95-104].
В нынешних условиях регионального экономического развития основной тенденцией формирования устойчивого роста территорий становится формирование и эффективное использование современных факторов развития, а именно интеллектуальных и инновационных ресурсов и разработок. Слабое их освоение, а также низкий уровень интеграции науки и образования с производством и реальным сектором экономики приводит к диспропорциональности социально-экономического развития субъектов страны, их невысокая инвестиционная, инновационная и производственная активность.
Переход российской экономики в целом и его территориальных образований на инновационный путь развития подразумевает замену и модернизацию устаревшего оборудования и технологий на высокотехнологичные и высокопроизводительные установки. Это, в свою очередь, потребует обновление основных фондов, степень износа и уровень экономического устаревания оборудования которых не позволяет выпускать конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке продукцию [4, С. 309-312].
В СКФО в 2013 году разработано 28 передовых производственных технологий, что на 20 технологий больше по сравнению с 2012 годом. В 2013 году в СКФО использовано 2132 передовые производственные технологии, что на 280 технологий больше по сравнению с предыдущим годом (табл. 1).
Таблица 1
Разработанные и используемые передовые производственные технологии в СКФО
Субъекты |
2012 |
2013 |
Откл. (+,-) |
|||
Разработанные технологии |
Используемые технологии |
Разработанные технологии |
Используемые технологии |
Разработанные технологии |
Используемые технологии |
|
СКФО |
8 |
1852 |
28 |
2132 |
+20 |
280 |
РД |
7 |
437 |
9 |
426 |
+2 |
-11 |
РИ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
КБР |
1 |
307 |
- |
282 |
- |
-25 |
КЧР |
- |
76 |
- |
80 |
- |
4 |
РСО-А |
- |
19 |
- |
- |
- |
- |
ЧР |
- |
194 |
- |
231 |
- |
37 |
СК |
- |
819 |
- |
1094 |
- |
275 |
Источник: Составлена по данным «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014»: стат. сб. / Росстат. - М., 2014.
Наличие низкого спроса,как следует из таблицы 1, со стороны промышленности и бизнеса на имеющиеся региональные инновационные разработки обусловлено тем, что направления исследований в вузах, академических и отраслевых НИИ не охватывают, а следовательно не решают актуальные задачи предприятий и фирм округа, что чревато потерей взаимосвязи и взаимовыгодного сотрудничества между наукой, производством и бизнесом.
Между тем со стороны бизнеса отсутствует запрос к вузам и НИИ на разработку инноваций, организацию трансфера технологий и т.д., что делает развитие инновационной деятельности невостребованной.
За анализируемый период в СКФО число инновационно-активных организаций немного сократилось, что представлено в таблице 2.
Таблица 2
Инновационная активность организаций СКФО, %
Субъекты |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Откл. (+,-) 2013г. от 2010г. |
СКФО |
6,2 |
5,2 |
6,4 |
5,9 |
-0,3 |
РД |
6,7 |
2,9 |
6,5 |
10,3 |
3,6 |
РИ |
- |
5,9 |
- |
- |
- |
КБР |
8,3 |
9,9 |
9,4 |
9,3 |
1 |
КЧР |
4,3 |
4,3 |
2,8 |
2,7 |
-1,6 |
РСО-А |
7,7 |
5,4 |
4,5 |
5,3 |
-2,4 |
ЧР |
0,8 |
0,8 |
- |
- |
- |
СК |
7,2 |
5,8 |
8,8 |
8,1 |
0,9 |
Источник: Составлена по данным «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014»: стат. сб. / Росстат. - М., 2014.
Затраты на технологические инновации в СКФО в 2013 году, составив свыше 5,5 млрд руб., уменьшились по сравнению с 2010 годом на 908 млн руб., а по сравнению с 2012 годом увеличились почти в два раза (табл. 3).
Таблица 3
Затраты на технологические инновации в СКФО, млн руб.
Субъекты |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Откл. (+,-) 2013г. от 2010г. |
СКФО |
6504,8 |
2094,3 |
2898,5 |
5596,8 |
-908 |
РД |
52,2 |
32,9 |
23,2 |
102,4 |
50,2 |
РИ |
- |
- |
- |
- |
- |
КБР |
215,9 |
325,2 |
376,8 |
645,9 |
430 |
КЧР |
129,5 |
220,8 |
234,0 |
171,5 |
42 |
РСО-А |
86,5 |
118,3 |
90,6 |
136,9 |
50,4 |
ЧР |
- |
- |
- |
- |
- |
СК |
6020,7 |
1397,1 |
2174,0 |
4540,0 |
-1480,7 |
Источник: Составлена по данным «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014»: стат. сб. / Росстат. - М., 2014.
