Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДСИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ

Дорохов Д.С. 1 Овчинкин О.В. 1 Пыхтин А.И. 1
1 ФГБОУ ВО "Юго-Западный государственный университет"
Современное законодательство дает вузам свободу в выборе форм проведения и оценки вступительных испытаний в магистратуру, а также формирует множество подходов к процессу приема в вуз по данным направлениям подготовки. Данные факты в свою очередь порождают отсутствие стандартизированных подходов к организации средств поддержки принятия решений при приеме в вуз. В работе рассмотрены необходимые требования к организации приема в вуз по программам магистратуры, а также перечень информации, которую необходимо публиковать в сети Интернет, что позволит сделать процедуру приема наиболее открытой и доступной. Описана значимость возможности подачи заявлений в электронном виде. Дана оценка существующим подходам к проведению вступительных испытаний. Представлена структурно-функциональная организация средств поддержки принятия решений при приеме в вуз по программам магистратуры. Описаны структурная составляющая данной организации и приведены основные функции, реализуемые с помощью нее.
структурно-функциональная организация.
вступительные испытания
прием в вуз по программам магистратуры
1. Дорохов Д.С. Анализ результатов оценивания вступительных испытаний при приёме в магистратуру [Электронный ресурс] / Д.С. Дорохов, О.В. Овчинкин, С.Г. Емельянов // Экономика и социум. – 2013. - № 3 (8). - Режим доступа: http://www.iupr.ru/do-mains_data/files/zurnal_osnovnoy_3_8_2013/Dorohov%20D. S. Informacion-nye%20i%20kommunikativnye%20tehnologii.pdf.
2. Овчинкин О.В. Алгоритм процесса управления приёмом лиц на второй и последующие курсы в вузах / О.В. Овчинкин, А.И. Пыхтин, И.П. Емельянов // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2013. - № 1 (46). – С. 64-70.
3. Овчинкин О.В. Оценочная функция и нейронная сеть для поддержки принятия решений при приёме в вуз на второй и последующие курсы / О.В. Овчинкин, А.И. Пыхтин, С.Г. Емельянов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/111-10388.
4. Овчинкин О.В. Способы решения отдельных социальных проблем управления при проведении приёмных кампаний в вузах / О.В. Овчинкин, А.И. Пыхтин, И.П. Емельянов // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2013. – № 1. – С. 317-322.
5. Овчинкин О.В. Структурно-функциональная организация программных средств поддержки принятия решений при приёме в вуз на второй и последующие курсы // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. – 2012. – № 2. – Ч. 3. – С. 345-350.
6. Овчинкин О.В. Алгоритм рассадки лиц в аудиториях при проведении аттестационных, вступительных испытаний или олимпиад с применением детерминированных хаотических рядов / О.В. Овчинкин, А.И. Пыхтин // Междунар. науч.-исслед. журнал : сб. материалов науч. конф. Research Journal of International Studies (Екатеринбург, апрель 2013 г.) : в 3 ч. – Екатеринбург : ООО «Европринт», 2013. – Ч. I. – С. 110.
7. Овчинкин О.В. Анализ результатов оценивания аттестационных испытаний при переводе и зачислении на второй и последующий курсы // Новейшие достижения европейской науки : материалы 9-й Междунар. науч.-практ. конф. (Болгария, София, 17-25 июня 2013). – София : Бял ГРАД-БГ, 2013. – Т. 10. – С. 13-15.
8. Овчинкин О.В. Об использовании претендентами возможности множественного выбора специальностей и направлений подготовки в заявлении при приёме в вуз на второй и последующие курсы / О.В. Овчинкин, А.И. Пыхтин // Наука и образование в XXI веке : сб. науч. тр. в по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 01 апреля 2013 г.) / Мин-во обр. и науки. – М. : АР-Консалт, 2013. - Ч. V. – C. 41-43.
9. Овчинкин О.В. Особенности использования множества упорядоченных по приоритету направлений подготовки в заявлении претендентов при проведении конкурсного отбора для зачисления в вуз на второй и последующие курсы / О.В. Овчинкин, А.И. Пыхтин // Информационно-коммуникационное пространство и человек: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Прага, 15-16 апреля 2013 г.). – Прага : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. – С. 137-139.
10. Овчинкин О.В. Проблема аттестации претендентов при зачислении на второй и последующие курсы / О.В. Овчинкин, А.И. Пыхтин // Новые информационные технологии в образовании : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 12-15 марта 2013 г.) / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». - Екатеринбург, 2013. – С. 233-235.
Одним из процессов в рамках деятельности вуза является процедура приема по программам магистратуры. Данный процесс регламентируется большим количеством законов и нормативно-правовых актов, что порождает множество подходов к данному процессу и отсутствие стандартизированных подходов к организации средств поддержки принятия решений при приеме в вуз.

