Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ У БОЛЬНЫХ С НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Менделевич В.Д. 1, 2 Пыркова К.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
2 ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет»
В статье приводятся сравнительный анализ данных экспериментально-психологического исследования эмоционального интеллекта и креативности у больных с невротическими расстройствами и здоровых лиц. В ходе исследования было установлено, что у больных с невротическими расстройствами уровень эмоционального интеллекта ниже, в частности, за счет компонентов внутриличностного эмоционального интеллекта, проявляющийся в слабо развитой способности управлять своими эмоциями (вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные), чем у здоровых лиц. Различий в уровне креативности выявлено не было. Установлены различия в связях между структурными компонентами эмоционального интеллекта, креативности и другими индивидуально-психологическими характеристиками в группах испытуемых. Структурные компоненты межличностного эмоционального интеллекта у больных с невротическими расстройствами взаимосвязаны с такими личностными характеристиками, как конформизм и практичность. В группе здоровых лиц большинство структурных компонентов межличностного интеллекта и креативные качества взаимосвязаны с гибкостью – интегративной характеристикой личности, позволяющей успешно адаптироваться.
креативность
эмоциональный интеллект
невротическое расстройство
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
2. Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т. А. Барышева Ю.А., Жигалов. – СПб.: СПбГУТД, 2006. – 267 с.
3. Голубина Ю.Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. – 2013. – № 1. – С. 80-87.
4. Дорфман Л.Я Уровни и типы креативности: анализ современных психологических концепций // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36, № 1. – C. 81-90.
5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.
6. Львова И.В. Психологические факторы развития креативности личности: автореферат диссертации кандидата психологических наук [Электронный ресурс]. – Кемерово, 2005. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-faktory-razvitiya-kreativnosti-lichnostiсвободный (дата обращения 10.05.2015).
7. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. – Казань: Медицина, 2011. – 288 с.
8. Николаев Е.Л. Адаптация и адаптационный потенциал личности: соотношение современных исследовательских подходов / Е.Л. Николаев, Е.Ю. Лазарева // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2013. – № 9. – С. 18-32.
9. Павлова. Е.М. Креативность и толерантность к неопределенности как предикторы актуализации эмоционального интеллекта в личностном выборе Е.М. Павлова, Т.В. Корнилова // Психологический журнал. – 2012. – Т. 33, № 5. – C. 39-49.
10. Плужников И. В. Эмоциональный интеллект при аффективных расстройствах: автореферат диссертации кандидата психологических наук [Электронный ресурс]. – М., 2010. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/stili-mezhlichnostnoi-kommunikatsii-pri-affektivnykh-rasstroistvakhсвободный (дата обращения 10.05.2015).
11. Рябова Т.В., Менделевич В.Д. Творческое мышление и антиципация у больных шизофренией и психически здоровых. // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 69-76.
Традиционным считается, что невротические расстройства в большей степени представлены нарушениями эмоциональной сферы, однако многими авторами отмечается роль интеллекта в этиопатогенезе неврозов [7]. Если обратиться к психологическим исследованиям, то о единстве эмоции и интеллекта, об их взаимных связях говорится во многих трудах известных отечественных и зарубежных  психологов. В 1990 году Дж. Мэйер и П. Сэловей ввели термин «эмоциональный интеллект», который рассматривали как когнитивную способность, ориентированную на переработку эмоциональной информации и  включающую: способность воспринимать, выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, а также регулировать эмоции (как свои, так и чужие) [1]. Соответственно, лица с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают более высокой адаптивностью и эффективностью в общении и деятельности.

