Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕЖКАФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОСВОЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫМИ СТУДЕНТАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПО СТОМАТОЛОГИИ

Данилина Т.Ф. 1 Фомина Т.К. 1 Колесова Т.В. 1 Наумова В.Н. 1 Деревянченко С.П. 1 Денисенко Л.Н. 1 Жидовинов А.В. 1
1 ВолгГМУ
Совместная работа преподавателей кафедр пропедевтики стоматологических заболеваний и русского языка дает возможность зарубежным студентам, преодолев языковой барьер, получить систематизированные теоретические и практические навыки по основным разделам стоматологии. Взаимопосещение занятий ассистентами кафедр позволяет объединить основные дидактические принципы и методические приемы работы в иностранной аудитории. Межкафедральная интеграция обеспечивает внедрение новых методов формирования профессиональных и общекультурных компетенций врача и информационных технологий в учебный процесс. Важное место в развитии клинического мышления студентов отводится интерактивным методам обучения, которые повышают мотивацию студента к практическому овладению профессиональной деятельностью. Оптимизация обучения иностранных студентов требует особой роли языкового образования, развития коммуникативной компетенции врача, способного использовать русский язык как инструмент общения.
межкафедральная интеграция
дидактические принципы
формирования компетенций врача.
1. Данилина Т.Ф., Колесова Т.В., Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Наумова В.Н., Петрова О.Н., Данилина Е.В. Студенческая олимпиада профессионального мастерства - надежный путь к освоению специальности стоматолога // Сб. научных трудов по материалам Х Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» 9-12 декабря 2009, Москва, РУДН. – С. 238-239.
2. Данилина Т.Ф., Колесова Т.В., Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Наумова В.Н. Особенности обучения зарубежных студентов на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний. // Материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы качества обучения зарубежных граждан в медицинских вузах» Волгоград, 2-3 октября. – 2012. – С .102 – 104.
3. Данилина Т.Ф., Фомина Т.К., Касибина А.Ф., Колесова Т.В., Наумова В.Н., Лунева Н.А., Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Огрина Н.А. Пропедевтическая стоматология - фундамент высшего образования по специальности «Стоматология» // Электронный научно-образовательный Вестник «Здоровье и образование в XXI веке». – 2013. №5. Т.15. С.14-16.
4. Михальченко В.Ф., Михальченко О.С., Порошин А.В., Колесова Т.В. Оптимизация компетентностно-ориентированных технологий профессиональной подготовки зубных техников по специальности «Стоматология ортопедическая»// Фундаментальные исследования. – 2013. - №3. Часть 2. – С. 303-306.
5. Михальченко Д.В., Михальченко А.В., Порошин А.В. Роль симуляционного обучения в системе подготовки врача-стоматолога на примере фантомного центра Волгоградского медицинского университета // Фундаментальные исследования. - 2013. №3 - 1. С.126-128.
6. Ушакова И.А., Мандриков В.Б., Михальченко Д.В. Иностранные студенты в городе.// Социология города. – 2011. - №4. – С. 36-41.
С 2011 года российская высшая школа медицинского образования ведет подготовку будущих специалистов в соответствии с утвержденным федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Новый стандарт впервые задает требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые выражены в форме компетенций и определяют не только профессиональные, но и общекультурные качества выпускников.

Уровень медицинской компетенции, который сейчас закладывается в вузе, завтра будет представлен пациентам. Первостепенной задачей во всем мире при подготовке врача на современном уровне все большее внимание уделяется качеству образования, подготовке высококвалифицированных кадров для системы здравоохранения. Компетентностный подход к образованию в медицинских вузах позволяет создать условия подготовки  специалистов нового поколения [4].  Реформирование высшей школы предусматривает синтез науки, образования, инновационной деятельности, позволяющий формировать у российских и зарубежных выпускников вуза профессиональные компетенции, обеспечивающие их конкурентоспособность на международном рынке медицинских услуг [2]. 