В приемные комиссии ежегодно подается большое количество заявлений от желающих поступить в магистратуру. На основании законодательства прием для обучения по программам магистратуры в России проводится по заявлениям граждан, имеющих высшее профессиональное образование, по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно. Это дает свободу вузам в праве выбора формы и системы оценивания вступительного испытания.

Цель исследования

Целью исследования является изучение инструментов, помогающих определить лучших кандидатов для получения образования по направлениям подготовки по программам магистратуры с учетом результатов прохождения вступительных испытаний, и определение наиболее объективных форм проведения данного испытания.

Материал и методы исследования

Прием в магистратуру можно рассматривать как разновидность приема на второй и последующие курсы, так как он проводится на основе вступительных испытаний и, чаще всего, для вуза важно, какое высшее образование у абитуриента уже имеется.

Законодательство дает образовательным учреждениям право самостоятельно выбирать форму и критерии оценивания вступительного испытания, что порождает разнообразие форм и подходов к данному процессу. Пожалуй, самым распространенным способом является проведение экзамена в письменной форме по вопросам, требующим развернутого ответа. Но данный подход не дает возможности в полной мере оценить качество знаний абитуриента [10]. Также средний балл по диплому полученного высшего образования и тестирование в чистом виде не дают реальной оценки. Для адекватного отражения текущего уровня подготовки необходимо выполнять комплексную оценку уровня знаний по нескольким критериям, а также определить критерии отбора претендентов при прочих равных условиях [9]. При этом надо учитывать перечень льгот, которые абитуриенты имеют в соответствии с законодательством РФ, а также ограничения в выборе количества учебных заведений и вакансий, которые накладываются на лиц, имеющих право на льготу.

В целом система поступления в вуз на направления подготовки по программам магистратуры схожа с системой поступления на специальности, направления подготовки по программам бакалавриата, а также со схемой поступления на второй и последующие курсы.

Процедура приема в образовательное учреждение должна быть максимально открыта и доступна. Сюда входит не только необходимость публикации в сети Интернет актуальных сведений о направлениях подготовки, количестве бюджетных и внебюджетных мест, количестве поданных заявлений, информации о дате и форме вступительных испытаний, но и система построения рейтинг-списков, доступных для просмотра в сети Интернет абитуриентами, возможность подачи заявления в электронной форме, что дает возможность получения образования географически удаленным абитуриентам, а также повышает престижность вуза. Web-сервисы с каждым годом набирают все большую популярность. Согласно данным Приемной комиссии ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», количество абитуриентов, подающих заявление на поступление в вуз, ежегодно растет, и не менее половины абитуриентов пользуется онлайн-сервисом построения рейтинг-списков.

Так как с 2012 года финансирование высших учебных заведений «нормативно-подушевое», недобор в магистратуру для вуза экономически невыгоден. Учебные заведения стараются заполнить все бюджетные места независимо от качества подготовки абитуриента.

Вузы, согласно современному законодательству, обязаны в течение суток с момента поступления заявления на прием в образовательную организацию вносить сведения о данных заявлениях в федеральную информационную систему (ФИС ЕГЭ и приёма). Данный процесс стандартизирован и требует автоматизированной обработки данных.

