Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Раева Д.А. 1
1 ФГБОУ ВПО Волгоградская академия физической культуры
Произведена систематизация понятийного аппарата, выражающаяся в уточнении сущности феномена экологичного самосознания как особой формы процессов обособления и идентификации личности. Разработана модель структуры «экологичного самосознания» в картине мира, включающей в себя поведенческий компонент, связанный с особенностями уровня саморегуляции, основанного на принятии морально-этических ценностей; мотивационный компонент, представляющий интенциональную, побуждающую силу подростка к духовно-нравственному поведению и деятельности; когнитивный компонент – позитивное представление подростка о себе, включающий адекватную (здоровую) самооценку и уровень притязаний; эмоциональный компонент – переживания ребенка относительно себя как здоровой, культурной личности; компонент рефлексии – анализ поведения подростка, построенного относительно ценностно-смыслового аспекта. По результатам эмпирического исследования статистически доказано, что структура экологичного самосознания подростка включает когнитивный, поведенческий, мотивационный, эмоционально-ценностный компоненты, соотношение которых изменяется относительно этапа взросления подростков. На основе статистического анализа были выявлены внутриструктурные соотношения компонентов экологичного самосознания младших и старших подростков.
экологичное самосознание
экологическое сознание
самосознание
сознание
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.
2. Каландаров К.Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования. – М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1999. – 48 с.
3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
4. Панов В.И. Введение в экологическую психологию. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. – 184 с.
5. Панов В.И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 1. – С. 1–7.
6. Раева Д.А. Формирующий потенциал занятий физической культурой в развитии самосознания личности // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2015. – № 1 (11). – С. 91–95.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 712 с.
8. Терентьев А.В., Черемисова И.В. Влияние эмоционально зависимых отношений на формирование готовности к семейной жизни будущих спортсменов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2015. – № 1 (11). – С. 96–98.
9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
10. Ясвин В.А. Психологические исследования экологического самосознания: методология и практика // Материалы 2-й Российская конференция по экологической психологии. 12–14 апреля 2000 г.: Экопсихология: парадигма, теория, эксперимент, практика. – М., 2000. – С. 77–82.

Развивающийся экологический кризис, связанный с нестабильной социально-экономической и политической обстановкой в обществе, способствует изменению духовно-нравственной сферы личности, и его невозможно преодолеть без изменения господствующего типа массового экологического сознания, в частности формирования экологичного самосознания, являющегося его психологической основой (Г.Д. Грачев, Н.Н. Моисеев, В.А. Ясвин и др.) [10].

Однако на данный момент наблюдается широкое употребление терминов «экологическое сознание», «экологизация сознания», «экологическое самосознание», но общепринятого научного определения экологичного самосознания не сформулировано.

Изучение экологического сознания происходит в рамках различных наук: философии, психологии, культурологии, социологии, экологии и др. Проблема исследования феноменов экологического сознания и экологического самосознания носит экопсихологический характер (Ю.Г. Абрамова, Б.Т. Лихачев, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин). По мнению В.И. Панова, изучение сознания и индивидуальности человека, его психологического развития, обучения, поведения, здоровья следует рассматривать в контексте системы «индивид - среда» или, более широко, «человек - природа», где человек - это носитель общих закономерностей самоосуществления природных форм бытия и тем самым субъект общеприродного процесса развития, природа - средство развития его природных возможностей [5]. Понятие «экологическое сознание» тесно связано и достаточно часто смешивается с такими понятиями, как «экологическая культура» и «экологическое поведение» человека. В.А. Ясвиным приводятся слудующие определения данных понятий. Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение [4]. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты [4, 10]. Экологическое поведение - это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания [4].

