Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Малиева З.К. 1
1 Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
В современном технологическом мире телекоммуникационные технологии и Интернет являются одним из глобальных факторов, влияющих на развитие личности, формирование у нее ценностных установок, мировоззрения, личностных качеств. Без учета этого фактора невозможно эффективное управление воспитательным процессом в образовательной организации. Не смотря на наличие работ в данной области, в научной литературе недостаточно отражены пути решения этой проблемы. В статье раскрывается сущность, основные направления и воспитательные возможности применения технологии телекоммуникации в образовательном процессе вуза. Рассматривается воспитательный и образовательный потенциал применения телекоммуникационных учебных проектов в формировании личностных и профессиональных качеств студентов. Результаты исследования расширяют знания о сущности, возможностях и преимуществах применения современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза.
Интернет
современные информационные технологии
воспитание
технология телекоммуникации
телекоммуникационные учебные проекты
1. Бекоева М.И., Кокаева Ф.А., Кубанцева Г.С. Аудиовизуальные технологии обучения как средство повышения качества педагогического образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. – 2011. – № 1. – С. 30–33.
2. Кокоева Н.В. Проектная деятельность студентов педагогического вуза как фактор развития их творческих способностей // Вектор науки. – № 2. – 2014. – С. 111-115
3. Малиева З.К. Роль современных образовательных технологий в решении проблемы морального отчуждения личности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 769.
4. Малиева З.К., Цагараев В.А. Применение технологии семиотического анализа объектов визуальной культуры к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Известия Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ. – 2010. – № 5. – С. 115–119.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Академия, 2002. 272 с.
6. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2007. – 304 с.
7. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дрофа, 2008. – 312 с.
8. Тахохов Б.А., Сикоева М.Т. Дистанционное обучение в образовании студентов // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. – 2013. – № 4. – С. 146–149.
9. Течиева В.З. Реализация практико-ориентированного подхода в образовательном процессе педагогического вуза // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2013. № 2. С. 120–124.
10. Туякбасарова Н. А. Интернет-коммуникации как средство формирования ценностных ориентаций личности студента. Автореферат канд. дисс. по социологии. —- Курск, 2006. — 22 с.
В современном информационном мире эффективное развитие системы высшего профессионального образования невозможно без широкого использования современных информационных технологий. Особую роль играют информационные технологии в воспитательном процессе. Ведь, как известно, воспитание молодежи происходит, с одной стороны, в процессе усвоения так называемой опосредованной информации, с другой – за счет непосредственного опыта. Учитывая, что одним из основных источников распространения информации в современном мире выступают средства массовой коммуникации и Интернет, следует отметить их роль в воспитании молодежи. Эффективность воспитательного воздействия названных средств на молодежную аудиторию обусловлена, с одной стороны, массовым интересом студентов к современным компьютерным технологиям, Интернету, средствам коммуникации, а с другой – глобальностью воздействия на сознание человека в диапазоне от информирования, обучения, убеждения до манипулирования [10]. Поэтому, используя их в качестве инструмента воспитания, преподаватели не просто проявляют уважение к молодежным ценностям, к их интересам в области информационных технологий, но и повышают эффективность учебно-воспитательного процесса [3].

В воспитательном процессе вуза применение информационных технологий представляет собой комплекс мероприятий, включающий работу с:

1) техническими средствами (компьютерами, проекторами, аудио- и видеосредствами);

2) программными средствами;

3) информационной продукцией [1].

Информатизация внеучебной и внеурочной воспитательной деятельности направлена на:

1) формирование у студентов мировоззрения открытого информационного общества;

2) развитие креативного, самостоятельного мышления, формирование критического мышления, умений и навыков анализа и оценки поступающей информации, овладение навыками использования информационных технологий для решения профессиональных и личностных задач;

3) развитие мыслительных и творческих способностей;

4) формирование коммуникативных навыков и т.д.

Одной из наиболее эффективных в воспитательном плане современных информационных технологий в образовании является технология телекоммуникации.

Термин «телекоммуникация» происходит от греческого tele – «далеко, вдаль» и communicatio – «общение», т.е. категория телекоммуникация подразумевает дистанционное общение (передачу информации посредством телевизионной, телефонной, радио, спутниковой связи), основанное на применении современной компьютерной техники и средств информационных технологий.