Обучение иностранных студентов в медицинских вузах имеет свои существенные особенности. Так как практически все иностранные студенты в будущем будут работать за пределами России, необходимо соблюдение международных образовательных стандартов, а учебный процесс должен быть ориентирован на высшее образование за рубежом.

Реализация данной задачи требует высоко уровня образования иностранных кадров, глубокого усвоения студентами фундаментальных базовых предметов и клинических дисциплин с учетом новейших достижений медицинской науки и практики, основанного на активных методах обучения, интеграции целей деятельности с целями образования [3]. 

Обучение иностранных студентов в Волгоградском государственном медицинском университете имеет давние традиции. Студенты, обучающиеся на стоматологическом факультете, впервые сталкиваются с научной информацией по стоматологии на русском языке при  изучении разделов дисциплины «Пропедевтика» и «Материаловедение». Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний имеет 20-летний опыт работы с зарубежными студентами. Традиционно работа кафедры ориентирована на усвоение студентами не только научных знаний, но и на выработку профессиональных практических навыков.

Рассматривая методы организации учебного процесса через призму освоения практических навыков иностранными студентами, необходимо отметить специфику обучения данного контингента.

Первые трудности, с которыми встречаются зарубежные студенты младших курсов медицинского университета, — это новые формы преподавания материала, неумение вести конспекты лекций и практических занятий, выделять главное из прочитанного, работать с литературой и т. д. Кроме того, иностранные студенты имеют значительный разброс в качестве языковой подготовки, в уровне развития познавательных способностей и уровне психофизической устойчивости к воздействиям внешней среды [6].

Несмотря на то что большинству студентов интересно изучать специальные предметы, сложным бывает начальный период преподавания стоматологии на русском языке, связанный, например, с запоминанием терминов.

Стоматологическое материаловедение является важной частью учебной программы по стоматологии. Основной задачей раздела стоматологии «Материаловедение» является формирование у студентов способности использовать основные представления о свойствах материалов стоматологического назначения, методов оценки биосовместимости материалов, контроля качества стоматологических материалов, изучение терминологии в области стоматологического материаловедения. Студенты изучают современные пломбировочные материалы, конструкционные (металлические сплавы, стоматологические пластмассы) и вспомогательные (слепочные, моделировочные, формовочные, абразивные) материалы, изучают их свойства и область применения, и  методику работы с ними.

Важной составляющей дисциплины «Стоматология» является освоение студентами методических приёмов лечения стоматологических заболеваний и технологических особенностей изготовления современных ортопедических конструкций. Под руководством опытных преподавателей иностранные студенты изучают клинико-лабораторные этапы изготовления различных видов зубных протезов. В практической части занятий участвуют не только преподаватели, но и техники-лаборанты, реализуя принципы индивидуализации обучения.

На фантомах студенты отрабатывают различные методы лечения кариеса и его осложнений, препарирования и пломбирования кариозных полостей, препарирования зубов под различные виды ортопедических коронок и снятия оттисков, а также методы местного обезболивания, этапы операции удаления зубов. Работа в фантомных классах требует не только мануальных навыков, но и языковых умений. Оптимизация обучения иностранных студентов требует особой роли языкового образования, развития коммуникативной компетенции врача, способного использовать русский язык как инструмент общения [5].

Значительная часть раздела стоматологии «Пропедевтика» посвящена изучению методов обследования стоматологического больного. Занятия проводятся в клиническом кабинете, где иностранный студент под руководством преподавателя осваивает схему обследования пациента: сбор анамнеза, выполнение клинических методов обследования, заполнение истории болезни. Только при определенном уровне знания русского языка студент может понять, осознать и использовать услышанный учебный материал при овладении врачебными практическими навыками.

