Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА КАДРОВ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Масягина Н.В. 1
1 Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта
Актуальность разработки вопросов функционального образования, организации различных форм повышения квалификации, прежде всего применительно к отрасли занятости в сфере деятельности обучаемого, становится все более насущным. Физическая культура и спорт являются универсальным механизмом самореализации человека, его самовыражения и развития, способствует оздоровлению людей, формированию привычки к здоровому образу жизни. В этих условиях одной из важнейших задач становится организация деятельности физкультурно-спортивной организации в системе непрерывного образования Российской Федерации, по достижению поставленных целей и решения задач по подготовке спортивного резерва, кадров для физкультурно-спортивной деятельности, обеспечения спортивной и физкультурно-зрелищной направленности физкультурно-спортивной отрасли. В статье представлена система принципов, выстроенная и ранжированная исходя из проведенного теоретического анализа и научно-методологического изыскания в области физической культуры и спорта и обобщенная модель воспроизводства кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования в Российской Федерации.
непрерывное образование
принципы
модель
физкультурно-спортивная деятельность
физкультурно-спортивная организация
функции деятельности
профессиональная компетентность кадров
1. Гуляев М.Ю. Инновации в технологии непрерывного физкультурного образования в условиях региона: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2002. – 24 c.
2. Масягина Н.В. Принципы подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-11384 (дата обращения: 24.02.2015).
3. Масягина Н.В. Принципы подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-11384.
4. Масягина Н.В. Исследование факторов, лимитирующих качество обучения при непрерывном образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/121-18580.
5. Масягина Н.В. Эффективная мотивация деятельности физкультурно-спортивного персонала // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/121-17797.
6. Масягина Н.В. Управление деловой карьерой в организациях физкультурно-спортивного профиля // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: www.science-education.ru/123-17437.
7. Масягина Н.В. Организация деятельности учебно-спортивного центра, как инструмент формирования кадрового резерва для физкультурно-спортивной отрасли // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-17907.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, глава 2, статья 10 (с изменениями и дополнениями).
9. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 04.12.2007, часть 2, статья 10 (редакция от 23.07.2013).
10. Цыганкова Т.В. Индивидуализация переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Барнаул, 2011. – 23 с.
Актуальность. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности  становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.

Физкультурно-спортивные организации участвуют в осуществлении деятельности по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья лиц, участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов [9].

С принятием нового закона об образовании в Российской Федерации выстраивается образовательная парадигма - от дошкольного образования до профессионального совершенства в трудовой деятельности. С каждым днем жизнь выдвигает новые требования к уровню знаний специалистов, и грамотно построенное непрерывное образование в системе повышения квалификации играет не маловажную роль [8].

Цель исследования. Воспроизводство кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования в Российской Федерации.

Методы исследования. Осуществлен анализ научной литературы, оценка работы практических специалистов на основании документального отчета. Проведены педагогические исследования, личные аналитические заключения, обмен опытом с квалифицированными специалистами физической культуры и спорта, наблюдения в сфере физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. При построении системы непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта нужно учитывать ряд факторов деятельности специалиста в области физической культуры и спорта:

- специфика труда специалистов физической культуры и спорта, связанная с людьми и их здоровьем;

- использование в трудовой деятельности различных видов тренажёрного оборудования и специальной аппаратуры, что требует от специалиста наличия специальных знаний;

- работа с молодежью, требующая от специалиста знания психолого-педагогических особенностей каждой возрастной категории, что позволит выстроить образовательный и воспитательный процесс;

- наличие организаторских способностей, навыков и умений по организации и проведению запланированных мероприятий [6].

В ходе методологических исследований был выделен ряд принципов концепции непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта, отражающих идеи профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной области. Основными принципами построения и функционирования системы непрерывного профессионального образования по подготовке кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации являются следующие:

1. Ориентированность системы на реализацию единой государственной политики через сферу подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для физкультурно-спортивной отрасли.

2. Непрерывность процесса обучения каждого специалиста физкультурно-спортивной отрасли.

3. Отбор и привлечение кадров в области физической культуры и спорта, обеспечивающих высокую эффективность функционирования системы.

4. Опережающий характер обучения.

5. Единство гуманитарной, управленческой, экономической и правовой подготовки в сочетании с углубленной специализацией в области физической культуры и спорта.

6. Оптимальность сочетания всех видов дополнительного профессионального, послевузовского образования; гибкость системы [3, 10].

Система должна охватывать все уровни физкультурно-спортивной деятельности, а значит - включать все уровни образования, причем сочетание этих уровней должно быть оптимальным для существующей кадровой ситуации и меняться с изменением этой ситуации [1].

