Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Лукьянова М.И. 1 Галацкова И.А. 1
1 ФГБОУ ВПО Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
В статье представлен набор стандартизированных психодиагностических методик, рекомендуемый педагогам-психологам образовательных учреждений для диагностики профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса. Психодиагностический набор методик скомпонован по двум направлениям: комплект методик диагностики личностного развития учащихся и комплект методик диагностики профессионально-личностного развития педагогов. В теоретическом обосновании предлагаемых методик проводится анализ взглядов зарубежных и отечественных психологов на проблему развития личности, а так же современных требований, существующих в системе образования к личностному развитию учащихся и профессиональному росту педагогов. Использование данных методик в образовательном учреждении позволит стандартизировать психодиагностическую практику; позволит администрации ставить перед педагогом-психологом конкретные задачи по диагностическому обследованию учащихся и педагогов и получать сопоставимые результаты, обеспечивая реальный мониторинг профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса.
личностное развитие учащихся
профессионально-личностное развитие педагогов; учебная мотивация
самообразование
способность к саморазвитию
субъектность
способность к рефлексии
1. Галацкова И.А. Сформированность субъектной позиции учащихся как условие профессионального самоопределения и личностный результат образования // Вестник Черкасского университета. — 2014. — № 17. — С. 12-17.
2. Лукьянова М. И. Готовность учителя к реализации личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности: концепция формирования в условиях профессиональной среды: монография. — Ульяновск: УИПК ПРО, 2004 — 440 с.
3. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учебное пособие /под общей редакцией Е.В. Бондаревской. — Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. — 560 с.
4. Профессиональное развитие молодого педагога: практикум / авт.-сост. Л.Р. Шафигулина. – Волгоград: Учитель, 2009. — 100 с.
5. Роджерс К. Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности. — М.: Прогресс, 1994.
6. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности. — М. 1989.
Проблема становления и развития личности – одна из ключевых, наиболее сложных и, по сути, постоянно актуальных в педагогике и психологии. Анализ основных научных подходов показал, что при значительных различиях между собой они не противоречат и не взаимоисключают друг друга, а углубляют и расширяют представления о сложности и многогранности данного феномена. По мнению абсолютного большинства отечественных и зарубежных исследователей, развитие личности рассматривается как единый процесс, детерминированный историческими условиями общественной жизни, результатом взаимодействия биологического и социального в индивидуальном развитии человека [6].

Развитие личности рассматривается как составная часть развития человека в целом или его «интегральной индивидуальности»; представляет собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий»; определяется мерой собственной активности человека, т.к. «личность – это субъект своего собственного развития, постоянно находящийся в поиске и построении тех видов деятельного отношения к миру, в которых могут полнее всего проявиться и развиться уникальные потенции конкретного индивида»; является основным способом существования, бытия личности, которое выражает основную потребность человека как универсального родового существа – постоянно «трансцендировать за рамки конечной формы», выходить за пределы, достигать возможной полноты воплощения в индивидуальной форме своей родовой сущности [6].

Проблема личностного роста школьника уже длительное время предстает в виде ценности и цели в образовательной среде. Однако обнаруживается недостаточная разработанность методологии основ организации образовательного процесса, способствующего личностному росту школьников в учебной деятельности. Это обуславливает необходимость детального изучения проблемы, а также нахождения путей и способов ее изменения в целях усиления продуктивности образовательного процесса в целом. На этапе школьного образования возникают трудности, которые в процессе образовательной деятельности выливаются в противоречие между осуществлением акмеологического подхода к обучению в школе и недостаточным наполнением содержания общего и среднего образования личностнозначимыми ценностями школьников и их реальными возможностями, уровнями их личностного развития.

Цель современного образования – создание благоприятных условий для развития личности каждого школьника. Не декларация, а реальное воплощение в образовательном процессе субъект-субъектного взаимодействия позволит в значительной мере продвинуть личностное развитие ребенка, активизировать его личностный потенциал. Личностному развитию школьника благоприятствует совокупность физических, социальных и человеческих факторов, формирующих ощущение защищенности и доверия, и способствующих раскрытию и востребованности личностного потенциала подростка. Одним из наиболее существенных факторов является высокий уровень профессиональной подготовки и личностной культуры педагогов, обеспечивающий благоприятную атмосферу в образовательном учреждении.

