Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ МЕТА-КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Бочкарева Л.В. 1
1 ГАПОУ ТО «Ишимский политехнический техникум», Ишим, Россия (627750, Тюменская обл., г.Ишим, ул. Деповская, 21)
В результате проведенного исследования было выявлено, что компетентностный подход является методологической основой стандартов третьего поколения. Целью компетентностного подхода является более высокое качество образования, результатом которого является профессиональная компетентность. Кроме знаний, умений и навыков специалист должен обладать опытом, связанным с его профессиональной направленностью. Рассматривая опыт как элемент компетентности, его относят к мета-компетентности. Мета-компетентность определена как высшая способность, которая имеет отношение к возможности учиться, адаптироваться, предвидеть и создавать. Введенное понятие «аналитико-синтетическая мета-компетентность» базируется на таких мыслительных операциях как анализ, синтез и предвидение. Выявлено, что аналитико-синтетическая мета-компетентность является значимой в подготовке будущих специалистов технического профиля и влияет на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля.
компетентность
мета-компетентность
аналитико-синтетическая мета-компетентность
1. Далингер, В.А. Школьное математическое образование: проблемы и пути дальнейшего развития / В.А. Далингер // Актуальные проблемы математического образования в школе и педагогическом вузе: сборник материалов IV межрегиональной научно-практической конференции. – Шуя: изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – С. 87-90.
2. Денищева, Л.О., Глазков, Ю.А., Краснянская, К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике / Л.О. Денищева, Ю.А. Глазков, К.А. Краснянская // Математика в школе. – 2008. – № 6. – 2008. – С. 19.
3. Днепрова, Э.Д. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования / Э.Д. Днепрова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 2. – С. 6–20.
4. Енькова, Л.П. Временная компетентность у студентов вуза / Л.П. Енькова // Вектор науки ТГУ - 2011. - № 2 (5). - С. 85-87.
5. Пустовойтов, В.Н. Формирование познавательной компетентности у старшеклассников в процессе обучения (на примере изучения предметной области «Математика и информатика»): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Пустовойтов Виктор Николаевич. – М., 2015. – 415 c.
6. Словарь бизнес-терминов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://biznestermin.ru.
7. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
8. Чернова, Ю.К. Технология реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов / Ю.К. Чернова // Вектор науки ТГУ. – 2010. – № 1. – С. 10-14.
9. Шершнева, В.А. Формирование математической компетентности студентов инженерного вуза на основе полипарадигмального подхода: монография / В.А. Шершнева; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, 2011. – 268 с. – ISBN 978-5-86433-492-8.
10. Keen K. Competence: What is it and how can it be developed? In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.), Instructional Design: Implementation Issues, 2009. – Р.111-122.
Современный период характеризуется стремительной изменчивостью, динамизмом, а потому образование должно сегодня быть направлено на формирование способности личности успешно функционировать в быстро меняющихся условиях жизни [1].

Реализовать заказ государства лучше всего позволяет компетентностный подход, который является методологической основой стандартов нового поколения, на которые произошел переход высшего и среднего профессионального образования. Одна из основных идей компетентностного подхода – личностная и практическая ориентация образования, то есть переход от знаниевой парадигмы образования к практикориентированному обучению.

Существует большое количество подходов к определению понятий «компетенция» и «компетентность».  Одно из определений понятия компетенция следующее: «Компетенция – это готовность (способность) обучающегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач» [3, с. 17].

Совокупность компетенций, наличие знаний, опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, определяет такое понятие, как компетентность [2]. Компетентность проявляется в применении знаний и умений на практике. Компетентность – (от лат. – competens – соответствующий) знания, опыт, образование в определенной области деятельности [6].

Выделяя структурные элементы компетентности, кроме знаний, умений и навыков исследователи делают акцент на опыт [8]. Включая опыт в структуру компетентности требуется уточнить, опытом какого рода должен обладать выпускник. К. Keen, допуская возможность включения опыта как элемента компетентности, относит данную структурную единицу к мета-компетентности [10].

Мета-компетентность кладут в основу всех компетентностей такие исследователи, как F.D. Le Deist и J. Winterton [5].

С одной стороны, мета-компетентность приравнивают к умению учиться (в контексте "учиться учиться") и рассматривают как знаниево-деятельностную основу других компетентностей [5].

Исследователи связывают её со "знаниями собственных сильных и слабых сторон интеллекта, о применении опыта в различных ситуациях, решением задачи приобретения недостающей компетентности. К ней относятся навыки в области планирования, инициирования, контроля и оценки собственных когнитивных процессов, опыта и знания о различных трудностях в решении задач, знания об изучении и решении проблем; навыки эффективного использования средств познания и инструментов…" (T.D. Nelson и L. Narens [5, с. 39]). Пустовойтов В.П. [5, с. 39] определяет мета-компетентность как "высшую способность, которая имеет отношение к возможности учиться, адаптироваться, предвидеть и создавать".

