Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДИЗАЙНЕРОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ

Тимофеева М.Р. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский Государственный институт сервиса»
Основной задачей предлагаемой технологии является выполнение этапов проектировочных действий, как метода поиска новых идей и развития креативного мышления у дизайнеров. Работа над любой проектной задачей предполагает большой объём внимания. Чем выше профессионализм, тем больше объём внимания. «Объём внимания» — это нарабатываемое качество, требующее постоянную фокусировку сознания на важных аспектах проектной задачи. Поэтому очень важно в процессе выполнения проекта удерживать внимание не только на главном, но и на второстепенном – неочевидном. Том, что даёт новое видение, прочтение, интерпретацию, а именно – нестандартную концепцию идеи. Знакомство с креативными методами творчества происходит в формате трёх проектов. Первый проект – «Единичное изделие. Концепция самодостаточности или 8К », второй проект – «Арт-концепт: аксессуар + видеоряд », третий – «Платье как искусство». Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Каждый проект – это система, где важны все условия. Все элементы системы связаны между собой и могут повлиять на конечный результат как самого дизайн-проекта, так и креативного мышления дизайнера.
метод
креативное мышление
дизайн проект
1. Папанек, В. Дизайн для реального мира: пер. с англ. / В. Папанек. – М.: Издатель Д. Аронов, 2012. – 416 с.
2. Соснина, Н.О. Использование приёмов макетирования костюма в реализации творческого замысла // Тенденции и перспективы развития легкой промышленности и сферы услуг. Материалы научно-практической конференции. – Омск: ОГИС, 2013. – С. 108-109.
3. Тимофеева, М.Р. Креативные методы дизайн-проектирования: учебно-наглядное пособие / М.Р. Тимофеева. – Омск: ОГИС, 2013. – 26с.
4. Толмачёва, Г. В., Амиржанова, А.Ш. Метод проектов как одно из эффективных средств развития художественного восприятия и совершенствования проектной деятельности студентов направления «Дизайн» посредством освоения основ традиционного народного искусства // Омский научный вестник. – 2013. – № 4. – 208 с.
5. Тимофеева, М. Р. Ресурсы творческих концепций в текстильном дизайне // Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности: сборник материалов Международной научно-технической конференции. Ч. 3. – М.: ФГБОУ ВПО «МГУДТ», 2014. – С. 141-143.
Целью проектной технологии является  развитие креативного мышления у дизайнеров. Данная технология  даёт  практическую возможность количественного и качественного генерирования  креативных идей и способов их фиксации, раскрытие потенциала понятий, определений и доступности предложенных вариантов преобразований в дизайне. Методика представляет  концепт учебной магистерской программы дисциплины «Дизайн-проектирование». Программа разработана  на основе анализа практического опыта, теоретического осмысления и систематизации результатов педагогической деятельности автора. Основной задачей предлагаемой технологии  является использование этапов проектировочных действий с узконаправленными точными инструкциями и выполнение мини-упражнений, как метода  поиска  новых идей в дизайне костюма. Креативность –  практическое использование воображения, создание и реализация новых идей.  Основной потенциал  новых дизайнерских идей и развитие креативного мышления – в сломе стереотипов, нарушении внутренних пределов, выхода из «зоны комфорта». Чтобы нарушить пределы «чего-либо», нужно очень точно понимать границу этого «чего-либо»,  другими словами:  «Правила нужно знать, чтобы их нарушать».  Упражнения  раскрывают потенциал дизайнерской идеи и формируют дополнительный  ресурс сознания и профессиональных навыков.

Процесс выполнения проектов является условием развития специалиста нового поколения, который максимально приближает студента к условиям производственной среды, а состояние  конечного результата – дизайн-проекта – к условиям его существования. Проектное высказывание обладает повышенной содержательной ценностью. Для эффективности развития восприятия сту­дентов и воплощения полученных впечатлений, представлений и знаний в практической проектной деятельности  выбирается такая форма, при которой производится процедура обобщения полученной информации, переноса и применения её в новых условиях, объединение теоретических знаний и их практической реализации [4]. Обучающие задания формируют стратегический подход в дизайн-проектах, создают устойчивую матрицу для их реализаций и воплощений.

Технология развития креативного мышления представляет три проекта, ограниченных во времени и направленных на конкретный результат и создание самобытного продукта. Первый  проект – «Единичное изделие. Концепция самодостаточности или  8К», второй проект – «Арт-концепт: аксессуар + видеоряд», третий – «Платье как искусство».  Прое́кт – это уникальная  деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Каждый проект сопровождается точными инструкциями, мини-упражнениями, которые создают прецедент на конкретные действия, связанные с актуализацией ресурса идей. В концепции «бесконечной» трактовки «продукта» на декоративном, пластическом, образном, технологическом уровне бесконечно важна  роль личности (творца, дизайнера) в творческом процессе. 

