Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Джишкариани Т.Д. 1 Сиренко В.М. 2
1 ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал
2 ФГБОУ ВПО «Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России»
В работе проведен анализ педагогических условий эффективности патриотического воспитания как будущих педагогов, так специалистов службы МЧС России в системе вузовской подготовки. Сделан акцент на приоритетность воспитательной составляющей государственной политики в области образования РФ. Раскрыты теоретические основы духовно-нравственного и патриотического воспитания в контексте традиционной русской педагогики, также определены некоторые специфические стороны патриотического воспитания студентов, будущих педагогов и курсантов-спасателей. Особое внимание уделяется опыту работы в Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы ГПС МЧС России и Шуйском филиале ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» по реализации выдвинутых условий духовно-патриотического воспитания; также сделаны выводы по результатам исследования и представлены перспективы дальнейшего изучения проблемы.
«патриотизм как профессионально значимое качества личности специалиста МЧС и педагога»
«идеал»
«духовно-патриотическое воспитание»
«патриот»
«нравственность»
«духовность»
1. Джишкариани Т.Д. К вопросу реализации духовно-нравственного воспитания школьников в условиях ФГОС Научный поиск. - Журнал.- Шуя: изд- во ФГБОУ ВПО «ШГПУ». № 2.1 -2012. – С 12-16.
2. Джишкариани Т.Д., Сиренко В.М. Педагогические условия формирования духовно-нравственной личности будущего специалиста. Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/118-13947.
3. Методические рекомендации по организации патриотического воспитания в системе МЧС России. П.В. Плат 2012 г.
4. Осин А.К., Ломин С.А. Дидактические условия формирования самоорганизации учебной деятельности студентов //Успехи современного естествознания.- 2013.- № 10.- С. 135-136.
5. Осин А.К., Новиков А.В., Дубровин М.Е. Особенности адаптации выпускника школы к условиям военной службы //Международный журнал экспериментального образования.- 2010.- № 4.- С. 64-66.
6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».- Москва: Проспект, 2013.-160с.
7. Юдина Е.И. Введение в психолого-педагогическую деятельность. - М., 2003.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание будущих специалистов в современных условиях является одним из ключевых факторов модернизации всей системы образования. В государственной политике в области образования становятся приоритетными формирование таких ценностей, как духовности, гражданской ответственности, патриотизма, исторически сложившейся ментальности - национальной культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и реализации профессионального долга.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) на первом месте стоит «приоритет общечеловеческих ценностей», а среди его целей названо «формирование духовно-нравственной личности». Следует отметить, что впервые в истории отечественной системы образования в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) включен воспитательный компонент. Это позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у будущих специалистов гуманистических ценностей, патриотизма, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

К сожалению, в настоящее время система образования не в полной мере реализовывает возложенную на нее миссию - духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России. В связи с этим существует противоречие, возникшие между появлением широких воспитательных возможностей со стороны государственной политики в области образования и неполной их реализацией.

Исходя из этого, целью данного исследования является использование воспитательных возможностей образовательной политики страны для содействия процессу формирования духовно-нравственной личности будущего специалиста различных направлений образования. Для полного восприятия изучаемой проблемы и путей ее разрешения, считаем целесообразным раскрыть теоретические аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания и показать его роль в учебно-воспитательном процессе в контексте традиционной русской педагогики на примере студентов, будущих педагогов и курсантов-спасателей. Также изучить некоторые специфические стороны патриотического воспитания с учетом специфики их будущей профессии.  Исследование в этом направлении, проведение сравнительного анализа и обмен опытом, думаем, обогатит воспитательную компетентность профессорско-преподавательского состава, включенным в воспитательную работу ВУЗа.

Теоретические основы духовно-нравственного и патриотического воспитания в контексте традиционной русской педагогики. Российское педагогическое сознание имеет глубокие, многовековые исторические корни. Общая методология исследования проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания базируется на аксиологических принципах, отражающих национальные общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющих одну из существенных основ его стратегии в сфере образования; на важнейших положениях антропологии и культурологи, о приоритете метафизического начала над телесным, о воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры; на личностно-деятельностном подходе, основанном на аксиологическом аспекте, значимом для отдельной личности. Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имеют исследования по гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский); труды по педагогической аксиологии ( В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров); работы, касающиеся проблемы включения ценностей в содержание образования (И.Я. Лернер, В. Окунь). Большой вклад в осмысление проблемы формирования духовности, нравственности и патриотизма внесли работы христианских педагогов и ученых (В.В. Зеньковский,  арх. Иоанн. Маслов, Б.В. Ничипоров, Н. Пестов); творения святых отцов и учителей церкви (Иоанн Златоуст Феофан Затворник, Тихон Задонский и др.). Особый интерес представляют исследования, статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Д.С. Лихачев, И. В. Метлик, Т.И. Петракова, Л.В. Сурова, О. Янушкявичене и др.). [1]

Представим педагогическую взаимосвязь понятий «духовность», «нравственность», «патриотизм» как важнейших характеристик личности. «Духовность», «духовный» в толковом словаре В. Даля трактуется как: «Все относящееся к Богу, церкви, вере, также как все относимое к душе человека». Духовность - это обращенность человека к высшим ценностям - к идеалу; сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу. «Наиболее ценным качеством души, отличающим ее от окружающего мира, является ее духовность» - пишет относительно природы человеческой души схиархимандрит Иоанн Маслов [1].

