Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СКФО

Кутаева Р.А. 1
1 ГАОУ ВПО Дагестанский государственный университет народного хозяйства
Период глобального финансово-экономического кризиса выявил острые проблемы инновационного развития, а именно – субъектов хозяйствования в должной мере решать задачу преобразования научных исследований в экономически прибыльные продукты. В представленном материале анализируется современное социально-экономическое состояние регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и их инновационная инфраструктура. Обозначенные в статье узловые проблемы и основные направления развития инновационной сферы, в частности, соответствующей инфраструктуры позволят решить множество социальных и экономических проблем регионов округа. Позволит активизировать рост инновационной деятельности, поспособствует снижению бюджетной зависимости регионов СКФО, модернизации и конкурентоспособности производства, созданию новых рабочих мест, снижению напряженности на рынке труда и социально-трудовой сфере, увеличению налоговых отчислений, обеспечению условий для формирования устойчивости региональной экономической системы.
экономика регионов
социально-экономическое развитие
Северо-Кавказский федеральный округ
инновационное развитие
инфраструктура
1. Багомедов М.А. Проблемные регионы в России: их формирование на Северном Кавказе и безопасность развития // Вопросы структуризации экономики. – 2012. – № 1. – С. 6-12.
2. Жантудуева Х.М., Халишхова Л.З. Модернизация экономического пространства в условиях инновационного развития. Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы, противоречия и перспективы развития России в современном мире: экономико-правовые аспекты». – Краснодар, 2014. – С. 23-27.
3. Жантудуева Х.М., Иванова З.Ш. Инновационный путь пространственного развития экономики региона // Известия КБНЦ РАН. – 2011. – № 6 (44). – С.152-158.
4. Кутаев Ш.К. Направленность и приоритеты социально-экономического развития субъектов СКФО // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6-2. – С. 309-312.
5. Кутаев Ш.К. Современное состояние и тенденции социально-экономического развития субъектов СКФО // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2013. – № 3. – С. 95-104.
6. Кутаев Ш.К., Гордеев О.И. Модернизация экономики региона на современном этапе развития: направленность и условия реализации // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 41 (224). – С. 7-13.
7. Лю Х., Юй Ш. Управление социальными факторами в целях инновационного развития экономики России // Апробация. – 2013. – № 1. – С. 23-28.
Целью настоящего исследования является рассмотрение современного состояния и предложения приоритетных направлений, ориентированных на развитие и формирование устойчивости экономики регионов СКФО.

Материалы и методы исследования. Использованы материалы, относительно направления исследования. В процессе исследования использовались методы: анализа и сопоставления, научной абстракции, структурно-логический, контент-анализ.

Введение

Северо-Кавказский федеральный округ, несмотря на наличие ресурсов экономического развития, научно-инновационного потенциала на сегодняшний день не считается инновационно развитой территорией. Высокая стоимость нововведений, экономические и политические риски и длительные сроки окупаемости, недостаток собственных средств и инвестиций для расширения предприятий и отраслей реального сектора экономики и др. являются факторами, которые сдерживают социально-экономическое развитие регионов СКФО. Здесь ключевой задачей государственного регулирования экономики является создание условий и формирование инфраструктуры, направленной на решение основных проблем развития и обеспечение устойчивости экономической системы регионов СКФО.

Результаты и обсуждение

Регионы СКФО относится к числу субъектов, которые развиваются по ресурсно- сырьевой модели на фоне непреодоленных последствий доиндустриализации и неоднородности социально-экономического пространства. Следовательно, обновление всей производственно-хозяйственной структуры и поиск внешних ресурсов для ее осуществления выступает основной задачей стабильного развития и формирования многоукладной экономики субъектов СКФО [5, С. 95-104].

В нынешних условиях регионального экономического развития основной тенденцией формирования устойчивого роста территорий становится формирование и эффективное использование современных факторов развития, а именно интеллектуальных и инновационных ресурсов и разработок. Слабое их освоение, а также низкий уровень интеграции науки и образования с производством и реальным сектором экономики приводит к диспропорциональности социально-экономического развития субъектов страны, их невысокая инвестиционная, инновационная и производственная активность.

