Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Кропотова Е.С. 1
1 ФГОБУ ВО «Московский государственный институт культуры»
Реализация основных направлений модернизации российского высшего образования и требований к подготовке современного специалиста предполагает повышение качества профессиональной подготовки на всех уровнях. Экономическое образование считается одним из приоритетных направлений образования и является частью экономической культуры личности и общества в целом. Знание законов экономики, понимание взаимосвязи экономических явлений, анализ различных экономических ситуаций с компетентной точки зрения является неотъемлемой частью профессионализма будущего выпускника. Формирование экономических компетенций может быть успешно осуществлено путем активного использования в учебном процессе метода творческих проектов, что способствует повышению мотивации обучающихся и нацеливает на дальнейшее самообразование и саморазвитие. Проектная деятельность студентов на протяжении всего периода обучения способствует росту профессиональной компетентности выпускников, дает возможность овладения новыми знаниями как во время обучения в вузе, так и при выполнении своих профессиональных обязанностей. Экономические компетенции, которые эффективно формируются посредством творческих проектов, позволяют выпускнику быстро адаптироваться в социальном пространстве.
мотивация
метод проектов
руководитель любительских хореографических коллективов
конкурентоспособный специалист
экономические компетенции
экономическое образование
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие для инж.-пед. ин-тов и инж.-пед. техникумов / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344 с.
2. Бордовская Н.В. Педагогическая компетенция субъекта профессионально-личностного развития: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 243 с.
3. Двойцова И.Н., Есенжулова Л.С. Влияние научно-исследовательской деятельности на развитие профессиональных компетенций у студентов экономических вузов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 1. – С. 119–123;
4. Санников Д.В. Развитие конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии средствами проектного обучения: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Санников Дмитрий Владимирович. – Йошкар-Ола, 2006. – 231 с.
5. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. — М. : Изд-во УРАО, 2002. — 496 с.
6. Черняк Т.В. Управление компетентностью государственных служащих // Науч. зап. СибАГС. – 2005. – № 2. – С. 55–66.
7. Швец И.М. Современные педагогические технологии в контексте ФГОС третьего поколения: учеб. пособие. – Н. Новгород: Изд-во НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2010. – 126 с.
Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, привели к необходимости модернизации отечественной системы образования, ориентации ее направленности на самореализацию личности. Это объясняется необходимостью удовлетворения   потребностей производства и общества в квалифицированных кадрах, с одной стороны, и удовлетворением потребностей личности  в формировании своей образовательной траектории - с другой. Существовавшая в нашей стране в течение долгого периода времени система подготовки кадров в условиях перехода к рыночной экономике стала не способна выполнять свои функции достаточно эффективно. Назрела необходимость поиска новых подходов, которые смогут обеспечить целесообразную перестройку  системы высшего образования с учетом жизненных реалий, что требует осмысления ее с новых позиций.

Интеграция науки, образования и экономики сегодня выступает одним из важнейших направлений в обеспечении инновационного развития России. Современные тенденции  общественного развития позволяют с уверенностью сказать, что существующее общество является обществом экономики, основанной на знаниях. Закон Российской Федерации  «Об образовании» определяет экономическое образование как один из факторов экономического развития и социального прогресса общества, формулирует цель подготовки молодого поколения к гибкому реагированию на  потребности общественного развития и его адаптации к новым условиям  рыночных отношений [1].

К.Д. Ушинский в своей оценке роли образования в социальном и экономическом развитии общества и страны на столетие предвосхитил многие исходные положения известной теории «человеческого капитала», которая получила широкое распространение на Западе и в США с 1960-х гг. и которая многими исследователями была расценена как подлинная научная революция. Ее ключевые идеи: образование - краеугольный камень социального и экономического благосостояния; вложения в образование - самые долговременные, эффективные и прибыльные инвестиции, или, говоря словами Ушинского, «самым производительным образом затраченный капитал, оживляющий все прочие капиталы» [5].

Сегодня очевидна необходимость формирования у студентов новой экономической позиции и соответственно нового стиля мышления - экономического, востребованного современным обществом и производством. В отличие от простой суммы знаний экономическое мышление является активной стороной общественного сознания, непосредственно определяет характер принимаемых хозяйственных решений и практических действий по их осуществлению. Экономические знания и поведение человека связаны с социальным и нравственным развитием личности и направлены на формирование знаний, умений, навыков, потребностей, интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам, нормам социальной общности.

