Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Головнева Н.А. 1 Перепелицина Т.И. 1
1 Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
В статье рассмотрены функции игры как средства воспитания детей. Проведен теоретический ана-лиз возможностей использования игры в практике воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Показана роль игры для всестороннего развития ребенка. Подчеркивается, что игровая деятель-ность выступает в качестве самостоятельного вида развивающей деятельности ребенка, принципа и метода организации его жизни и деятельности, метода познания для детей, зоны социализации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми и сверстниками. Особое внимание авторы уделяют характеристике развивающей, воспитательной, образовательной, коммуникативной, диагностической, социокультурной, корректирующей, самоактуализирующей, терапевтической функциям игровой деятельности детей. В контексте исследования дано научное обоснование необходимости обучения будущего педагога основам игрового взаимодействия, технологии проведения игр, их применению в воспитании детей, опираясь на закономерности личностно-деятельностного подхода. Выявлено, что практический результат использования педагоги-ческого потенциала детской игры тем выше, чем глубже педагог осмыслит сущность феномена игры, способы методической организации игровой деятельности детей.
игра
функции игры
развивающая деятельность ребенка
подготовка будущего учителя
дети дошкольного и младшего школьного возраста
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987. – 143 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
3. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. – Вып. 2. – М.: Инноватор, 1995. – С. 16–45.
4. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. – 2 изд. – М.: Высш. шк., 2009. – 256 с.
5. Данилков А. Игра как инструмент воспитания // Воспитательная работа в школе. – 2013. – № 1. – С. 71-84.
6. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду // Пед. соч. – М., 1980. – 263 с.
7. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Серия: Родителям о воспитании. – М.: Учпедгиз, 1940. – 120 с.
8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / отв. ред. Е.В. Шорохова. – М.: Педагогика, 1973. – 423 с.
9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 239 с.
10. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – С. 24-26.
Одним из эффективных средств общеличностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста выступает игра. Включение игры в контекст урочных и внеклассных занятий способствует повышению качества воспитания человека-гражданина, интегрированного в современное общество. Игра – это детский мир, наполненный множеством интересных идей, сказок, необычных мыслей, вопросов. В этой среде ребенок чувствует себя комфортно, на этой «территории» ребенок растет, развивает свои способности, мыслит, общается со сверстниками, узнает их и себя в человеческом обществе. С помощью игры ребенок развивается как умственно, так и физически. Рассматривая игру с другой стороны, можно отметить, что она также является эффективным средством воспитания детей, важным фактором, воздействующим на процесс формирования их личностных качеств и выполняющим важные функции социализации растущего человека. Практический результат использования педагогического потенциала детской игры тем выше, чем глубже педагог осмыслит сущность феномена игры, способы методической организации игровой деятельности детей.

Цель исследования – выявление и анализ возможностей использования игры в практике воспитания детей, характеристика функций игровой деятельности; научное обоснование необходимости обучения будущего педагога основам игрового взаимодействия, технологии проведения игр. Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент.

В данной статье проведен теоретический анализ развития представлений о роли игры в развитии ребенка, дается определение игре, ее функциям с позиций личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей, особо обращается внимание на диагностическую, социокультурную, корректирующую, самоактуализирующую, терапевтическую функции игровой деятельности детей.

Изучением игр занимались многие ученые, такие как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. В истории педагогики, как российской, так и зарубежной, сформировались две линии использования игры в воспитательном процессе: во всестороннем гармоническом развитии и в узкодидактических целях.

По мнению К.Д. Ушинского, игры могут определить поведение ребенка в обществе, его характер. Например, ребенок, который привык подчиняться в игре или, наоборот, командовать, лишь с большим трудом сможет отучиться от этого в реальной жизни [9]. Поэтому игра является сильным «орудием» воспитания в руках педагога-профессионала, задача которого – подобрать такие игры, которые будут не только увлекать детей, но и воспитывать, развивать их. Игрой можно направлять ребенка, способствовать формированию у него положительного опыта. Процесс игры является эффективным средством для налаживания контактов в коллективе, для развития коммуникабельности. Многие игры вызывают чувство соревнования, желание быть первым, выиграть. Педагог при этом может скорректировать процесс так, чтобы он способствовал формированию чувства сопереживания, толерантности и других положительных качеств.

Взрослым, порой, кажется, что игра – это простое беззаботное занятие. Однако игровая деятельность требует огромных усилий от ребенка. Ребенок, играя, отдает максимум энергии, физических и умственных сил. Он тренирует выдержку, волю, самостоятельность, ответственность, внимательность. Игра является полноценным социальным процессом деятельности.

Н.К. Крупская утверждала, что для детей игра – это и учеба, и труд, и способ познания окружающего мира. Играя, ребенок изучает форму, цвет, свойства вещей, знакомится с животным и растительным миром. Педагог полагала, что игра всецело отвечает потребностям ребенка, воспитывает многие положительные качества: оптимизм, активность воображения, любознательность, инициативность. Она считала, что игра развивает не только ум, но и органы чувств, мускулатуру.