В последнее время в психологии появилось ряд работ, в которых указывается на взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и креативностью. Так, Е.М. Павлова, Т.В. Корнилова признают предикторами выбора в ситуациях межличностного взаимодействия эмоциональный интеллект, креативность и толерантность к неопределенности [9]. Ю.Ю. Голубина, исследуя взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом, отмечает, что чем выше у индивидуума уровень эмоциональной креативности, тем более развит межличностный интеллект, т.е. способность к управлению и пониманию эмоций других людей [3]. Что касается понятийного аппарата креативности в целом, то на сегодняшний день он остается неопределенным. Л.Я. Дорфман, анализируя современные психологические концепции, отмечает, что креативность понимается как особенность когнитивных процессов, способность, качество личности, потенциал, объединяющий особенности личности и мышления, деятельность, поведение и творческие продукты [4].Т.А. Барышева, выделяя актуальную и потенциальную креативность,  рассматривает последнюю как общечеловеческую личностную характеристику, которой обладает любой человек, независимо от вида профессиональной деятельности [2]. Е.П. Ильин в своей работе указывает на следующие креативные способности: наблюдательность, интуитивность, способность к преобразованию и прогнозированию, ассоциативность, чувство комического, широкий фокус внимания [5]. И.В. Львова описывает три уровня развития креативности. На первом уровне креативность проявляется, как способность анализировать ситуацию, гибкости и оригинальности мышления. На втором уровне креативность представлена как способность понимать и оценивать себя и свою деятельность, ставить правильные цели и формулировать задачи. Третий уровень - показывает степень профессионализма, когда человек может удовлетворить свою потребность в персонализации [6]. В научных работах, посвященных адаптации, креативность часто рассматривается как составляющая адаптационного потенциала личности [10]. 

Как показал анализ медицинской и психологической литературы, практически отсутствуют работы, посвященные исследованию эмоционального интеллекта и креативности у больных с психическими расстройствами. И.В. Плужников, изучая структуры эмоционального интеллекта при психических заболеваниях, отмечает, что снижение эмоционального интеллекта при аффективных расстройствах связано с ведущим психопатологическим синдромом и наличием коморбидного расстройства личности. Нарушения эмоционального интеллекта при  данных расстройствах выступают в качестве предрасполагающих и хронифицирующих личностных факторов [11].
В своем исследовании Т.В. Рябова, В.Д. Менделевич, изучая характер взаимосвязи антиципационной состоятельности с креативностью  и чертами личности у психически здоровых  и больных шизофренией, выявила, что взаимосвязь антиципационной состоятельности с креативностью у психически здоровых лиц выражается в способности предвосхищать поведение, поступки и реакции других в различных ситуациях [12]. Таким образом, согласно литературным данным эмоциональный интеллект и креативность могут способствовать эффективной психической адаптации человека, в том числе и в кризисных ситуациях.

Поэтому правомерно предположить, что эмоциональный интеллект и креативность менее выражены в структуре личности больных с невротическими расстройствами. Проверка данной гипотезы стала целью эмпирического исследования. Отдельной задачей стало выявление  связей между эмоциональным интеллектом и креативностью, а также  их структурных компонентов с другими индивидуально-психологическими характеристиками личности больных с невротическими расстройствами.

Организация и методы исследования. Эмпирическое исследование проводилось с использованием блока нижеперечисленных методик:

  • Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта.
  • Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин).
  • Тест «Креативность» (Вишнякова Н.) Данная методика позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль. Сравнение образов «Я-реальный» и «Я-идеальный» позволяет определить креативный резерв и творческий потенциал личности. Данный тест содержит 8 индексов креативности.
  • Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности» Дж. Брунера. Данный опросник направлен на выявление уровня базового типа мышления из 4 предложенных - предметное, символическое, знаковое, образное и уровня креативности.
  • 16-факторный личностный опросник (16 PF) Р. Кеттелла.

В процессе анализа использованы методы статистической обработки: оценка нормальности распределения данных; критерий Стьюдента (t-критерий); корреляционный анализ проводился с применением критерия линейной корреляции Пирсона (r-критерий).

В исследование были включены 60 человек. 1 группа - больные невротическими расстройствами (паническое расстройство, смешанное тревожное и депрессивное, расстройство адаптации), находившиеся на стационарном лечении в психоневрологическом отделении ГАУЗ «Центральная городская клиническая больница №18» г. Казани, общей численностью 30 человек (8 мужчин, 22 женщины). 2 группа - здоровые лица, общей численностью 30 человек (8 мужчин, 22 женщины). Возраст всех испытуемых  составил от 21 до 45 лет, состав выборок совпадал как по уровню и профилю образования, так и по профессиональному статусу.  Экспериментально-психологические исследование пациентов проводилось к концу 2 недели пребывания в стационаре.

