Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ АБИТУРИЕНТАМИ О ВЫБОРЕ ВУЗА

Лебедева Н.С. 1 Нефедов В.В. 1 Ревин И.А. 1 Червоная И.В. 1
1 Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова
Статья посвящена исследованию специфики принятия решения о выборе высшего учебного заведения абитуриентами с целью совершенствования системы профориентационной работы в вузе. В центре внимания находятся особенности мотивации потенциальных студентов в момент принятия решения о выборе конкретного вуза, источники получения информации, категории людей, влияющих на принятие решения о профессиональном выборе. В результате анкетирования было выявлено, что большинство будущих студентов предпочитают в качестве источника получения информации живое общение с представителями вуза во время дней открытых дверей в вузах, встреч в школах. Однако важным источником сведений является также официальный сайт вуза и социальные сети. Выявлено, что важнейшую роль в профессиональном выборе играют родители. На основе полученных результатов сформулированы рекомендации по совершенствованию профориентационной работы.
профессиональный выбор.
субъекты профориентации
профориентационная работа в вузе
профориентация
высшее образование
1. Гуськова Н.Д., Неретина Е.А., Маколов В.И. Анализ конкурентных позиций национального исследовательского университета// Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - №1. - С. 6–11.
2. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М., 1983. – 63с.
3. Климов Е.А.Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.:Академия, 2010. - 496 с.
5. Сибилева Л.В., Артеменко Б.А. Анализ проблемы профориентации в теории и на практике // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. - URL: www.science-education.ru/121-17689 (дата обращения: 02.06.2015).
6. Чистякова С.Н. [и др.] Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: книга для учителя и социального педагога. - М.: Новая школа, 2004. - 108 с.
Образование считается сферой общественной жизни, от которой зависит развитие и потенциал общества и страны в целом. Речь идет не только о человеческом капитале в экономическом понимании, но и о научной деятельности, которая формируется благодаря передаче знаний, опыта, навыков и стремлению познать что-то новое, исследовать, открыть [1]. Получение высшего образования – это один из главных этапов социализации личности, формирующий мировоззрение. Скорость изменений, происходящих во внешней среде, побуждает высшие учебные заведения к поиску новых идей, построению систем и структур управления, адекватных требованиям рынков труда и образовательных услуг. Реформы социальной жизни в нашей стране существенно изменили ситуацию в области высшего образования, в системе жизненных ценностей, иерархии мотивов выбора профессии молодыми людьми.

Выбор абитуриентами вуза является задачей, от успешного решения которой зависит их дальнейшая судьба. Выпускник понимает, что образование является в настоящее время неотъемлемой составляющей всей его жизни. Поэтому спрос на образовательные услуги очень велик. Конкурентные преимущества обеспечивают себе те вузы, которые обладают высоким интеллектуальным потенциалом, позволяющим создавать уникальные компетенции и наращивать активы [1].

В последние годы среди высших учебных заведений развернулась конкурентная борьба за абитуриентов. Снижение количества выпускников школ, связанное с демографическим спадом, заставляет вузы привлекать в ряды своих учащихся абитуриентов с как можно большим количеством баллов.

Однако стремление заполучить студентов любой ценой не способно обеспечить учебному заведению безусловный успех. Студенты, попавшие в вуз случайно, в результате импульсивного решения, как правило,показывают отсутствие интереса, мотивации, низкие результаты в учебе и зачастую становятся вероятными кандидатами на отчисление. Поэтому вузы заинтересованы в привлечении таких студентов, которые осознанно и целенаправленно выбирают специальность и образовательное учреждение. Это требует дополнительных усилий по созданию системы профориентационной работы, которая бы учитывала особенности мотивации принятия решения, источников получения информации, категорий людей, влияющих на принятие решения о профессиональном выборе.

В современной педагогике термин «профориентация» рассматривается как целенаправленная социально-психологическая и педагогическая деятельность по подготовке молодежи к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, а также общественными потребностями в определенных профессиях, и представляющая собой единство практической деятельности и междисциплинарной теории[5; 6].

По мнению авторитетного специалиста в области профориентации Е.А. Климова, подрастающему поколению необходима качественная помощь в процессе профессионального самоопределения [3]. Он считает: «… важны не мероприятия по профессиональной ориентации сами по себе, а некоторые ценные приращения к сознанию, личности, психике школьников»[3, с. 6]. Поэтому профориентационную работу следует начинать заблаговременно. Эта идея лежит в основе принципа предварительной профориентационной работы со школьниками. Н.Ф. Гейжан и А.Йовайша в своих работах подчеркивают необходимость предварительной подготовки к профессиональному выбору, которая заключается в формировании профессиональных интересов в рамках учебного процесса профессиональной практики [2,с.47].

Еще одним условием эффективности профориентационной деятельности является полнота учета основных факторов выбора профессии.Здесь за основу можно взять «три кита» профориентации(по Е.А.Климову): учет желаний (хочу), возможностей (могу) и потребностей рынка (надо). Педагог, помогая принимать решение, должен научить учитывать три важнейшие составляющие профессионального выбора (рис. 1).

Рис. 1. Составляющие профессионального выбора

Что касается роли педагога в сфере профориентации, то многие исследователи (С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, Е.В. Титов) рассматривают роль современного педагога-профориентатора как фасилитатора, чья деятельность ориентирована «на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней» [4, с. 11].