Особое внимание Н.К.Крупская уделяла изучению игры как воспитателя коллективистических чувств. Она утверждала, что в игре ребенок учится справляться с трудностями, познает окружающие явления и предметы, ищет выходы из сложившихся ситуаций. Подобные игры формируют настоящих организаторов, которые стремятся к своей цели и увлекают за собой остальных. Н.К. Крупская считала, что нужно давать свободу инициативе и творчеству детей. Кроме того, она акцентировала внимание на том, что «нельзя шаблонизировать игры». В самостоятельных играх не следует навязывать содержание игры. Однако  стоит отметить, что необходимо отклонять опасные игры, способствующие появлению отрицательных впечатлений [6].

А.С. Макаренко поддерживал и развивал идеи Н.К. Крупской по данному вопросу. Он, в свою очередь, придавал игре огромную значимость в воспитании и развитии ребенка. Макаренко утверждал, что ребенок, играя, показывает, каким он может быть в труде. Поэтому «воспитание будущего деятеля» проистекает именно в игре. Важно отметить, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого человека работа; в игре формируются такие физические и психологические навыки, которые в дальнейшем будут нужны для работы. Это инициативность, умение побеждать трудности, терпеливость, творческие способности [7].

Изучив опыт ученых по данному вопросу, обобщая, отметим, что игра – это эффективное средство воспитания детей. Особенно актуально применение игры в ходе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Задача воспитателя заключается в подборе правильных игр, которые станут не только увлечением детей, но и помогут в формировании полезных качеств личности.

Современные педагоги также единодушны в том, что игра в детстве является ведущим видом деятельности ребенка. Под деятельностью мы понимаем фактор, способ существования и развития личности, всесторонний процесс преобразования ею окружающей действительности (в том числе и самого человека) в соответствии с его потребностями, целями и задачами. «Именно в процессе деятельности, отмечает Е.В. Головнева, ребенок вступает в общение с другими, познает окружающий мир, развивает и совершенствует свои навыки и умения; учится создавать материальные и духовные ценности, проявлять заботу о своих близких, о школе, в которой учится, о доме, улице, городе, стране, в которой живет, обо всем человеческом обществе и таким образом формирует с окружающим миром и людьми определенные взаимоотношения» [4, С 34].

Игровая деятельность выступает в качестве самостоятельного вида развивающей деятельности ребенка, принципом и способом его жизнедеятельности, методом познания для детей и методом организации их жизни и деятельности. Игра для ребенка – это необходимая составляющая для всестороннего развития как личности. Игра для педагога, воспитателя – это одно из основных средств воспитания и обучения ребенка, средство создания подходящей психологической обстановки для формирования личности.

Роль игры в воспитании и социализации личности трудно переоценить. Игра не только разнообразит процесс обучения и воспитания и создает благоприятную обстановку, но и развивает психические процессы ребенка, такие как мышление, воображение, внимание, память, речь. Также игра помогает ребенку понять причинно-следственные связи, воспитывает самостоятельность, взаимопомощь, дружелюбность и общительность в коллективе. Многие игры являются имитированием деятельности взрослого человека, что создает атмосферу познания окружающего мира.

Игра – это форма деятельности, которая направлена на воссоздание и усвоение различных областей действительности. Какие же функции выполняет игра в процессе воспитания, чем они характеризуются?

Развивающая функция. Л.С. Выготский свидетельствовал: игра является источником развития и создаёт зоны ближайшего развития ребёнка. Парадокс игры, по его мнению, заключается в следующем: ребёнок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), но научается действовать по линии наибольшего сопротивления [2]. С.Л. Рубинштейн утверждал, что игра тесно связана с развитием личности, и как раз в детском возрасте она приобретает особое значение. Когда ребёнок играет отведенную ему роль, он не только фиктивно переносится в чужую личность, но и расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность [8]. О.С. Газман отмечал, что игра выступает одновременно в настоящем и будущем времени. Во-первых, игра предоставляет личности сиюминутную радость, способствует удовлетворению имеющихся актуальных потребностей. Во-вторых, игра всегда нацелена в будущее, так как в ней можно видеть либо прогноз, модель жизненной ситуации, либо закрепление свойств, качеств, состояния, умения, способности, которые необходимы личности для выполнения разнообразных функций и физического закаливания развивающегося организма. Необходимо также отметить, что развивающая функция игры полифункциональна по своей сути: она относится как к развитию всего детского коллектива, так и к личности отдельного ребёнка [3].