Отличительной особенностью экономического образования можно  назвать и то, что оно выступает составной частью общей экономической культуры, систематизирует теоретические взгляды взрослого человека, формирует нравственно-ценностные качества. Соответственно, это возлагает на него ряд функций. Во-первых, экономическое образование должно способствовать трансляции и распространению культуры экономических отношений, формированию у молодого поколения экономических установок, являющихся определяющими в обществе определенного уровня экономического развития.  Во-вторых, экономическое образование должно обеспечивать подготовку к активному и эффективному выполнению социальной роли, связанной с экономической деятельностью.

Проблема формирования экономических компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность  человека, а, как следствие, и государства,  относится к одной из важных и актуальных в современной теории и практике педагогических исследований. Разрешить эту проблему  репродуктивными методами и средствами при господстве в учебном процессе монолога педагога,  выливающегося,  по существу, в  форму «Театра одного актера», невозможно. Это предполагает необходимость изучения экономических компетенций как педагогического явления.

В настоящее время существенно расширились социально-экономические истоки разработки проблемы экономической компетенции. Изучив перечень общепредметных и предметных компетенций, представленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте (ФГОС), мы  определили  собственно экономические компетенции:

  • способность определять основные принципы рационального экономического поведения;
  • способность анализировать социально-экономические проблемы и закономерности и прогнозировать свои действия;
  • способность осуществлять рациональное экономическое поведение с учетом действующих экономических институтов;
  • способность осуществлять эффективную экономическую деятельность.

Содержание каждой  экономической компетенции раскрывается как интегративная целостность планируемых результатов (знаний, умений, владений), которыми должен обладать выпускник вуза.

Одним из основных средств формирования экономических компетенций является применение метода творческих проектов в процессе обучения экономическим дисциплинам. Модернизация образовательного процесса с помощью перехода на проектное обучение позволит:

  • уйти от монологичности на учебных занятиях;
  • погрузить студентов в практическую экономическую деятельность;
  • выстроить субъект-субъектные взаимоотношения педагогов и студентов, студентов между собой;
  • развить познавательную активность студентов и сформировать культуру речи;
  • овладеть навыками самостоятельного добывания знаний из различных источников;
  • позиционировать не репродуктивный, а продуктивный, творческий характер самого процесса познания;
  • сформировать у каждого студента компетенции готовности позиционировать себя.

По мнению ученого Д.В. Санникова, сущность применения метода проектов в учебном процессе заключается в том, что обучающийся в процессе самостоятельной работы над проектом, предусматривающем решение одной или целого ряда проблем, при сотрудничестве с преподавателем постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д. Другими словами, образование происходит от теории к практике, имеет место соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

            Согласно точке зрения Д.В. Санникова, процесс проектного обучения следует рассматривать как самостоятельную деятельность студентов, которая по своему характеру является экспериментальной, а по направленности - производственной деятельностью. С одной стороны, эта деятельность является методом, к которому прибегают обучающиеся в процессе разработки и создания собственных новых проектов, а с другой - это учебно-производственный эксперимент, выступающий для них средством практического приложения усвоенных знаний и  умений [4].

            Проектная деятельность ценна многообразием  предметного содержания, так как в нее могут быть включены различные виды технического и художественного творчества. Это могут быть как учебно-образовательные программы, исследовательские и прикладные проекты, инвестиционные планы, так и их всевозможные комбинации, созданные для реализации в экономической, социальной и других сферах. Поскольку в основе проектного обучения лежит проблемная ситуация, то и процесс разрешения каждой конкретной ситуации связан с преодолением затруднений. Проектными можно считать те затруднения, для преодоления которых требуется продуктивная творческая деятельность, отличительной особенностью которой является стремление к поиску неизведанного.

Характерной особенностью проектной деятельности является то, что она может быть доступна для студентов с различным уровнем развития умственных способностей, так как разработка проектов может быть как коллективной, так и индивидуальной. Важно отметить, что проект предоставляет студенту возможность самостоятельно преодолевать трудности,  справляться со встречающимися препятствиями.