Креативность можно упрощенно представить в виде двух фаз: вдохновение и отбор.  Психологический механизм воздействия креативной составляющей проектов на сознание обучаемого выглядит как установка на пробуждение воображения и правильное, т.е. профессиональное видение. В общем виде креативность можно представить как сочетание процессов дивергенции (расхождения, расширения) и конвергенции (схождения, собирания) идей. Или в более простом виде – способности мыслить и вширь, и вглубь. Это коррелирует с положением Чиксентмихайи о способности гениальных креативных людей сочетать противоположности. Если говорить об индивидуальной креативности, то основная отличительная черта творческих людей, по мнению Чиксентмихайи, – это сложность.  Его формулировка в интервью журналу «Wired»: «Быть полностью вовлечённым в деятельность ради неё самой. Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Всё твоё существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе», как нельзя лучше иллюстрирует методику и атмосферу  авторских проектов курса «Дизайн проектирование».

Каждый проект – это система, где важны все условия. Все элементы системы связаны между собой и могут повлиять на конечный результат. В архитектуре есть понятие тенсёгрити – термин, введённый ученым и архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером, который обозначил этим словом «свойство каркасных структур, в которых задействуются цельные детали, работающие на натяжение, и составные детали, работающие на сжатие, таким образом, что каждая деталь функционирует с максимальной эффективностью и экономичностью».  Это определение очень точно отражает структуру создаваемых артефактов, говорит о важности комплексности в работе над проектами для получения уникального результата. «Цельными деталями» внутри проектов являются задачи и зоны внимания, а «составными деталями»  являются условия, качества и контексты упражнений.

1.Первый проект – «Единичное изделие. Концепция самодостаточности или 8К». Актуализация проекта начинается с презентации аналогов в мировой моде. Видеоряд  задаёт высокую планку на начальном этапе, активно стимулирует  стартовый этап работы над проектом.  Следующий этап – выбор ассортиментной группы – водолазка, балетная пачка, олимпийка, тренч, сарафан, мужские брюки, дафлкот и т.д. Третий этап – выбор девиза – «волосы», «узел», «3D», «воздухопроницаемость», «бинты», «рафинад», «пластическая хирургия» и т.п. Выбор девиза даёт более точное направление в поиске нового, стимулирует эмоциональные и ассоциативные посылы, создающие интерактивную атмосферу и раскрепощённость. Девиз помогает преодолеть творческий блок, часто возникающий на начальном этапе поиска решений, когда изделие-продукт кажется или совсем непонятным, или, наоборот, слишком традиционным. Следующий, очень важный этап – «пропускание»  оригинальной идеи через 8К (Восемь Концептов – авт. формулировка), формирующих концепт самодостаточности  конечного продукта-артефакта:

1. Концепт формы.

2. Концепт пропорции.

3. Концепт конструкции.

4. Концепт детали.

5. Концепт технологических обработок.

6. Концепт цвета.

7. Концепт фактуры.

8. Концепт взаимодействия с фигурой человека.

Определение пределов по каждому пункту всегда будет иметь ресурс новых идей и разрушать внутренние запреты на активное вторжение в пространство костюма. Все концепты опираются на композиционную грамоту – способы формообразования, виды преобразования формы, снабжены авторскими упражнениями и формулировками  – «нарушение анатомических пределов», «арт-конечности», «вещи трансформеры», «вещи мутанты» и т. п [3].

Все этапы «созревания» творческого проекта фиксируются в тетради. Тетрадь (sketchbook) – это своеобразное «досье» проекта. Материал фиксируется по типу «шифровки», иногда понятной только автору – цитаты, мысли, записи, упражнения, схемы, зарисовки, коллажи, фотографии. Ключевое качество дизайнера на всех этапах работы над проектом – самостоятельность. Конечный продукт проекта – единичное изделие + sketchbook.

2. Второй проект – «Арт-концепт: аксессуар + видеоряд». Аксессуар (в переводе с английского – принадлежность). В латинском языке accessorius – добавочный – предмет, сопутствующий чему-либо, принадлежность чего-либо. В костюме аксессуары создают завершённость образа, гармонизируют его. В формате второго проекта идея аксессуара формируется вне контекста костюма. Поэтому изначально аксессуар «не принадлежит» конкретному костюму или образу, скорее, он  формирует их. Смещение отправной точки постановки задачи – создание арт-концепта в аксессуаре – точнее расставляет необходимые акценты  в реализации второго проекта, который состоит из непосредственно аксессуара и видеоряда. Главная задача этого проекта – вычленение концепции на визуальном уровне. Концепция аксессуара складывается из выбранного ассортимента и девиза.

