Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВУШЕК-БОКСЕРОВ 14-16 ЛЕТ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТРОНОЙ КООРДИНАЦИИ

Аслаев Т.С. 1 Котова Н.Ю. 1
1 Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК
Проведен анализ влияния разработанной методики, основу которой составляют занятия на стабилографических тренажерах с учетом индивидуального овариально-менструального цикла. В ходе исследования было доказано, что целенаправленное развитие различных видов сенсомоторной координации способствует развитию координационных способностей (ритмичности, точности, равновесия и ее пространственно-временных проявлений) у девушек-боксеров 14-16 лет. Для оценки координационных способностей использовался компьютерный стабилографический комплекс, из встроенных тестов были выбраны: «Эвольвента», «Тест Ромберга», «Тест со ступенчатым отклонением», «Треугольник». Исследования проводились на базе детско-юношеских спортивных школ г. Уфы и Стерлитамака Республики Башкортостан, развивающие женский бокс. В педагогическом эксперименте приняли участие 23 девушки, занимающиеся в группах начальной специализации (учебно-тренировочные группы 4 года обучения) и укомплектованные нами в контрольную (11 спортсменок) и экспериментальную (12 спортсменок) группы.
сенсомоторная координация
девушки-боксеры
стабилографические тренажеры
1. Ильин, Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 610 с.
2. Киселев, Д. А. Стабилометрия в диагностике и лечении детей с гемипаретической формой детского церебрального паралича: дис. … канд. мед. наук: – М., 2007. – 124 с.
3. Лисицын, В.В. «Школа бокса» как основа технико-тактической подготовки женщин боксеров //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, №9 (103), 2013 С. 94-104
4. Муфтахина, Р.М. Основные средства спортивной подготовки девушек-боксеров: Практические рекомендации. Уфа: БИФК, 2008. 36 с.
5. Передельский, А.А. Гендерная проблема женского бокса //Вестник спортивной науки, №3, 2012. С. 19-21
6. Петров, А.Г. Формирование индивидуального стиля боксера: Монография. Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2009. 202с.
7. Румянцева, Э.Р. Спортивная подготовка тяжелоатлеток. Механизмы адаптации: Монография. М.: Теория и практика физической культуры, 2005. 260 с.

Стремление женщин освоить виды спорта, которые традиционно считаются мужскими, не остается без внимания общественности и порождает много спорных моментов [1, 5]. Анализ научно-методической литературы показал, что работ с рекомендациями по спортивной подготовке девушек – боксеров с учетом гендерных различий на сегодняшний день недостаточно [3, 4]. Имеющиеся теоретические и практические разработки тренировочной и соревновательной деятельности в мужском боксе не всегда применимы к женскому спорту, поскольку женщины-боксеры уступают мужчинам в скорости, выносливости, резкости, боевом интеллекте и выдержке, уверенности в своем превосходстве над противником. Решением сложившейся ситуации может послужить разработка методики тренировочной и соревновательной деятельности, результатом которой будет являться формирование определенного стиля для женщин-боксеров, соответствующая их морфологическим и психофизиологическим особенностям.

Методическая часть

Основы технико-тактического мастерства боксеров закладываются на этапе начальной специализации, что соответствует возрасту 14-17 лет [6]. У девушек данный период соответствует становлению овариально-менструального цикла (ОМЦ). Поэтому прогрессивные тренировочные воздействия следует проводить учитывая возрастные особенности адаптации организма к физическим нагрузкам, индивидуальные ритмы овариально-менструального цикла. Особенно важно соблюдать данный принцип в сенситивные периоды  развития в возрастных группах 11-13 и 16-17 лет [7]. Анализ научно-исследовательской литературы показал, что данные о функциональном состоянии спортсменок, в доступной литературе носят фрагментарный характер. Поэтому нам было важно изучить, как сами девушки оценивают влияние данного вида деятельности на их организм. С этой целью нами было проведено анкетирование.

В исследовании приняли участие 35 девушек 14-16 лет, занимающиеся боксом, имеющие квалификацию КМС, I и II спортивные разряды. Спортсменкам предлагалось охарактеризовать свое отношение к данному роду деятельности, а также оценить субъективные ощущения уровня работоспособности по фазам ОМЦ.

Данные анкетного опроса позволяют заключить, что практически все девушки начали заниматься спортом до установления ОМЦ,  28,57% – в пубертатный период  (10 спортсменок). Возраст наступления менархе составил в среднем 12,6+0,3 года, то есть соответствовал физиологической норме. У большинства девушек-боксеров длительность цикла составляет в среднем 28-30 дней, а менструальная фаза сопровождается обычными или обильными кровевыделениями.

Опрос спортсменок показывает, что занятия боксом оказывают существенное влияние на их функциональное и психоэмоциональное состояние. При этом в практике женского бокса отсутствует четкое планирование объема, интенсивности, направленности тренировочного процесса с учетом биологической цикличности, а недостаточное внимание со стороны тренера к функциональному состоянию юных спортсменок могут стать одной из причин нарушения их репродуктивного здоровья.

Современная система подготовки в боксе предъявляет высокие требования, прежде всего, к двигательно-координационным качествам и рациональному управлению психоэмоциональным состоянием. Это объясняется тем, что у квалифицированных спортсменов уровень технико-тактической подготовленности примерно одинаков, и превосходства над противником можно достичь за счет интеллектуальных, морально-волевых, координационных качеств и психологической устойчивости [2]. Это свидетельствует о том, что тренерам следует переориентироваться с тенденции доминирования в тренировке кондиционного направления на преобладание нагрузок, связанных с развитием сенсомоторных, психомоторных и психологических качеств.

