Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОГРАММА ДВИГАТЕЛЬНОЙ САМОРЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ПРИ ТРАВМАХ ПОЗВОНОЧНИКА И СПИННОГО МОЗГА С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТА И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Штоколок В.С. 1 Ямалетдинова Г.А. 1
1 НОУ ВПО «Гуманитарный университет»
В статье рассмотрена программа двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника с повреждением спинного мозга на основе персонального тренинга в домашних условиях. Представлены разработанные варианты распределения двигательной нагрузки в течение отдельного занятия, дня и недельного цикла с учетом возраста и двигательных возможностей больного. Программа представлена как краткое изложение содержания обучения больного предстоящим действиям самореабилитации в процессе индивидуальных, теоретических, методических и практических занятий. Эффективность разработанной программы двигательной самореабилитации доказывают результаты проведенного исследования: опорная функция поврежденных нижних конечностей в показателях экспериментальной группы возросла более чем на 200%; позитивные сдвиги произошли и в физической работоспособности в экспериментальной группе, прирост результатов составил до 195%, и т.д. Результаты эксперимента доказывают эффективность предложенной программы двигательной самореабилитации больных с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга после выписки из стационара на основе персонального тренинга.
персональный тренинг
травмы позвоночника и спинного мозга
программа двигательная самореабилитация
1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учеб. для студ. высш. учеб, заведений. Изд. 2-е, стер. / В.И. Дубровский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 608 с.
2. Плаксина О.И. Специфика реабилитационной работы в Велнес-центрах для больных остеопорозом / О.И. Плаксина // Российский человек в разломе эпох: QUO VADIS: мат. XV Международ. науч.-практ. конф. 26–27 апреля 2012 г. докл. / Под ред. Л.А. Закса, Г.А. Ямалетдиновой и др. – Т. 2. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2012. — С. 820, с. 746–750.
3. Попов С.Н. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др. / Под ред. С.Н. Попова. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
4. Правосудова В.П. Учебник инструктора по лечебной физической культуре: учебник для институтов физ. культ. / Под ред. В. П. Правосудова. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 415 с.
5. Штоколок В.С. Алгоритмы выполнения физических упражнений больным при вялом периферическом параличе конечностей в домашних условиях / В.С. Штоколок, Г.А. Ямалетдинова // Инновационные фитнес-технологии в физическом воспитании и спорте детей и подростков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 21–22 ноября 2013 г. Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – С. 206–213.
6. Штоколок В.С. Участие в силовом марафоне как способ реабилитации и интеграции инвалидов с травмами опорно-двигательного аппарата в современное общество / В. С. Штоколок, Г.А. Ямалетдинова // Педагогическое образование в России». – 2014 . – № 9. – С. 106–108.
Повышение эффективности восстановления больных с травмами позвоночника и спинного мозга после выписки из стационара является одной из центральных проблем современной реабилитации и имеет не только медицинское, но и социальное значение, так как травмируются в основном люди трудоспособного возраста. Значительная часть из них в дальнейшем  становится инвалидами.

На этапе нахождения в стационаре реабилитацией больного занимается группа квалифицированных специалистов: врачей, массажистов, специалистов по ЛФК, физиотерапевтов. После выписки из стационара продолжение полноценной реабилитации является затруднительным в силу объективных причин: отсутствия отлаженной системы реабилитации после выписки из стационара; недостаточного количества учреждений, осуществляющих мероприятия по восстановлению больных; отсутствия необходимого количества специалистов по реабилитации. Кроме этого, процесс реабилитации больных, получивших травмы позвоночника с повреждением  спинного мозга, характеризуется длительностью от 2-3 месяцев до нескольких лет, что требует значительных экономических затрат на проведение реабилитационных мероприятий. Для решения проблемы, связанной с организацией реабилитации больных после выписки из стационара, предлагается осуществление самостоятельных занятий на основе персонального тренинга в домашних условиях.

Цель исследования

Разработка программы двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга  после выписки из стационара.

Методы исследования

Нами применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; изучение опыта работы инструктора-методиста ЛФК по теме исследования; опрос больных; педагогическое наблюдение за процессом физической реабилитации; антропометрические измерения; медико-биологические; биохимические методы исследования; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; психофизиологическое тестирование; методы математической статистики.

Двигательная самореабилитация должна обеспечить восстановление  должного психофизиологического состояния и уровня физического развития больного, а также отражать теоретико-методическую и физическую подготовленность. Для реализации поставленных задач исследования занятия с больными проводилось по разработанной нами программе «Обучение двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга после выписки из стационара на основе персонального тренинга» (табл. 1).

Программа представлена как краткое изложение содержания обучения больного предстоящим действиям самореабилитации в процессе индивидуальных, теоретических, методических и практических занятий с учетом силовых и координационных способностей парализованных нижних конечностей, степени развития групп мышц, участвующих в вертикализации, а также с учетом объема и интенсивности физической нагрузки.