Цель исследования личностного развития школьников – определить общую динамику в развитии личностных качеств учащихся в образовательном процессе; содействовать развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и стимулировать процесс профессионально-личностного развития педагога, его самоопределения в пространстве педагогической реальности.

В соответствии с целями в образовательном процессе выступают актуальными следующие задачи:

- выявление влияния образовательного процесса на развитие определенных личностных качеств учащихся;

- отслеживание динамики в развитии личностных качеств учащихся на этапе старшей школы;

- способствование осознанию педагогами необходимости развития тех личностных характеристик, которые обеспечивают успешное освоение личностно-ориентированной педагогической деятельности;

- ознакомление педагогов со способами диагностики отдельных качеств и определение уровня их сформированности, способствуя тем самым процессу самосознания и самосовершенствования.

Выбор критериев и показателей исследования обосновывается возможностью  формирования личностных качеств учащихся в учебном процессе, а также необходимостью развития у школьников, прежде всего, тех параметров, на которые изначально направлено личностно-ориентированное обучение и которые являются личностными результатами образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Большое внимание уделяется развитию у учащихся в образовательном процессе рефлексивных умений, учебной мотивации, стремления к самоактуализации. Выбранные качества можно считать параметрами такой личностной характеристики как «субъектная  позиция» и свидетельствуют об активности субъекта в своей жизни, в своей деятельности и общении. Охарактеризуем избранную к развитию и диагностике личностную характеристику ученика.

Излагая идеи личностно-ориентированного обучения, основоположник гуманистической психологии Карл Рождерс подчеркивал, что процесс преподавания (деятельность педагога) представляет гораздо меньшую ценность и значимость, чем процесс учения (деятельность ученика), важность и непреходящую роль которого трудно переоценить. Ценность и осмысленность учения основана на осознании себя субъектом деятельности, соответственно, на самодеятельности, самопознании, саморегуляции. Ученик должен обучаться сам, т.к. учение – это не усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта ученика, связанного со всей его личностью [2; 5].

Современное общество востребует граждан, проявляющих достаточно высокий уровень развития субъектной позиции, творческой активности, предприимчивости и ответственности. Соответственно в качестве общественно и личностнозначимого результата образования рассматривается высокий уровень развития личности выпускника школы.

В современном образовании возникла необходимость обучать личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим навыки самообразования и самовоспитания.

Выдающиеся педагоги и исследователи современности (Е. В. Бондаревская, В. В. Горшкова, С. М. Годник, А. В. Кирьякова, И. А. Колесникова, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына, Е. Н. Шиянов и др.) приходят к выводу о необходимости в образовательном процессе стимулировать самосовершенствование человека, его самопреобразование и саморазвитие для решения задач усложняющейся креативной социальной и профессионально-трудовой практики. При этом подходе человек на всех этапах образования и социализации выступает как самоорганизующийся субъект учебной деятельности [3].

При разработке системы диагностики профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса мы исходили из следующих требований к ней, указанных в психолого-педагогических исследованиях) [1]:

1) система методов изучения профессионально-личностного развития должна отражать динамику изменений его функций в индивидуально-личностном развитии учащегося, в его учебной деятельности и профессионально-личностном самоопределении;

2) для повышения объективности полученных результатов, их достоверности необходимо так выстраивать систему методов, чтобы они как бы «перекрывали» друг друга, обеспечивая возможность перепроверки полученных данных;

3) система методов в целом должна раскрывать все стороны изучаемого феномена по выделенным показателям. При этом каждый метод должен применяться в соответствии со своими возможностями, в условиях, обеспечивающих их реализацию;

4) необходимы методики, позволяющие помимо качественных, получить некоторые количественные характеристики, что способствует большей объективности исследования (см. табл. 1)

Таблица 1

Диагностические методики оценки показателей личностного развития учащихся

в образовательном процессе

Критерии

Показатели

Методики диагностики

Мотивационно-ценностный

Учебная мотивация

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (А.Д. Андреева)

Познавательная активность

Процессуальный

Способность к саморазвитию

Самооценка способности к самообразованию и саморазвитию личности (Н.П. Фетискин)

Субъектность

Анкета «Субъектность учащихся в образовательном процессе» (М.И. Лукьянова)

Рефлексивный

Способность к рефлексии

Опросник «Диагностика рефлексивности» (А.В. Карпов)

Самооценка качеств личности

Методика «Самооценка личности» (О.И. Мотков)

Для содействия развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и стимулирования процесса их профессионально-личностного роста, самоопределения в полипарадигмальном пространстве педагогической реальности необходимо выделить критерии и показатели, по которым при помощи различных методов диагностики можно отслеживать динамику профессионально-личностного развития педагогов.