Важное место в развитии клинического мышления студентов отводится интерактивным методам обучения, которые повышают мотивацию студента к практическому овладению профессиональной деятельностью. На кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний для улучшения усвоения дисциплины Стоматология раздел «Пропедевтика» широко используется разнообразные методы активного обучения, в том числе ролевые  игры (деловые, имитационные), в которых главным является имитационная модель объекта познания. Целью ролевой игры является формирование познавательных и профессиональных мотивов, системного мышления будущего врача-стоматолога, и в соответствие с основными компетенциями – коллективной практической работы и навыков взаимодействия.

Междисциплинарная интеграция в высшей медицинской школе является одним из факторов оптимизации изучения медико-биологических, фундаментальных, а позже клинических (профильных) дисциплин, и каждая последующая опирается на предшествующие путем усвоения необходимых знаний, навыков и умений. Поэтому важной задачей работы кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний является выработка и доведение до степени автоматизации у студента учебных алгоритмов по всем видам профессиональной и речевой деятельности, в том числе через демонстрацию манипуляций преподавателем на клиническом приеме пациентов.

Это кропотливая индивидуальная работа с каждым студентом, требующая от преподавателя больших профессиональных педагогических знаний и определенной социально-психологической подготовки. Главное состоит в умении правильно описывать, формулировать основную тему занятия, в развитии у студентов навыков устной речи на русском языке по специальности. Необходимо сочетать монологический элемент (ответ по теме занятия) с диалогическим (врач-пациент), активно использовать записи услышанного на практическом занятии, что пригодится в конспектировании лекций и домашних работ.

Воспринять целый пласт новой лексики, новых речевых моделей, воспроизвести их в речи и сделать письменную фиксацию – это наисложнейшая работа для иностранного студента. Учитывая это, важным аспектом комплекса учебных мероприятий становится визуализация обучения, что является наиболее перспективными и адаптированными для данной категории студентов. На кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний с успехом используются мультимедийные версии лекций, которые читаются отдельно для зарубежных студентов. Учебные материалы на основе мультимедийных технологий включены также в структуру практических занятий для демонстрации современных технологий в стоматологии, что вызывает большой интерес у студентов-иностранцев.

Совершенствование знаний и формирование у зарубежных студентов навыков самостоятельной работы реализуется посредством выполнения УИРС, работы в СНО – участии в студенческих научных конференциях [1].

С 2005 года кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний организует и успешно проводит межрегиональные студенческие олимпиады «Профессиональное стоматологическое мастерство», участниками которой становятся как российские, так и зарубежные  студенты из медицинских ВУЗов Москвы, Воронежа, Саратова и Краснодара.

Все это позволяет зарубежным студентам адаптироваться к обучению в российских группах и работе с пациентами в клинике на старших курсах.

Обучение в ВУЗе иностранных студентов диктует такую организацию учебного процесса, которое предполагает снятие языковых трудностей как на занятиях по русскому языку, так и на занятиях по клиническим дисциплинам.

В преодолении этого барьера может помочь совместная работа преподавателей клинических кафедр и кафедры русского языка.

В Волгоградском государственном медицинском университете  найден вариант такого сотрудничества. Им стала межкафедральная интеграция как единая методическая система. Все звенья этой системы находятся во взаимодействии. Только при этом условии, организованном и разнонаправленном межкафедральном сотрудничестве, эффективность реализации учебного плана возрастает. Данное сотрудничество оптимизирует процесс приобретения знаний и делает его более эффективным.

Все это позволяет координировать межкафедральные и междисциплинарные связи в учебном процессе. Благодаря этому удается реализовать преемственность в преподавании учебных дисциплин (примером может служить преподавание стоматологии на разных кафедрах и курсах факультета). Тесная связь между кафедрами позволяет разрабатывать межкафедральные тематические пособия для студентов и преподавателей.

Совместная работа кафедры русского языка и кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний представляет собой систему и имеет свои этапы. Началом этой работы послужило составление Протоколов согласований между специальными кафедрами и кафедрой русского языка.  Эти документы явились отправной точкой для дальнейшего межкафедрального сотрудничества. К каждому из протоколов прилагается терминологический минимум, а также список тем по дисциплине, отобранных специалистами как наиболее сложных для понимания, осмысления и изучения иностранными учащимися.

