Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ «ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ОЛИМПИЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Варфоломеева З.С. 1 Варфоломеев И.А. 1 Суринов И.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
В статье предложен авторский подход к разработке диагностического средства по оценке олимпийской образованности детей старшего дошкольного возраста, описана теоретическая модель диагностического средства по оценке уровня олимпийской образованности как интегрального результата олимпийского образования, включающего когнитивный, аксиологический и поведенческий компоненты. Представлены результаты оценки трудности и диагностической ценности заданий. По результатам эмпирической проверки тест-версии все задания теста вошли в его окончательную версию. В статье представлено описание программного обеспечения «Диагностическое средство по оценке олимпийской образованности детей старшего дошкольного возраста». Навигация по пользовательскому интерфейсу является интуитивно понятной и стандартной для данного типа программного обеспечения. Вопросы в тесте являются закрытыми.
олимпийская образованность
диагностическое средство
дети старшего дошкольного возраста
1. Авдеев А.Ю. Разработка и валидизация опросника изучения информационной культуры личности в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/11/5178 (дата обращения: 05.11.2014).
2. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М. 1982.
3. Бережницкая О.Н. Качество диагностического инструментария изучения нравственной позиции младших подростков: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 2010. – 26 с.
4. Варфоломеева З.С. Педагогическая диагностика олимпийской образованности детей: опыт разработки инструментария // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - №6; URL: www.science-education.ru/120-16290 (дата обращения: 27.06.2015).
5. Варфоломеева З.С., Суринов И.А. Теоретическая модель диагностического сопровождения программ олимпийского образования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Восток – Беларусь – Запад. Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в XXI веке: сборник научных статей XVII Международного симпозиума. – Могилев: Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова, 11-14 декабря 2014 г. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. – С. 30–33.
6. Варфоломеева З.С., Варфоломеева Е.В., Суринов И.А. Диагностическое средство по оценке олимпийской образованности детей старшего дошкольного возраста. Свидетельство о регистрации электронного ресурса №20655 от 10.12.2014. Государственная академия наук Российская академия образования, Институт научной и педагогической информации, Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование».

В условиях современной социально-педагогической парадигмы, которая определяет необходимость и возможность создания постоянно действующей системы олимпийского образования, разработка диагностического сопровождения программ олимпийского образования детей и подростков представляется важной научно-практической задачей.

В настоящее время разработано и широко используется в педагогической практике значительное разнообразие психолого-педагогических диагностических методик. Однако среди них отсутствуют предложения, связанные с диагностикой олимпийской образованности детей старшего дошкольного возраста, в том числе с помощью компьютерной диагностической программы.

Цель исследования – разработка программного обеспечения по диагностике олимпийской образованности детей старшего дошкольного возраста.

Материал и методы исследования. Проведенное ранее исследование [4] позволило теоретически обосновать содержание и средства педагогической диагностики олимпийской образованности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В данном исследовании использовались метод моделирования, математические методы.

Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе исследования нами была разработана теоретическая модель диагностического средства [5] (табл. 1).

Таблица 1

Модель диагностического средства по оценке олимпийской образованности детей старшего дошкольного возраста

Структура диагностического средства

Назначение, основное содержание

Примеры вопросов и заданий

Блок «Знания»: набор заданий по типу дидактического теста с выбором ответа

Оценка сформированности представлений о древних Олимпийский играх и современном состоянии олимпийского движения, в том числе в регионе, об олимпийской символике, о ценностях олимпийской культуры

«Покажи, какой из поединков относится к истории Олимпийских игр древности?» (предъявляются сюжетные картинки «бой гладиаторов», «средневековый рыцарский турнир», «теннисный турнир XIX века», «Олимпийские игры древности»)

Блок «Отношения»: набор вопросов по типу анкеты закрытого типа

Оценка сформированности эмоционально-ценностного отношения к спорту, соревновательной деятельности, правилам «честной игры»

«Оцени поступок мальчика. Он хочет победить в соревновании и поэтому незаметно толкает своего соперника» (сюжетная картинка, пиктограммы с «рожицами настроения «гнев», «радость», «равнодушие»»)