Профессионально-личностное развитие учителя – одна из целей педагогического образования. Педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне. Педагог рассматривается как носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, как активный субъект, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свою стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности.

Усиление гуманистических тенденций в образовании способствует формированию новых подходов и взглядов на место и роль педагога в образовательном процессе. Педагог выступает активным творцом культуры. Система образования, ориентированная на активность и самобытность её деятелей, требует от педагога усиления его субъектности, развития направленности на другого человека [2].

Результативность деятельности образовательного учреждения определяется уровнем развития личности педагога; учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. В этой связи значимым звеном профессионально-личностного роста является самообразование. Профессионализм учителя определяется и рядом личностных качеств, так как моральные, нравственные аспекты общения с учащимися имеют огромное значение и в воспитательной работе, и в освоении учебных предметов. Самообразование учителя находится в тесной взаимосвязи с самовоспитанием, проблема которого с годами не становится менее актуальной. Профессия учителя немыслима вне постоянного самосовершенствования, так как он должен быть образцом для своих учеников. Самовоспитание педагога – сознательная и целенаправленная деятельность. При постановке целей самовоспитания важно определить их значимость и необходимость, соотнося себя реального с желаемым идеалом (результат самопознания).

Определим содержательные характеристики профессионально-личностного развития педагога:

– мотивационно-ценностная, которая включает в себя потребности, мотивы, установки, профессионально-значимые ценности и ценностные ориентации, определяющие собой предпочтительный выбор целей, путей и средств профессиональной деятельности;

– процессуальная, включающая в себя реализацию потребностей личностного профессионального роста, возможность применять известные способы и приемы профессиональной деятельности, ориентированные на процесс достижения поставленных целей в организации образовательного процесса;

– рефлексивная, которая представляет собой анализ и оценку собственной профессиональной деятельности, оценивание образа своего «Я» как субъекта профессиональной деятельности, оценивание перспектив профессионального саморазвития и отношения к профессии на основе интегративных характеристик мышления и рефлексии.

В соответствии с этим нами выделены различные показатели профессионально-личностного развития педагога, которые предлагаются к диагностике. Также подобран комплекс диагностических методик, который определялся нами в соответствии с представлениями о сущности, структуре и содержательных характеристиках профессионально-личностного развития педагога (см. табл. 2).

Таблица 2

Диагностические методики оценки показателей профессионально-личностного развития педагогов

Критерии

Показатели

Методики диагностики

1. Мотивационно-ценностный

Мотивация достижения, потребность в достижениях

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс)

Направленность на гуманистический подход в профессиональной деятельности

Диагностика ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия (В.Г. Маралов)

2. Процессуальный

Потребность в самообразовании

Диагностика реализации потребности в саморазвитии (Н.П. Фетискин)

4. Рефлексивный

Способность к рефлексии

Методика диагностики рефлексии (А.В. Карпов)

Самооценка качеств личности

Самооценка личности (О.И. Мотков)

Психодиагностика личностного развития – важное и актуальное направление, позволяющее отследить профессионально-личностный рост субъектов образовательного процесса. Информация, получаемая в ходе диагностики, позволяет педагогу отслеживать развивающий эффект своей деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребёнка и оказывать своевременную и необходимую помощь. Информация, полученная учителем в ходе диагностики, способствует лучшему пониманию учителем своих учеников, помогает ему построить урок и общение более эффективно, создать атмосферу принятия и доверия, что стимулирует активность учеников. Проявляя внимание к личности каждого ребёнка, учитель осуществляет личностно-ориентированный подход в обучении, что, в конечном счёте, позволяет ребёнку полнее раскрыть и реализовать свой потенциал.

Знание индивидуальных особенностей учащихся помогает учителю не только создать открытое уникально неповторимое общение, но и быть готовым получить в этом общении обратную связь, в том числе в форме оценок личностных проявлений учителя со стороны ученика, а это способствует профессиональному росту, развитию собственной индивидуальности.


Рецензенты:

Поляков С.Д., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск;

Ахметов М.А., д.п.н., доцент, профессор кафедры методики естественнонаучного образования и информационных технологий ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Лукьянова М.И., Галацкова И.А. ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20544 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674