Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Минжаева А.М. 1
1 ФКОУ ВПО Академия права и управления ФСИН России
В статье описываются состояние и организация воспитательной работы с заключенными в исправительно-трудовых учреждениях СССР в годы Великой Отечественной войны. Исходя из понятия воспитательной работы как систематического исправительного воздействия на заключенных, приоритет отдавался культурно - воспитательной составляющей, которая включала в себя проведение политической работы среди заключенных, организацию трудового соревнования, активное участие в вопросах организации их быта, разъяснение правил режима, развитие самодеятельности, культурный отдых и др. Однако состояние культурно-воспитательной работы в отдельных исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ) и колониях было неудовлетворительным, а в некоторых ИТЛ она вообще не проводилась. Причиной тому являлось общее плохое физическое состояние заключенных вследствие некачественного питания, болезней, высокой смертности, а также недостаточного внимания подбору кадров сотрудников, осуществлявших культурно-воспитательную работу в местах лишения свободы. Приведены примеры участия заключенных в обеспечении фронта финансовыми и материальными средствами. Несмотря на сложность обстановки в исправительно-трудовых лагерях и колониях в военные годы, воспитательная работа носила содержательный, планомерный, патриотический характер, являлась одним из эффективных средств исправления лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Великая Отечественная война
ГУЛАГ
воспитательная работа
культурно-массовая работа
культурно-воспитательная работа
исправительно-трудовые учреждения
заключенные
трудовое соревнование
фронтовые вахты
трудовые салюты
помощь фронту и тылу.
1. Горчева А.Ю. Пресса ГУЛАГа (1918–1955). М., 1996. 224 с.
2. ГУЛАГ: Главное управление лагерей.1918-1960.М., 2002 С. 314.
3. Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. М.: Вердикт-1М, 1999. 300 с.
4. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX – начала XXI века. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., Норма, 2006. 720 с.
5. Самарин В. Организация воспитательной работы с осужденными в 40-е годы ХХ века // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2009. № 8. С. 38– 41.
Анализ научных источников  позволяет сделать вывод о том, что в годы войны советского народа против фашистской Германии (1941–1945 гг.)  проблемы организации воспитательной работы  в исправительных учреждениях СССР  были крайне обострены. В приказе Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) от 5 мая 1943 г. «О состоянии воспитательной работы среди заключенных в лагерях и колониях НКВД СССР и о мерах по ее улучшению» отмечалась недооценка этой деятельности со стороны ряда начальников лагерей, управлений исправительно-трудовых лагерей и колоний (УИТЛК), отделов исправительно-трудовых колоний (ОИТК) и начальников политотделов; обращалось внимание на проявляющуюся тенденцию вообще отказа от ее проведения, преобладание в работе с заключенными исключительно мер административного воздействия. Отмечался крайне низкий уровень общей и профессиональной подготовки кадров воспитателей,  их некомплект. В целом укомплектованность аппаратов культурно-воспитательных отделов  (КВО)  и культурно-воспитательных частей (КВЧ) в системе Главного управления лагерей  (ГУЛАГ) составляла 40–50%, в подразделениях УИТЛК Горьковской области – 47%, в Богословлаге – 40%, в Воркуте – 34%, в Унжлаге – 23% [3, с. 261].

Упомянутый Приказ определил понятие политико-воспитательной и культурно-массовой работы как реализацию принципа исправительно-трудовой политики Советского государства. Главной ее целью являлось трудовое перевоспитание  основной массы заключенных, приобщение их к участию в социалистическом строительстве.  Предпочтение  отдавалось культурно-воспитательной составляющей, под которой  понимались:

1) проведение среди заключенных массовой политической работы; организация трудового соревнования, внедрение в производство стахановских методов труда;
         2) организация обмена опытом, популяризация методов лучших производственников через печать, наглядную агитацию, слеты и заседания штабов трудового соревнования;

3) оказание помощи производственным аппаратам в развертывании сети школ и курсов массово-технического обучения;

