Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ У ИНТЕРНОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК КОМПОНЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Власенко Н.Ю. 1 Гетман Н.А. 1 Полянская Н.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Проведен анализ взаимосвязи сформированности научно-исследовательских компетенций интернов по специальности педиатрия с наличием в рабочей учебной программе заданий научно-исследовательского характера. В статье представлены материалы определения уровня готовности обучающегося в интернатуре к научно-исследовательской работе со следующими характеристиками: умение написания реферата по научной теме, участие в студенческих научных кружках; умение формулировать цель и задачи, определять объект и предмет исследования, формулировать научную гипотезу; сведения о наличие публикаций, об опыте работы с литературой и научными базами данных (PubMed, ScienceDirect, Cochraine library), о навыках работы с компьютерными программами (Word, Excel, PowerPoint) и программами статистической обработки данных (Statistica, SPSS и др.). Рассмотрены семь основных направлений организации и проведения научно-исследовательской работы интернов. Предложены в форме методических рекомендаций основные шаги по организации в интернатуре (ординатуре) научно-исследовательской работы.
научно-исследовательская компетенция
интерн
педиатрия
компонент медицинского образования
1. Ансимова Н. П. Специфика научно-исследовательской работы студентов и аспиран¬тов педагогического ВУЗа. Ярославский педагогический вестник № 3–2009 (60). 88-91
2. Артюхина А.И., Гетман Н.А., Голубчикова М.Г., Лопанова Е.В. др. Компетентно¬стно- ориентированное обучение в медицинском ВУЗе. - Учебно-методическое пособие. - М: Изд. «Флинта», 2013 . - 256с.
3. Гетман Н.А., Котенко Е.Н. Технологии оценивания учебных результатов студентов медицинского вуза./ Учебное пособие. – Омск ГБОУ ВПО «ОмГМА» -2015. - 160с.
4. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспери-ментального психологического исследования. / В.В. Давыдов. М.: «Академия», 2004. - 283 с.
5. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одоб¬рена приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006г. №201).
6. Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских ВУЗов. /Сост. М.Е. Волчанский, А.В. Петров; ВолГМУ. – Волгоград, 2004. – 12 с.

Растущий темп научно-технического и социального прогресса общества способствовал возникновению и развитию идеи о необходимости целенаправленного поиска, отбора, воспитания и обучения людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. В связи с этим наблюдается все возрастающий интерес отечественной и зарубежной педагогической науки и практики к проблемам выявления и обучения лиц с повышенными способностями и склонностями к научно-исследовательской деятельности на профессиональном уровне [2,4].

Научно-исследовательская работа является неотъемлемым компонентом подготовки высококвалифицированных специалистов, основой формирования способности к получению и интерпретации новых знаний и их интеграции в профессиональную деятельность. Формирование информационного общества, переход к наукоемким технологиям в медицине остро ставит вопрос о необходимости целенаправленного обучения специалистов основам научно-исследовательской и инновационной деятельности, что позволит им эффективно производить новое знание, новые идеи и технологии как основной ресурс развития современного общества [3,6]. Однако в современной российской высшей медицинской школе научно-исследовательская работа не является обязательным компонентом обучения в интернатуре.

Рассматривая вопросы о внедрении НИР в образовательный процесс, нельзя игнорировать проблему личности обучающегося, которая касается мотивации, теоретической и практической подготовки [1, 2, 3, 5].  Важными показателями проявления мотивационных компетенций является   высокая произвольная познавательная активность; использование при подготовке к занятиям и выполнении курсовых и квалификационных работ дополнительной и самостоятельно подобранной литературы; самостоятельность в определении цели и задач исследования, в подборе методов исследования, формулировании проблем и гипотез исследования; самостоятельный анализ собственных проблем в обучении или организации исследовательской деятельности и т.д. [2].