В целях разграничения с другими понятиями, разными по терминологии, но сходными по смыслу, введем в научный оборот понятие «экологичное самосознание». Под экологичным самосознанием мы понимаем аффективно-когнитивное образование, проявляющееся в поведенческой установке, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья, определенной качеством отношений и способом взаимодействия в системе «человек - среда». При этом взаимосвязь должна носить экологичный характер, т.е. духовно-нравственный, ценностно-смысловой в условиях часто агрессивной окружающей среды. Именно нравственно-экологический облик выступает как интегративное выражение мировоззренческой культуры и зрелости этого человека как гражданина, созидателя общества, культуры, достойного человека [2]. Обобщение полученных сведений позволяет выделить формулу экологичного самосознания. Сознание формируется в деятельности. Вероятно, экологическое сознание формируется в результате взаимодействия с природой. По мнению С.Л. Рубинштейна, самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания. Можно предположить, что экологичное самосознание является продуктом экологического сознания. Реальная личность, которая, отражаясь в своем самосознании, осознает себя как «Я», как субъекта своей деятельности, является общественным существом, включенным в общественные отношения и выполняющим те или иные общественные функции [7]. В данном случае личность осознает себя как субъект экологичной, духовно-нравственной деятельности. Экологичное самосознание предполагает отношение к собственной деятельности в мире природы, определяющееся личностными ценностями и личностным смыслами на основе рефлексии собственных действий, когнитивного, мотивационного, поведенческого, эмоционального компонентов. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин выделяют эстетический тип отношений к чему-либо [1]. Обладателем экологичного самосознания может выступать элитарная личность - психически здоровая, активная, уверенная в себе, ориентированная на духовно-нравственные ценности. Особенно актуально исследование и формирование экологичного самосознания в подростковом возрасте. Подростковый возраст - это уникальный период в становлении личности (Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Е. Личко, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.), поскольку этот этап является критическим, формируется «чувство взрослости» (осознание себя взрослым). Ведущей деятельностью выступает общение со сверстниками. Однако изменяются средства общения и способы передачи информации, зачастую используются Интернет-ресурсы, в частности пребывание в социальных сетях. Подростки черпают оттуда жизненные идеалы, ценности и способы поведения, не соответствующие общим правилам нравственности, духовности, не раскрывающие особенности здорового взаимодействия.

Результаты теоретического анализа позволяют определить характеристики «экологичности самосознания» подростка и построить эмпирическое исследование на основе разработанной модели структуры «экологичного самосознания» в картине мира, включающей в себя поведенческий компонент, связанный с особенностями уровня саморегуляции, основанного на принятии морально-этических ценностей; мотивационный компонент, представляющий интенциональную, побуждающую силу подростка к духовно-нравственному поведению и деятельности; когнитивный компонент - позитивное представление подростка о себе, включающий адекватную (здоровую) самооценку и уровень притязаний; эмоциональный компонент - переживания ребенка относительно себя как здоровой, культурной личности; компонент рефлексии - анализ поведения подростка, построенного относительно ценностно-смыслового аспекта.

Нами проведено эмпирическое исследование экологичного самосознания современных подростков.

Цель исследования

Выявление содержания «экологичного самосознания» современных подростков на разных этапах взросления.

Основной задачей исследования выступает выявление критериев, на основе которых возможны определение содержания экологичного самосознания, выработка окончательного исследовательского плана относительно формирования экологичного самосознания подростков на разных этапах взросления.

В исследовании приняли участие 80 обучающихся: ученики 5-7-х, 9-х классов (11-12, 15-16 лет) МОУ СОШ № 97 с углубленным изучением отдельных предметов Дзержинского района г. Волгограда; ученики 5-6-х и 9-го класса (11-12, 15-16 лет) МБОУ «Новониколаевской СОШ № 1 им. А.Н. Левченко».

Проведена психологическая диагностика, в качестве которой выступали эмпирические показатели авторской методики «История моей жизни»; теста «20 утверждений Кто я?» (М. Куна, Т. Мак-Партленда). В целях решения поставленной задачи была проведена первичная обработка данных психологической диагностики с использованием контент-анализа ответов подростков; выделены необходимые категории; определены их процентные соотношения; произведена математико-статистическая обработка полученных данных с использованием t-критерия Стьюдента. Полученные сведения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение характеристик идентичности

подростков на разных этапах взросления, %

 

Характеристика идентичности

Младшие подростки

Старшие подростки

Значимость различий

 (t-критерий Стьюдента)

Социальное Я

56,8

31,9

0,023

Пол

8

6,7

-

Сексуальная роль

0

0,9

-

Учебно-профессиональная ролевая позиция

20,3

12,6

0,043

Семейная принадлежность

25,7

14,3

0, 031

Этническо-региональная идентичность

5,3

4,5

-

Мировоззренческая идентичность

0,5

1,7

-

Групповая принадлежность

2

10,8

0,035

Коммуникативное Я

8,9

5,8

-

Круг друзей

0,9

1,6

-

Субъект общения

6

10,2

0,039

Материальное Я

16,7

11,6

-

Физическое Я

32,1

12,4

0,024

Деятельное Я

2,8

14,3

0,043

Занятия

5,7

18,6

0,038

Самооценка способности к деятельности

3,4

12,7

0,04

Перспективное Я

0,1

0,3

-

Рефлексивное Я

2,3

4

-

Персональная идентичность

31,9

54,2

0,028

Экзистенциальное Я

0

2,9

-

На основе представленных данных появляется возможность проанализировать полученные сведения. Статистически значимые различия представлений о себе младших и старших подростков были выявлены по показателю «Социальное Я». У младших подростков он выше (56,8%), чем у старших подростков (31,9%). Это можно связать с тем, что подростковый возраст - переходный период от детства к взрослости, и младшие подростки более сензитивны к социальным изменениям своего статуса.