В ходе  применения метода творческого проекта при изучении экономических дисциплин, анализируя самые различные проблемные  ситуации, студенты учатся обобщать и разрабатывать рекомендации по их устранению с учетом не только социально-экономических показателей, но и с учетом всех рисков и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при реализации проекта. Особую значимость приобретают  умения студента делать выводы, пользоваться приемами исследования, где студент сам, собственными усилиями отыскивает, открывает для себя то, что, возможно,  было открыто и изобретено до него.  В этом случае результат деятельности может рассматриваться как объективный - открытие для общества, так и субъективный - открытие для самого обучающегося. Важно, что в данной ситуации обучающийся не только приобретает знания, но и учится тому, как их приобрести, как самому наблюдать, экспериментировать, изобретать, обобщать, сравнивать, классифицировать. Процесс самообучения превращается в непрерывный ряд открытий, явившихся следствием собственных усилий студента.  В этом процессе  метод проблемной ситуации переходит в поисковый, а затем в исследовательский [4].

В период обучения в вузе студенты экономических специальностей  изучают, как правило, несколько экономических дисциплин, который читаются разными преподавателями на разных курсах.  Традиционная система преподавания учебного материала предполагает начитывание лекционного материала, обсуждение некоторых вопросов на семинарских занятиях, решение  экономических задач, выполнение контрольных работ и тестов. В большинстве случаев полученные знания оказываются  не связаны между собой, имеют разрозненный характер и зачастую малоприменимы в реальной жизни.  Выстраивание учебного процесса с применением метода творческого проекта, предполагающего заранее определение цели проекта, постановку задач, разработку плана, наличие заранее выработанных  представлений о конечном продукте деятельности, позволяет  объединить  получаемые знания  в систему, выстроить в логическую цепочку. Поэтому каждое новая тема становится для студента объективной необходимостью, очередным кирпичиком в строительстве целого здания, проект которого находится в его голове.

Для того чтобы решить определенную проблему и добиться при этом наиболее эффективного результата, студенты должны не только знать, где и какую информацию взять для осуществления анализа, но и уметь из существующих методик анализа выбрать необходимую, которая приведет к желаемому результату и займет наименьший интервал времени. Будущему специалисту необходимо владение инструментальными средствами обработки информации. Проектная  деятельность позволяет в совершенстве овладеть базовым инструментарием и освоить дополнительные средства обработки экономических данных [3]. Способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии успешно формируется у будущих специалистов в процессе проектного обучения [6].

Выпускник экономической специальности должен иметь при себе большой багаж знаний по экономическим дисциплинам в целом и обладать способностью преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы. Для того чтобы развивать эту способность, важно не только посещать занятия, выполнять контрольные и курсовые работы, сдавать экзамены. Большое значение здесь имеет научно-исследовательская деятельность. Педагогический труд требует высокого уровня профессиональной и общей культуры, разносторонней подготовки. Именно от инициативности преподавателя, от его желания и умения думать, заниматься исследовательской деятельностью, творчеством зависит успех реализации в практике прогрессивных теорий, идей и концепций [2, 7].

Таким образом, технология формирования экономических компетенций должна рассматриваться как система знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующих диалектическому использованию накопленной информации об экономических категориях и законах, видах собственности, производительных силах, конкуренции и коррупции, налоговой и бюджетной системах, прибыли и теневой экономике, экономических деформациях и экономических преступлениях, организации и управлении как категориях, предназначенных для принятия конструктивных решений для социально-экономического развития личности и общества в целом.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в процессе выполнения творческих проектов у студентов формируются следующие экономические компетенции: способность определять основные принципы рационального экономического поведения; способность осуществлять эффективную экономическую деятельность; способность анализировать социально-экономические проблемы и  закономерности; способность осуществлять  рациональное экономическое поведение в рамках действующих экономических институтов. Метод творческих проектов в наибольшей степени соответствует задачам формирования экономических  компетенций у будущих специалистов, так как в результате применения данного метода теоретические знания становятся осмысленными за счет модулирования различных экономических ситуаций, что способствует повышению мотивации учебной деятельности и делает ее наиболее осмысленной и продуктивной. Теория и практика применения метода творческих проектов в учебном процессе показывают, что творческая проектная деятельность обучающихся способна обеспечить  целостность педагогического процесса и позволяет успешно осуществлять развитие и обучение студентов.

Рецензенты:

Христидис Т.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры», г. Москва;

Казакова А.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Кропотова Е.С. ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20342 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674