Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Акимов А.М. 1
1 Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ
В статье раскрываются возможности персонифицированного подхода в формировании информационной компетентности руководителя образовательной организации. Определена сущность понятий: информационная компетентность руководителя образовательной организации, персонификация, персонифицированный подход; выделены принципы (открытости, рефлексивности, активизации субъектной профессионально-образовательной позиции, фасилитации) и технологии (электронное обучение, диссеминация, кейс-метод, дебаты) реализации персонифицированного подхода к формированию информационной компетентности руководителя образовательной организации. Рассмотренные технологии позволяют формировать когнитивную, деятельностную и мотивационную компетенции. Электронное обучение формирует проявление мотивации и интереса к овладению информационными технологиями, выработку способов действий и деятельности для решения учебно-познавательных задач; знания основ работы с текстовым редактором, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами; умения анализировать, систематизировать, получать, передавать, представлять, защищать информацию. Диссеминация актуализирует потребность и готовность в получении и расширении знаний в области изучения управленческой деятельности с помощью средств информационных технологий; автоматизировать процессы управления в образовательной организации. Кейс-метод позволяет формировать адекватную самооценку значимости использования средств информационных технологий для поиска, хранения, обработки, передачи информации при управлении образовательной организации; формировать информационную образовательную среду образовательной организации, определять ее состояние; автоматизировать процессы управления в образовательной организации. Дебаты вырабатывают адекватную самооценку значимости использования средств информационных технологий для поиска, хранения, обработки, передачи информации при управлении образовательной организации.
информационная компетентность
персонификация
персонифицированный подход
электронной обучение
диссеминация
кейс-метод
дебаты
1. Аксенова, Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки. – М., 1998. – 448 с.
2. Банк педагогической информации ИПКиППРО ОГПУ. Руководящие кадры. [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://bank.orenipk.ru/str36.htm (дата обращения: 10.06.15)
3. Беспалько, В. П. Персонифицированное образование / В. П. Беспалько // Педагогика. – 1998. - № 2. - С. 12-17
4. Галкина, Т.Э. Андрагогические адаптивно-образовательные технологии в системе профессиональной переподготовки специалистов социальной сферы / Т.Э. Галкина // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: мат. IX Всерос. науч.-практ. конф. - Ч. 1. – Челябинск, 2010. – С. 3-11
5. Ганаева, Е.А. Региональная модель повышения квалификации руководителя образовательной организации / Е.А. Ганаева // Западно-Сибирский педагогический вестник. 2014. - № 2. - С. 239-248
6. Казаков, И.С. Персонификация процесса обучения в ВУЗе / И. С. Казаков // Вестник СГУТи КД. – 2010. – № 2. – С. 16-21
7. Клочко, В. Е. Персонификация ценностей как механизм нравственного воспитания / В. Е. Клочко // Пути формирования нравственных основ личности школьника. Проблемы. Методика. Опыт : тезисы конференции. - Барнаул, 2007. – С. 234-236.
8. Кондратьев, С. В. Психологические основы становления социальной сущности человека в системе персонифицированного обучения : автореф. дис. … д-ра психол. наук / С. В. Кондратьев. - СПб., 2000. – 52 с.
9. Мещерякова, И.Н. Формирование гуманитарной информационной среды в персонифицированной модели повышения квалификации педагога / И.Н. Мещерякова, Л.И. Ямщикова // Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: колл.монография / под ред. Н.К. Зотовой. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 342 с.
10. Никитина, Н.Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: Монография / Н. Н. Никитина. – М.: Прометей, МПГУ, 2002. – 316 с.
11. Обучение по курсу для руководителей программы INTEL "Обучение для будущего" [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://wiki.iteach.ru/index.php/Лидеры_образования (дата обращения: 10.06.15).
12. Орлов, А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. – 1995. – № 2.
13. Попова, О.В. Проектирование адаптивных технологий профессионального образования: монография / О.В. Попова. – Барнаул: Изд-во Барнаульского государственного педагогического университета, 2001. – 130 с.
14. Россия – рай для пиратов? [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.e-xecutive.ru/education/cases/1898984/ (дата обращения: 10.06.15).
15. Тарасенко, В.В. Формирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург – 2010. – 25 с.

Современная социально-экономическая ситуация диктует необходимость внедрения информационно-коммуникативных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. В этой связи особые требования предъявляются к информационной компетентности руководителя образовательной организации как составляющей его профессиональной компетентности.

Целью данной статьи является раскрытие возможностей персонифицированного подхода к формированию информационной компетентности руководителя образовательной организации.

Информационная компетентность понимается нами как интегративное качество личности, формируемое в условиях, учитывающих образовательные потребности личности и обеспечивающих ее информационное и техническое обеспечение; представляющее собой совокупность знаний, умений и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных видов информационной деятельности,  использованию новых информационных технологий для решения управленческих, социально значимых задач.