С целью определения педагогических условий подготовки к научно-исследовательской деятельности интернов, была выполнена оценка мотивированности и готовности обучающихся на этапе последипломного образования к НИД в 2014-2015 гг. при помощи анкетирования   группы интернов педиатрического факультета Омской государственной медицинской академии в количестве 36 человек. Интернам были заданы вопросы: 1. Считают ли они научно-исследовательскую деятельность необходимым компонентом обучения в интернатуре? 2. Какие мотивы могли бы побудить их к участию в научно-исследовательской деятельности? По результатам анкетирования   только 1/3 опрошенных (12 человек) ответила положительно на вопрос о необходимости включения научно-исследовательской деятельности в программу обучения в интернатуре. Наиболее частым мотивом (50% опрошенных), который мог бы побудить к научно-исследовательской деятельности,  был возможность получать дополнительный доход. Ответы на остальные пункты анкеты распределились следующим образом: стремление сделать карьеру в науке или педагогической деятельности - 8,5% (3 опрошенных); желание развивать свои интеллектуальные и творческие способности - 13,8% (5 опрошенных); получение более глубоких и качественных знаний, умений и навыков по выбранной специальности - 36% (13 опрошенных); наличие собственного интереса к разработке какой-либо научной проблемы - 17% (6 опрошенных); возможность участвовать в конкурсах научных работ молодых ученых - 19% (7 опрошенных); другие - 17% (6 опрошенных), затрудняюсь ответить - 40% (14 опрошенных). В качестве других мотивов указывались получение навыков работы с научной литературой, продвижение по карьерной лестнице, возможность общения с коллегами, облегчение сдачи зачетов и экзаменов. Обучающиеся в интернатуре показали низкую мотивированность к НИД; отмечалась тенденция к смещению интересов от интеллектуально-познавательной в сторону материально-потребительской деятельности. Для определения готовности интернов к выполнению научно-исследовательской работы 36 интернам, проходившим обучение на кафедре госпитальной педиатрии ОмГМА была предложена для заполнения анонимная анкета, приведенная ниже. Анкета для определения уровня готовности обучающегося в интернатуре к научно-исследовательской работе включала вопросы об умении написания реферата по научной теме, участии в студенческих научных кружках; умении формулировать цель и задачи, определять объект и предмет исследования, формулировать научную гипотезу; о наличии публикаций, опыте работы с литературой и  научными базами данных (PubMed, ScienceDirect, Cochraine library), навыках работы с компьютерными программами (Word, Excel, PowerPoint) и программами статистической обработки данных (Statistica, SPSS и др.)

По результатам анкетирования 61% опрошенных (22 респондентов) дали положительные ответы на 1-4 вопроса, 22% (8 респондента) - на 5-7 вопросов и 17% (6 респондента) - на 8 и более вопросов. Только 1 респондент ответил утвердительно на все 17 вопросов. Среди 8 участников анкетирования, положительно ответивших более чем на 7 вопросов, все принимали участие в работе студенческих научных кружков на этапе обучения в ВУЗе. Наиболее частыми положительными ответами были: наличие навыков работы с компьютерными программами Word, Excel, PowerPoint - 100% (36 респондентов);  написание реферата по научной теме - 78% (28 респондентов), умение осуществлять поиск научной литературы в сети Internet - 66% (24 респондентов), участие в работе студенческого научного кружка - 33% (12 респондентов). На остальные вопросы положительные ответы были получены у 0-10% респондентов.  Таким образом, большинство интернов также показали   низкую готовность к научно-познавательной деятельности, что выявляет некоторые недостатки в организации НИД студентов в процессе  обучения на предварительном этапе. Особенностью обследованного контингента было начало обучения в ВУЗе в 2009-2010 годах и ранее, т.е. до внедрения в образовательный процесс новых образовательных стандартов и технологий. Полученные данные наглядно подтверждают несовершенство субъект-объектного типа обучения в отношении формирования умений и навыков самостоятельного обучения и творческого развития личности, и обосновывают необходимость интенсификации обучения в этом направлении с дифференциацией способов обучения в зависимости от исходного уровня готовности интернов.