С другой стороны – рассматривая мета-компетентность, исследователи акцентируют внимание на личностных характеристиках, определяющих деятельность и поведение человека [5].

По мнению В.П. Пустовойтова «…основным свойством мета-компетентности, наряду с общностью и личностной окрашенностью, является свойство базовости. Мета- компетентность – есть интеграция способностей и навыков самоорганизации, саморегуляции и саморефлексии в функциональной и социально-коммуникативной областях деятельности личности, а также мета-знаний (знания и умения о приемах и средствах усвоения и "открытия" нового знания) и когнитивных способностей» [5, с. 39].

В процессе получения специальности студенту необходимо освоить не только знания и умения, связанные с его узкопрофессиональной направленностью, но и развить более общие способности, отнесенные в рамках компетентностного подхода, к ключевым, базовым или шире – мета-компетентностным способностям. Именно структуры мета-компетентности определяют способности специалиста к дальнему переносу, то есть способности использования приобретенных компетенций в ситуациях, слабо сходных с ситуациями, для которых эти компетенции предназначены; способности управлять сходными ситуациями более эффективно; способности продуктивно решать широкий круг задач, выходящих за рамки его профессиональной деятельности [4, с. 86].

В нашем исследовании мы выделили аналитико-синтетическую мета-компетентность, как интегративное качество личности, проявляющееся в способности применять совокупность действий, опыт по комплексному выполнению операций анализа, синтеза и предвидения (прогнозирования) при решении студентами различного рода задач, а также в различных производственных ситуациях.

Способность к анализу и синтезу относится к инструментальным компетенциям, которые в свою очередь являются одной из разновидностей общих компетенций. Инструментальные компетенции включают в себя: когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления и т.д.

Немаловажное значение в подготовке будущего специалиста технического профиля имеет овладение обучающимися следующими необходимыми для профессиональной деятельности навыками: осуществление поиска; самостоятельная работа с информационными ресурсами; обработка, систематизация материала, выделение его смысловой структуры. Поэтому в нашем исследовании наряду со способностями к анализу и синтезу, мы рассматриваем и способность к предвидению.

Таким образом, основополагающими умениями, которыми должен обладать специалист технического профиля, являются:

– умение анализировать (понимать условие и требование задачи);

– умение синтезировать (создавать различные сочетания своих знаний – выдвижение гипотезы);

– умение предвидеть (подтверждение или опровержение гипотезы – решение задачи).

Аналитико-синтетическая мета-компетентность служит способом познания объектов, следовательно, указанные действия, входящие в ее состав, должны из предмета усвоения перейти в средство усвоения, а сама эта мета-компетентность может служить исходным уровнем для успешного усвоения студентами новых знаний [7].

Формулируя современные цели и результаты профессионального образования, В.А. Шершнева утверждает, что «профессиональная компетентность определяет качество профессионального образования, является его результатом и одновременно становится его целью» [9, с. 5].

Обобщая определения профессиональной компетентности различных исследователей, мы пришли к выводу: профессиональная компетентность – это сущностная характеристика профессионализма, представляющая собой интегративное личностное качество, основанное на совокупности фундаментальных специальных научных знаний, практических умений и навыков, свидетельствующих о готовности и способности специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность.

Согласно Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, основными видами профессиональной деятельности техника являются: производственно-технологическая, организационно-управленческая, опытно-экспериментальная, конструкторско-технологическая, информационно-аналитическая. То есть специалист технического профиля постоянно имеет дело с большими объемами информации. Так же он должен планировать и организовывать работу коллектива исполнителей, выбирать оптимальные решения при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций.

Поэтому хорошо развитые операции анализа, синтеза, предвидения во многом определяют формирование профессиональной компетентности, наращивание профессионального опыта и движение к профессионализму.

Так как способность к анализу и синтезу является одним из компонентов инструментальной компетенции, которая, в свою очередь, лежит в основе профессиональной компетентности, то мы можем предполагать, что последующая профессиональная деятельность выпускника политехнического техникума будет более эффективной, если он будет обладать высоким уровнем сформированности аналитико-синтетической мета-компетентности.

В заключение можно сказать, что аналитико-синтетическая мета-компетентность является значимой в подготовке будущих специалистов технического профиля и влияет на формирование социально-профессиональной компетентности.


Рецензенты:

Далингер В.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой математики и методики обучения математике ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;

Рагулина М.И., д.п.н., профессор кафедры информатики и методики обучения информатике ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.


Библиографическая ссылка

Бочкарева Л.В. АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ МЕТА-КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20493 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674