Для определения ранговой структуры факторов сенсомоторной координации, определяющих технико-тактическое мастерство девушек 14-16 лет, занимающихся боксом был проведен опрос ведущих тренеров (11 человек), специализирующихся в женском боксе.

При оценке составляющих технико-тактического мастерства девушек-боксеров респондентами выделены три наиболее значимых обобщенных показателя, которые по ранговой значимости распределились следующим образом: защитные и атакующие приемы (37,82%), вариативность двигательных действий (26,96%) чувство дистанции и эффективность перемещения (18,99%).

Как видно из представленных данных, ведущим факторам технико-тактического мастерства девушек-боксеров тренеры считают техничность и точность атакующих и защитных действий. Умение поддерживать комфортную дистанцию для эффективных действий, техничное перемещение по рингу с постоянным сохранением равновесия и богатый арсенал двигательных навыков также являются составляющими технико-тактического мастерства.

Поскольку взаимосвязь показателей «техника-координация» имеет определяющее значение в достижениях боксеров, мы составили ранговую структуру координационных способностей девушек, занимающихся боксом на этапе начальной специализации по данным опроса тренеров. Взгляды специалистов о роли различных координационных способностей, характерных для бокса значительно разнились. Обобщив полученные данные, мы условно разделили их на три группы, обеспечивающие определенные параметры двигательной активности (табл. 1).

Таблица 1

Ранговая структура факторов координационных способностей, определяющих технико-тактическое мастерство девушек 14-16 лет, занимающихся боксом, (n=11)

Значимость (ранговое место)

Функции

Факторы

 

Ранговый показатель факторов

(в %)

1

Умение соизмерять пространственные, временные и динамические параметры движений

Точность

20,82

Ритмичность

11,92

«Чувство пространства и времени»

17,32

2

Способность поддерживать статическую и динамическую устойчивость

Равновесие

16,18

3

Способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности

Межмышечная координация

12,18

Примечание: представлены наиболее значимые факторы

Как видно из данных, практический опыт тренеров свидетельствует о том, что наиболее значимыми в боксе являются координационные способности, обеспечивающие точное воспроизведение параметров движений, которые определяются: «мышечным чувством» и межмышечной координацией, обеспечивающими точность двигательных действий; способностью к сохранению ритма; специализированными «чувствами пространства и времени». То есть специалисты в женском боксе выделяют те же компоненты технико-тактической подготовленности, что и в мужском.

На основе данных научно-методической литературы и собственных результатов исследования была разработана методика развития сенсомоторной координации девушек-боксеров 14-16 лет с учетом индивидуального цикла девушек.

Разработанная методика ориентирована на то, чтобы ее применение согласовывалось с общим содержанием и направленностью построения тренировочного процесса в женском боксе; отвечало принципам доступности и безопасности для здоровья спортсменок; соответствовало особенностям соревновательной деятельности девушек-боксеров.

Форма, средства и методы развития координационных способностей, использованные в тренировочном процессе соответствовали примерной программе для спортивных школ по боксу. Характер предлагаемой нагрузки соответствовал рекомендациям, предложенным ведущими теоретиками и практиками бокса Г.Ф. Джероян, Н.А. Худадова (2001), И.С. Колесника (2005, 2011), В.В. Лисицына (2013,2014); учитывал особенности подготовки в женском спорте, выявленные  Л.Г. Шахлиной (1999, 2001), Т.С. Соболевой (1997, 1999), Э.Р. Румянцевой (2005); строился с учетом психофизиологических особенностей формирования двигательных навыков по Н.А. Бернштейну (1986), Е.П. Ильину (2003), Э.Ш. Шаяхметовой (2013).

Методика развития сенсомоторной координации девушек-боксеров 14-16 лет применялась на общеподготовительном и специально-подготовительном этапах спортивной тренировки в учебно-тренировочных группах. Курс, состоящий из 10 тренировочных занятий, проводится индивидуально с каждой спортсменкой, в соответствии с фазами овариально-менструального цикла. Процессуальными компонентами разработанной методики являлись  средства, направленные на развитие различных видов сенсомоторной координации (зрительно-моторной, слухо-моторной, проприоцептивно-моторной и вестибулярно-моторной) спортсменок, обеспечивающих совершенствование их технико-тактического мастерства (эффективности защитных и атакующих приемов и перемещений по рингу, вариативности двигательных действий, выбора дистанции для атакующих и контратакующих действий).

Основу формирования сенсомоторных координаций в процессе спортивной подготовки составили упражнения на стабилографической платформе (стабилографические тренажеры).

На основных тренировочных занятиях  применяли средства адаптации приобретенного потенциала сенсомоторной координации в развитии координационных способностей и технико-тактической подготовленности.

Выводы

Таким образом, разработанная методика развития сенсомоторной координации девушек, занимающихся боксом основана на закономерностях функционирования высшей нервной деятельности и наличия биологической цикличности работоспособности  женского организма, способствует формированию новых двигательных стереотипов и обучает осознанной коррекции осуществляемых двигательных действий, формирует новые нервные связи, характеризующие стереотип двигательных реакций, а варьирование объема и интенсивности нагрузки в учебно-тренировочном процессе с учетом овариально-менструального цикла и динамики работоспособности девушек способствует сохранению их репродуктивного здоровья.

 

Рецензенты:

 

Шаяхметова Э.Ш., д.б.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Башкирский Государственный Университет», г. Уфа;

Юламанова Г.М., д.п.н., профессор, Башкирский институт физической культуры, г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Аслаев Т.С., Котова Н.Ю. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВУШЕК-БОКСЕРОВ 14-16 ЛЕТ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТРОНОЙ КООРДИНАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20440 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674