Для формирования информационной компетентности необходимо уточнить ее компоненты: мотивационный компонент (проявление мотивации и интереса к овладению информационными технологиями, ценностное отношение к информации, наличие потребности и готовности в получении и расширении знаний в области изучения управленческой деятельности с помощью средств информационных технологий, адекватная самооценка значимости использования средств информационных технологий для поиска, хранения, обработки, передачи информации при управлении ОО, выработка способов действий и деятельности для решения учебно-познавательных задач); когнитивный компонент – совокупность знаний об эффективном осуществлении различных видов информационной деятельности и использования новых информационных технологий, т.е.  знания: основ работы с текстовым редактором, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основ работы в сетевых сервисах; знания структуры и содержания информационно-образовательной среды ОО; Деятельностный компонент включает умения работать с информационными объектами, организовать собственную информационную деятельность и спланировать ее результат с использованием информационных технологий, применять средства информационных технологий в повседневной жизни, при управлении ОО, умения анализировать, систематизировать, получать, передавать, представлять, защищать информацию; формировать информационную образовательную среду ОО, открытую ИОС, определять ее состояние; автоматизировать процессы управления в ОО.

Применение персонифицированного подхода к формированию информационной компетентности руководителя образовательной организации связано с использованием  гибких организационных форм обучения; учетом профессиональных и личностных потребностей педагогических и руководящих работников; сопоставлением собственных, персональных потребностей с требованиями современного общества, государства; выстраиванием стратегии профессиональной деятельности; обозначением путей повышения квалификации.

Раскроем сущность персонифицированного подхода, который является одним из методологических ориентиров в формировании информационной компетентности руководителя образовательной организации.

Проблеме персонифицированного подхода в области педагогики и психологии посвятили свои работы В.П. Беспалько [3], Т.Э. Галкина [4], И.С. Казаков [6], В.Е. Клочко [7], С.В. Кондратьев [8], О.В. Попова [13], которые определили, что данный подход обеспечивает единство личного и общественного в дополнительном профессиональном образовании.

Персонификация в современной литературе определяется как стремление человека быть самим собой [12]; процесс порождения личностных ценностей за счет проникновения смыслов и ценностей другого человека в собственный образ мира [7]; реализация себя в профессиональной деятельности на основе самопознания своих ценностей и истинного «Я», раскрытие своего «Я» через возможности профессиональной деятельности [10]. В нашем исследовании персонификацию будем понимать как принятие личностью общественных интересов (интересы государства в сфере образования, интересы образовательной организации) и преобразование этих интересов в свои собственные.

Опираясь на труды Е.А. Ганаевой [5], И.Н. Мещеряковой [9], В.В. Тарасенко [15], выделим принципы и технологии реализации персонифицированного подхода в формировании информационной компетентности руководителя образовательной организации:

- принцип открытости – характеризуется интеграцией всех способов освоения человеком мира, свободным пользованием информационными системами, личностной направленностью процесса обучения. Большинство современных исследователей полагают, что образование является открытым, когда его может получить индивид в течение своей активной, сознательной жизни в комфортном месте, приемлемом для себя темпе, учитывая свои индивидуальные потребности и возможности. В открытом образовании происходит постоянный информационный обмен, позволяющий формировать информационную компетентность руководителя образовательного учреждения в режиме развития за счет совершенствования гуманитарной информационно-образовательной среды, изучения потребностей заказчиков образовательных услуг, изучения механизмов конкуренции.

Педагогическая технология, реализующая данный принцип – электронное обучение.

Под электронным обучением (англ. Е-learning) будем понимать организацию образовательной деятельности с использованием информации (базы данных, образовательные программы) и обеспечение ее обработки информационными технологиями, техническими средствами; информационно-телекоммуникационные сети для обеспечения передачи информации по линиям связи и взаимодействия обучающихся и преподавателей. В свою очередь, дистанционные образовательные технологии определим как образовательные технологии, которые реализуются с использованием информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии обучающихся и преподавателей.

Образовательные программы могут быть реализованы с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении при определенных условиях (наличие электронной информационно-образовательной среды включающей, электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные технологии, телекоммуникационные технологии, технологические средства).

Преимущество использования данной технологии обосновано возможностью освоения образовательных программ обучающимся без отрыва от производства в удобные для него время и место; индивидуальным подходом в обучении (гибкие графики обучения, индивидуальный темп усвоения знаний); неформальностью (обучение проходит в комфортной обстановке); интерактивностью (возможностью одновременного доступа к ресурсам); экономичностью (снижаются затраты на обучение); технологичностью (возможность просмотра материалов).

Учебные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для руководителей построены по модульному принципу. Данный принцип обучения разделяет учебную дисциплину на логические блоки (модули), в рамках которых изучается новый материал, проверяется его усвоение, проходят контрольные мероприятия. Работа организована в системе Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), где  появляется возможность создания курсов, наполнения их содержимым (текстами, вспомогательными файлами, презентациями, опросниками и т.п.); выставления оценок (ведется электронный журнал оценок, оставляются комментарии) и др.

- принцип рефлексивности – способность к самоанализу, самоосмыслению/переосмыслению собственного управленческого опыта руководителями образовательных организаций для конструирования новых знаний, умений, нового опыта информационной деятельности с целью формирования информационной компетентности. Рефлексия помогает руководителю образовательного учреждения сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный маршрут по формированию информационной компетентности.