Переход российской экономики в целом и его территориальных образований на инновационный путь развития подразумевает замену и модернизацию устаревшего оборудования и технологий на высокотехнологичные и высокопроизводительные установки. Это, в свою очередь, потребует обновление основных фондов, степень износа и уровень экономического устаревания оборудования которых не позволяет выпускать конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке продукцию [4, С. 309-312].

В СКФО в 2013 году разработано 28 передовых производственных технологий, что на 20 технологий больше по сравнению с 2012 годом. В 2013 году в СКФО использовано 2132 передовые производственные технологии, что на 280 технологий больше по сравнению с предыдущим годом (табл. 1).

Таблица 1

Разработанные и используемые передовые производственные технологии в СКФО

Субъекты

2012

2013

Откл. (+,-)

Разработанные технологии

Используемые технологии

Разработанные технологии

Используемые технологии

Разработанные технологии

Используемые технологии

СКФО

8

1852

28

2132

+20

280

РД

7

437

9

426

+2

-11

РИ

-

-

-

-

-

-

КБР

1

307

-

282

-

-25

КЧР

-

76

-

80

-

4

РСО-А

-

19

-

-

-

-

ЧР

-

194

-

231

-

37

СК

-

819

-

1094

-

275

Источник: Составлена по данным «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014»: стат. сб. / Росстат. - М., 2014.

Наличие низкого спроса,как следует из таблицы 1, со стороны промышленности и бизнеса на имеющиеся региональные инновационные разработки обусловлено тем, что направления исследований в вузах, академических и отраслевых НИИ не охватывают, а следовательно не решают актуальные задачи предприятий и фирм округа, что чревато потерей взаимосвязи и взаимовыгодного сотрудничества между наукой, производством и бизнесом.

Между тем со стороны бизнеса отсутствует запрос к вузам и НИИ на разработку инноваций, организацию трансфера технологий и т.д., что делает развитие инновационной деятельности невостребованной.

За анализируемый период в СКФО число инновационно-активных организаций немного сократилось, что представлено в таблице 2.

Таблица 2

Инновационная активность организаций СКФО, %

Субъекты

2010

2011

2012

2013

Откл. (+,-) 2013г. от 2010г.

СКФО

6,2

5,2

6,4

5,9

-0,3

РД

6,7

2,9

6,5

10,3

3,6

РИ

-

5,9

-

-

-

КБР

8,3

9,9

9,4

9,3

1

КЧР

4,3

4,3

2,8

2,7

-1,6

РСО-А

7,7

5,4

4,5

5,3

-2,4

ЧР

0,8

0,8

-

-

-

СК

7,2

5,8

8,8

8,1

0,9

Источник: Составлена по данным «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014»: стат. сб. / Росстат. - М., 2014.

Затраты на технологические инновации в СКФО в 2013 году, составив свыше 5,5 млрд руб., уменьшились по сравнению с 2010 годом на 908 млн руб., а по сравнению с 2012 годом увеличились почти в два раза (табл. 3).

Таблица 3

Затраты на технологические инновации в СКФО, млн руб.

Субъекты

2010

2011

2012

2013

Откл. (+,-) 2013г. от 2010г.

СКФО

6504,8

2094,3

2898,5

5596,8

-908

РД

52,2

32,9

23,2

102,4

50,2

РИ

-

-

-

-

-

КБР

215,9

325,2

376,8

645,9

430

КЧР

129,5

220,8

234,0

171,5

42

РСО-А

86,5

118,3

90,6

136,9

50,4

ЧР

-

-

-

-

-

СК

6020,7

1397,1

2174,0

4540,0

-1480,7

Источник: Составлена по данным «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014»: стат. сб. / Росстат. - М., 2014.

В целом, инновационную сферу СКФО на сегодняшний день можно охарактеризовать отсутствием [6, С. 7-13]:

- экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры;

- механизмов трансфера знаний и новых технологий на рынки;

- капитализации научных результатов;

-недостаточной привлекательностью научных организаций и инновационно-активных предприятий как объектов инвестиций и кредитования;

- низкой инновационной активностью большинства предприятий реального сектора экономики;

- низким уровнем современных знаний специалистов в рамках применения механизмов реализации инновационной деятельности.