Блок «Поведение»: набор вопросов с выбором ответа по типу методики «Ситуации»

Оценка сформированности установки на соблюдение общечеловеческих моральных норм в реальном поведении

«Ты стал(а) победителем соревнований (и получишь награду за I место) в результате ошибки судьи. Об ошибке знаешь только ты. Как ты поступишь? а) скажу тренеру или судье об ошибке; б) никому не скажу о том, что произошла ошибка; в) после получения награды скажу только родителям; г) не знаю, как поступить» (картинки с соответствующими сюжетами-сценариями).

На основе предложенной модели была подготовлена тест-версия диагностического средства, эмпирическая проверка которой осуществлялась в ходе пилотажного тестирования. Пилотажный эксперимент позволил не только оценить уровень олимпийской образованности испытуемых (табл. 2), но и проверить качество диагностического средства.

Таблица 2

Распределение старших дошкольников по уровням олимпийской образованности, в %

Уровень

5-летние дети (n=37)

6-летние дети (n=57)

В целом (n=94)

Выше среднего

13,5

43,9

31,9

Средний

45,9

47,3

51,1

Ниже среднего

40,6

8,8

17,0

При анализе качества тестов мы учитывали имеющийся опыт разработки диагностического инструментария [1, 3] и исходили из того, что индекс эффективности для каждого задания должен располагаться в интервале от 0,25 до 0,75, приближаясь в среднем к 0,5 для всего опросника. Индекс меньший, чем 0,25, показывает, что задание неэффективно в связи с тем, что немногие обследуемые отвечают на него правильно, а индекс выше 0,75 указывает на то, что на данное задание получено слишком много правильных ответов [2].

Анализ качества разработанного инструментария проводился путем определения индекса эффективности и диагностической ценности каждого задания и теста в целом и дал положительный результат (табл. 3).

Таблица 3

Результаты оценки качества заданий теста для старших дошкольников, в %

Показатели качества задания

Номер задания

В среднем

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Индекс эффективности

0,29

0,33

0,54

0,48

0,75

0,47

0,72

0,38

0,65

0,41

0,48

Диагностическая ценность, %

64,7

44,5

44,5

44,5

20,2

36,4

26,3

38,4

30,3

42,5

37,2

 

По результатам эмпирической проверки все задания теста вошли в его окончательную версию [6].

Разработанное программное обеспечение (ПО) предназначено для определения актуального уровня олимпийской образованности детей старшего дошкольного возраста. Для запуска ПО рекомендуется использовать компьютер под управлением операционной системы семейства Microsoft Windows версии не ниже Windows XP, с тактовой частотой процессора не ниже 1,5 ГГц и объемом оперативной памяти не менее 256 Мб.

Навигация по пользовательскому интерфейсу является интуитивно понятной и стандартной для данного типа ПО. Вопросы в тесте являются закрытыми (рис. 1).

Рис. 1. Интерфейс программы

Некоторые вопросы являются различными для мальчиков и девочек (рис. 2, 3).

Рис. 2. Вопрос для мальчиков

Рис. 3. Вопрос для девочек

В конце тестирования выводится сообщение с результатами (рис. 4), а также формируется файл «Data.ini», который содержит результаты тестирования, которые могут быть в дальнейшем обработаны сторонними средствами (рис. 5).

Рис. 4. Результаты тестирования

Рис. 5. Файлы программы

Тестирование может быть остановлено в любой момент.

Заключение. По замыслу авторов, данное программное обеспечение может быть востребовано практикой образовательной и проектной деятельности дошкольных образовательных организаций

Рецензенты:

Денисова О.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой дефектологического образования, Череповецкий государственный университет, г. Череповец;

Изаак С.И., д.п.н., доцент, профессор кафедры физической культуры, Череповецкий государственный университет, г. Череповец.


Библиографическая ссылка

Варфоломеева З.С., Варфоломеев И.А., Суринов И.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ «ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПО ОЦЕНКЕ ОЛИМПИЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20667 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674