Педагогическая технология, реализующая данный принцип – диссеминация.

Под диссеминацией (от лат. disseminatio, от dissemino – рассеиваю, распространяю) опыта руководителей образовательных организаций понимается распространение идей, ценностей, продуктов и результатов положительной деятельности. Диссеминация предполагает распространение инновационной практики, причем, при этом процессе происходит адаптация, редуцирование, а иногда и развитие различных элементов инновационной разработки или инновационной системы в целом. При этом реализуется «идея культурного выращивания новых образовательных практик и ресурсов в разных образовательных учреждениях, а не простого посева новой информации». Познакомившись с диссеминационным опытом, руководители не просто пассивно воспринимают новые модели, но и включаются как активные участники, которые могут внести собственный вклад в развитие идеи [15].

Диссеминация содержит важные особенности: последующая консалтинговая (тьюторская) поддержка руководителей, осваивающих инновационный опыт; формирование и обучение управленческих команд в образовательных учреждениях; адресная поддержка отдельных, наиболее приоритетных для муниципалитетов и региона, инноваций; распространение позитивного опыта посредством электронных и печатных ресурсов.

Одним из условий диссеминации является профессиональное сообщество, позволяющее распространять диссеминационный опыт по следующим каналам: информационным (выпуск и издание соответствующей новой литературы); коммуникационным (профессиональные события); обучающим (ознакомительные семинары и более продолжительные программы обучения); экспертным (оценка и поддержка участников данного процесса).

Наиболее успешные работы руководителей (создание модели сетевого взаимодействия и др.) размещаются на сайте Института повышения квалификации в банке педагогической информации [2], а также на странице реализации проекта «ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения» [11].

- принцип активизации субъектной профессионально-образовательной позиции взрослого обучающегося – каждый обучающийся участвует в проектировании собственного профессионально-образовательного маршрута на основе актуализации профессиональных потребностей, интересов, затруднений, имеет возможность его корректирования с учетом достигаемых результатов и накопления опыта профессиональной деятельности [1].

Педагогическая технология, реализующая данный принцип – кейс-метод.

Руководителям кейс-метод помогает в решении конкретных профессиональных проблем в информационной области, предоставляет возможность так называемых профессиональных проб, позволяет руководителю «примерить на себя» ту или иную профессиональную ситуацию.

Применение кейс-метода в формировании информационной компетентности руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования позволит сформировать у руководителя высокую мотивацию к обучению, развить личностные качества, значимые для информационной деятельности, – целеустремленность, стрессоустойчивость, ответственность, уверенность в себе, такт; позитивное мышление; сформировать основы деловой этики [14].

- принцип фасилитации – создание в учебной деятельности ситуаций, в которых взрослый обучающийся может проявить свою индивидуальность; создание благоприятного психологического климата, в котором значимыми аспектами являются искренность, безусловное позитивное принятие, эмпатическое понимание.

Педагогическая технология, реализующая данный принцип – дебаты.

Суть технологии заключается в следующем: участникам дебатов необходимо склонить судей и зрителей к своей точке зрения с помощью аргументов, поддерживающих свою точку зрения, и контраргументов на высказывание противников.

Дебаты ориентированы на достижение следующих результатов: умение интегрировать информацию различными способами; умение задать вопрос, самостоятельно выдвигать гипотезу; умение критически обдумывать полученную информацию; умение аргументировано представлять точку зрения; учитывать другие точки зрения, толерантно относиться к ним; умение работать в команде, совместно принимать решение; способность брать на себя ответственность; способность принимать решения в нестандартных, экстремальных ситуациях.

Рассмотренные технологии позволяют формировать когнитивную, деятельностную и мотивационную компетенции. Электронное обучение формирует проявление мотивации и интереса к овладению информационными технологиями, выработку способов действий и деятельности для решения учебно-познавательных задач; знания основ работы с текстовым редактором, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами; умения анализировать, систематизировать, получать, передавать, представлять, защищать информацию. Диссеминация актуализирует потребность и готовность в получении и расширении знаний в области изучения управленческой деятельности с помощью средств информационных технологий; автоматизировать процессы управления в образовательной организации. Кейс-метод позволяет формировать адекватную самооценку значимости использования средств информационных технологий для поиска, хранения, обработки, передачи информации при управлении образовательной организации; формировать информационную образовательную среду (ИОС) образовательной организации, открытую, определять ее состояние; автоматизировать процессы управления в образовательной организации. Дебаты вырабатывают адекватную самооценку значимости использования средств информационных технологий для поиска, хранения, обработки, передачи информации при управлении образовательной организации.

Исходя из вышесказанного, обучающийся (слушатель) в системе дополнительного профессионального образования выступает в роли субъекта образовательного процесса, способного к самодетерменируемому, самоуправляемому, самоконтролируемому поведению и действию.

Таким образом, персонифицированный подход является одним из оснований для реализации информационной компетентности руководителей образовательной организации.

 

Рецензенты:

Ганаева Е.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой управления образованием ИПКиППРО ОГПУ, г. Оренбург.

Тавстуха О.Г., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ, г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Акимов А.М. ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20431 (дата обращения: 03.04.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074