Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Ященко Е.Ф. 1
1 НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов»
В статье представлены результаты исследования самоактуализационных и личностных качеств студентов направления подготовки «Социальная работа» на завершающем этапе обучения в вузе, позволяющие осуществить мониторинг интрапсихологических свойств студентов как сформированных общекультурных компетенций согласно ФГОС ВПО, утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2009 г. № 709. Выявлены взаимосвязи самоактуализационных характеристик и стилей межличностных отношений будущих социальных работников с ценностными, смысложизненными и карьерными ориентациями, рефлексивностью, уровнем субъективного контроля, интеллектом. Определена роль интеллекта в прагматичном отношении к жизни, выявлены высокая осмысленность жизни, интернальность, готовность нести ответственность, сотрудничать в сочетании с нетерпимостью к критике, переоценкой собственных возможностей, неразвитой рефлексивностью, ригидностью поведения, отсутствием синергичности и положительного отношения к человеку. Показаны перспективы самоактуализации личности будущих социальных работников с целью формирования общекультурных компетенций, обосновано состояние частичной личностной готовности к будущей профессиональной деятельности. Сформированность общекультурных компетенций оценена как частичная.
студенты.
профессиональное образование
социальная работа
рефлексивность
карьерные и смысложизненные ориентации
ценностные
личностные качества
межличностные отношения
1. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 2001. – 478 с.
2. Менщикова И.А. Факторы субъектной позиции профессионального самоопределения студентов университета / И.А. Менщикова, Е.Ф. Ященко // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12409 (дата обращения: 12.05.2015).
3. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 08.12.2009 г. №709.
4. Ященко Е.Ф. Самоактуализация и субъективное благополучие как социально-психологические проблемы профессионального образования: студенты и преподаватели университета // Вестник ЮУрГУ, серия «Психология». – Челябинск, 2012. – Вып.18, №31 (290). – С. 56-63.
5. Ященко Е.Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации: дис. … д-ра психол. наук. – ЯрГУ, 2006. – 454 с.

Сформированные общекультурные и профессиональные компетенции можно исследовать, как минимум, с двух сторон: с одной стороны, как интерпсихологические характеристики, то есть внешние, операциональные, которые могут проявиться только в процессе конкретной профессиональной деятельности; с другой, как интрапсихологические качества, то есть внутренние, собственно психологические, представляющие собой особенности личности.

В Приказе Минобрнауки России от 08.12.2009 г. №709 в разделе V Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Социальная работа», в пункте 5.1 указаны, в частности, общекультурные компетенции, среди которых следующие: быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовым нести за них ответственность (ОК-4); стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6); уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7) и т.д. [3].

В ФГОС также определены виды деятельности социальных работников. Бакалавр должен успешно решать профессиональные задачи в соответствии с видами своей профессиональной деятельности: социально-технологической, исследовательской, организационно-управленческой, социально-проектной [3]. В частности, социальный работник должен быть готов к личному участию в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности, организации бесконфликтного делового общения с сотрудниками и подопечными (клиентами) по проблемам социальной адаптации, абилитации и реабилитации; к личностно-ответственному участию в создании социально благоприятной среды инновационной деятельности организаций, учреждений, коллективов и служб социальной защиты населения и т.д. [3].

Одной из актуальных задач педагогического процесса в системе высшего профессионального образования является определение и оценка сформированности заданных общекультурных и профессиональных компетенций. На наш взгляд, психологическая наука способна осуществить подобный мониторинг, обеспечив тем самым и студентам стимул к дальнейшему самосовершенствованию и самоактуализации [2; 4; 5].

А.Г. Маслоу связывал процесс развития личности с наличием психического здоровья, являющимся «развитием и движением в сторону самоактуализации» [1], что позволяет рассматривать самоактуализацию как развивающуюся систему, как интегральное образование, которое одновременно имеет характеристики процесса, состояния, психического свойства, как метапотребность, но не сводимое ни к одному из них, представляя собой комплекс системных качеств, способствующих раскрытию внутреннего потенциала человека в процессе его социальной индивидуализации через осознание и осмысленность собственной жизни [4, с. 56-57; 5]. Самоактуализация может также рассматриваться как метасистема, репрезентирующая в системе личности, в частности, разные уровни проявления её социальной зрелости (высокий и низкий), разные типы личностной реализации в процессе самоактуализации (альтруистический и эгоистический) [4, с. 57; 5].

Целью нашего исследования является определение особенностей самоактуализации личности будущих социальных работников как сформированных общекультурных компетенций.

Предмет исследования - самоактуализационные и личностные качества будущих социальных работников (ценностные, смысложизненные и карьерные ориентации, макиавеллизм, уровень субъективного контроля, рефлексивность, интеллект, стиль межличностных отношений, компетентность во времени, внутренняя поддержка, креативность и т.д.).