При составлении программы двигательной самореабилитации на основе персонального тренинга необходимо учитывать следующие индивидуальные особенности больного: возраст, тяжесть травмы позвоночника с повреждением спинного мозга, вторичные нарушения деятельности органов и систем организма, способность выполнения физических упражнений и приемов лечебного самомассажа, а также давность полученной травмы и уровень физической подготовленности больного.

Таблица 1

Программа индивидуальных занятий по двигательной  самореабилитации больных после выписки из стационара

 №

п/п

 

Наименование

 занятий

Всего

(часов)

 

Периоды реабилитации (этапы)

1

2

3

4

5

6

I

Теоретические  (беседы)

20

10

2

2

2

2

2

II

Методические

10

5

1

1

1

1

1

III

Практические

156

13

13

26

26

26

52

IV

Контрольные

10

5

1

1

1

1

1

 

Теория (опрос)

7

2

1

1

1

1

1

 

Методика (компьютерный тест, опрос, пробы)

7

2

1

1

1

1

1

 

Практика (тесты)

8

2

2

 

2

 

2

 

Итого

218

39

21

32

34

32

60

Теоретические индивидуальные занятия с больным и его близкими проводятся на начальном этапе реализации программы двигательной самореабилитации и включают в себя сведения об изменениях, происходящих в организме больного, применение методов контроля и самоконтроля в процессе проведения занятий, организацию здорового стиля жизни больного, возможные реакции организма на физическую нагрузку, а  также  особенности коррекции содержания занятий при ухудшении функционального состояния больного и правила ведения дневника самоконтроля.

Методические занятия проводятся после теоретических, задачами методических занятий являются: ознакомление с особенностями выполнения комплексов физических упражнений разной направленности, самомассажа, гидропроцедур и разработка специального питания.

Практические занятия реализуются после теоретических и методических занятий.

Распределение двигательной нагрузки в зависимости от сохранившихся двигательных возможностей больного в течение недельного цикла планируется в трех вариантах.

Первый вариант. При способности к перемещению без посторонней помощи и возможности выполнения самообслуживания применяется следующая организация занятий больных.

Занятия проводятся 3 раза в неделю. Лечебная гимнастика в сочетании с самомассажем и гидропроцедурами осуществляется в следующей последовательности:

  1. прогревание соответствующего сегмента позвоночника;
  2. массаж спины;
  3. прогревание парализованной конечности;
  4. выполнение массажа здоровой конечности;
  5. выполнение массажа парализованной конечности;
  6. выполнение лечебной гимнастики;
  7. комплекс физических упражнений, направленный на формирование и закрепление навыка правильной осанки;
  8. комплекс физических упражнений, направленный на восстановление координации движений;
  9. комплекс физических упражнений, направленный на восстановление утраченных функций пораженной руки.

Направленность физических упражнений в процессе тренировочных  занятий в течение недели распределяется следующим образом:

Понедельник:  мышцы ног + мышцы пресса;

Среда: мышцы рук;

Пятница:  мышцы спины.

Второй вариант. Последовательность выполнения комплексов физических упражнений лечебной гимнастики данного варианта предназначена для организации занятий больных трудоспособного возраста, которые имеют значительные ограничения в передвижении (используют инвалидную коляску). В данном случае занятия проводятся ежедневно.

Ежедневная последовательность выполнения комплексов лечебной гимнастики в сочетании с самомассажем и гидропоцедурами включает:

1) самомассаж груди и живота;

2) дыхательные упражнения;

3) прогревание соответствующего сегмента позвоночника и верхних конечностей (при наличии вялого паралича верхних конечностей);

4) массаж спины и верхних конечностей;

5) выполнение активных физических упражнений для укрепления мышечного корсета и увеличения подвижности позвоночника;

6) дыхательные упражнения;

7) прогревание соответствующего сегмента позвоночника и нижних конечностей;

8) выполнение самомассажа спины;

9) выполнение самомассажа нижних конечностей;

10) выполнение пассивных упражнений (для сохранения эффекта после выполнения самомассажа и пассивных упражнений необходимо надеть на больного теплые шерстяные или хлопковые штаны и носки);

11) дыхательные упражнения за 1-2 ч до сна.

Кроме вышеуказанных мероприятий, больному, в течение дня необходимо лежать на боку и животе [5].

Третий вариант занятия предназначен для больных пожилого возраста. Реабилитационные мероприятия осуществляются аналогично алгоритму занятий больных трудоспособного возраста, но  с важным дополнением трудотерапией.

На ранних этапах двигательной самореабилитации у лиц пожилого возраста трудотерапия носит психологический характер [1]. Продолжительность занятий трудотерапией возрастает от 2-3 до 10-15 мин 2-3 раза в день. Не допускается значительное утомление при проведении трудотерапии [1]. Абсолютные противопоказания к трудотерапии - острое лихорадочное состояние [2].

Также значительное место отводится физическим упражнениям с сопротивлением. Это связано с тем, что одним из серьезных последствий травмы позвоночника является развитие остеопороза. Остеопороз - заболевание, при котором минеральная плотность костной ткани снижается, тем самым повышается риск переломов костей [2].