И.В. Роберт определяет технологию телекоммуникации как «совокупность приемов, методов, способов и средств обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио-, видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной или нескольких организаций), так и на глобальном, в том числе и в рамках Всемирной информационной сети Интернет» [6, 30].

Основными направлениями деятельности обучающихся в процессе реализации технологии телекоммуникации в образовании являются [7]:

1) общение через электронные средства связи (такие как электронная почта, электронные конференции, дискуссии, видеоконференции);

2) доступ к информационным ресурсам Интернета;

3) создание информационных ресурсов для доступа других пользователей.

Рассмотрим воспитательные возможности каждого из этих направлений.

1. Общение через электронные средства связи, как в режиме реального времени, так и с задержкой по времени, позволяет обучающимся, находящимся в разных местах, точках страны, обмениваться информацией, проводить совместные коллективные работы поискового характера, устанавливать дружеские контакты. 

В процессе участия в электронных конференциях, дискуссиях, видеоконференциях студенты становятся не просто зрителями при обсуждении проблем определенной предметной области, но и активными участниками, высказывая свое мнение по обсуждаемым вопросам [8].

В плане личностного развития студентов применение электронных средств связи позволяет:

1) сформировать навыки выработки обучающимися своих мнений и оценок;

2) развить навыки самостоятельного критического мышления, предполагающие  знание и учет различных, в том числе противоположных, мнений и позиций;

3) развить умение слушать, не перебивая, уважительно относиться к точке зрения оппонентов;

4) развить умение работать в группе, принимать во внимание различные точки зрения, формулировать единое групповое решение;

5) формировать навыки адекватного восприятия критических замечаний в свой адрес;

6) развить умение вести полемику, осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения;

7) формировать навык говорить коротко и по существу;

8) развить умение выступать публично, доказывая свою правоту;

9) развить навыки сотрудничества и делового общения в коллективе;

10) формировать личностную гражданскую позицию;

11) формировать умение создавать и поддерживать творческую атмосферу в коллективе.

Вместе с формированием коммуникативных навыков, способности к конструктивному деловому и межличностному взаимодействию, умения работать в группе, искать и находить компромиссы формируются межнациональная и межличностная толерантность, способность к межкультурному взаимодействию в профессиональном и личностном плане. Помимо этого, в процессе участия в электронных конференциях развиваются навыки социокультурного и межкультурного взаимодействия студентов, предполагающие как знание и уважение культуры своей страны, так и принятие и уважение культуры мира, культуры других стран и народов, способность и инициативность к участию в диалоге культур.

2. Доступ к информационным ресурсам Интернета позволяет обучающимся производить поиск необходимой информации. Интернет — это обширнейшая библиотека, где обучающиеся могут найти ответы на любые вопросы. Одним из преимуществ Интернета по сравнению с обычной библиотекой является возможность оперативного нахождения информации по ключевым словам, позволяющая значительно снизить временные затраты на поиск нужных источников.

В процессе образовательной деятельности обучающихся в сети Интернет наиболее полно реализуются принципы индивидуального подхода в обучении, а именно:

1) учитываются познавательные возможности обучающегося, особенности его памяти, мышления, восприятия, воображения;

2) скорость восприятия учебного материала происходит в индивидуальном порядке;

3) восприятие материала происходит с учетом запаса имеющихся знаний;

4) при необходимости есть возможность многократного повторения части учебного материала.

В процессе самостоятельной работы с информационными ресурсами Интернета происходит формирование личностных качеств студентов, а именно:

1) системы интеллектуальных навыков и умений обобщать, анализировать, сравнивать информацию; осуществлять индуктивные и дедуктивные методы познания;

2) индивидуальных особенностей мышления обучающихся, таких как  самостоятельность, системность, креативность, вариативность, диалогичность, проблемность, рефлексивность;

3) ценностных ориентаций студентов на самореализацию, самоактуализацию, самоорганизация,  самопрезентацию [4].