Объект исследования - студенты 3 курса направления подготовки «Социальная работа» (квалификация «бакалавр») университета, 6 семестр, девушки и юноши в количестве 10 чел.

Гипотеза исследования: у студентов направления подготовки «Социальная работа» на завершающем этапе обучения в вузе в основном сформированы актуальные для будущей профессиональной деятельности самоактуализационные качества, ценностные, смысложизненные и карьерные ориентации, интеллект, личностные характеристики, обеспечивающие эффективные межличностные отношения и представляющие собой общекультурные компетенции.

Материал и методы исследования

В данном исследовании респонденты оценивали себя по 9 вербальным тестам (50 шкал), а именно: «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой, «Методика исследования макиавеллизма личности» В.В. Знакова, УСК Дж. Роттера, КОТ (краткий отборочный тест) В.Н. Бузина, «Методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности» А.В. Карпова, «Карьерные ориентации» Н.Н. Мельниковой, смысложизненные ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева, «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, самоактуализационный тест (САТ) Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Латинской.

Проводилась первичная статистика, вычислялись средние значения всех шкал, сигма, иерархизация показателей шкал, анализ документов, корреляционный анализ К. Пирсона.

Результаты исследования и их обсуждение

Определены следующие взаимосвязи показателей стилей межличностных отношений со шкалами исследования.

Анализ властно-лидирующего стиля межличностных отношений показал, что студенты 3 курса отличаются нетерпимостью к критике, переоценкой собственных возможностей (М=9,7 б.), при этом данный стиль отношений имеет 3 взаимосвязи: отрицательную с милосердием (r= - 0,70, p≤0,01) и 2 положительные - с социальной активностью (r= 0,59, p≤0,05) и процессом жизни (r= 0,63, p≤0,05). Студенты умеют радоваться жизни, ценят социальную активность, но, видимо, не для проявления милосердия по отношению к другим людям.

Показатель независимо-доминирующего стиля межличностных отношений (М=7,9 б.) характеризует студентов как уверенных и соперничающих и имеет 2 взаимосвязи: отрицательную - с отдыхом как ценностной ориентацией (r= - 0,74, p≤0,01) и положительную - со здоровьем (r= 0,60, p≤0,05). В своей активной позиции студенты определяют приоритет здоровья по сравнению с отдыхом.

Прямолинейно-агрессивный стиль межличностных отношений (М=8,1 б.) имеет взаимосвязь с познанием как ценностной ориентацией (r= 0,74, p≤0,01) и позволяет определить студентов как прямолинейных, настойчивых в достижении цели, искренних и непосредственных людей, стремящихся к познанию. Данная характеристика может способствовать эффективному решению профессиональных задач, если они войдут в систему мотивов будущих социальных работников.

Недоверчивый стиль межличностных отношений (М=5,9 б.) имеет одну обратную взаимосвязь с материальным благосостоянием как ценностной ориентацией (r= - 0,60, p≤0,05). Студентам присущи скептицизм, неконформность, понимание того, что данный стиль межличностных отношений не приводит к материальному благосостоянию.

Показатель покорно-застенчивого стиля (М=4,7 б.) обнаруживает 2 взаимосвязи: положительную - со здоровьем (r= 0,63, p≤0,05) и обратную - с прямолинейностью (r= - 0,72, p≤0,01), что позволяет характеризовать студентов как заботящихся о своём здоровье, достаточно скромных и склонных брать на себя чужие обязанности, что, несомненно, необходимо при оказании помощи социально незащищённым слоям населения.

Зависимый-послушный стиль межличностных отношений (М=4,7 б.) определяет будущих социальных работников как ищущих помощи и доверия со стороны окружающих, нуждающихся в признании. Данный стиль имеет 4 взаимосвязи с переменными исследования, и все они - шкалы теста «Карьерные ориентации»: со служением (r= 0,60, p≤0,05), мастерством (r= 0,59, p≤0,05), с вектором карьера «вглубь»  (r= 0,65, p≤0,05) и общей карьерной направленностью (r= 0,60, p≤0,05). Результаты позволяют отметить, что студенты на завершающем этапе обучения чётко осознают значение доверия и признания в карьере «вглубь», а именно: в «служении» и «мастерстве», что было записано в ОК-6.

Сотрудничающий-конвенциальный стиль межличностных отношений (М=5,9 б.) характеризует студентов как стремящихся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими, имеет 4 положительные взаимосвязи со шкалами исследования:  с высоким социальным статусом и управлением людьми (r= 0,58, p≤0,05), служением (r= 0,70, p≤0,05), карьерой «вглубь» (r= 0,67, p≤0,05) и зависимым стилем межличностных отношений (r= 0,74, p≤0,01). Данные результаты показывают психологическую готовность будущих социальных работников осуществлять социально-технологическую и организационно-управленческую деятельность.