4) повседневная помощь администрации лагеря (колонии) и непосредственное участие в вопросах организации быта заключенных;

5) разъяснение заключенным установленных правил режима, трудовой дисциплины и мер поощрения;

6) борьба с отказниками, промотчиками, нарушителями трудовой дисциплины и режима;

7) организация культурного отдыха заключенных;

8) развитие самодеятельности заключенных посредством вовлечения их в работу различных секций: массово-производственной, культурно-массовой, санитарно-бытовой и других, работающих под руководством и контролем КВО;

9) выявление в среде заключенных талантливых и одаренных людей, рационализаторов и изобретателей, создание  условий для применения их знаний и дарований [3, с. 262].

Проведенная в 1943 г. проверка состояния культурно-воспитательной работы показала, что в отдельных ИТЛ и колониях она не проводилась, в других отмечалась тенденция к ее сворачиванию. Причинами этого были общее физическое состояние заключенных, ослабленных вследствие недостаточного питания, болезней, и большая смертность в местах лишения свободы в период с конца 1941 и до весны 1943 г. Неудовлетворительно оценивалось положение дел в Воркутинском, Ухтоижемском, Астраханском исправительно-трудовых лагерях. Начальники лагерей и политотделов уделяли мало внимания подбору кадров культурно-воспитательных работников. Воспитательные аппараты лагерей и колоний на 40–50% были укомплектованы неквалифицированными работниками. В ряде случаев культурно-воспитательная работа велась в отрыве от жизни страны и деятельности конкретного лагеря или колонии. Политотделы слабо контролировали качество проведения культурно-воспитательной работы, не оказывали необходимой помощи в ее налаживании. Культурно-воспитательный отдел ГУЛАГа недостаточно твердо руководил подчиненными аппаратами на местах, не проявлял должной активности и настойчивости в устранении недостатков, в обобщении и распространении положительного опыта [4, с. 449].

Вместе с тем ГУЛАГ должен был продолжать давать необходимую стране продукцию. Поэтому проводившаяся в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД культурно-воспитательная работа среди заключенных была направлена на дальнейшее повышение трудовой дисциплины и производительности труда. В результате принятых мер трудовым соревнованием удалось охватить 95% работавших заключенных. Число отказчиков от работы к 1944 г. по сравнению с 1940 г. сократилось в 5 раз и составило 0,25% от общего числа лиц, привлеченных к труду. Во многих лагерных подразделениях и колониях были полностью искоренены отказы от работы, все заключенные выполняли производственные нормы [5, с. 40].

Большое внимание уделялось организации политического просвещения заключенных ИТЛ и колоний.  Для спецконтингента систематически организовывались политбеседы, регулярные читки газет, доклады и лекции. В 1941 г. их состоялось 10 420, в 1942 – 27 275, в 1943 г. —  32 480. Для участия в этой работе было привлечено, помимо культурно-воспитательных работников, свыше 6000 других сотрудников лагерей и колоний. Активно выпускались печатные издания ГУЛАГа:  «Лес — стройкам» (Устьвымлаг), «Гидроэнергию —  Уралу» (строительство Понышской ГЭС), «Сталинская новостройка» (Нижнеамурское строительство) и др.[1].

Для реализации своих функций начальники культурно-воспитательных отделов (отделений) с разрешения руководства ИТЛ и колоний могли пользоваться материалами и других отделов, необходимыми для осуществления работы. На них возлагались подбор кадров, их перестановка или увольнение. Таким способом создавались предпосылки для совершенствования воспитательной работы с заключенными, при этом привлекались в помощь сотрудники других частей и служб, а также активисты из числа заключенных. За работой культурно-воспитательных отделов  УИТЛК и ОИТК устанавливался контроль со стороны ГУЛАГа, перед которым они были обязаны отчитываться по установленной форме. В свою очередь начальники культурно-воспитательных отделов  получили право вызывать сотрудников культурно-воспитательных частей из подразделений с отчетами и докладами о работе, созывать совещания, проводить инструктаж работников [4, с. 451].