Применение силовых упражнений показано при остеопорозе, а физические упражнения с сопротивлением являются фундаментальной частью программы при его лечении [2]. Занятия по разработанной программе предполагали не только восстановление утраченных функций, но и возвращение испытуемого в социальную среду через подготовку и участие в силовых видах спорта [6].

Результаты исследования и их обсуждение

С целью проверки эффективности разработанной программы двигательной самореабилитации проведен формирующий эксперимент. В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 79 человек от 40 до 73 лет, которые имели  I или II группу инвалидности. У 60% испытуемых причиной развития заболевания являлись различные травмы, преимущественно дорожно-транспортные, и падение с высоты. У 30% - кисты различной этиологии. В остальных случаях причинами заболевания были  процессы сосудистой этиологии в области позвоночника (время с момента получения травмы  не больше 4 месяцев). Больные были разделены на контрольную группу (в ее состав вошли больные с периферическим параличом нижних конечностей  (39 человек), занятия с ними проводились  на основе комплекса рекомендаций, выдаваемых больным при выписке из стационара) и экспериментальную группу (40 человек, занятия  в данной группе  проводились по разработанной нами методике двигательной самореабилитации).

Как видно из приведенных выше данных, состав обследуемой группы был неоднородным в клиническом и возрастном аспектах, что, естественно, сказывалось на методике организации исследования и его результатах.

Оценивание результатов эксперимента осуществлялось по показателям, характеризующим психофизиологическое состояние (физическое развитие, психоэмоциональное состояние и результаты биохимических исследований крови), физическое здоровье, работоспособность и физическую подготовленность больных. К концу исследования в экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика по всем показателям, а в контрольной - их незначительное улучшение или ухудшение.

Исследования показали, что до начала эксперимента большинство таких показателей у больных экспериментальной и контрольной групп существенно не отличалось (p>0,05). К концу эксперимента произошли явные изменения в показателях антропометрии и функциональной подготовленности. Наибольший прирост результатов наблюдается в показателях экспериментальной группы, характеризующих силу мышц поврежденных нижних конечностей (более 200%).

Эффективность занятий по разработанной программе двигательной самореабилитации подтверждают результаты биохимических исследований крови. В начале эксперимента количество больных с уровнем гемоглобина в крови выше 100 г/л в контрольной и экспериментальной  группах  составило более половины. По окончании эксперимента в контрольной группе уровень гемоглобина выше 100 г/л был у 75%, а в экспериментальной - у 100% больных.  В начале занятий уровень мочевины в крови выше нормы выявлен у большинства испытуемых. При завершении занятий в экспериментальной группе количество больных с уровнем мочевины выше нормы составило 2,5%, в контрольной -  45%. Эти данные  подтверждают эффективность, предложенной нами методики двигательной самореабилитации.

Для определения психологического состояния больных применялись следующие информативные тесты: для определения самооценки тревожности - шкала оценки уровня реактивной и личной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), тест Люшера - для определения психоэмоционального состояния.

К концу исследования результаты в экспериментальной группе значительно улучшились. Если вначале уровень тревожности оценивался как высокий, то к концу эксперимента тревожность определялась как умеренная и составила  41,43 и 39,45 балла соответственно в экспериментальной и контрольной группах при норме 31-45 баллов. Отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания.

Также проводили исследование психоэмоционального состояния больных с помощью теста Люшера. После окончания эксперимента в контрольной группе преобладал пессимистический настрой, а в экспериментальной группе больные стали ощущать себя более уверенными, стали ставить перед собой цели на перспективу, стремиться к  преодолению болезни.

Позитивные сдвиги произошли в показателях физической работоспособности. Исходные низкие показатели обосновываются длительной гиподинамией вследствие полученной травмы, а также последствиями паралича нижних конечностей. К концу эксперимента в обеих группах при выполнении теста «Подъем туловища до угла 90° от поверхности пола» наблюдалась  положительная динамика по всем исследуемым показателям. В экспериментальной группе произошли более значительные изменения в исследуемых показателях (до 195,47%). В контрольной группе  прирост значительно меньше, но тоже имеет положительную динамику (29,17 %). Результаты выполнения теста «Ползание на животе» также имеют положительную динамику: в экспериментальной группе до 41,88%, в контрольной - незначительное улучшение до 8,12%.

Выводы

Таким образом, занятия по предложенной программе двигательной самореабилитации способствовали нормализации деятельности внутренних органов и систем, восстановлению утраченных функций  организма, улучшению психологического состояния больных. Больные стали строить планы на будущее, у них появилась уверенность в успехе реабилитационных мероприятий.

Рецензенты:

Бобылев Б.Г., д.п.н, профессор ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс» , г. Орёл;

Макеева В.С., д.п.н, профессор, заведующая кафедрой «Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс», г. Орёл.


Библиографическая ссылка

Штоколок В.С., Ямалетдинова Г.А. ПРОГРАММА ДВИГАТЕЛЬНОЙ САМОРЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ПРИ ТРАВМАХ ПОЗВОНОЧНИКА И СПИННОГО МОЗГА С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТА И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20301 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674