В целом, инновационную сферу СКФО на сегодняшний день можно охарактеризовать отсутствием [6, С. 7-13]:
- экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры;
- механизмов трансфера знаний и новых технологий на рынки;
- капитализации научных результатов;
-недостаточной привлекательностью научных организаций и инновационно-активных предприятий как объектов инвестиций и кредитования;
- низкой инновационной активностью большинства предприятий реального сектора экономики;
- низким уровнем современных знаний специалистов в рамках применения механизмов реализации инновационной деятельности.
Здесь, как нам представляется, следует дополнить, что практически отсутствует действенный механизм коммерциализации научных разработок, готовых к внедрению и тиражированию.
Характерными проблемами инновационной инфраструктуры СКФО, по мнению специалистов, на сегодняшний день являются [1; 2; 7]:
- отсутствие для поддержки инноваций ключевых элементов инфраструктуры;
- не функционированность и не адаптированность к потребностям целевых групп действующей инфраструктуры поддержки инноваций;
- отсутствие интеграции между различными организациями, ориентированными на экономическое развитие округа;
- отсутствие специальных знаний и опыта в области продвижения научных разработок и трансфера технологий.
В инновационной сфере регионов СКФО немаловажное значение имеет координация усилий всех элементов инновационной инфраструктуры, что позволит выстроить целостную систему, которая обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие территорий макрорегиона, продвижение к рынку получаемых в научно-техническом секторе новых знаний и технологий, осуществляя их коммерциализацию (рис. 1).
Рис. 1. Системный подход к экономическому развитию и формированию инновационной инфраструктуры
Скоординированные усилия элементов инновационной инфраструктуры в содействии коммерциализации результатов научных работ позволят выстроить высокоэффективную, восприимчивую к нововведениям экономику и, как следствие, перейти на инновационный путь развития [3, С.152-158].
Отметим, что оживлению инновационной активности (в первую очередь это переход от сырьевой и индустриальной экономики к инновационной) субъектов СКФО смогут поспособствовать следующие направления:
- широкое использование форм долевого участия в финансировании НИОКР (в т.ч. с привлечением иностранных инвесторов; развитие системы грантов, льгот и гарантий по кредитам, налоговых льгот и т.д.); совместное участие бизнеса и власти в инновационно-инвестиционной деятельности;
- увеличение финансовой помощи малому и среднему бизнесу на развитие его инновационного потенциала;
- расширение участия частного сектора в финансировании НИОКР, обеспечение тесной связи университетов и научно-исследовательских институтов с промышленными и коммерческими фирмами;
- совершенствование форм страхования инвестиций в сфере инноваций;
- совершенствование системы образования и подготовки кадров, готовых к нововведениям и способных реализовать задачи и принципы инновационной стратегии, т.е. развитие схем партнерства и кооперации между наукой и высшим образованием;
- предварительное комплексное изучение финансовых и рыночных перспектив научных разработок;
- внедрение информационно-коммуникационных технологий;
- создание институтов новаторства и посредничества;
- создание инновационных центров: концентрация затрат на исследования и разработки в определенных отраслях промышленности; объединение территориально разбросанных компонентов в целях создания локальных и глобальных сетей научно-технического развития;
- организация мониторинга научно-исследовательской деятельности организаций;
- введение института независимой экспертизы проектов и их результатов;
- формирование адекватной системы оплаты труда ученых в зависимости от качества получаемого им научного результата; финансирование поездок ученых разработчиков и менеджеров за рубеж для ознакомления с уровнем развития технологий, установления деловых контактов;
- предоставление грантов на разработку инновационных технологий и программ, целевых субсидий, льгот и гарантий по кредитам, осуществление госзаказов и т.д.;
- развитие венчурного инвестирования путем устранения двойного налогообложения;
- стимулирование активности предпринимательского сектора в области научно-технической деятельности.
Учет и реализация приведенных направлений позволит нарастить инновационно-инвестиционный потенциал и экономическую деятельность, а также снизить степень дотационности региональных бюджетов субъектов СКФО, создать новые и поддержать существующие рабочие места и конкурентоспособные производства.
Заключение
Таким образом, в современных условиях экономического развития необходимо минимизировать проявления пространственной дезинтеграции на уровне субъектов РФ, поддержать местные преобразования, создать условия для максимального использования каждым субъектом РФ своего потенциала. Поступательное социально-экономическое и инновационное развитие региональных систем, в конечном счёте, будет способствовать формированию устойчивого роста основных макроэкономических показателей территориального развития.
Рецензенты:
Гасанов М.А., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала;
Петросянц В.З., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала.
Библиографическая ссылка
Кутаева Р.А. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СКФО // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20245 (дата обращения: 28.03.2024).