Единый подход к управлению процессом приема в магистратуру отсутствует, что приводит к необходимости построения единой функциональной модели для управления данным процессом.

Результаты исследования

На основании вышеизложенного и по результатам проведения научной работы была создана структурно-функциональная организация средств поддержки принятия решений [4], ускоряющая принятие решений сотрудниками Приемной комиссии вуза и позволяющая определить лучших кандидатов для получения образования по направлениям подготовки по программам магистратуры с учетом результатов прохождения вступительных испытаний.

Разработанная структурно-функциональная организация средств поддержки принятия решений представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структурно-функциональная организация средств поддержки принятия решений при приеме в вуз по программам магистратуры

Данная структурно-функциональная организация средств поддержки принятия решений представляет собой совокупность взаимосвязанных посредством локальных сетей и глобальной сети Интернет автоматизированных рабочих мест сотрудников вуза, задействованных в процессе приёма в высшие учебные заведения по программам магистратуры, а также пользователей предоставляемых вузом веб-сервисов и включает в себя программные интерфейсы: оператор ввода заявлений, личный кабинет претендента, информационный киоск, секретарь, председатель комиссии, сотрудник деканата, администратор.

С ее помощью реализуются следующие основные функции:

-                         обработка заявлений претендентов, в том числе автоматизированное выявление некорректно заполненных заявлений, противоречащих действующим требованиям к процессу приёма;

-                         обработка сведений об имеющихся вакансиях, структуре и протоколах приёмной комиссии, приказах о зачислении (переводе); накопление информации в разрезе времени обо всех рассмотренных претендентах и вакансиях;

-                         накопление в архив информации о претендентах, не поступивших по тем или иным причинам, как кандидатов на повторное поступление;

-                         автоматизированный конкурсный отбор претендентов в условиях указания множества приоритетов направлений подготовки в заявлении с разрешением возникающих коллизий;

-                         оперативное информирование потенциальных претендентов о наличии вакансий с возможностями подачи заявлений на приём в электронной форме в сети Интернет, формирование рейтинг-списков претендентов, получение результатов рассмотрения заявлений;

-                         экспорт сведений в ФИС ЕГЭ и приёма, а также формирование статистической отчетности;

-                         информационное сопровождение процедуры аттестационных и вступительных испытаний, в том числе автоматизированная рассадка претендентов по аудиториям [5];

-                         расчет рейтинга специальностей, кафедр и факультетов вуза.

Структурно-функциональная организация сопряжена с базой данных, и для каждой функции в ее структуре предусмотрен модуль: модуль экспорта сведений в ФИС ЕГЭ и приема, модуль распределения претендентов по аудиториям при проведении аттестационного (или вступительного) испытания при заданных ограничениях и т.д. Связи между данными модулями обеспечивают взаимодействие интерфейсов пользователей с информацией, хранящейся в базе данных. Доступ к данным имеют как сотрудники приемной комиссии через соответствующие программные средства, так и абитуриенты посредством сети Интернет.

Программные средства сотрудников используют основную базу данных и сервер платформы 1С: Предприятие 8.2 посредством СУБД PostgreSQL. Интернет-ресурсы построены на использовании отдельной базы данных веб-сервера под управлением СУБД Firebird. Данные ресурсы на рис. 1 разграничены.

Заключение

Разработанная структурно-функциональная организация средств поддержки принятия решений позволяет создать автоматизированные средства поддержки принятия решений для управления процессом приёма с учетом специфики зачисления в вуз по программам магистратуры.

 

Данная работа выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации МК-5226.2015.8.

Рецензенты:

Атакищев О.И., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск;

Серебровский В.В., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск.


Библиографическая ссылка

Дорохов Д.С., Овчинкин О.В., Пыхтин А.И. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДСИСТЕМЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В МАГИСТРАТУРУ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20262 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674