Катализатором второго проекта является видео-презентация лучших аналогов аксессуаров в современном дизайне. Видеоряд запускает аналитические процессы и визуальное тренд-тестирование фэшн-объектов, актуализирует процессы мышления, формирует уровневую планку эстетических критериев. Блок примеров «look-book» известных марок показывает примеры концептов фотосессий.

Способы реализации видеоряда – фотосессия, видеоролик, коллаж, где главным действующим лицом является аксессуар. Новизна идеи аксессуара усиливается  композиционными, образными, техническими возможностями видеоряда. Видеоряд связан с образным осмыслением девиза проекта и созданием арт-пространства  аксессуара.  Главная авторская идея определяет план выражения, план содержания, смысл, единство, ситуацию, подтекст, стиль, образ, изобразительные средства.

Важное место в проекте занимает сбор материала (inspiration) – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. В формате второго проекта – это «автор-девиз-объект». Точно собранный материал даёт новое качество конкретному результату, формирует процесс создания субъективных ценностей  в проектировании традиционных вещей  Конечный продукт проекта – аксессуар + видеоряд [3].

3. Третий проект – «Платье как искусство». Чтобы понять специфику третьего проекта, нужно разобраться с определениями. Существуют два различных подхода в определении термина искусство – западный и восточный. Проект «платье как искусство» имеет три пути реализации:

1.  Платье – концепт.

2.  Платье – эмоция (посыл).

3.  Платье – шедевр (ремесло).

Это не жёсткое деление, это приоритеты направленности действий. Часто эти направления соединяются в одном изделии.  Цель – поднять профессиональное отношение к костюму на уровень искусства. У каждого автора есть выбор – создание суперконцептуального платья, пригодного в повседневном использовании, создание платья-артефакта, неприменимого в жизни (подиумный вариант), проектирование платья с ювелирными техниками кроя и классическими приёмами декорирования в лучших традициях дизайна костюма [2]. Таким образом, проект объединяет в себе и философию двух культур, и варианты авторских пристрастий в понимании костюма, и различные способы реализации.

Проект включает выбор девиза и выбор гипотетического соавтора. Выбор девиза даёт концентрацию и направленность  творческому поиску в традиционном ассортименте «платье». Выбор соавтора (сообщника) не является обязательным условием. «Соавтор» – яркая личность в дизайне, искусстве, фантазийный персонаж – помогает найти новые качества в собственном видении привычного, услышать внутри себя скрытые резервы видения через личность другого человека.

Обязательным этапом проекта «Платье как искусство» является формулировка концепта. Проговаривание основной идеи даёт точное понимание и осознание проектирования артобъекта. К концепции проговаривается  творческая идея и способы реализации. Работа над одним платьем даёт наглядное представление о бесконечности потенциала работы с одной идеей. Конечный продукт проекта – платье + графические разработки.

Таким образом, данная проектная технология не только актуализирует креативное мышление, но и максимально приближает учебный процесс к профессиональной методологии творчества дизайнера. Результат развития дизайн-деятельности выражается не только в материальном эквиваленте, но и абстрактном и может иметь эстетическую, идеологическую, культурологическую значимость. Анализ развития проектной природы дизайна и форм его существования не могут быть реализованы без активного привлечения философских, социальных, эстетических, технических и прочих учений. В зависимости от целей, поставленных перед проектными задачами, в дизайне объединяются весьма различные знания. Полярное взаимодействие порождает новые образы, приводит к появлению новой культуры. А значит, что дополнительным ресурсом проектной технологии становится  «трансграничность» [5]. Появляется совершенно новая модель образования, происходит радикальная трансформация по преобразованию ученической ментальности в профессиональную.

Конечно, качество конечного результата во многом зависит от внутренней мотивации студента. Но очень интересно понять, что может быть полезным дизайнеру в его будущей работе для осознания и развития собственных креативных методов  дизайн-проектирования [3].

 


Рецензенты:

Хилько Н.Ф., д.п.н., профессор кафедры «Кино-, фото-, видеотворчества» Омского государственного университета им. Достоевского, г. Омск;

Дмитриева Л.М., д.ф.н., зав. кафедрой «Дизайн и технология медиаиндустрии» Омского государственного технического университета, г. Омск.


Библиографическая ссылка

Тимофеева М.Р. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДИЗАЙНЕРОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20588 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674