Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Матвеев Е.Г. 1 Частихин А.А. 1 Радченко О.В. 1
1 Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
Не вызывает сомнения, что в условиях реформирования Вооруженных Сил возникает потребность переосмысления основ физической подготовки и физического воспитания военнослужащих. Процесс совершенствования системы физической подготовки военнослужащих основан на широком использовании научных достижений в области социальных, педагогических, психологических и естественных наук, но на протяжении последних лет достаточно сложен и обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация к физической культуре. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом является многоступенчатым: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом. В статье рассматриваются некоторые теоретические и прикладные аспекты мотивации у военнослужащих к физической культуре.
структура физкультурно-спортивной мотивации.
военнослужащие
мотивация
физическая культура и спорт
1. Аткинсон Д. Введение в мотивацию. – М., 1961. – 278 с.
2. Герцберг Ф. Потребности и мотивы. – М., 1963. – 245 с.
3. Ительсон Л.Е. Психологические основы мотивации личности. – М., 1976. – 159 с.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. – М., 1994. – 373 с.
5. Петровская М.В., Холодов О.М., Акимов Д.Л. К вопросу о физическом самосовершенствовании в военном вузе // Материалы VI международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы» (18 апреля 2009 г.). – Воронеж: Научная книга, 2008. – С. 108.
6. Якобсон П.М. Психологическая проблема мотивации человека. – М., 1969. – 316 с.

Физическая культура и спорт всегда рассматривались как важное средство подготовки личного состава к овладению профессиональными навыками. В то же время наблюдается некоторое снижение физической подготовленности солдат и её низкое состояние у офицеров, особенно младших возрастных групп. Анализ научной литературы показал, что в отличие от спорта высших достижений, исследовательских работ, целенаправленно посвященных вопросу изучения мотивов, связанных с занятиями физическими упражнениями, явно недостаточно. На наш взгляд, данная проблема является одной из главных в сфере физической подготовки Вооруженных Сил в настоящее время. Несмотря на то, что в последние годы появилось достаточно много работ, посвященных данной проблеме (Гордеев A.C., Лобанов С.В., Масюченко К.К., Попов М.Н., Рябчук В.В., Щеголев В.А. и др.), существует значительный дефицит как теоретических разработок, так и практических рекомендаций по формированию мотивации военнослужащих к систематическому физическому совершенствованию.

Для тех, кто соотносит понятие «мотив» с потребностями человека и другими переживаемыми психическими состояниями, приемлем лишь один путь исследования - опрос о желаниях, переживаниях, потребностях. На этом пути можно не только потерять предмет изучения, но и недолго свернуть на тропинку идеалистического толкования психического. Те же исследователи, которые понимают мотив дуалистически, вынуждены искать объяснение побудительных основ человеческой активности как в нём самом (т.е. человеке), так и в окружающей действительности. Этот подход позволяет, как правило, изучать лишь отдельные компоненты мотивации и не дает возможности составить полное представление о побуждающих и направляющих началах личности человека. И лишь рассмотрение мотива в качестве итога субъект-объектного информационного взаимодействия позволяет проникнуть в мотивационную сферу личности человека [1].

Когда соотнесение потребностей субъекта со своими возможностями и с особенностями конкретной деятельности дает положительный результат (когда потребности и возможности субъекта совпадают с требованиями конкретной деятельности), формируется мотивация, направляющая индивидуум на овладение предметом данной деятельности. Следуя логике такого понимания мотивации, можно предположить, что, зная об отношении индивидуума к окружающей действительности, к объектам, факторам, явлениям, связанным с его деятельностью, можно судить о том, что побуждает его к ней [2]. Это теоретическое положение легло в основу выделения значимых факторов физкультурно-спортивной деятельности у военнослужащих.

На основе анализа потребностей к физической культуре и спорту у военнослужащих были выделены отдельные переменные, характеризующие физкультурно-спортивную деятельность. Процедура анкетирования сводилась к следующему. Военнослужащим предлагалось выбрать наиболее актуальные для них потребности, определяющие их желание к выполнению физических упражнений.