Перед многими интернами встает вопрос о том, как правильно сформулировать тему исследования, гипотезу, как правильно поставить задачи и выбрать методы исследования и многое другое. Мы разработали методическое пособие по исследовательской работе. Научно-исследовательская работа интернов (НИР интернов) является важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-медицинского и культурного прогресса. Привлечение врачей интернов к научной работе позволяет использовать их творческий и трудовой потенциал для решения актуальных задач повышения качества жизнедеятельности.

Основными целями являются: содействие повышению качества профессиональной подготовки молодых специалистов, созданию условий формирования творческой активности, самостоятельности врачей интернов в их научной работе; выявление наиболее талантливой и одаренной молодежи, содействие раскрытию ее способностей и организации ее дальнейшего образования; развитие и повышение качества научных исследований и разработок, выполняемых интернами во внеучебное время в научных подразделениях академии; координация и руководство всеми формами научно-исследовательской работы интернов в академии; расширение научного сотрудничества между ВУЗами.

Основные задачи научно-исследовательской работы интернов: овладение интернами научным методом познания и на его основе углубленное и творческое освоение учебного материала; овладение методикой и средствами самостоятельного решения научно-медицинских задач; приобретение навыков работы в научных коллективах и ознакомление с методами организации научной работы; непосредственное участие в решении научно-медицинских задач.

Рассмотрим содержание и формы научно-исследовательской работы интернов. НИР интернов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах. Базой организации НИР интернов являются научно-исследовательские работы, выполняемые профессорско-преподавательским составом кафедры. Содержание НИР интернов должно соответствовать профилю кафедры.  Участвующими в НИР считаются интерны, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области гуманитарных, естественных, специальных медицинских наук.

НИР интернов подразделяются на: исследовательскую работу интернов - работу, включаемую в учебный процесс; собственно НИР интернов - работу, выполняемую во внеучебное время.  Научно-исследовательская работа интернов, включаемая в учебный процесс, осуществляется в следующих формах: выполнение лабораторных работ, домашних работ, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы научных исследований; введение элементов научного поиска в практические и семинарские занятия; выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского  характера в период производственной практик; ознакомление с теоретическими основами методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и проведения научного эксперимента и обработки полученных данных; участие в работе врачебных научных семинаров.

НИР интернов, организуемая во внеучебное время, включает следующие формы: участие в работе врачебных научных коллективов; участие в работе проблемных научных групп на профилирующих (выпускающих) кафедрах. На кафедрах учебно-исследовательская работа интернов включается в семинарские занятия. Интерны готовят исследовательские работы. Лучшие работы заслушиваются на научных семинарах кафедры и рекомендуются на конкурсы, конференции, в печать, а также могут быть использованы в качестве пособий.

Формы и методы НИР интернов зависят от уровня их подготовки. Используются такие формы НИР как написание рефератов, выполнение расчетных работ, перевод литературы, реальное курсовое и дипломное проектирование, постановка и модернизация лабораторных работ, участие в подготовке и проведении научных экспериментов, выполнение хоздоговорных научно-исследовательских работ. Планирование и руководство научно-исследовательской работы интернов: научно-исследовательская работа интернов проводится в соответствии с планом НИР кафедры на весь период обучения в интернатуре, в плане содержатся мероприятия по планированию и организации НИР, проводятся организационно-массовые и научно-практические мероприятия, организация НИР по специальностям. Опорный методический центр по организации НИР интернов - выпускающая кафедра. Выпускающая кафедра по согласованию с другими кафедрами составляет программу проведения научно-исследовательской работы по соответствующей специальности на весь период обучения. В этой программе приводятся рабочий учебный план по НИР и излагается примерное содержание исследовательской работы по всем видам учебной и внеучебной работы.  На основании программы проведения НИР по специальности кафедры составляют методические указания по проведению исследовательской работы по отдельным дисциплинам.

Методические материалы по УИР, разрабатываемые выпускающей кафедрой, включают: методические указания по выполнению лабораторных работ, курсовых и дипломных работ, домашних заданий с элементами научно-исследовательского характера; методические указания по выполнению заданий научно-исследовательского характера в период производственной практики.