Для реализации вышеперечисленных принципов нами была предложена обобщенная модель системы, которая включает в себя:

Данную модель системы можно определить как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Каждый элемент модели в названой системе непрерывного образования является элементом системы более высокого ранга, т.е. звеном в системе подготовки всесторонне подготовленного, способного творчески работать специалиста [1], так школа (спортивная секция) - элементарное звено системы профессиональной подготовки - уровень начальной спортивной подготовки; колледж (техникум) - элемент системы среднего специального образования - уровень спортивного совершенствования; вуз - элемент системы высшего специального образования - уровень спортивного мастерства; центр повышения квалификации - элемент системы, позволяющий пополнять полученные знания исходя из требований профессиональной деятельности, на базе полученных на предыдущих этапах модели - уровень профессионального совершенствования.

Повышение квалификации специалистов физкультурно-спортивной отрасли следует, по нашему мнению, проводить в рамках одной организации, несущей фактическую ответственность за качество физкультурно-спортивной деятельности [7]. Такой организацией должен стать учебно-спортивный Центр.

Центр повышения квалификации - это государственное бюджетное учреждение, в котором проводится многовекторная подготовка специалистов в области физкультурно-спортивного, медико-биологического, социально-психологического направления.

Центр имеет возможность оперативно реагировать как на социальный заказ общества по подготовке специалистов для физической культуры и спорта, так и на запросы обучающихся, удовлетворяя их потребности в знаниях и умениях, необходимых для решения профессиональных задач, осуществлять взаимосвязь между всеми элементами представленной модели. Так, студенты колледжа и вуза стажируются в школе, получая педагогическую практику со специалистами, которые повышают квалификацию в центре, выпускники колледжа поступают для дальнейшего обучения в вуз, специалисты, приходя на повышение квалификации в центр, проходят стажировку в колледже, выпускники вуза и колледжа приходят работать в организации физкультурно-спортивной направленности.

Гибкость образовательной системы центра позволяет добиваться максимального образовательного эффекта. Возможность в течение учебного года вводить новые и модернизировать старые учебные дисциплины дает высокий академический эффект с учетом последних научных, технических и образовательных достижений в стране и за рубежом [7].

В деятельности центра выделяется ряд условий, при которых наиболее эффективно выстраивается деятельность образовательного учреждения дополнительного профессионального образования по воспроизводству кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования в России.

К таким условиям относятся:

- наличие высококвалифицированного коллектива, обладающего профессиональными навыками по организации и проведению учебно-образовательного процесса, проведению семинаров, конференций, съездов, отражающих последние сведения в области преподаваемых в центре предметов и реализующих обмен опытом между специалистами;

- оснащение современной учебно-материальной базой: аудитории, спортивные залы с инвентарем и оборудованием, научные лаборатории, библиотека, кинозал и т.д.;

- формирование преподавательского состава центра из лучших специалистов отрасли или данного направления, чьи достижения и преподавательские возможности уже апробированы и не вызывают никаких сомнений;

- наличие издательского и рекламного ресурса. Наличие издательского отдела при центре позволяет достаточно оперативно публиковать последние нововведения по профессии и проводить соответствующий обмен опытом;

- центр является органом пропаганды, агитации и других видов распространения идей здорового образа жизни и последних научных достижений. Центр должен располагать мощным зарядом рекламных возможностей, пользуясь которыми возможно проводить крупные агитационные кампании в пользу физической культуры и спорта [7].

Основной целью учебно-спортивного центра является создание системы непрерывного развития и роста профессиональной компетентности кадров, обновление теоретических и практических знаний специалистов, обеспечивающих воспроизводство кадрового ресурса и повышение качества образовательных услуг в физкультурно-спортивной отрасли города Москвы. Деятельность учебно-спортивного центра предполагает:

- разработку и реализацию программ повышения квалификации по различным видам спорта и различным видам физкультурно-спортивной деятельности;

- организацию и проведение учебного процесса, имеющего целью обновление знаний, умений и навыков, демонстрацию инновационных технологий подготовки специалистов физкультурно-спортивной отрасли;

- проведение образовательных семинаров, мастер-классов, открытых учебно-тренировочных занятий и научно-практических конференций;

- организацию и выпуск учебно-методических пособий, разработку учебно-методических материалов;

- формирование мотивации на развитие профессиональных компетенций;

- создание образовательной среды, обеспечивающей широкий спектр путей повышения квалификации.

Выводы. Таким образом, представленная модель воспроизводства кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования в Российской Федерации на примере деятельности учебно-спортивного центра Москомспорта позволила нам выделить ряд условий, позволяющих совершенствовать систему воспроизводства кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования, и способствовать росту профессиональной компетентности кадров. Вариативность в деятельности учебно-спортивного центра выражается в оперативном реагировании на изменение целевых установок, ориентированных на многочисленные физкультурно-спортивные специализации, при условии гибкости системы непрерывного образования, что позволяет формировать квалифицированный кадровый резерв для физкультурно-спортивной отрасли.

Рецензенты:

Абаев А.М., д.п.н., доцент, заместитель председателя общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России», г. Москва;

Начинская С.В., д.п.н., д.э.н., профессор, начальник методического отдела ГБУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Масягина Н.В. МОДЕЛЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА КАДРОВ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20300 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674