В результате было выделено четыре основания, которые составили структуру физкультурно-спортивной мотивации у военнослужащих:

- стремление к самосовершенствованию (улучшение телосложения);

- стремление к самовыражению и самоутверждению (достижение высокого результата);

- социальные установки (мода на спорт);

- удовлетворение духовных и материальных потребностей (общение с товарищами; желание пойти в увольнение) [5].

Выделение в структуре мотивации военнослужащих данных оснований обусловлено следующим. Как правило, в любой деятельности конкретный индивид реализует следующие потребности:

- потребность в самосовершенствовании, как отмечает А. Маслоу, связана с самоактуализацией, которую он понимает как непрерывную реализацию потенциальных возможностей [4];

- потребность в самовыражении и самоутверждении связана со стремлением человека осознавать свои достоинства в ряду преимуществ других людей, сравнивать себя с другими людьми, с тем, чтобы не растерять свою индивидуальность, раскрывать возможности, проявлять себя, играть значимую роль в коллективе [6];

- социальные установки связаны с потребностью в уважении со стороны других людей [3];

- удовлетворение духовных и материальных потребностей актуализируется в связи с тем, что человек, являясь социальным существом, нуждается в оценке окружающих его людей. Материальные потребности связаны с естественной необходимостью отдыхать и помогать родителям.

Из вышесказанного следует, что потребность в получении оценки общества через систему моральных и материальных критериев является одной из главных составляющих мотиваций любой деятельности. Филогенез человеческого общества во многом был определен тем, что конкретному индивиду нужна была оценка окружающих его людей.

В этих группах мотивационных оснований легко обнаруживаются самые разнообразные связи деятельного субъекта с окружающей его действительностью; связи, которые являются для него в той или иной степени информативно значимыми и на базе усвоения которых рождается осознание реальной возможности достижения намеченного спортивного результата в избранном виде спорта.

Последующий анализ эмпирического материала и его интерпретация будут неизменно подчиняться логике приведенных выше положений.

С целью выявления различных аспектов физкультурно-спортивной мотивации проведен опрос военнослужащих одной из воинских частей и курсантов одного из военных вузов. Опросу были подвергнуты 490 респондентов. Испытуемые условно были разделены на 2 подгруппы. Первая была названа «спортсмены» - в неё вошли военнослужащие, которые до службы в армии занимались каким-либо спортом, вторая - «неспортсмены», образованная военнослужащими, занятия физической культурой у которых до армии ограничивались лишь обязательными уроками в школе или ином образовательном учреждении.

Во время проведения исследования решались следующие задачи:

- выявить у военнослужащих уровень осознанной потребности к занятиям физическими упражнениями;

- определить основные факторы мотивации военнослужащих к занятиям физической культурой;

- изучить пожелания военнослужащих заниматься какими-либо видами спорта;

- проанализировать причины, мешающие военнослужащим заниматься физической культурой и спортом.

Как показал опрос, наибольшая потребность занятия спортом у исследуемых групп выражена в совершенствовании форм тела и достижении высоких результатов. Наблюдаются существенные отличия между «спортсменами» и «неспортсменами», а именно у «спортсменов» доминирует потребность совершенствования форм тела (37 % у «курсантов» и 38 % у «военнослужащих») по отношению к достижению высоких результатов (33 % у «курсантов» и 28 % у «военнослужащих»). В то время как у «неспортсменов» основную роль в занятии спортом играет результат (30 % у «курсантов» и 28 % у «военнослужащих»), а потребность совершенствования форм тела составляет только 23 % у опрошенных курсантов, тогда как у солдат этот процент составляет 38 %.

Также большое значение для занятия спортом у опрошенных военнослужащих составляет такая категория, как «увольнение, отпуск». При этом для «военнослужащих-неспортсменов» мотив увольнения в два раза выше (38 %), чем для «военнослужащих-спортсменов» - 15 %.

Мотивы «увольнение, отпуск» для «курсантов-спортсменов» и «курсантов-неспортсменов» имеют меньшее значение, чем у военнослужащих. Причем у «курсантов-неспортсменов» значение мотива занятия спортом для убытия в отпуск в два раза выше (12 %), чем у «курсантов-спортсменов» (6 %).