Результаты и обсуждение

Согласно данным таблицы 1, у больных с невротическими расстройствами интегративный уровень эмоционально интеллекта оценивался как низкий, в основном за счет  эмоциональной ригидности («Управление своими эмоциями») и меньшей степени недостаточным управлением своими эмоциями («Самомотивация»). В группе здоровых лиц полученные данные имели средние значения.

Таблица 1

Средние значения по методике Н. Холла

Наименованиепоказателей

Выборка 1

 Выборка 2

Шкала "Эмоциональная осведомленность"

8,2

10,5

Шкала "Управление своими эмоциями"

0,7

6,13

Шкала "Самомотивация"

6

11

Шкала "Эмпатия"

9,5

8,8

Шкала "Распознание эмоций других людей"

9

6,9

Интегративный уровень ЭИ

30,1

43,5

Аналогичные результаты были выявлены по опроснику эмоционального интеллекта «ЭмИн» (таб.2): у испытуемых выборки 2 баллы по всем показателям эмоционального интеллекта соответствовали  средним значениям, а выборке 1 - низким значениям, за исключением  показателя «Контроль экспрессии».

Таблица 2

Средние значения по опроснику эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин)

Наименование показателей

Выборка 1

Выборка 2

Понимание чужих эмоций (МП)

22

23,4

Управление чужими эмоциями (МУ)

17,3

19,2

Понимание своих эмоций (ВП)

16,3

19,9

Управление своими эмоциями (ВУ)

11,04

14,5

Контроль экспрессии (ВЭ)

10,6

12

Межличностный ЭИ (МЭИ)

39

42,6

Внутриличностный ЭИ (ВЭИ)

37,9

46,9

Понимание своих и чужих эмоций

38,2

43,3

Управление своими и чужими эмоциями

39

46,04

Общий уровень ЭИ

77,09

89,5

В группе больных невротическими расстройствами и здоровых лиц все типы мышления и показатель креативности имели средние значения (таб.3).

Таблица 3

Средние значения по опроснику «Определение типов мышления и уровня креативности» Дж. Брунера

Наименование показателей

Выборка 1

Выборка 2

Предметное мышление

8,2

8,75

Символическое мышление

6,4

7,08

Знаковое мышление

9,4

9

Образное мышление

8,4

9,13

Креативность

7,8

7,9

Согласно отраженным в таблице 4 результатам, в группе больных невротическими расстройствами в ходе сравнения отрефлексированного образа «Я - реальный» и представления об образе «Я - идеальный»,  отмечено наличие резервов и творческого потенциала в развитии таких креативных качеств, как воображение, чувство юмора, а также творческого отношения к профессии. В группе здоровых людей (2 выборка) выявлено наличие креативных резервов в развитии творческого мышления, воображения, творческого отношения к профессии.

Таблица 4

Средние значения по тесту «Креативность»  (Н. Вишнякова)

 

Выборка 1

 

Выборка 2

 

Креативные качества

"Я- реальный"

"Я- идеальный"

"Я- реальный"

"Я- идеальный"

Творческое мышление

6,7

6,6

6,2

6,25

Любознательность

6,1

6,07

6,04

5,3

Оригинальность

6

5,7

6,08

5,6

Воображение

4,5

4,7

4,7

5,13

Интуиция

6,4

6,3

6,13

5,4

Эмоциональность, эмпатия

6,7

6,7

6,9

4,8

Чувство юмора

6,2

6,5

6,3

6,08

Творческое отношение к профессии

5,7

6,1

5,04

5,6

Усредненные графики личности  по данным 16-факторного теста Кеттелла у больных с невротическими расстройствами и здоровых лиц соответствовали диапазону средних значений,  за исключением  факторов G (7,48 - выборка 1 и 7,25 -  выборка 2) и Q3 (7,3 в обеих группах). Данные факторы входят в группу регуляторных свойств личности, что указывало на нормативность и повышенный самоконтроль внешних проявлений эмоций, а также  поведения. При этом  у здоровых лиц отмечались более высокие значения по фактору С, что указывало на эмоциональную стабильность личности.

При статистическом сравнении двух групп по t-критерию Стьюдента для независимых выборок были получены следующие результаты, которые представлены в таб. 5.