«Нравственность» (или мораль) - представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Она регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. [5]

Нравственные законы регламентируют поведение человека, ставят человека перед лицом общества, в котором он живет. В сочетании духовность и нравственность составляют основу личности, где духовность - ценностная характеристика сознания, вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), что является основой нравственности. То есть, когда говорим о формировании личности человека, имеем в виду процесс его духовно-нравственного развития и воспитания. При этом следует отметить, что главное в человеке духовность. Духовность делает человека человеком. Она определяет нравственность как отдельного индивида, так и всего общества. От падения или возрастания духовности зависит уровень и глубина нравственности. Именно духовность доминирует в формировании человеческой личности.

Целью духовно-нравственного воспитания является духовное обновление человека, постепенное раскрытие и выявление творческих ресурсов личности. Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию человеком духовно-нравственных ценностей. [1].

Традиционный идеал воспитанности, опираясь на русскую классическую педагогику, предполагает воспитание следующих качеств души личности, которые определяют его поступки: благодарность, целомудрие, личная ответственность, патриотизм - любовь к Родине, стремление и навыки оказания помощи, послушание, сострадание, умение просить прощение и прощать, благожелательность ко всем людям и другие.

Понятие «патриотизм» - это нравственная категория и неотделимо от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который необходимо разрабатывать, исходя из новых условий и нужд современного общества.

В Федеральной целевой программе по патриотическому воспитанию граждан РФ, патриотизм понимается как: «Одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей и культурой, достижениями и проблемами».

Патриот, как известно, прежде всего, есть носитель искренней любви к своему народу, своей Отчизне, «...ревнитель о благе его, отчизнолюб» (словарь В. Даля).

В виду того, что для педагогов и спасателей главной профессиональной миссией является общественное служение, то все выше перечисленные нравственные качества личности вполне представляются профессионально значимыми. Педагоги и спасатели, соответственно, спасая душу и физическое здоровье людей, часто жертвуют собственной жизнью. Недаром людей этих профессий в народе называли «верными сыновьями и служителями Отечества». Проявление жертвенной любви и педагогов и спасателей во имя счастливой жизни другого человека в данном контексте есть проявление патриотизма.

Именно, воспитание чувства патриотизма является необходимым условием для формирования целостной нравственной личности человека. Поэтому главная задача ВУЗа создать эффективные условия для формирования духовно-нравственных качеств, главным образом, чувства патриотизма как профессионально значимого качества.

При этом, следует подчеркнуть, что воспитание, прежде всего, духовно-нравственное в любых его вариациях не может существовать без идеалов и понимание его педагогической сущности и значимости является основанием и сердцевиной всякой воспитательной системы.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан России, представлено определение национального идеала воспитанности, что задает смысл ценностных ориентиров в воспитательном процессе. «Современный национальный воспитательный идеал согласно Концепции - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Это сложная педагогическая проблема, так как выбор правильных ценностных ориентиров в процессе формирования личности специалиста требует от педагогов большой ответственности. Ориентируя студентов (курсантов) на духовно-нравственные, патриотические ценности, они, прежде всего, должны быть их носителями.

Важным является также осмысление педагогической значимости идеала в духовно-патриотическом воспитании. Идеал предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет цель деятельности, способ и характер поведения человека. Идеал - это и цель воспитания, и средство воспитания, и критерий воспитанности личности, и основной мотив самовоспитания и необходимый регулятор поведения, деятельности, источник всех видов активности - познавательной, трудовой, эмоциональной и т.п. Поэтому одна из главных воспитательных задач педагогов - формирование личностно-значимых идеалов, которые вызывают активное желание действовать, проявляя устойчивость волевых усилий.

К сожалению, большинство студентов Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы ГПС МЧС России и Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» не могут назвать имена тех, кем они могли бы гордиться. Причем 57% респондентов заявили, что в России нет людей, которыми можно гордиться, или не смогли вспомнить таковых. 100% патриотизм толкуют правильно, что это любовь к Родине, а из них 90% плохо представляют, в чем эта любовь может быть проявлена. Были опрошены всего 75 студентов 1 и 2 курсов. Это говорит о наличии проблемы среди будущих специалистов в сфере компетентного понимания патриотизма и возможно ее разрешение средствами воспитательного пространства ВУЗа.