Младший подростковый возраст характеризуется более выраженной познавательной активностью (учебно-профессиональная ролевая позиция - 20,3%). В этом возрасте подростки в большей мере осознают новые интеллектуальные ресурсы, что и обусловливает более высокий показатель учебно-профессиональной ролевой позиции детей младшего подросткового возраста. Совершенствуются интеллектуальные возможности, происходит переход к формально-логическим операциям. Вероятно, изменения в когнитивной сфере влияют на отношение к окружающей действительности, этим мы объясняем повышение показателя «Социальное Я». Сравнение себя с взрослыми приводит к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Младший подросток начинает чувствовать себя взрослым и желает, чтобы окружающие начинали признавать его взрослость и значимость.

У младших подростков сохраняется высокий показатель «Семейная принадлежность» (25,7%), поскольку происходит переход от младшего школьного возраста к младшему подростковому возрасту, сохраняется значимость семьи, в отличие от старшего подросткового возраста, когда происходят эмансипация от взрослых, признание своих прав, стремление к групповой принадлежности (10,8%).

У младших подростков в большей мере, чем у старших подростков, выражены ориентация на «Физическое Я» (32,1%), подражание внешним признакам, образцам внешней культуры. Показатель категории «Материальные ценности» также несколько выше (16,7%), чем у старших подростков (11,6%).

Статистически значимых различий не выявлено относительно показателя «Коммуникативное Я». Вероятно, это свидетельствует о том, что как младшие (8,9%), так и старшие подростки (5,8%) представляют себя субъектом общения, поскольку ведущей деятельностью на этом этапе выступает интимно-личностное общение. В период подростничества появляется романтическая увлеченность противоположным полом, проявляется осознание себя как субъекта романтических отношений. Взрослость подростков в романтических отношениях со сверстниками другого пола выражается не столько в факте существования взаимных симпатий, сколько в форме, в которую выливаются эти отношения. Именно форма отношений, взаимодействий усваивается подростками от взрослых. Это подтверждается тем, что они назначают друг другу свидания и развлекаются, как взрослые: ездят в парк и за город, устраивают вечеринки и др. [9]. В этот период у подростков формируется образ-«Я».

Статистически значимые различия выявлены относительно показателя «Деятельное Я». У старших подростков показатель «Деятельное Я» (14,3 %) преобладает над показателем (2,8%) младших подростков. Показатель «Деятельностное Я» младших подростков можно связать с тем, что дети больше времени еще уделяют школьному обучению, в отличие от старших подростков, у которых в большей степени сложилось представление о себе как о взрослом, который может самостоятельно выбирать вид деятельности.

Ребенок выступает как активный субъект преобразования условий жизнедеятельности, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности [9]. Деятельность подростков также связана с новыми увлечениями, у подросткового возраста увлечения составляют важнейшую черту. Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Занятие музыкой может служить удовлетворению эстетической потребности или эгоцентрического желания привлечь к себе внимание, «выделиться» среди окружения, или даже просто быть одним из мануальных хобби, когда желание играть на гитаре рождается так же, как научиться плавать, ездить на велосипеде или водить автомашину. Все то же можно сказать о многих видах спорта, о занятиях иностранными языками и др. [3].

Следующий этап математико-статистический обработки данных осуществлялся при помощи статистического пакета обработки данных SPSS методом факторного анализа. Результатом проведенного факторного анализа было получение 4 факторов, таких как когнитивный компонент, поведенческий компонент, мотивационный компонент, эмоционально-ценностный компонент. Появляется возможность предположить, что содержание «экологичного самосознания» подростков представлено мотивационным, когнитивным, поведенческим, эмоционально-ценностным компонентами, соотношение которых имеет специфику на разных этапах взросления.

Таким образом, можно охарактеризовать самосознание подростков на разных этапах их взросления и выделить критерии определения «экологичности самосознания» в соответствии с когнитивным, поведенческим, мотивационным, эмоционально-ценностным компонентами рабочей модели. Самосознание младших подростков характеризуется выраженностью когнитивного и эмоционального компонентов, заключающихся в ориентации на процесс познания, проявлением ориентации на внешние стереотипы взрослости (следование стилю, моды, проявление романтической увлеченности), что не всегда соответствует экологичному самосознанию. Самосознание старших подростков представлено выраженностью поведенческого и мотивационного компонентов, обусловленных удовлетворением возрастных задач в самоопределении, интимно-личностном общении, при этом первичным фактором является ориентация на материальные ценности, а не на духовно-нравственные ценности.

Рецензенты:

Солянкина Л.Ю., д.псх.н., доцент, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «ВГАФК», г. Волгоград;

Черемисова И.В., д.псх.н., доцент, зав. кафедрой психологии ФГАОУ ВПО «ВолГУ»,               г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Раева Д.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20383 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674