Выпускающая кафедра разрабатывает и утверждает следующую документацию по организации НИР в учебном процессе: тематику индивидуальных заданий; распределение интернов для проведения НИР среди преподавателей кафедры; наименование научных семинаров и список руководителей, которые их проводят; планы работы научных руководителей интернов; тематику курсовых и дипломных работ с элементами научных исследований;  перечень лабораторных работ с элементами научных исследований; тематику домашних заданий научно-исследовательского характера; тематику индивидуальных заданий по НИР на период производственных практик.

Организация и проведение НИР в учебном процессе распределяется на 7 основных направлений:

1) Лабораторные работы. При выполнении таких работ интерн должен: развить способность составлять план; развить способность выбирать методику исследований; развить способность составлять научный отчет. По каждому заданию кафедра готовит необходимые методические указания по его выполнению.

2) Домашние задания. Задания должны выдаваться с учетом предварительного изучения бюджета времени для выполнения самостоятельной работы.

3) Практическая работа. В период прохождения производственных практик выпускающая кафедра должна обеспечить выдачу каждому интерну за 2-3 недели до практики специального задания исследовательского характера.

Тематика заданий должна составляться заранее при заключении договоров с предприятиями о прохождении практики интернами. В такой договор целесообразно включить отдельным пунктом обязательство предприятия о предоставлении перечня вопросов для индивидуальных заданий.

Кроме индивидуальных заданий на практику на профилирующих кафедрах целесообразно создавать творческие группы на период производственных практик (на данном предприятии), в случае, если на одно предприятие направляется на прохождение практики несколько интернов. Работа группы возглавляется научными руководителями - работниками академии и предприятия. Они составляют совместную программу - задание группе и контролируют ее выполнение.

4) Курсовые и дипломные работы (учебные истории болезни). Результаты научных исследований интернов должны находить отражение при выполнении курсовых и дипломных работ с элементами научных исследований. Особо следует практиковать выполнение курсовых и дипломных работ по заявкам предприятий (лечебных учреждений, в том числе и коммерческих), что позволит: обучать интернов навыкам НИР на конкретных примерах (курация пациентов в ЛПУ); рационально использовать творческие способности интернов при решении задач.

5) Научные коллективы интернов. Научные коллективы интернов - основная структурная единица организации НИР на кафедре. Организация работы в таком коллективе предусматривает проведение исследований по проблемной теме.

Привлечение интернов в научные коллективы проводится работниками академии на лекциях, практических занятиях, при индивидуальных беседах и консультациях. До начала учебного года кафедрой разрабатывается и вывешивается на доске объявлений кафедры примерная тематика научных работ для интернов. Тема научной работы определяется руководителем коллектива с учетом пожеланий интерна. Выбранная тема должна быть актуальной, конкретной, узкой и доступной к исполнению, чтобы можно было закончить ее за 1 год (за период обучения в интернатуре на кафедрах).  Задача руководителя научного коллектива - педагогически правильное распределение работы. Практическая работа интернов при выполнении исследований обязательно должна сочетаться с познавательной, теоретической.

6) Научные семинары. Результаты научно-исследовательской работы интернов  докладываются на специальных научных семинарах. Работа научного семинара организуется согласно плану, который составляется на семестр научным руководителем семинара и утверждается заведующим кафедрой. В плане проведения научных семинаров указываются дата и место проведения заседаний, темы выступлений интернов, фамилия докладчиков и их оппонентов.

Работа научных семинаров должна быть построена таким образом, чтобы каждый интерн за время обучения в интернатуре выступил не менее одного раза с докладом. Доклады интернов представляются в письменном виде и оформляются согласно требованиям, предъявляемым к рукописным работам. Выступление интерна может являться отчетом о выполненных исследованиях или отдельном завершенном этапе научной работы. Работа семинара должна обязательно фиксироваться в специальном журнале кафедры, в котором отмечается посещение семинара интернами и результаты их выступлений. Рекомендуется заседания научных семинаров оформлять протоколами.