В функции преподавателей – русистов входит посещение лекций и практических занятий по данной дисциплине, послеурочное обсуждение с преподавателем – предметником, щадящая адаптация текстов имеющихся учебников, отбор терминов, предназначенных для активизации в речи. Данная организация совместной работа позволяет: преподавателю-предметнику осознать ее результативность; снять языковые трудности при изучении текстов по специальности; повысить мотивацию иностранных студентов в изучении русского языка.

На новый качественный уровень может претендовать обучение иностранных студентов, когда совместная работа кафедры русского языка и профильных кафедр лежит в основе содержательной стороны учебного процесса. Отбор и структурирование учебного материала, подлежащего модульному изложению и контролю, с одной стороны, способствует совершенствованию преподавания, с другой – значительно облегчает процесс адаптации студентов 1-2 курсов к обучению в вузе. Естественно, что поставленной цели можно добиться только на основе коммуникативно-ориентированных учебных материалов.

Результатом сотрудничества кафедр пропедевтики стоматологических заболеваний и русского языка явилось издание учебного пособия для студентов – иностранцев «Стоматология» и «Терминологического словаря». Учебный материал был написан не только на высоком содержательном уровне, но и в доступном изложении.

На кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний сформирован учебно-методический комплекс: подготовлены учебно-методические разработки для студентов и преподавателей по всем изучаемым разделам; изданы унифицированные методические пособия для самостоятельной подготовки студентов, содержащие схемы ориентировочной основы действия (ООД), что обеспечивает формирование у иностранных студентов основ клинического мышления. Коллективом кафедры разработаны контрольно-измерительные материалы - тестовые задания для текущего и рубежного контроля знаний студентов в компьютерном классе. Это дает возможность зарубежным студентам получить систематизированные теоретические знания и практические навыки по основным разделам стоматологии.

Для обобщения информации на кафедрах пропедевтики стоматологических заболеваний и русского языка введена практика обменов мнениями между преподавателями, ведущими занятия в одних и тех же учебных группах, а также привлечение к работе кураторов групп и представителей администрации зарубежного департамента. Взаимопосещение дало нам возможность для обсуждения основных дидактических принципов и методических приемов работы в иностранной аудитории.

Следующим этапом в межкафедральном сотрудничестве стало обсуждение учебно-методических проблем на совместных методических совещаниях кафедр, на цикловых методических комиссиях, а также на Центральном методическом совете университета. 

Вопросы подготовки студентов-иностранцев находятся под пристальным вниманием деканата, неоднократно обсуждаются на заседаниях Совета по зарубежным студентам. Преподаватели кафедр входят в состав Совета, что позволяет реализовать единую идеологию подготовки иностранных студентов в ВолгГМУ.

Таким образом, учитывая современные тенденции развития образования, влекущие за собой рост требований к квалификации и компетенциям специалистов, профессионально-психологическая подготовленность будущего врача и профессионально-педагогическая компетентность самих преподавателей вуза являются залогом высокого качества медицинских услуг. Поэтому межкафедральную интеграцию можно рассматривать как главное условие выполнения этих задач – повышение качества медицинского образования, обеспечиваемое внедрением новых форм обучения и информационных технологий.

 

Рецензенты:

Фирсова И.В., д.м.н., доцент, зав. кафедрой терапевтической стоматологии ВолгГМУ, г.Волгоград;

Михальченко Д.В., д.м.н., доцент, зав. кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний ВолгГМУ, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Данилина Т.Ф., Фомина Т.К., Колесова Т.В., Наумова В.Н., Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Жидовинов А.В. МЕЖКАФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОСВОЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫМИ СТУДЕНТАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПО СТОМАТОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20416 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674