С учетом особенностей военного времени широко применялись новые формы производственного соревнования:  фронтовые вахты, трудовые салюты, лицевые счета по выпуску сверхплановой продукции в фонд обороны страны; проводились  производственные конференции и  слеты отличников производства. В честь   побед Красной Армии  в  Сиблаге с 1 по 5 мая 1944 г. был проведен трудовой салют, в результате которого средняя производительность труда по всему Юргинскому отдельному лагерному пункту составила 214%, а отдельные заключенные выполнили трудовое задание на 336, 358, 436% и более [2].

 Воспитательная работа способствовала развитию чувства патриотизма среди заключенных, что выразилось в массовой подаче ими заявлений об отправке на фронт, сдаче личных ценных вещей, денег и облигаций госзаймов в фонд обороны страны, приобретении за наличный расчет облигаций государственных военных займов. В 1941 г. в фонд обороны страны от заключенных поступило свыше 250 000 рублей, в 1942 г. – свыше 2 000 000 рублей, в 1943–1944 гг. – 25 000 000 рублей [5, с. 40].

Культурно-массовая работа с заключенными проводилось в более чем 1500 клубах и культурных уголках. К активной общественной работе было привлечено 77 000 заключенных. В лагерях и колониях  насчитывалось 2600 кружков художественного  творчества, которые за 3 года поставили и провели более 100 000 спектаклей, концертов и вечеров художественной самодеятельности. За это же время в клубах и культуголках состоялось свыше 110 000 киносеансов. Заключенные  могли  пользоваться   также 950 стационарными   и     передвижными    библиотеками   с   книжным   фондом в  400 000 экземпляров [2].

Несмотря на объективные трудности, проводившаяся в годы войны массово-политическая и культурно-воспитательная работа оказывала на заключенных значительное    воздействие. За эти годы в фонд обороны страны от осужденных поступило добровольных взносов более 40 млн рублей, значительное количество золотых и серебряных предметов. В самое трудное время для страны многие заключенные добровольно выражали желание пойти на фронт и после освобождения из ИТУ направлялись в действующую армию. Большинство из них мужественно и стойко сражались. Из 1250 человек, с которыми администрация ИТУ установила письменную связь, 14 бывших заключенных были удостоены звания Героя Советского Союза, 312 — награждены орденами и медалями, 91 освобожденному из мест лишения свободы было присвоено офицерское звание, 36 — приняты в ряды ВКП(б) [4, с. 451].

С окончанием войны ставилась задача по усилению культурно-воспитательной работы среди заключенных. Однако аппараты КВО и КВЧ были малочисленными и не могли как следует организовать воспитательный процесс. Их усилия сводились в основном к проведению культурно-воспитательных мероприятий. Не везде имелись условия для проведения клубной и библиотечной работы. Недостаточно уделялось внимания и организации спортивно-массовых мероприятий. Улучшить работу можно было за счет усиления помощи аппаратам КВО и КВЧ со стороны политических органов. В сентябре 1945 г. ГУЛАГ принимает решение возвратиться к прежнему порядку руководства культурно-воспитательными отделами и подчиняет их заместителям начальников политотделов [4, с. 451].

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что воспитательная работа в годы Великой Отечественной войны давала возможность заключенным повышать уровень политических и общеобразовательных знаний, способствовала развитию их самодеятельности и патриотизма, выполнению планов по выпуску продукции для нужд фронта и тыла, пополнению фонда обороны страны [3, с. 272].


Рецензенты:

Кириллова Т.В., д.п.н., профессор кафедры юридической психологии и педагогики, ФКОУ ВПО «Академия права и управления ФСИН России», г. Рязань;

Литвишков В.М., д.п.н., профессор кафедры юридической психологии и педагогики, ФКОУ ВПО «Академия права и управления ФСИН России», г. Рязань.


Библиографическая ссылка

Минжаева А.М. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20594 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674