Наименьшее значение для опрошенных категорий военнослужащих имеет фактор «мода». Так у «курсантов-спортсменов» этот мотив почти в три раза выше (11 %), чем у «курсантов-неспортсменов» - 4 %. Также малое значение категория «мода» имеет и для «военнослужащих» (10 % у «военнослужащих-неспортсменов» и 6 % у «военнослужащих-спортсменов»).

Потребность в общении у «военнослужащих» обеих групп имеет примерно одинаковые значения (9 % у «военнослужащих-неспортсменов» и 8 % у «военнослужащих-спортсменов»). У «курсантов» этот мотив имеет большее значение, причем для «курсантов-неспортсменов» он в два раза выше (19 %), чем у «курсантов-спортсменов» (10 %).

Анализ динамики потребностей в занятии спортом у «курсантов-спортсменов» показал, что со временем наблюдается снижение мотива совершенствования форм тела с 44 % на первом курсе до 32 % на пятом, что, вероятно, связано с переводом для проживания в общежитие и появлением у курсантов лишнего свободного времени, которое они стараются проводить вместе. Роль такого мотива как «общение» возрастает в два раза с 13 до 25 % у «курсантов-неспортсменов» и с 5 до 16 % у «курсантов-спортсменов». Это также связано с переездом в общежитие, разбиением на малые группы по блокам.

Желание достижения высокого результата для категории «курсанты-неспортсмены» со временем незначительно увеличивается с 27 % на первом курсе до 32 % на пятом. У «курсантов-спортсменов» этот мотив регистрируется с небольшими колебаниями (34 - 30 - 37 %).

Для «курсантов-спортсменов» значимость «моды» возрастает с 5 % на первом курсе до 15 % на третьем и снижается до 11 % на пятом курсе, что можно объяснить желанием сначала «похвастать» перед большим числом сослуживцев. При переводе же на проживание в общежитие и разбиение на малые группы курсантов по блокам данный мотив теряет свою актуальность.

Если у «курсантов-спортсменов» наблюдается снижение роли «моды» со временем, то для категории «курсантов-неспортсменов» значение данного фактора плавно увеличивается от 0 до 7 %.

Категория «отпуск, увольнение» для «курсантов-спортсменов» не является актуальной и колеблется в пределах 5-8 %. Для «курсантов-неспортсменов» роль фактора «отпуск, увольнение» также невелика и имеет тенденцию к уменьшению (13 - 12 - 11 %).

Представляет определенный интерес анализ пожеланий курсантов в занятиях различными видами спорта.  У всех исследуемых групп наблюдается желание заниматься спортивными играми (29 % у «курсантов-спортсменов», 40 % у «военнослужащих-спортсменов» и 38 % у «курсантов-неспортсменов», 50 % у «военнослужащих-неспортсменов»).

Потребность в занятиях тяжелой атлетикой ярче выражена у «спортсменов» обеих категорий (21 % - курсанты и 18 % - военнослужащие) по сравнению с «неспортсменами» (11 % - курсанты и 9 % - военнослужащие).

У «спортсменов» наблюдается приоритет в потребности заниматься легкой атлетикой у (25 % - для «военнослужащих» и 26 % - для «курсантов»). У «неспортсменов» интерес к легкой атлетике ниже, чем у «спортсменов» (15 % - для «военнослужащих» и 20 % - для «курсантов»).

Желание заниматься единоборствами у группы «курсантов-неспортсменов» составило (23 %), а у «курсантов-спортсменов» - 17 %. У «военнослужащих» исследуемых категорий желание заниматься единоборствами составило по 11 % в каждой группе.

Анализируя динамику выбора спортивной направленности занятий у курсантов, было выявлено, что в категории «спортсмены» наиболее выраженную динамику к росту интереса имеет «тяжелая атлетика» (13 - 23 - 33 %). Остальные параметры имеют волнообразную структуру. Аналогичная картина наблюдается и у респондентов категории «неспортсмены». Кроме того, было выявлено, что все средние показатели потребности в занятии определенным видом спорта в обеих группах приходятся на третий курс, при условии доминирования значения спортивных игр на всех курсах обучения.

При выявлении причин, мешающих занятиям спортом, рассматривалось шесть вариантов ответа: нехватка времени, усталость, нежелание, лень, отсутствие инвентаря для занятий, различные другие причины.