Показатель ответственно-великодушного стиля межличностных отношений (М=5,5 б.) свидетельствует о желании студентов помогать окружающим, о развитом чувстве ответственности. Данный стиль имеет наибольшее количество взаимосвязей со шкалами исследования - 8: две отрицательные -  с высоким социальным статусом и управлением людьми (r= - 0,66, p≤0,05) и с независимостью (r= - 0,58, p≤0,05) - и шесть положительных - с прекрасным (r= 0,66, p≤0,05), с общей осмысленностью жизни (r= 0,76, p≤0,01), с целями на будущее (r= 0,72, p≤0,01), процессом жизни (r= 0,76, p≤0,01), локусом контроля-Я (r= 0,58, p≤0,05) и локусом контроля-Жизнь (r= 0,61, p≤0,05).

Данные результаты позволяют считать ответственный стиль межличностных отношений базовым при характеристике личностных качеств будущих социальных работников. В соответствии с общекультурными компетенциями студенты на завершающем этапе обучения в вузе принимают ответственность, готовность помогать окружающим, осознают свою жизнь как наполненную смыслом, ценят прекрасное, понимая несовместимость с перечисленными качествами высокого социального статуса и независимости.

Анализ ценностных ориентаций выявил несколько интересных значимых взаимосвязей с переменными исследования: прекрасное связано с отдыхом  (r= 0,76, p≤0,01), любовь - с милосердием (r= 0,73, p≤0,01), познание - с любовью (r= - 0,67, p≤0,05), высокий статус - с прекрасным (r= - 0,64, p≤0,05), социальная активность - с материальным благополучием (r= - 0,60, p≤0,05), здоровье - с материальным благополучием (r= 0,70, p≤0,05). Студенты понимают, что социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе не способствует материальному благосостоянию, стремление к высокому статусу не позволяет наслаждаться прекрасным, познание требует полного к себе внимания, что несовместимо с любовью, а материальное благополучие может поддержать здоровье. Однако при всём этом вызывает озабоченность несформированность рефлексивности как психического свойства (М=113 б., 3 стена, ниже среднего) будущих социальных работников. Рефлексивность имеет 2 взаимосвязи со шкалами исследования: с недоверчивым (r= - 0,60, p≤0,05) и сотрудничающим (r= - 0,78, p≤0,01) стилями межличностных отношений. На наш взгляд, только сформированная рефлексивность обеспечивает доверие как к себе, так и к окружающим, а также полноценное сотрудничество как с коллегами, так и с клиентами в социальной работе. Из четырёх субшкал рефлексивности ретроспективная и ситуативная рефлексивности имеют средние значения по 30 б., перспективная равна 36 б., коммуникативная - 33 б., что свидетельствует о меньшем интересе студентов к анализу прошлых событий и извлечению уроков из прошлого, невнимательности к настоящей деятельности, бόльшей заинтересованности в межличностном общении и, особенно, - в будущей деятельности. При этом мы помним, что согласно показателю властно-лидирующего стиля межличностных отношений студенты отличаются переоценкой собственных возможностей и некритичностью (ОК-7), что, возможно, присуще молодости, людям с хорошим интеллектом (КОТ, М=26,9 б.) и неплохой самооценкой. Необходимо отметить, что именно показатель шкалы самоуважения имеет максимальное среднее значение среди показателей всех шкал самоактуализационного теста (САТ) (М=53,53 б., где с 55 по 71 балл - высокий уровень самоактуализации (СА)). В целом о студентах 3 курса можно сказать, что они находятся в процессе самоактуализации, так как по базовым шкалам - компетентности во времени (М=47,89 б.) и внутренней поддержке (М=49,9 б.) - они имеют средний, нормальный уровень СА. Однако высокий уровень СА не был отмечен ни по одной шкале. Слабее всего у будущих социальных работников развиты положительное отношение к человеку (М=48,68 б.), компетентность во времени (М=47,89 б.), гибкость поведения (М=46,89 б.) и синергия, то есть целостное отношение к миру и людям (М=45,79 б.). Причем, именно у этих менее всего востребованных будущими социальными работниками самоактуализационных качеств имеются взаимосвязи с интеллектом - показателем теста КОТ: у шкалы гибкости поведения (r= 0,71, p≤0,01), синергии (r= 0,78, p≤0,01) и компетентности во времени (r= 0,74, p≤0,01). Можно предположить, что это характеристика рационального, прагматичного подхода к жизни умного человека. Студенты не владеют ситуативным проявлением самоактуализационных ценностей, не умеют реализовывать общечеловеческие ценности в повседневной жизни, достаточно прохладны к человеку вообще и его проблемам, показывая дихотомичность в выборе между рациональным и эмоциональным, материальным и духовным; больше склонны к познавательной активности (М=52,79 б.) и чувствительности к себе (М=52,16 б.).