Здесь, как нам представляется, следует дополнить, что практически отсутствует действенный механизм коммерциализации научных разработок, готовых к внедрению и тиражированию.

Характерными проблемами инновационной инфраструктуры СКФО, по мнению специалистов, на сегодняшний день являются [1; 2; 7]:

- отсутствие для поддержки инноваций ключевых элементов инфраструктуры;

- не функционированность и не адаптированность к потребностям целевых групп действующей инфраструктуры поддержки инноваций;

- отсутствие интеграции между различными организациями, ориентированными на экономическое развитие округа;

- отсутствие специальных знаний и опыта в области продвижения научных разработок и трансфера технологий.

В инновационной сфере регионов СКФО немаловажное значение имеет координация усилий всех элементов инновационной инфраструктуры, что позволит выстроить целостную систему, которая обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие территорий макрорегиона, продвижение к рынку получаемых в научно-техническом секторе новых знаний и технологий, осуществляя их коммерциализацию (рис. 1).

Рис. 1. Системный подход к экономическому развитию и формированию инновационной инфраструктуры

Скоординированные усилия элементов инновационной инфраструктуры в содействии коммерциализации результатов научных работ позволят выстроить высокоэффективную, восприимчивую к нововведениям экономику и, как следствие, перейти на инновационный путь развития [3, С.152-158].

Отметим, что оживлению инновационной активности (в первую очередь это переход от сырьевой и индустриальной экономики к инновационной) субъектов СКФО смогут поспособствовать следующие направления:

- широкое использование форм долевого участия в финансировании НИОКР (в т.ч. с привлечением иностранных инвесторов; развитие системы грантов, льгот и гарантий по кредитам, налоговых льгот и т.д.); совместное участие бизнеса и власти в инновационно-инвестиционной деятельности;

- увеличение финансовой помощи малому и среднему бизнесу на развитие его инновационного потенциала;

- расширение участия частного сектора в финансировании НИОКР, обеспечение тесной связи университетов и научно-исследовательских институтов с промышленными и коммерческими фирмами;

- совершенствование форм страхования инвестиций в сфере инноваций;

- совершенствование системы образования и подготовки кадров, готовых к нововведениям и способных реализовать задачи и принципы инновационной стратегии, т.е. развитие схем партнерства и кооперации между наукой и высшим образованием;

- предварительное комплексное изучение финансовых и рыночных перспектив научных разработок;

- внедрение информационно-коммуникационных технологий;

- создание институтов новаторства и посредничества;

- создание инновационных центров: концентрация затрат на исследования и разработки в определенных отраслях промышленности; объединение территориально разбросанных компонентов в целях создания локальных и глобальных сетей научно-технического развития;

- организация мониторинга научно-исследовательской деятельности организаций;

- введение института независимой экспертизы проектов и их результатов;

- формирование адекватной системы оплаты труда ученых в зависимости от качества получаемого им научного результата; финансирование поездок ученых разработчиков и менеджеров за рубеж для ознакомления с уровнем развития технологий, установления деловых контактов;

- предоставление грантов на разработку инновационных технологий и программ, целевых субсидий, льгот и гарантий по кредитам, осуществление госзаказов и т.д.;

- развитие венчурного инвестирования путем устранения двойного налогообложения;

- стимулирование активности предпринимательского сектора в области научно-технической деятельности.

Учет и реализация приведенных направлений позволит нарастить инновационно-инвестиционный потенциал и экономическую деятельность, а также снизить степень дотационности региональных бюджетов субъектов СКФО, создать новые и поддержать существующие рабочие места и конкурентоспособные производства.

Заключение

Таким образом, в современных условиях экономического развития необходимо минимизировать проявления пространственной дезинтеграции на уровне субъектов РФ, поддержать местные преобразования, создать условия для максимального использования каждым субъектом РФ своего потенциала. Поступательное социально-экономическое и инновационное развитие региональных систем, в конечном счёте, будет способствовать формированию устойчивого роста основных макроэкономических показателей территориального развития.

Рецензенты:

Гасанов М.А., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала;

Петросянц В.З., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Кутаева Р.А. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СКФО // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20245 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674