3. Создание информационных ресурсов (презентаций, программных продуктов, проектов), разработка web-страниц, информационных баз данных и размещение их в сети Интернет или запись на DVD-диски для доступа других пользователей — это наиболее эффективная в плане формирования личностных качеств деятельность обучающихся. В процессе создания различных информационных ресурсов формируются такие качества, как:

1) способность генерировать новые нестандартные идеи, отклоняясь от существующих схем мышления;

2) умение и готовность смотреть на вещи с разных сторон, способность находить альтернативные пути решения проблем;

3) способность видеть, понимать суть проблемы;

4) способность видеть проблему под иным углом и находить ее решение нестандартным способом;

5) способность самостоятельно переводить знания, умения и навыки в новый контекст;

6) готовность оперативно переключаться с одной идеи на другую;

7) способность проявлять интуицию, гибкость и нестандартность мышления в различных ситуациях;

8) способность чувствовать и видеть необычные детали, противоречия и неопределенности;

9) способность детально разрабатывать возникшие идеи;

10) способность к самовыражению, презентации своих личностных и профессиональных достижений в информационных  образовательных системах (чат, форум, Web-страницы).

Основное качество, которое формируется в процессе работы обучающихся над созданием информационных ресурсов, – это креативность и самостоятельность мышления. Вместе с этим формируется и ответственность за произведенный продукт, ведь он создается для массового потребителя в сети Интернет [9].

В образовательном процессе вуза наиболее полно и эффективно все перечисленные направления применения технологии телекоммуникации реализуются в телекоммуникационных учебных проектах.

Телекоммуникационный учебный проект представляет собой «совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность участников-партнеров, разделенных между собой расстоянием, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленную на достижение совместного результата» [5]. При этом преимущество реализации технологии телекоммуникации заключается в доступности и легкости методов и средств получения и обработки информации, представленной в  различной форме.

Изучению вопросов, связанных с использованием телекоммуникационных учебных проектов в образовательной деятельности, посвящены работы Е.С. Полат, А.Ю. Уварова, Я.В. Тараскиной, Е.Д. Пахмутовой, В.В. Черных, И.А. Орловой, в которых анализируются основные качественные характеристики телекоммуникационных проектов, влияющие на формирование личностных характеристик обучающихся, их мировоззрение, мышление, коммуникативные качества.

Основной специфической характеристикой телекоммуникационных учебных проектов является их межпредметность. В ходе работы над проектом участники используют сведения из различных областей знания. Реализация проекта осуществляется в процессе постановки и решения профессионально и личностно-направленных проблемных ситуаций, что предполагает опору на профессиональный и жизненный опыт обучающихся, их профессиональные планы, интересы, потребности [2].

Телекоммуникационные учебные проекты представляют собой такой метод организации образовательного процесса в вузе, который предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы студентов с групповыми занятиями, индивидуальный режим восприятия новой информации и публичное обсуждение проблем, поисково-исследовательскую деятельность участников, направленную на создание конечного продукта творческой деятельности.

Таким образом, следует отметить, что с развитием информационных технологий профессиональная деятельность преподавателя выходит за рамки традиционной системы и активизируется в сети Интернет. Учебно-познавательная деятельность посредством глобальной сети Интернет оказывает воспитывающее и обучающее воздействие на всех субъектов образовательного процесса, расширяя возможности для самореализации, самообразования, совершенствования личностных и профессиональных качеств как студентов, так и преподавателей, создавая комфортную среду для сотрудничества и делового общения.

Значительным развивающим и воспитывающим потенциалом обладает применяемая в образовательном процессе вуза технология телекоммуникации, которая предполагает наличие межпредметных связей, конструктивное взаимодействие преподавателя и студентов, творческий характер деятельности, ориентирована на создание конечного информационного продукта. Наиболее эффективным моментом в воспитательном плане является участие студентов в телекоммуникационных учебных проектах, которое способствует повышению активности, самостоятельности, ответственности, познавательной и профессиональной мотивации, креативности, коммуникативности, развитию стремления к самосовершенствованию, самоорганизации и самореализации.


Рецензенты:

Каргиева З.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.

Чеджемов С.Р., д.п.н., профессор кафедры педагогики ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Малиева З.К. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20445 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674