Примечательны результаты, полученные по блоку межличностной чувствительности. Показатели шкал принятия агрессии и контактности дают оценку организационным и управленческим возможностям человека, способности добиваться своего, отстаивать свою точку зрения и глубоко понимать других людей, что требуется заданными компетенциями (ОК-3), (ОК-4). Показатель принятия агрессии (М=50,58 б.) имеет 5 внешних взаимосвязей со шкалами исследования: со здоровьем как ценностью (r= - 0,76, p≤0,01), с независимостью (r= 0,62, p≤0,05), с прямолинейностью (r= 0,58, p≤0,05), с недоверчивостью (r= 0,65, p≤0,05), с покорностью (r= - 0,70, p≤0,05). Также имеет 3 взаимосвязи со шкалами САТ: с внутренней поддержкой (r= 0,76, p≤0,01), с ценностными ориентациями (r= 0,78, p≤0,01) и чувствительностью к себе (r= 0,72, p≤0,01). Умение настоять на своём, противостоять авторитетам не способствуют здоровью и противоположно покорности, зато предполагает независимость, прямолинейность и проницательность. Такое поведение соответствует потребностям студентов, опирается на их ответственность за свои поступки (показатель шкалы внутренней поддержки М=49,9 б.) и входит в систему их ценностей.

Показатель шкалы контактности (М=49,32 б.) имеет 3 внешние взаимосвязи со шкалами исследования: с признанием как ценностью (r= - 0,78, p≤0,01), со здоровьем (r= - 0,71, p≤0,01) и с управлением как карьерной ориентацией (r= - 0,60, p≤0,05). Также имеет 2 взаимосвязи со шкалами САТ: с внутренней поддержкой (r= 0,62, p≤0,05) и гибкостью поведения (r= 0,74, p≤0,01). Будущие социальные работники ошибаются в определении мотивов поведения других людей, и это не приносит им признания и здоровья, а также не помогает в управлении людьми. Причём студенты это осознают: это связано с неумением вести себя гибко. В данном исследовании две шкалы позволяют оценить интернальность респондентов: это УСК (М=27,7 б., высокий уровень) и шкала внутренней поддержки (М=49,9 б., нормальный, средний уровень) в САТ. Полученные результаты характеризуют данных студентов достаточно интернальными, способными брать на себя ответственность за свои поступки.

Необходимо опять подчеркнуть определяющее значение интеллекта для данной выборки.

Значимые взаимосвязи интеллектуального показателя (КОТ) обнаружены со шкалами теста смысложизненных ориентаций (СЖО): с общей осмысленностью жизни (r= 0,65, p≤0,05), с целями (r= 0,72, p≤0,01), с локусом контроля-Я (r= 0,68, p≤0,05), с локусом контроля-Жизнь (r= 0,67, p≤0,05). Согласно полученным данным, понимание смысла жизни и планирование целей на будущее связано с хорошим интеллектом, который также помогает в саморазвитии и обустройстве окружающей жизни в соответствии со своими представлениями о смысле жизни. Студенты осмысленно проживают свою жизнь и могут помочь своим будущим клиентам - инвалидам, пенсионерам, безработным, безнадзорным детям и т.д. - обнаружить смыслы их жизни.

Выводы

1. Будущие социальные работники обладают хорошим интеллектом, способным обеспечить им полноценное обучение и развитие.

2. Студенты на завершающем этапе обучения в вузе обладают достаточно сформированной интернальностью, позволяющей им быть ответственными за свою жизнь.

3. Рефлексивность как психическое свойство и профессионально важное качество у будущих социальных работников не развита.

4. Приоритетными стилями межличностных отношений студентов являются сотрудничающий и ответственный в сочетании с нетерпимостью к критике и переоценкой собственных возможностей.

5. Педагогическому коллективу необходимо обращать внимание на формирование у студентов практических навыков общения с клиентами и коллегами, развивать гибкость поведения, эмпатию и положительное отношение к человеку.

6. Анализ самоактуализационных и личностных качеств студентов на завершающем этапе обучения в вузе показал, что общекультурные компетенции у будущих социальных работников сформированы частично.

Рецензенты:

Антоненко И.В., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и технологии», г. Москва;

Сизова Е.Р., д.п.н., профессор кафедры социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, и.о. ректора Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск. 


Библиографическая ссылка

Ященко Е.Ф. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20645 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674