Семинар ведет научный руководитель, который после обсуждения докладов подводит итоги выступлений интернов, дает всестороннюю оценку выполненных работ, отмечает их положительные стороны и недостатки.

На семинаре решается вопрос о представлении докладов на научные конференции, о публикации научных работ и представлении их на конкурсы.

7) Организационно-массовые мероприятия по НИР.

Важную роль в активизации научного творчества интернов играют организационно-массовые мероприятия: ежегодные научно-практические конференции; всероссийские, межрегиональные, отраслевые и городские научные и научно-практические конференции, семинары, симпозиумы, совещания; выставки научного творчества молодежи; конкурс на лучшую группу, специальность по проведению НИР; выдвижение интернов на соискание премий на лучшие научно-исследовательские работы.

Каждый интерн, приступая к научно-исследовательской работе на выпускающей кафедре, оформляет специальный рабочий журнал, в котором заносятся все результаты работы по научной теме: обзор источников и литературы, а также иных материалов, результаты экспериментов, материалы обработки экспериментальных данных, выводы по работе и т.д. В журнале обязательно указываются даты записей и нумерация страниц.

Рабочие журналы интернов являются основанием для подготовки докладов на научные семинары и для составления заключительного отчета по научно-исследовательской работе.

По результатам НИР можно судить о творческой и научной активности интернов. Основные результаты научно-исследовательской работы интернов кафедр отражаются в ежегодном отчете. Критерии оценки результативности НИР: доклады интернов на научных конференциях, семинарах и т.п. всех уровней (в том числе научных); экспонаты, представленные на выставках с участием интернов; научные публикации интернов;  работы, поданные кафедрой (факультетом) на конкурсы на лучшую НИР; медали, дипломы, грамоты, премии и т.п., полученные интернами на конкурсах и на выставках; заявки, поданные интернами на объекты интеллектуальной собственности и авторского права; охранные документы, полученные интернами на объекты интеллектуальной собственности и авторского права; заключенные лицензионные договора на использование интеллектуальной собственности и авторского права интернов.

Помимо указанных выше форм научно-исследовательской работы, результатом научно-исследовательской работы в семестре является: утвержденная тема диссертации и план-график работы над диссертаций с указанием основных мероприятий и сроков их реализации (все указывается в индивидуальном плане интерна); постановка целей и задач будущего диссертационного исследования; определение объекта и предмета исследования; обоснование актуальности выбранной темы и характеристика современного состояния изучаемой проблемы; характеристика методологического аппарата, который предполагается использовать, подбор и изучение основных литературных источников, которые будут использованы в качестве теоретической базы исследования.

Результатом научно-исследовательской работы интерна так же может является сбор фактического материала для диссертационной работы, включая разработку методологии сбора данных, методов обработки результатов, оценку их достоверности и достаточности для завершения работы над диссертацией.

Делая первые выводы по организации НИР интернов можно отметить, что первоначально обучающиеся в интернатуре показали низкую мотивированность к НИД; отмечалась тенденция к смещению интересов от интеллектуально-познавательной в сторону материально-потребительской деятельности. Также отмечалась низкая готовность интернов к научно-познавательной деятельности, что выявляет некоторые недостатки в организации НИД студентов в процессе обучения на предварительном этапе.  В ходе разработки методических рекомендаций и их реализации данные показатели имели положительную динамику. Число интернов, занимающихся НИД, значительно выросло (с 9% до 27%), выросла мотивация интернов к НИД и понимание ее необходимости, т.к. научно-исследовательская работа интернов является частью общего образовательного процесса и, по нашему мнению, должна включаться в содержание рабочей программы.

Рецензенты:

Антонов О.В., д.м.н., доцент, заведующий кафедрой Пропедевтики детских болезней и поликлинической пе­диатрии, ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министер­ства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск;

Кривцова Л.А., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой Педиатрии ПДО, ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министер­ства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск.


Библиографическая ссылка

Власенко Н.Ю., Гетман Н.А., Полянская Н.А. РАЗВИТИЕ У ИНТЕРНОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК КОМПОНЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20323 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674