Таблица 5

Статистическое сравнение групп по t-критерию Стьюдента

Показатели

 

Выборка 1

 

 

Выборка 2

 

     Фактическое значение

       t-критерия Стьюдента

Эмоциональный интеллект

(Общий ЭИ) (опросник «ЭмИн»)

77,09

t = - 2,290;

p=0,05

89,5

Способность к пониманию

своих эмоций (ВП)

16,3

t = - 2,395;

p=0,05

19,9

Способность к управлению

своими эмоциями (ВУ)

11,04

t = - 3,628;

p=0,001

14,5

Понимание и управление

собственными эмоциями (ВЭИ)

37,9

t = - 3,118;

p=0,01

46,9

Способность к управлению

своими и чужими эмоциями (УЭ)

39

t = - 2,566;

p=0,05

46,04

Управление своими эмоциями

(эмоциональная отходчивость) (методика Н. Холла)

0,7

t = - 2,646;

p=0,05

6,13

Самомотивация

(произвольное управление своими эмоциями)

6

t = - 2,882;

p=0,01

11

Фактор С               (эмоциональная неустойчивость/

эмоциональная устойчивость) (опросник 16 PF)

4,6

t = - 4,069;

p=0,001

6,9

Корреляционный анализ выявил следующие значимые взаимосвязи (p≤0,01**; p≤0,001***): в первой выборке испытуемых показатель «Креативность» имел прямые взаимосвязи с показателем «Управление чужими эмоциями» (структурным компонентом эмоционального интеллекта) (r=0,61**) и фактором N (наивность/проницательность) (r=57**). Показатель «Интегративный эмоциональный интеллект» обратно взаимосвязан  с фактором   Q2 (конформизм/нонконформизм) (r=0,53**). Показатель «Распознание эмоций других» (методика Н. Холла) обратно взаимосвязан с факторами Q2 (конформизм/нонконформизм) (r=0,55**) и М (практичность/мечтательность) (r=0,53**). «Эмпатия» у больных с неврозами имела прямую связь с фактором О (самоуверенность/склонность к чувству вины) (r=0,56**). Во второй выборке наибольшее количество прямых связей (7) выявлено у  фактора Q1 (ригидность/гибкость) с: «Интегративный эмоциональный интеллект» (r=0,55**), «Межличностный эмоциональный интеллект» (r=0,54**), с отдельными структурными компонентами: «Управление своими и чужими эмоциями (r=0,57**), «Понимание чужих эмоций»(r=0,55**), «Управление чужими эмоциями»(r=0,60**) и креативными качествами: «Оригинальность» (r=0,68***) и «Эмоциональность, эмпатия» (r=0,54**). Показатель «Эмоциональность, эмпатия» также имела прямую связь с фактором G (недобросовестность/сознательность)(r=0,58**), структурный компонент эмоционального интеллекта «Понимание своих и чужих эмоций»  положительно коррелировал с фактором Q2 (конформизм/нонконформизм) (r=0,53**).

Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что у больных с невротическими расстройствами уровень эмоционального интеллекта ниже, в частности внутриличностный, проявляющийся в основном слабо развитой способностью управлять своими эмоциями (вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные). Структурные компоненты межличностного эмоционального интеллекта у испытуемых этой группы взаимосвязаны с такими личностными характеристиками, как конформизм и практичность. В группе здоровых лиц  выявлен средний уровень эмоционального интеллекта, большинство структурных  компонентов межличностного интеллекта и креативные качества взаимосвязаны с гибкостью - интегративной характеристикой личности, позволяющей успешно адаптироваться. Различий в уровне развития креативности не выявлено.

Рецензенты:

Егоров А.Ю., д.м.н., зав. лабораторией нейрофизиологии и патологии поведения ФГБУН «Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова», профессор кафедры психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО «Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, г. Санкт-Петербург;

Соловьева С.Л., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики ГБОУ ВПО «Северо-западного государственного медицинского университете им. И.И. Мечникова» Минздрава России, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Менделевич В.Д., Пыркова К.В., Менделевич В.Д. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ У БОЛЬНЫХ С НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20326 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674