Перед образовательными учреждениями системы МЧС и педвузов всегда стояла задача патриотического воспитания - воспитания всесторонне и гармонически развитой личности. Необходимой предпосылкой успеха в преодолении данной проблемы в учебно-воспитательной работе являются высокие нравственные качества офицера и профессорско-преподавательского состава. Чтобы умело воспитывать подчинённых, надо не только хорошо знать свое дело, но иметь еще «чистую душу». Под чистой душой подразумевается патриотизм, честность, правдивость, скромность, доброжелательность, трудолюбие, достойное поведение в быту и другие нравственные качества человека.

Военно-педагогический процесс - это целенаправленная деятельность всего педагогического состава образовательного учреждения. Основные цели, содержание, задачи, формы и методы воспитательной работы определены в концепции воспитания личного состава ГПС МЧС РФ, в организационно-методических указаниях воспитательной работы в ГПС МЧС на текущий год  и в плане подготовки ГПС МЧС на учебный год. [4]. Главным образом истоки патриотического воспитания на примерах боевой и трудовой славы включены в воспитательной системе обучения курсантов ВУЗов системы МЧС.

Патриотическое воспитание солдат и офицеров предполагается основывать на идеях защиты Отечества и интересов государства, идеях воинского долга и чести, верности знамени. Традиционно солдаты и офицеры при развернутом знамени дают торжественное обещание «во всем так поступать, как честному, верному, послушному, храброму солдату надлежит». Эти традиции унаследовали и части системы МЧС, образовательные учреждения системы МЧС. [4]. Эти традиции духовно следует укреплять через учебно-воспитательный процесс.

Что касается особенностей патриотического воспитания будущих педагогов, то это необходимое условие формирования их как личности и подготовки их к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию своих будущих учеников, что является частью их профессиональной компетентности.

Резюмируя вышесказанное можно заключить, что организация духовно-патриотического воспитания будущих специалистов в ВУЗе будет успешным, если будут созданы педагогические условия для:

  • повышения квалификации офицерского и профессорско-преподавательского состава ВУЗа по проблемам патриотического воспитания будущих специалистов.
  • организации комплекса воспитательных мероприятий в контексте патриотического воспитания специалистов в аудиторное и внеаудиторное время.
  • проектной деятельности студентов в рамках будущей профессии с целью формирования у них патриотических нравственных идеалов и ориентиров.

Об опыте реализации педагогических условий. Во-первых, для повышения воспитательной компетентности профессорско-преподавательского состава на базе Шуйского филиала ИвГУ были организованы курсы повышения квалификации по программе «Православная педагогика в ВУЗе» 72 ч. (май, 2015 год), является одним из механизмов грамотного включения элементов традиционных ценностей в учебно-воспитательный процесс. Во-вторых, были разработаны система воспитательных мероприятий в рамках авторской программы дисциплины выбора «Духовно-нравственное воспитание школьников» (с 2012-2013 учебного года реализуется в Шуйском филиале ИвГУ) - автор Джишкариани Т.Д. Программа ориентирована для бакалавров направления Педагогическое образование. В-третьих, в рамках программы студенты - будущие педагоги имеют широкие возможности разрабатывать всевозможные творческие проекты социально-педагогического характера. Например, разработанные студентами Шуйского филиала ИвГУ социально-педагогические проекты  «Профессиональные возможности будущих педагогов в утверждении семейных ценностей в России: равные-равным», «Педагогическая культура венценосной семьи» (по мотивам дневниковых записей семьи царственных мучеников - Николая II), социальные рекламы были отмечены дипломами и грамотами на конкурсах научных студенческих проектов. Активно принимают участие в организации и проведении культурно-просветительских мероприятий в ВУЗе и общеобразовательных организациях.

В конце учебного года был проведен повторный опрос среди студентов, освоивших авторскую программу и принимающих участие в творческих проектах. Сравнительный анализ результатов показал положительную динамику исследования. Все это подтверждает эффективность перечисленных педагогических условий формирования патриотизма и духовно-нравственной личности будущего специалиста.

Наше исследование продолжается и в дальнейшем авторами планируется провести аналогичную проектную деятельность со студентами - курсантами в ФГБОУ ВПО «Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России» с учетом специфики профессии.  Об анализе результатов  дальнейшего исследования будут представлены в следующих статьях авторов.

Таким образом, в условиях поиска новых альтернативных путей развития российского социума, процесс образования должен реагировать на происходящие изменения в обществе, создавая почву для будущего и исследование в данном направлении, проведение сравнительного анализа и обмен опытом, думаем, будет способствовать обогащению воспитательных возможностей профессорско-преподавательского состава, включенным воспитательную работу ВУЗа.

Рецензенты:

Муравьева Г.Е., д.п.н., профессор, профессор, заведующий кафедрой педагогики специального образования ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал, г. Шуя;

Шмелева Е.А., д.п.н, доцент, заместитель директора по научной работе ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал, г. Шуя.


Библиографическая ссылка

Джишкариани Т.Д., Сиренко В.М. ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20685 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674