Выделяют следующие субъекты профориентации.

·                              Конкретная самоопределяющаяся личность.

·                              Семья.

·                              Психолого-педагогическая наука в лице конкретных ученых и преподавателей, которые разрабатывают профориентационную проблематику.

·                              Психологические центры и службы.

·                              Образовательные учреждения, прежде всего школа.

·                              Профессиональные образовательные заведения.

·                              Фирмы, организации, предприятия.

·                              Органы управления.

·                              Государство.

Особенностью профориентационной работы в высшем профессиональном учебном заведении является то, что она направлена не на ознакомление с содержанием и требованиями к профессиям. Необходимо предоставлять информацию выпускникам о специальностях, по которым ведется подготовка,о проходных баллах,перспективах трудоустройства, преподавательском составе, а также дополнительные сведения о вузе (наличие общежития, организация культурных, развлекательных, спортивных мероприятий и др.).

Целью исследования стало изучение особенностей принятия решения о поступлении в ЮРГПУ (НПИ) им. М.И.Платова и выборе специальности абитуриентами для поиска новых возможностей профориентационной деятельности вуза.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) выявить источники получения информации о вузе;

2) изучить особенности мотивации принятия решения о поступлении в данный вуз,

3) определить категории людей, влияющих на принятие решения.

Среди студентов первого курса ЮРГПУ (НПИ) им. М.И.Платова было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 1000 респондентов. Каждому участнику опроса было предложено ответить на три вопроса анкеты:

1. Из каких источников Вы узнали о нашем вузе?

2. Почему Вы выбрали наш вуз?

3. Какую и где необходимо размещать информацию о вузе для оптимизации осведомленности абитуриентов?

Результаты исследования показали, что на вопрос «Из каких источников Вы узнали о нашем вузе?» 40% опрошенных ответили, что узнали о нем на официальном сайте, 15% - в социальных сетях, 30% - от друзей, 15% - от агитационной бригады вуза. Таким образом, 55% получили информацию с помощью Интернета, 45% - в результате общения. Это вполне соответствует современной тенденции широкого проникновения Интернета в жизнь молодежи. Поэтому необходимо как можно активнее использовать этот канал передачи сведений о вузе: размещение полной информации на официальном сайте ЮРГПУ (НПИ), создание групп в социальных сетях («Одноклассники», «Вконтакте», Facebook), размещение рекламы на других сайтах. Однако информирование в результате общения с представителями вуза, сверстниками также играет важную роль. Этоподтвердили ответы на третий вопрос анкеты.

На вопрос «Какую и где необходимо размещать информацию о вузе для оптимизации осведомленности абитуриентов?» ответы были следующими: 60% опрошенных считают, что необходимо приезжать в школы и рассказывать абитуриентам об условиях поступления в вуз; 20% считают, что следует обеспечить более частую трансляцию рекламы вуза по телевидению и радио; 8% рекомендуют создать официальную группу вуза в социальных сетях, а остальные 12% предлагают оставить все без каких-либо изменений. Таким образом, большинство молодых людей считают, что необходимо общение с представителями вуза, при этом можно не только получить полную информацию, но и задать вопросы.

Особенности мотивации выбора были выявлены при ответе на вопрос «Почему Вы выбрали наш вуз?». 70% респондентов ответили, что прислушались к мнению родителей, 10% от числа всех опрошенных выбрали наш вуз по рекомендации друзей, 10% отметили, что проходили по баллам, а остальные 10% являются жителями Новочеркасска, поэтому отдали предпочтение вузу родного города.Таким образом, можно сделать выводы о том, что мнение родителей по-прежнему играет важнейшую роль при выборе вуза, так как в возрасте 16-18 лет выпускникам зачастую не хватает жизненного опыта для того, что бы сделать правильный выбор, а сделать его поможет только полная информация о вузе. Поэтому родители также должны стать отдельной целевой аудиторией информирования об учебном заведении (на родительских собраниях, на дне открытых дверей в вузе и др.).

Как показало наше исследование, основным источником информации для выпускников послужил Интернет, а именно официальный сайт вуза с полным перечнем факультетов, направлений, контактной информацией, условий поступления и т.д. Но, несмотря на это, более 80% считают, что система информирования выпускников не идеальна. Так,участниками исследования было предложено чаще направлять агитационные бригады в школы, тем самым обеспечить живое общение выпускников с представителями вуза. Такой способ информирования потребует определенных затрат, но может быть оправдан.

Таким образом, профориентационная работа вуза может быть усовершенствована в направлении организации встреч, ознакомительных бесед с родителями выпускников, а также созданияинформационных материалов о ЮРГПУ (НПИ) им. М.И.Платова в сети Интернет.

 

Результаты работы получены при поддержке проекта № 2873 «Теория, методика и технологии профессионального образования по направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики», выполняемого в рамках базовой части государственного задания № 2015/143.

Рецензенты:

Шемет О.В., д.п.н., профессор, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск;

Рудакова И.А., д.п.н.,профессор кафедры педагогики и психологии факультета педагогики, психологии и коммуникативистики, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.


Библиографическая ссылка

Лебедева Н.С., Нефедов В.В., Ревин И.А., Червоная И.В. ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ АБИТУРИЕНТАМИ О ВЫБОРЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20702 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674