Согласно результатам проведенного опроса, наибольшее число респондентов из числа «курсантов» обеих категорий (80 % и 67 % соответственно) одной из основных причин, мешающих занятиям спортом отметили недостаток времени на тренировки.

У «военнослужащих» обеих групп не менее актуальным ответом является и  «нежелание заниматься спортом» (45 % у «неспортсменов» и 35 % у спортсменов»). Так, число нежелающих заниматься спортом среди группы «курсанты-неспортсмены» в два раза выше, чем у «курсантов-спортсменов» (23 % по сравнению с 10 %).

Достаточно значимой причиной, мешающей занятиям спортом, как для «военнослужащих», так и «курсантов» обеих категорий явилась «усталость» (15 % у «военнослужащих-спортсменов»; 22 % у «военнослужащих-неспортсменов»; 17 % у «курсантов-спортсменов»; 10 % у «курсантов-неспортсменов»).

Респонденты категории «спортсменов» в обеих группах немаловажной причиной, мешающей занятиям спортом, выделили такой фактор, как «отсутствие инвентаря» (52 % для «военнослужащих» и 28 % для «курсантов»). Для опрошенных «неспортсменов» эта причина не явилась актуальной (7 % для «военнослужащих» и 5 % для «курсантов»).

При этом у опрошенных из числа «неспортсменов» обеих категорий достаточно частым вариантом ответа была «лень» (30 % для военнослужащих» и 18 % для «курсантов»). Для «спортсменов» обеих категорий эта причина не могла быть достоверно значимой (по 2 % для каждой категории опрошенных).

Особый интерес представляют собой факторы, влияющие на мотивацию к занятиям по физической подготовке. Для их выявления рассматривались наиболее выраженные претензии к занятиям по дисциплине «Физическая подготовка», среди которых были выявлены: методика преподавания; материальная база для проведения занятий по физподготовке; личность руководителя занятия; индивидуальный подход. Результаты показали, что факторы, влияющие на мотивацию к занятиям по физической подготовке у «спортсменов» и «неспортсменов» обеих категорий, имеют практически идентичный характер. У всех исследуемых групп наблюдается выделение общего значимого фактора - «методика преподавания» (54 % у «военнослужащих-спортсменов», 56 % у «курсантов-спортсменов», 49 % у «военнослужащих-неспортсменов» и 52 % у «курсантов-неспортсменов»).

Фактор «материальная база» имеет большее значение для «спортсменов» обеих категорий (27 % - «военнослужащие» и 24 % - «курсанты»), чем для «неспортсменов» (22 % - «военнослужащие» и 19 % - «курсанты»), однако эти различия не имеют статической достоверности.

Личность преподавателя для «спортсменов» обеих категорий имеет меньшее значение (по 11 % у «военнослужащих» и «курсантов») по сравнению с «неспортсменами» (22 % у «военнослужащих» и 18 % у «курсантов»), которые требуют большего внимания и поощрения со стороны руководителя.

Наименьшее значение для всех категорий респондентов имеет индивидуальный подход руководителя занятий к обучению (8 % у «военнослужащих-спортсменов»; 7 % у «военнослужащих-неспортсменов»; 9 % у «курсантов-спортсменов» и 11 % «курсантов-неспортсменов»).

Итак, физкультурно-спортивная мотивация - это особое состояние личности военнослужащего, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом физкультурно-спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение гармонично развитой личности, совершенствование форм тела и максимально возможного на данный момент результата.

На основе анализа потребностей к физической культуре и спорту у военнослужащих было выделено четыре основания, которые составили структуру их физкультурно-спортивной мотивации: стремление к самосовершенствованию; стремление к самовыражению и самоутверждению; социальные установки; удовлетворение духовных и материальных потребностей.


Рецензенты:

Белошицкий А.В., д.п.н., доцент, начальник Центра организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»,  г. Воронеж;

Колосова Л.А., д.п.н., профессор, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (совершенствования подготовки военных специалистов) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж.

 


Библиографическая ссылка

Матвеев Е.Г., Частихин А.А., Радченко О.В. ОСОБЕННОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20266 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674