Воспитательная функция также как и предыдущая является полифункциональной. В игре воспитывается воля, усваиваются определённые этические нормы и правила. Также ребёнок учится играть по правилам, принимая тем самым на себя ответственность следовать этим правилам. Очень часто стратегия и тактика, усвоенные ребёнком в игре, становятся чуть ли не линией жизни, т.к. перенос игровых правил и норм в реальную жизнь (пролонгация игровых отношений) – это один из парадоксов игры, раскрывающих её феноменальную сущность. Это своего рода трансляция игровых отношений за пределы игрового пространства. Ещё один из парадоксов игры выделил Р. Бах, говоря о том, что в игре поражение странным образом может обернуться победой. «Но победой не над противником, а над собой, т.к. признание своего поражения – это очень тонкий воспитательный момент, это и есть маленькая победа. В этом проявляется не только воспитательная функция игры, но и её способность содействовать личностному росту ребёнка» [Цит. по:5, С. 73].

Образовательная функция. По мнению Н.П. Аникеевой, игра может быть включена в любую деятельность [1, с. 3]. Эту особенность игры общество использовало во все времена как эффективное средство обучения типу поведения и деятельности. О.С. Газман развил эту мысль и утверждал, что игра имеет прямое отношение ко всем видам деятельности – познанию, труду, искусству, физической культуре, общению, поэтому она и предстаёт в качестве системного средства приобщения детей и подростков к духовной и материальной культуре, а значит, выполняет развивающие и образовательные функции [3]. Недаром в различных образовательных учреждениях всё большую популярность принимают интерактивные технологии, в основе которых очень часто лежит игра. Доказано не одним десятком исследователей, что обучение в форме игры намного эффективнее традиционных методов обучения.

Коммуникативная функция. Игра априори является социальной. По мнению специалистов, игра является сильнейшим средством социализации ребёнка. Собственно в игре находятся решения проблем межличностного взаимоотношения. В игре ребенок приобретает социальный опыт взаимоотношений между людьми, опыт сотрудничества и соперничества. Для более эффективного развития и закрепления конструктивных коммуникативных связей детского коллектива педагогу необходимо как можно больше включать детей в ситуации общения, совместной деятельности, творчества. Более того, в теории игр существует такое понятие, как коммуникативные игры. Под ними понимаются игры, формирующие и развивающие коммуникативные умения и навыки личности, а также формирующие коммуникативные связи коллектива за счёт практического применения этих умений и навыков.

Диагностическая функция. По мнению С.А. Шмакова, игра «диагностичнее» любой другой деятельности человека. Во-первых, в игре индивид старается проявить максимум своих физических сил, интеллекта, творчества. Во-вторых, имеет возможность самовыражения [10]. Именно это и определяет место игры в развитии как личности, так и всего детского коллектива. Диагностический потенциал любой игры иногда намного выше, чем иного психологического теста, поэтому задача педагога на основе своего опыта и профессионализма использовать этот потенциал.

Социокультурная функция подчёркивает культурологический, средовой аспект игры, ее органическую связь с культурой народа. Игры черпают своё содержание из труда и быта окружающих. Освоение ребёнком богатств общечеловеческой и национальной культуры позволяет ребёнку проявлять себя в социуме.

Корректирующая функция может выступать и как корректирующая, и как регулирующая. Начиная проводить корректирующее воздействие на ребёнка, группу детей и детский коллектив в целом, учителю нужно отдавать себе отчёт в том, что в такого рода деле нужно действовать по врачебному принципу «Не навреди!». Именно поэтому педагогу, заметившему нуждающиеся в коррекции свойства личности, внутригрупповые процессы и т.д., нужно обратиться за помощью к специалистам – психологам, тренерам, психотерапевтам (в случае крайней необходимости).

Самоактуализирующая функция проявляется в том, что для ребёнка игра важна как сфера реализации своих возможностей и способностей.

Терапевтическая функция игровой деятельности широко используется в практических целях. Существует специальная «игровая терапия», использующая развёрнутые формы игровой деятельности для коррекции различных отклонений в поведении ребенка (застенчивости, неприспособленности, агрессии, замкнутости, фобий и т.д.), для лечения психических заболеваний. «Playtherapy» есть не что иное, как использование игры как диагностической методики и терапевтического средства. Функция очень похожа на корректирующую или регулирующую, но отличается тем, что корректирующее воздействие должен проводить только специалист-психотерапевт. Методы игровой терапии описаны К. Роджерсом и применяются как в условиях группы, так и при индивидуальной работе с ребёнком.

Таким образом, важно отметить, что игра, являясь одним из главных средств воспитания ребенка, выполняет самые различные функции; выступает в форме развивающей деятельности, зоны социализации, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми и сверстниками. Поэтому будущий педагог должен обучиться не только целеполаганию игровой деятельности, но и основам игрового взаимодействия, технологии проведения игр, их применению в воспитании детей.


Рецензенты:

Фатыхова А.Л., д.п.н., доцент, профессор кафедры теории и методики начального образования, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.

Маджуга А.Г., д.п.н., зав. кафедрой психологии и педагогики, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.


Библиографическая ссылка

Головнева Н.А., Перепелицина Т.И. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20524 (дата обращения: 09.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074